Рассказ "Красные сапожки."
материал по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Ёлка проснулась от раздражённого голоса мамы:
-Зачем ты купил сапоги? Это, по-твоему, хороший подарок ребёнку на Новый год? Да ещё резиновые. Зачем они ей сейчас, куда она их наденет? Почему ты никогда не посоветуешься?
Обычно мама ласково будит её и очень рано не потому, что она не успеет собраться в школу, а потому , что сама уходит на работу, когда ещё совсем темно, часов в шесть утра.
А сегодня в школу не идти.
Ёлка прислушивается – голоса папы почти не слышно, он что-то бубнит, объясняет или оправдывается, успокаивает маму. Денег постоянно не хватает, и он чувствует себя виноватым. Ёлке жаль папу. Наверное, в школе он был такой же нескладный и над ним смеялись мальчишки.
Голос мамы удалялся и был чуть слышен. Это она уже в сенях. Сейчас она пойдёт одна по снежной улице, немного наклоняясь вперёд против ветра, маленькая фигурка. Ёлке стало жалко маму. Она очень устаёт на работе, поэтому бывает раздражённой и ругается на папу.
Девочка выскользнула из-под одеяла, поёжилась, сразу сунула голые ноги в валенки и подошла к окошку. Но там ничего не было видно, только тёмная синева чуть пробивалась сквозь плотный морозный узор на стёклах.
Вообще-то папа обычно называет её Евлампией, особенно, если торжественный случай, или когда был недоволен, или на родительском собрании . Вот скоро на новогодний праздник соберутся гости, тёти и дяди, и папа попросит её почитать стихи – а ей-то и не жалко - пусть слушают, она ещё сочинит дюжину.
Скоро, скоро Новый год!
Дед Мороз к нам придёт.
Будут дети веселиться,
Будет в танце снег кружиться…ну и что-то в этом роде.
Зато папа с гордостью объявит: «Выступает Евлампия Павловна Пичужкина!» Кажется, более смешное и нелепое сочетание трудно придумать. А в классе все зовут её Ёлкой, мальчишки дразнят Метёлкой или Пичугой.
-Бр-р! Надо умываться, а вода ледяная! – Ёлка глянула в зеркало: на неё смотрела рыжая большеглазая девчонка с непослушными кудряшками, которые расчесать и заплести в косички могла только мама, но поскольку мама всегда занята, то Ёлка обычно ходила с хвостиками или так: она быстро провела расчёской по волне волос, ойкнула и …«так сойдёт».
Ёлка себе не нравилась, втайне завидовала красавице Ляльке – соседке по парте, которую обожали все мальчишки и даже учителя прощали ей невыученные уроки, а некоторые, например учитель истории, постоянно завышал оценки и называл «Лялечка». Но Ёлка не злилась на Ляльку – пусть, если она такая счастливая. Сейчас бы с удовольствием с ней поболтала. Вот уже неделю она сидит дома без дела: была сильная вьюга, теперь жуткий мороз. Ребятам из дальних деревень занятия отменили, потому что идти до школы далеко и в такую погоду опасно.
Девочка забралась на подоконник, поскребла иней на стекле, потом прижала палец к стеклу, подержала немного, пока ни вытаяло маленькое окошечко, в которое можно смотреть на улицу. Нет, ничего не видно. Скучно. Она спрыгнула с подоконника, немного послонялась по комнате: «Интересно, что купил папа? Конечно, нехорошо без разрешения. Но так хочется хоть одним глазком взглянуть, ведь это её подарок.Ёлка зашла в горницу. На столе стояла небольшая коробка, завёрнутая в фольгу. Девочка аккуратно развязала бант, развернула фольгу, подняла крышку и просияла от удовольствия. Ах, какие замечательные красные резиновые сапожки! Она всегда о таких мечтала. Все девчонки просто лопнут от зависти.
Надо срочно идти в школу! Ёлка быстро натянула чулочки, надела сапожки, притопнула сначала одной ногой, потом другой – очень хорошие, удобные сапожки. Какие-то пять километров до школы она мигом пробежит напрямик через речку по льду в таких лёгоньких сапожках. А учитель истории увидит, что она в любой мороз идёт в школу, потому что хочет учиться и никакая не лентяйка. Девочка быстро собрала портфель, накинула шубку, повязала плотно пуховый платок, как мама, надела шерстяные «бабушкины» рукавички и выбежала на улицу.
Мороз сразу обдал лицо словно кипятком, и щёки загорелись. Но Ёлке показалось, что сегодня совсем не так уж и холодно. Быстро перебирая ногами, она побежала по протоптанной тропинке к реке. Там по льду идти было легко, разбежишься и катишься, опять разбежишься…Лёд, словно голубое стекло, местами был переметён белыми снеговыми полосами, но большей частью ровный и гладкий, матово-синий в утреннем туманном свете.
Потом девочка через сугроб вышла на другой берег реки. Снег скрипел под ногами. Идти было легко. Дорога знакомая: каждый день в школу и из школы они с ребятами ходят по ней, где бегом, а где шагом. Плохо только, что в эти дни совсем замело дорогу. Колея была неровная, ноги разъезжались в стороны, проваливались в снег. Главное, чтоб под ногами было твёрдо – это наезженный путь. Девочка перелезала через замёты и снова искала дорогу. Надо быть очень внимательной, чтобы не потерять след и не сбиться с пути. Папа рассказывал не раз, как люди в голой снежной степи терялись и замерзали. Мороз щипал, кусал за щёки. Ёлка вглядывалась– на дороге могут быть кусочки сена или катышки, ведь здесь ездят на лошадях Но что это? Кустик. На дороге не должны расти кустики. Значит, она тоже в степи?
Ёлка повернула влево, немного прошла, потом повернула в другую сторону… Плохо, что совсем ничего не видно: всё бело кругом, и лёгкая позёмка тянется, вихрит по холмикам. Снежные змейки тянутся по сплошному белому полотну, а впереди кое-где чёрные пятна. Дальше – только белый снег. И совсем не видно огоньков. Это школьные окна светят: обычно вначале издалека бледно-жёлтые туманные огоньки, а чем ближе, тем ярче и больше, они как будто зовут быстрее бежать в тепло. Может, сегодня вообще никто не учится и школа закрыта? Нет, надо идти вперёд. Девочка нагнула голову, защищая лицо от жгучего ветра. А ветер усиливался, хлестал глаза снегом, ресницы залепило инеем. Ёлка закрывалась от него портфелем, щёки и глаза грела руками. А когда руки замерзали, немели, она снимала рукавички, дула поочерёдно на пальцы и упрямо шла вперёд. Это уже был не твёрдый наст дороги, ноги проваливались в холмики по колено, по пояс, она ползёт в снегу, поднимается и снова идёт. Ног она не чувствует. . «Падать нельзя, отдыхать нельзя, а то уснёшь и пропадёшь», - слышался ей голос папы. Кажется, она уже очень долго идёт.
Что-то тёмное впереди – человек или лошадь? А может, это папа её ищет? Девочка представила тёплую печку, маму и заплакала. Слёзы катились по её замёрзшему лицу, грея и холодя одновременно. Но она их как будто не замечала, продолжая механически идти вперёд.
Мальчишки! Это мальчишки-старшеклассники из соседней деревни. Тоже идут в школу.
_ Ты что, Пичуга, заблудилась? Поворачивай в другую сторону – ты ведь не в школу, а к нам в деревню направилась. Быстро иди за нами, не отставай!
- Ребята, да она совсем замёрзла, с ног валится. Может, понесём?
-Да нет, ей бежать надо! Гони её, гони!
Ёлка бежит, падает, её толкают в спину, трясут, поднимают за воротник, что-то говорят, тормошат. Жарко, ноги подгибаются, совсем не держат.
Вот она плывёт – или несут её?
……………………………………………………………………………….
Ёлочка, миленькая, очнись, открой глаза,- чей это голос? И её кто-то трёт и трёт очень сильно и больно щёки, руки, ноги – особенно больно. Ноги горят огнём. Пальцы жгут раскалённым железом. Но словно мягкая тёплая перина навалилась сверху – глаза открыть нет сил. Слышен гул, голоса ребят… «Что случилось?» - Ёлка открывает глаза и видит: над ней ёлка большая-большая , нарядная, блестящие шары, хлопушки, сверкающие гирлянды, дождик, и огоньки светятся, много огоньков! Скоро Новый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
книга "Сапожки для Серёжки"
Это новая книга стихов о детях и для детей. Материал для книги готовился на уроках, праздниках и внеклассных занятиях....
Конспект НОД "Как у нашей крошки маленьки сапожки!"
Данное занятие для детей II младшей группы....
Творческий проект "Уютная домашняя обувь: тапочки, сапожки"
Техника вязания крючком...
Праздник "Волшебные сапожки осени" для старшей и подготовительной групп
Ход мероприятия:Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие и поможем Царице Осени. Но сначала...
Мастер-класс: Изготовление национального бурятского сапожка.
Для дополнительной работы учителям технологии....