Разработка урока по литературе " Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Куракина Ольга Васильевна

Урок знакомит старшеклассников с поэтом Ф.И.Тютчевым и особенностями его творчества. Развивает навыки выразительного чтения с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образное мышление, создает условия для развития интереса к литературе. Формы учебной деятельности: групповая работа, беседа, чтение и анализ произведений. На уроке используется мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональный лицей «Краснодеревец» С-Пб

Урок-презентация по литературе на тему

"Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева"

Подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы:

 Куракина О.В.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Оборудование:

  1. презентация – Приложение1;
  2. музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;
  3. романс «Я встретил вас».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ход урока.

Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

  1 ученик

Детство.

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына
Какой бы дар принесть смогла! 
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

 2 ученик

Юность.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

3 ученик

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое – 
И сердцу стало так тепло…

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

Ещё недавно ходили пластинки с записью романса в исполнении И. Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря музыковедам удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поёт Козловский,- Леонид Дмитриевич Малашкин.

«Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

 4 ученик

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

 «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы.

5 ученик

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Она нас выслала вперёд!»

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветры тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя – 
Пламень белый и летучий
Окаймил её поля.

6 ученик

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

 7 ученик

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

8 ученик

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.

9 ученик

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернбнрг.

 10 ученик.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой.

Последняя любовь
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,--
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Учитель.

Философская лирика.

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море. Тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу.

Сон – способ проникновения к тайнам сущего, сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти.

Как океан объемлет шар земной, 
Земная жизнь кругом объята снами... 
Настанет ночь – и звучными волнами 
Стихия бьёт о берег свой.
Истинная жизнь человека – жизнь его души:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум…

Гражданская лирика
Счастлив, кто посетил сей мир 
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель…

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа – 
Край родной долготерпенья, 
Край ты русского народа!

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Слёзы людские, о слёзы людские, 
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые 
Неистощимые, неисчислимые, – 
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая, 
Глядит – а на весах у ней 
Вот эта книжка небольшая, 
Томов премногих тяжелей

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
  2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
  3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
  4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
  5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
  6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
  7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
  8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
  9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
  10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Куракиной О.В.

Слайд 2

Тютчев-дипломат и политик. Тютчев-поэт. Тютчев-Философ.

Слайд 3

Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии 23.11.1803г. В культурной старо-дворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.

Слайд 4

Отец Тютчева, Иван Николаевич, радушный,гостеприимный и добро- сердечный хозяин-помещик, не стремившийся к служебной карьере. Мать Тютчева, Екатерина Львовна, < урожденная Толстая > , Женщина умная,но нервная и впечатлительная.

Слайд 5

В раннем возрасте Тютчев обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению

Слайд 6

Тютчев получил хорошее домашнее образование,которым руководил С.Е.Раич-поэт-переводчик,знаток классической древности и итальянской литературы.

Слайд 7

Под влиянием своего учителя С.Е.Раича Тютчев рано приобщился к литературному творчеству: , Переводит из Горация. Пишет оду «На новый 1816 год». Публикует вольное переложение «Послание к Меценату».

Слайд 8

1819-1821г.г Тютчев учится в Московском университете. Слушает лекции профессора А.Ф.Мерзлякова по теории словесности и истории русской литературы.

Слайд 9

Окончив университет,Тютчев едет в Петербург и поступает на службу в Коллегию иностранных дел.

Слайд 10

В июле 1922 года,получив место сверхштатного чиновника русской миссии в Боварии Тютчев отправляется в Мюнхен. В 1836 г. в журнале «Современник» были напечатаны стихи Тютчева «Стихотворения из Германии».

Слайд 11

Мюнхенский период – пора светских успехов и сердечных мечтаний Тютчева. Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд,которой и посвятил стихотворения: «Я помню время золотое…» «Я встретил Вас и все - -былое…»

Слайд 12

1826 году Тютчев вступает в брак с Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер. В 1838 г., после смерти первой жены, Тютчев заключает брак с красавицей Эрнестиной Дернберг,урожденной баронессой Пфеффель.

Слайд 13

В 1843-50г.г. Тютчев выступает с политическими статьями: «Россия и запад» «Россия и Революция» «Россия и Германия»

Слайд 14

Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Николай I одобряет политические публикации поэта. В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел. В 1858г. Назначается председателем «комитета ценсуры иностранной».

Слайд 15

Художественный мир Тютчева: - пейзажная лирика - любовная лирика - философская лирика

Слайд 16

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Природа у Тютчева изменчива, динамична , очеловечена,одухотворена , многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Слайд 17

Любовь в творчестве Тютчева - «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. Е.А.Денисьева – последняя любовь Тютчева.

Слайд 18

«У Тютчева … поэзия была той психической средой,сквозь которую преломлялись сами собой лучи мысли и проникали на свет Божий…» И.С.Аксаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"...

Конспект урока по литературе."Жизнь и творчество Е.Стюарт"

Урок по творчеству Е.Стюарт может быть проведен в 6-9 классах...

Открытый урок по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Открытый урок посвящен жизни и творчеству А.С.Пушкина. Цели урока:Обучающие: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.С.ПушкинаРазвивающие: совершенствовать навыки литератур...

Урок по литературе "Жизнь и творчество А.А, Фета"

Разработка урока по литературе по творчеству А.А. Фета. Урок с использованием различных приемов и методово работы....

Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество А.П. Чехова" содержит основные  сведения из биографии писателя....

Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина"

Презентация используется на уроке литературы для знакомства обучающихся с биографией  поэта....

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Знакомство с биографией русского поэта Ф.И.Тютчева...