выступление на Всероссийской ассоциации гимназий
методическая разработка по литературе по теме
В данном выступлении обобщен опыт работы по технологии критического мышления. Рада, если кого-нибудь это заинтересует. Готова помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно, ученика. Этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, ученику урок и в радость, и приносит пользу. И может быть, на таком уроке, как говорит Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».
В основе инновационного обучения лежат несколько технологий. Я представлю технологию критического мышления.
Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования технологии критического мышления.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.
Во-вторых, на уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.
В-третьих, тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения.
В-четвертых, главная цель любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий урока, - это «ВЫЗОВ», «ОСМЫСЛЕНИЕ», «РЕФЛЕКСИЯ». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Первая стадия – вызов – обязательна на каждом уроке. Эта стадия позволяет
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме;
- вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать его к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке.
На стадии ВЫЗОВА учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учащихся воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.
Эта стадия состоит из 2-х элементов: мозгового штурма и создания кластера.
Мозговой штурм (атака) - своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.
Кластер – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
На стадии вызова удобно применить прием «мозговая атака»: отвечая на вопрос: Что вы знаете по теме урока? Этот прием хорошо использовать на уроках русского языка. Например, в 5классе при углублении знаний учащихся по знакомому материалу: что вы знаете об имени существительном (прилагательном….) из начальной школы?
На уроке русского языка в 9 классе «Подготовка к лингвистическому сочинению «Роль вводных слов в русском языке» , проведенном в прошлом учебном году в рамках работы районного ресурсного центра, стадия вызова проводилась по-другому. После вводного слова учителя ребятам были предложены темы сочинений, выбранные из сборников ГИА: зачем нужны вводные слова? Что я знаю о вводных словах? Почему надо изучать вводные слова? Помогают ли вводные слова понять характер литературного героя? Какова грань между В.С. и словами-паразитами? Учащимся надо было выбрать интересующую их проблему и прокомментировать выбор, используя В.С.
Затем можно использовать прием «мозговой штурм»: что я знаю о вводных словах?
Урок «Представление поэта. Н.Рубцов», проведенный в 7 классе для слушателей АППО, начался по-другому. Я показала ученикам портреты поэта, не называя его. И попросила ответить на вопросы: что вы можете сказать, глядя на портреты, о личности этого человека? Можно ли по ним сказать, что это поэт? Если да, то какие стихи он пишет?
На уроке литературы в 8 классе «Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя «Шинель» на стадии вызова я использовала прием «двойной дневник». Я попросила ребят заполнить таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Получилось так.
+ | - |
Стал ближе к обществу | Забросил работу |
Стал заметнее (о нем заговорили) | Стал делать ошибки |
Стал увереннее | Испытал потрясение от встречи со Значительным лицом |
умер |
На стадии вызова можно применить кластер.
Вторая стадия урока по технологии критического мышления – осмысление. Эта стадия позволяет ученику
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с имеющимися знаниями;
- искать поставленные ранее вопросы.
На этой стадии идет кропотливая работа с текстом. Здесь и работа по составленному кластеру, и выразительное чтение, и элементы инсценировки, и прием «тонкие и толстые вопросы».
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто...... ? Что...... ? Когда.....? Как звать….? Было ли…..? | Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы так думаете…? В чем различие….? Предположите, что будет, если…? Согласны ли вы …? Верно ли …? |
На уроках русского языка в любом классе я часто применяю таблицу «ЗХУ»: Знаю – Хочу знать – Узнал.
знаю | Хочу знать | узнал |
Что я знаю о теме урока | Ставлю цели | Что я знал, а что узнал |
Это очень удобно при самостоятельной работе с теоретическим материалом учебника.
На уроке по творчеству Н.Рубцова я использовала прием «Дерево предсказаний», где сама тема – это «Ствол дерева прогнозов», «веточки» - это аргументы, обоснования, листочки – это прогноз. После краткой биографии поэта я спросила: как такая биография может повлиять на творчество поэта? Для какого круга пишет поэт? Что это за люди?
«Тихая Родина» - так называется одно из стихотворений поэта. Какой образ Родины может возникнуть для вас в его стихотворении? Чувствовать?
Третья стадия урока – рефлексия. Здесь основным является
-целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-присвоение нового знания;
-формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
На уроке русского языка о вводных словах учащиеся применяли полученные знания по теме при написании лингвистического сочинения. Было предложено самостоятельно заполнить таблицу:
Тема лингвистического сочинения (выбранная учащимся)
Вступление | Часто ли мы употребляем вводные слова? Какие они интересные, эти вводные слова |
Тезис | Вводные слова играют огромную роль в речи человека. |
Аргументы | 1.Они дают возможность собраться с мыслями, 2.Делают речь логичной, последовательной, 3.Показывают отношение к тому, о чем говорят, 4.Передают источник информации, 5.Выручить человека в трудной ситуации, 6.Передать радость, огорчение |
Вывод | Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном тексте , прочитать текст с нужной интонацией. Помогают пишущему человеку более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным |
Урок, посвященный Н. Рубцову, закончился письменной работой: «Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н. Рубцове с тем, каким вы его увидели в конце нашего урока».
Технология критического мышления много дает ученику и учителю.
Что дает технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других
учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к выступлению на всероссийской ассоциации гимназий
Презентация иллюстрирует выступление по теме "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)....
презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-59924-1423321046.jpg)
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...
"Святые источники Подмосковья" выступление на Конференции в гимназии, посвященное 700-летию Сергия Радонежского
Виртуальное паломничество...
Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья
В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-41441-1480529843.jpg)
Выступление: Боркова Е.Б. «Гимназия №5»Тема: "Системно-деятельностный подход в декоративно-прикладном творчестве"
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации позновательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учето...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-139289-1355058727.jpg)
Всероссийская ассоциация учителей математики
Всероссийская ассоциация учителей математики Мосенкова Л.А....