КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
на 2011-12 учебный год. (Учитель - Морозова М.Б.)
№ п\п |
Тема урока | Кол-во часов | К.Р. | Р.Р. | В.Ч. | НРК | Дата проведения |
Введение (1 час)
1 | 1. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1 |
|
|
|
|
|
Русская литература первой половины XIX века.
А.С. Пушкин (11 часов)
2 | 1. Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков | 1 |
|
|
|
|
|
3 | 2. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание | 1 |
|
|
|
|
|
4 | 3. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок | 1 |
|
|
|
|
|
5 | 4. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 |
|
|
|
|
|
6 | 5. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. | 1 |
|
|
|
|
|
7 | 6. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти | 1 |
|
|
|
|
|
8 | 7. Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме. | 1 |
|
|
|
|
|
9 | 8. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного) | 1 |
|
|
|
|
|
10 | 9.Татьяна – нравственный идеал Пушкина. | 1 |
|
|
|
|
|
11 | 10.Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. Лирические отступления. | 1 |
|
|
|
|
|
12 | 11.Развитие речи. Сочинение «Евгений Онегин» - роман в стихах. Вечность идей, отраженных в нём» |
|
| РР 1 |
|
|
|
М.Ю. Лермонтов (7 часов)
13 | 1. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина» |
1 |
|
|
|
|
|
14 | 2. Философские мотивы лирики. Тема Родины | 1 |
|
|
|
|
|
15 | 3. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | 1 |
|
|
|
|
|
16 | 4. Образ демона в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
|
|
|
17 | 5.. Развитие речи. Обучение анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова |
|
| РР 1 |
|
|
|
18 | 6. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного по теме. |
|
|
|
|
|
|
19 | 7. Развитие речи. Сочинение «Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире». (По роману «Герой нашего времени») |
|
| РР 1 |
|
|
|
Н.В. Гоголь (6 часов)
20 | 1. Слово о Н.В. Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор. | 1 |
|
|
|
|
|
21 | 2.Развитие речи. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. «Портрет». Тема творчества в повести. |
|
|
РР 1 |
|
|
|
22 | 3. «Мертвые души». Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора. Повторение. | 1 |
|
|
|
|
|
23 | 4.Развитие речи. Изложение с элементами сочинения (Отрывок из 2 главы поэмы «Мертвые души») |
|
| РР 1 |
|
|
|
24 | 5.Контрольная работа № 1. «Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя» |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
25 | 6.Внеклассное чтение. Героические и драматические страницы коми литературы. В.Т.Чисталёв. Рассказ «Трипан Вась». Стихотворения о природе. «Зимняя ночь», «Лиственница» |
|
|
| ВЧ 1 | НРК |
|
Русская литература второй половины XIX века
И.А. Гончаров (5 часов)
26 | 1. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» | 1 |
|
|
|
|
|
27 | 2. Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 |
|
|
|
|
|
28 | 3. «Обломов» как роман о любви | 1 |
|
|
|
|
|
29 | 4.Развитие речи. «Что такое «обломовщина?» Роман «Обломов» в зеркале русской критики. |
|
| РР 1 |
|
|
|
30 | 5.Внеклассное чтение. Поэма А.Размыслова «Первая любовь» |
|
|
| ВЧ 1 | НРК |
|
А.Н. Островский (7 часов)
31 | 1. Слово об А.Н. Островском. Личность и судьба драматурга | 1 |
|
|
|
|
|
32 | 2. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» | 1 |
|
|
|
|
|
33 | 3.Драма «Гроза». Нравственно - ценное и косное в патриархальном быту. | 1 |
|
|
|
|
|
34 | 4. Протест Катерины против «темного царства». | 1 |
|
|
|
|
|
35 | 5.Развитие речи. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу». |
|
| РР 1 |
|
|
|
36 | 6.Внеклассное чтение. А.Н. Островский «Бесприданница» | 1 |
|
| ВЧ 1 |
|
|
37 | 7.Развитие речи. Доклад на литературную тему «Проблема человеческого достоинства» (по творчеству А.Н. Островского) |
|
| РР 1 |
|
|
|
И.С. Тургенев (10 часов)
38 | 1. Слово о И.С. Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 |
|
|
|
|
|
39 | 2. История создания романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. | 1 |
|
|
|
|
|
40 | 3. Базаров — герой своего времени. Трагическое одиночество героя. | 1 |
|
|
|
|
|
41 | 4. «Отцы» и «дети» в романе. Духовный конфликт между поколениями. | 1 |
|
|
|
|
|
42 | 5.Испытание любовью. (Базаров и Одинцова). | 1 |
|
|
|
|
|
43 | 6.Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова» |
|
| РР 1 |
|
|
|
44 | 7. Развитие речи. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» и авторская позиция Тургенева. |
|
| РР 1 |
|
|
|
45 | 8.Развитие речи. Реферат «Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества» |
|
| РР 1 |
|
|
|
46 | 9.Внеклассное чтение. М.Н. Лебедев. Творческий путь писателя. Песни «Наша смелость», «Земля Коми», «Лунная ночь». Басни «Самовар», «Иван Иванович», «Колхозник Митропан». |
|
|
|
ВЧ 1 |
НРК |
|
47 | 10. Контрольная работа № 2. Зачёт по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева. |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
Ф.И. Тютчев (3 часа)
48 | 1. Страницы жизни Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») |
1 |
|
|
|
|
|
49 | 2. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…») | 1 |
|
|
|
|
|
50 | 3. Развитие речи. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Сопоставительный анализ стихотворений: «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» «Я встретил вас, и все былое…», |
|
| РР 1 |
|
|
|
А.А. Фет (4 часа)
51 | 1. Страницы жизни А.А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…») | 1 |
|
|
|
|
|
52 | 2. Стихи о любви А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. | 1 |
|
|
|
|
|
53 | 3.Развитие речи. Эволюция пейзажной живописи в русской поэзии (Некрасов, Суриков, Никитин, Кольцов, Тютчев, Фет). |
|
| РР 1 |
|
|
|
54 | 4.Контрольная работа № 3. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
Н.А. Некрасов (7 часов)
55 | 1. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. «Еду ли ночью по улице темной…» | 1 |
|
|
|
|
|
56 | 2. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») |
1 |
|
|
|
|
|
57 | 3. Н. А. Некрасов о поэтическом труде : «Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О, муза! Я у двери гроба…» | 1 |
|
|
|
|
|
58 | 4. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 |
|
|
|
|
|
59 | 5. Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
|
|
|
|
|
60 | 6. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы | 1 |
|
|
|
|
|
61 | 7.Развитие речи. Особенности языка поэмы. Аналитическая работа с текстом. |
|
| РР 1 |
|
|
|
М.Е. Салтыков – Щедрин (3 часа)
62 | 1. Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок | 1 |
|
|
|
|
|
63 | 2. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников |
1 |
|
|
|
|
|
64 | 3.Внеклассное чтение. Героические, драматические и лирические страницы коми литературы. Ф. Абрамов «Деревянные кони», Г. Федоров «Деревенское утро» |
|
|
| ВЧ 1 | НРК |
|
Л.Н. Толстой (13 часов)
65 | 1. Жизнь и судьба Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути | 1 |
|
|
|
|
|
66 | 2.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого | 1 |
|
|
|
|
|
67 | 3. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. | 1 |
|
|
|
|
|
68 | 4. Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 |
|
|
|
|
|
69 | 5. Женские образы в романе «Война и мир» | 1 |
|
|
|
|
|
70 | 6.Развитие речи. Семья Ростовых и семья Болконских. Характеристика образов. |
|
| РР 1 |
|
|
|
71 | 7. Тема народа в романе «Война и мир». Анализ эпизодов. | 1 |
|
|
|
|
|
72 | 8.Развитие речи. Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика. |
|
| РР 1 |
|
|
|
73 | 9.Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н. Толстого. |
|
| РР 1 |
|
|
|
74 | 10. Истинное и ложное в романе «Война и мир» | 1 |
|
|
|
|
|
75 | 11. Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения | 1 |
|
|
|
|
|
76 | 12.Развитие речи. Семинар «Взгляды Толстого на смысл жизни» (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). |
|
| РР 1 |
|
|
|
77 | 13.Контрольная работа № 4. «Творчество Л.Н. Толстого» |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
Ф.М. Достоевский (9 часов)
78 | 1. Слово о Ф.М. Достоевском. Жизнь и судьба писателя | 1 |
|
|
|
|
|
79 | 2. Петербург Ф.М. Достоевского | 1 |
|
|
|
|
|
80 | 3. История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные» и «оскорбленные» в романе | 1 |
|
|
|
|
|
81 | 4. Теория Раскольникова и истоки его бунта | 1 |
|
|
|
|
|
82 | 5. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов) | 1 |
|
|
|
|
|
83 | 6. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. | 1 |
|
|
|
|
|
84 | 7. Эпилог романа. | 1 |
|
|
|
|
|
85 | 8.Развитие речи. Сочинение «Что формирует судьбу человека?» (По роману «Преступление и наказание») |
|
| РР 1 |
|
|
|
86 | 9..Контрольная работа № 5. «Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание». |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
Н.С. Лесков (3 часа)
87 | 1. Художественный мир Н.С. Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. | 1 |
|
|
|
|
|
88 | 2.Внеклассное чтение. Изображение жизни и быта коми деревни в творчестве В. Юхнина. Роман «Алая лента» |
|
|
| ВЧ 1 | НРК |
|
89 | 3.Внеклассное чтение. Любовь и семья в романе В. Юхнина «Алая лента» |
|
|
| ВЧ 1 | НРК |
|
А.П. Чехов (8 часов)
90 | 1. Личность и судьба А.П. Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) |
1 |
|
|
|
|
|
91 | 2. Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». | 1 |
|
|
|
|
|
92 | 3. Особенности драматургии А.П. Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда | 1 |
|
|
|
|
|
93 | 4. Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» | 1 |
|
|
|
|
|
94 | 5.Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение А.П. Чехова. |
|
| РР 1 |
|
|
|
95
| 6.Контрольная работа № 6. «Творчество русских писателей второй половины XIX века» |
| К.Р. 1 |
|
|
|
|
96 | 7.Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей |
|
|
| ВЧ 1 |
|
|
97 | 8. Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века (презентация проектов, творческих работ). | 1 |
|
|
|
|
|
Зарубежная литература (5 часов)
98 | 1.У.Шекспир. «Гамлет» - выражение трагических противоречий, идеалов Возрождения и реальной действительности. (Обзорное чтение и обсуждение) | 1 |
|
|
|
|
|
99 | 2.И.В. Гёте. «Фауст» -выражение передовых идей эпохи Просвещения. | 1 |
|
|
|
|
|
100 | 3.О. Бальзак. «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. | 1 |
|
|
|
|
|
101 | 4. Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» | 1 |
|
|
|
|
|
102 | 5.Внеклассное чтение. Литература на современном этапе. Обзор произведений последних лет. |
|
|
| ВЧ 1 |
|
|
Планирование уроков литературы в 10 классе
По программе – 102 часа
Контрольные уроки – 6
Развитие речи – 20 (из них классные сочинения – 8)
Внеклассное чтение – 8 ( из них НРК – 6 )
№ п\п |
Тема раздела | Кол-во часов | Уроки контроля | Уроки развития речи | Уроки внеклассного чтения | НРК |
1 | Введение | 1 |
|
|
|
|
2. | Русская литература первой половины XIX века (24 часа) Пушкин А.С. |
11 |
|
1 |
|
|
3 | Лермонтов М.Ю. | 7 |
| 2 |
|
|
4 | Гоголь Н.В. | 6 | 1 | 2 | 1 | 1 |
5 | Русская литература второй половины XIX века (77 часов) Гончаров И.А. |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
6 | Островский А.Н. | 7 |
| 2 | 1 |
|
7 | Тургенев И.С. | 10 | 1 | 3 | 1 | 1 |
8 | Тютчев Ф.И. | 3 |
| 1 |
|
|
9 | Фет А.А. | 4 | 1 | 1 |
|
|
10 | Некрасов Н.А. | 7 |
| 1 |
|
|
11 | Салтыков – Щедрин М.Е. | 3 |
|
| 1 | 1 |
12 | Толстой Л.Н. | 13 | 1 | 4 |
|
|
13 | Достоевский Ф.М. | 9 | 1 | 1 |
|
|
14 | Лесков Н.С. | 3 |
|
| 2 | 2 |
15 | Чехов А.П. | 8 | 1 | 1 | 1 |
|
16 | Зарубежная литература | 5 |
|
|
|
|
Перечень контрольных работ и классных сочинений по литературе в 10 классе.
I четверть
1.Сочинение «Евгений Онегин» - роман в стихах. Вечность идей, отраженных в нём».
(По роману А.С. Пушкина).
2.Сочинение «Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
II четверть
1.Изложение с элементами сочинения (Отрывок из 2 главы поэмы «Мертвые души»)
2.Контрольная работа № 1. «Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя»
3. Доклад на литературную тему: «Проблема человеческого достоинства» (по творчеству А.Н. Островского)
4. Реферат «Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества»
5.Контрольная работа № 2.
Зачёт по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева.
III четверть
1. Контрольная работа № 3.
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
2.Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н. Толстого.
3. Семинар «Взгляды Толстого на смысл жизни». (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
4. Контрольная работа № 4.
«Творчество Л.Н. Толстого».
IV четверть
1.Сочинение «Что формирует судьбу человека?» (По роману «Преступление и наказание»)
2.Контрольная работа № 5.
«Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание».
3. Контрольная работа № 6.
«Творчество русских писателей второй половины XIX века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 6 класс
Примерная программа по учебным предметам. Литература. Программа основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Программа по литературе к учебнику для 5 класса общеобразова...
Календарно - тематическое планирование уроков литературы 9 класс.
Календарно - тематическое планирование к учебнику литературы под редакцией Коровиной с включением воспитательного содуля....