урок литературы
презентация к уроку литературы (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Александр Сергеевич Пушкин
«Зимнее утро»
Цель урока:
- знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»
- анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;
- работа над выразительным чтением стихотворения;
- воспитание интереса к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие культуры устной речи.
Словарная работа: пейзаж, антитеза, анафора, аллитерация.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции русских художников-пейзажистов Шишкина, Васильева, Саврасова, Степанова, Грабаря, Юона; презентация, карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Подготовка к восприятию нового материала. Слайд 1
- Ребята, какое время года изображено на картине Юона? (Зима)
-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже? (пасмурно, холодно, голый лес)Слайд 2
- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает? (светлое, радостное) Почему? (солнечный день, снег сверкает, искрится).Слайд 3,4
- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве? (пейзаж). Слайд 5,6
Слайд 7
- Вспомним с вами недавно изученное стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Почему снег «печальный»? слайд 8
- А сегодня мы с вами познакомимся с новым поэтическим произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».слайд 9
Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо. Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.
III. Анализ стихотворения
1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.). слайд 10
2.
— Какое чувство передано в этом стихотворении? (радостное, веселое)
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. Слайд 11
— К кому обращается поэт?
— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. «Друг прелестный», «мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»). Слайд 12
Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок») — богиня зари
Вторая часть. Слайд 13
— Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные». Слайд 14
Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. (Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой) Слайд 15
— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?
— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.(работа с карточками)
3-я и 4-я строфы. Слайд 16
— Можно ли их объединить?
— Какое настроение стремится передать в них автор?
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)
— С чем сравнивается снег? Почему?
— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Слайд 17 .Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) Слайд 18
— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?(передает ощущение нарядности, праздности природы).
-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой; «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»).
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе поэт использует эпитеты: «с веселым треском трещит затопленная печь»)
4-я строфа.
— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Слайд 19 .Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Слайд 20
Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.
3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)
— Разговорные, диалектные.
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)
- С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)
- Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)
- Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
— Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы? ( «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим).
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.
4. Стихотворный размер. Слайд 21
— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
Схема: — / — / — / — /…
То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.
— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.) Слайд 22
IV. Работа по группам
— Итак, какое же общее настроение стихотворения?
— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов
(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)
Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.
— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)
— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)
Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий. Слайд 23
А — густо-красный
Я — ярко-красный
О — светло-желтый или белый
Е — зелёный
Ё — жёлто-зелёный
Э — зеленоватый
И — синеватый
Ю — голубоватый, сиреневатый
И — синий
У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
- Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.
Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
V. Работа по выразительному чтению стихотворения.
— Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?
— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?
— Звуки 4-й строфы. Что они передают?
— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
VI. Подведение итогов
Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», вспомнили, что такое эпитет, сравнение и олицетворение, познакомились с такими средствами выразительности, как антитеза, аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.
- Так почему же при чтении стихотворения у нас возникает чувство радости?
(При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно).
VII Выставление оценок. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро". Слайд 24
2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроклитературы 5 класс
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....