Внеклассное мероприятие "Мы начинаем открывать для себя Чехова"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Мероприятие помогает открыть для учащихся А.П.Чехова, писателя и человека; понять, что было главным в отношении писателя к людям, природе, его характере; побудить детей к размышлениям о себе, о своем характере, о самовоспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryvaem_dlya_sebya_chehova.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 7-9 класса.
Тема: «Мы начинаем открывать для себя А.П.Чехова» (Слайд №1).
Цели мероприятия:
- открыть для учащихся А.П.Чехова, писателя и человека;
- понять, что было главным в отношении писателя к людям, природе, его характер;
- побудить детей к размышлениям о себе, о своем характере, о самовоспитании.
Оборудование урока:
- презентация Microsoft Power Point;
- мультимедийный проектор.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1)Вводное слово учителя (звучит «Баркарола» П.И.Чайковского).
Каждый художник слова, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая для нас книга. Вглядитесь в лицо (Слайд № 2).
Чтобы понять А.П.Чехова как человека недостаточно видеть его таким, каким он запечатлен на портрете последних лет: в пенсне, с утомленным лицом. Ведь болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Он прожил всего 44 года.
Я хочу предложить вам небольшую задачу. Прослушайте отрывок из воспоминаний А.Сереброва, находившегося рядом с больным (Слайд № 3): «…Чехов болен. Ночью проснулся от близкого ужасного грохота. За окном шумела гроза. И вдруг я услышал звук еще более резкий и низкий. Бросился в комнату Чехова и застыл на пороге. Чехов сидел на постели. Лицо его было бледно, страшно и без привычного пенсне, детски беспомощно. Он был слаб и задыхался от кашля. Вдруг он увидел меня, повернулся и сказал своим мягким ровным голосом…»
Что, по-вашему, мог сказать больной умирающий Антон Павлович?
После ответов учеников зачитываю правильный ответ (Слайд № 3 - щелчок): «…Я мешаю вам спать, простите, голубчик».
Как раскрывает характер Чехова этот эпизод? ( Человек очень тактичный, следующий правилам высокой морали и этики, а значит, хорошо воспитанный, интеллигентный.)
Что значит быть воспитанным, интеллигентным человеком?
2)Сообщения учащихся 9 класса.
1 ученик: Среди писем А.П.Чехова к брату Николаю есть одно, которое можно назвать кодексом морали, правилами поведения воспитанного человека. Вот выписки из письма (Слайд № 4,5,6):
«Воспитанные люди, - писал двадцатишестилетний Антон Павлович, - по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
- Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
- Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они ночей не спят, чтобы платить за братьев-студентов, одевать мать…
- Они уважают чужую собственность и потому платят долги.
- Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
- Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними…
- Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки.. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
- Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…Они горды своим талантом…
- Они воспитывают в себе эстетику… Они не трескают походя водку… Пьют они только когда свободны, при случае…
Таковы воспитанные люди…Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из «Фауста»…Тут нужны беспрерывный дневной о ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…Тут дорог каждый час…»
2 ученик: «Надо себя дрессировать,» - говорил Чехов. Дрессировать, предъявлять к себе высокие моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены, - здесь основное содержание его жизни, и эту роль он любил больше всего – роль собственного своего воспитателя.
Только этим путем он приобрел нравственную свою красоту – путем упорного труда над собой.
Когда его жена (Слайд № 7) писала ему, что у него мягкий, уступчивый характер, он ответил ей: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и прочее, прочее, но я привык себя сдерживать, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
3)Слово учителя.
Действительно, это был человек, который сделал себя сам. Это был человек, который в свое время и сейчас напоминал, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Сегодня мы постараемся понять, что было главным в его детстве, в отношении к природе, что помогло ему остаться человеком, несмотря на жизнь, которая, по словам И.А.Бунина, была перегружена страданием, лишениями, трудностями. А на следующих уроках литературы окунемся в мир чеховских рассказов, озорных, веселых, исполненных искрометного юмора.
(Слайд № 8) «Три замечательных художника неразрывно связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собою Россию: это Чехов, Чайковский и Левитан», - говорил К.Г.Паустовский.
Поэтому открыть нам Чехова помогают композитор П.И.Чайковский и художник И.И.Левитан. Музыка доскажет то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Она поможет понять внутренний мир Чехова.
4)Сообщение учащейся 7 класса об отношении Чехова к природе (звучит «Март» из цикла П.И.Чайковского Времена года»).
3 ученица: Чехов любил природу, но не просто любовался ею. Еще гимназистом он посадил в Таганроге небольшой виноградник. А в Мелихове им были посажены тысячи вишневых деревьев, засеяны голые (Слайд № 9) участки кленами, елями, вязами, дубами.
В нем никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить. Поселившись в Крыму, он с увлечением сажает и черешню, и шелковицу, и пальмы.
По словам его жены, Чехов не выносил, когда в его присутствии срывали цветы. В каждом цветке он чувствовал личность, характер, индивидуальные качества.
5)«Она мой шедевр». Повесть Чехова «Степь». Рассказ учителя.
В 1888 году Чеховым написана повесть «Степь», с которой он вошел в «большую» литературу. Сюжет повести великолепно изложил Б.К.Зайцев в биографическом романе (Слайд № 10): « "Степь" – это русский юг, мальчика Егорушку везут учиться в большой город. Едут втроем, в бричке: дядя мальчика Кузьмичев, священник отец Христофор и сам Егорушка…Просто описание поездки…Жара, пейзаж, купанье, ночь, еврейская корчма, гроза, обоз возчиков…Егорушка доезжает куда надо, его сдают нахлебником – тем дело и кончается».
Мастерски изложив основные события, Зайцев дает оценку: « "Степь" просто поэзия, …надо любоваться». Повесть как бы выплыла из глубины детства, из детского изумления перед громадой, красотой и тайной окружающего мира, страхом перед ним. Умысел души, а не умысел ума! Просматривается и философская идея: человек и мир созданы для того, чтобы быть в родстве. Но в повести между ними разлад. Люди не чувствуют красоты степи, красоты мироздания. Идея разрыва, распада связей человека и природы, человека с самим собою, с другими людьми – это и есть общая идея Чехова. Эта общая идея пройдет от повести до последней комедии «Вишневый сад».
По духу близки личности и творчеству А.П.Чехова пейзажи И.И.Левитана. Не случайно художник был одним из лучших друзей писателя.
6) А.П.Чехов и И.И.Левитан. Сообщение учащихся 8 класса (звучит «Апрель» из цикла П.И.Чайковского Времена года»).
4 ученик: Природа в творчестве Левитана – не бесстрастный объект живописи. Она живет в его полотнах, в ней слышится и грусть, и радость, и философские раздумья художника, и его тоска, и тихое умиротворение. С Левитаном в русскую живопись входит пейзаж настроения, природа, одухотворенная, исполненная сложной и богатой внутренней жизнью, отвечающей душевному состоянию и настроению человека.
Левитан умел видеть и самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок, стремительному ручейку, пробивающему дорогу в снежные сугробы, мартовскому солнцу, игре света в березовой роще, бодрящему ветру волнения просторов. Его картины (Слайд № 11) «Весна – большая вода», «Золотая осень», «Свежий ветер», «Март», «Осень. Охотник» принадлежат к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в русской живописи. И в то же время радость у Левитана особенная, по-левитановски грустная.
5 ученица: Три проведенных вместе лета навсегда сдружили писателя и художника. Пейзажи Левитана и описания природы Чехова передают не только ее красоту, они полны чувства родины, тех мыслей и настроений, которые вызывает природа в человеке.
Иногда, захватив с собой собаку Весту, художник уходил на целые дни охотиться в лес. Частым спутником в этих скитаниях был Чехов. Они ночевали в лесу, вели нескончаемые беседы у костра.
Порою на друзей находила, как говорили домашние, дурь. Казалось, что А.П.Чехов снова стал озорным гимназистом. Вымазав лицо сажею, Левитан и Чехов наряжались в бухарские халаты, сооружали из полотенец подобие чалмы и разыгрывали перед сидящими на балконе зрителями сцены из жизни бедуинов. На поляну перед домом въезжал верхом на солее Левитан, расстелив на земле ковер, начинал молиться – творить намаз. Зрители давились то смеха, слушая несусветную тарабарщину, которую он распевал истошным голосом.
Все эти чудачества не мешали художникам плодотворно работать. Такие перевоплощения на некоторое время возвращали взрослых людей в детство.
7)Детство А.Чехова. Сообщения учащихся 7 класса (звучит адажио из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского).
6 ученица: А.П.Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (Слайд № 12) в купеческой семье. (Слайд № 13) Отец, Павел Егорович, был человеком деспотичного нрава, неуравновешенным, поборником старых порядков, согласно которым надо повиноваться власти, уважать тех, кто богат и имеет деньги. Он имел бакалейную лавку и заставлял своих сыновей находиться в ней для хозяйского глаза. Чащу всего страдал Антон: наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок. Павел Егорович искренне верил в то. Что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы. Как-то Антоша спросил у товарища, часто ли его секут дома, и, услышав, что его никогда не секут, очень удивился и не поверил мальчику. Но на всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, уни жжения, беспомощности, которое испытывал, когда отец его наказывал. Позднее А.П.говорил: «В детстве у меня не было детства».
7 ученица: Душою семейства была мать – Евгения Яковлевна. Дети очень любили свою маму. Она как-то умела смягчать суровый нрав отца, вносила в их жизнь много ласки, уюта, смогла объединить семью, сплотить ее вокруг себя.
Когда Антону исполнилось 8 лет, его отдали в гимназию (Слайд № 14), где учились его старшие братья. Учебное заведение ему не понравилось. Веселому, подвижному мальчику неуютно было в больших холодных классах, скучно сидеть на уроках. Чехов не блистал в учебе: в 3 и 5 классах просидел два года. Духовное его созревание шло помимо гимназии.
8 ученик: Антону было 14 лет, когда его братья уехали в Москву, через год туда же переехала вся семья. Антон и брат Иван остались в Таганроге – им надо было закончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону угол за уроки, которые он должен был давать его племяннику. Иван переехал к тете, а Антон остался жить в родном доме, который стал для него чужим. Надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве.
Самостоятельная одинокая жизнь давалась Чехову нелегко. В борьбе с трудностями он становился мужественнее, взрослее. Вот в это-то время вполне проявились главные черты характера: мудрая сдержанность, умение вести себя с достоинством, вызывать к себе уважение. За эти качества в людях Чехов будет бороться всю жизнь и как писатель. Это определит и темы его творчества.
8)Рассказ учителя о юморе Чехова.
Тяжелым было детство Антоши.
Что же помогло ему выстоять, справиться с трудностями и лишениями?
Конечно, юмор. Отец Чехова был наделен некоторыми талантами, самоучкой освоил игру на скрипке, занимался живописью. Артистический склад ума передался детям, которые любили разыгрывать домашние сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища.
Антон был неистощим на выдумки. Дома он постоянно кого-то изображал: зубного врача, старого профессора, важного чиновника. Антон как-то загримировался под нищего, написал жалобное письмо и пошел к дяде, который не узнал племянника, разжалобился и подал три копейки.
Именно юмор помогал выстоять в полной лишений жизни.
9)А.П.Чехов в воспоминаниях современников.
(Слайд № 15)А.С.Лазарев-Грузинский: «Чехов был одним из самых душевных людей, которых я знал когда-либо. Я не скажу ничего нового, отметив, что в Чехове были видны большой ум и большая духовная сила, но, кроме того, в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врожденное благородство…»
(Слайд № 16)В.Г.Короленко: «В этом лице было что-то своеобразное…В лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простого деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью».
(Слайд № 17)И.Н.Потапенко: «Нет, Чехов не был ни ангелом, ни праведником, а был человеком в полном значении этого слова. И те уравновешенность трезвость, которыми он всех изумлял, явились результатом мучительной внутренней борьбы…Художник помогал ему в этой борьбе, он требовал для себя все его время и все силы, а жизнь ничего не хотела уступить без боя».
10) Подведение итогов.
Что вас особенно заинтересовало в личности Чехова?
Чему бы вам хотелось поучиться у него?
Мы обратились лишь к некоторым страницам жизни А.П.Чехова, мы только начинаем открывать для себя его характер, и впереди у нас еще много открытий. К.И.Чуковский писал (Слайд № 18): «Великий жизнелюбец, неутомимый строитель, щедрый озеленитель земли, исколесивший ее от Невы до Амура, человек неиссякаемой энергии, скромный в своем величии, застенчивый в своем героизме – он всею своею обаятельной личностью стоит перед нами». Я думаю, прав Чуковский, и мы заканчиваем наше мероприятие, находясь под обаянием Чехова, человека, писателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "В отношениях дверь открывается на себя"
Разработка для 7 класса, посвященная изучению причин возникновения и профилактики конфликтов....
Разработка классного часа "В отношениях дверь открывается на себя"
Разработка для 7 класса, посвященная изучению причин возникновения и профилактики конфликтов....
Внеклассное мероприятие "Человек открывает Вселенную"
Материал может быть использован на уроке обобщающего повторения по теме"Земля- планета Солнечной системы" или как внеклассное мероприятие...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием технологии критического мышления. Основной приём - чтение с остановками....
открытый урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"."Вновь открываем для себя Гоголя"
Данный урок был проведен мной в гуманитарном 10-м классе. Есть презентации учеников, отрывок из комедии "ревизор". В концу урока запланирована подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе. так как болше полов...
Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"
А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях. Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рас...
Урок по литературному краеведению "Открываем для себя поэта" (по творчеству А.М. Казанцева)
Представляю вашему вниманию урок о жизни и творчестве нашего земляка, поэта Анатолия Михайловича Казанцева. Сегодня Анатолия Михайловича с нами нет, этот урок был создан, когда Анатолий Михайлович рад...