Лирика Пушкина. Вопросы и задания
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Пособие содержит тексты програмных стихотворений Пушкина и вопросы к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Lirike_Pushkina._Voprosy_i_zadaniya.rar | 49.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Русская литература
первой половины ХIХ века
Дидактические материалы
ОЗЁРСК 2009
АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:
Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО «ЮУПК»
РЕЦЕНЗЕНТ:
Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?
- Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?
- Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
- Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
- Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Какова композиционная роль открытого финала текста?
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»
- Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?
- Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?
- Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?
- На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?
- Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?
- Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?
- Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?
- Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»
- Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?
- Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
- В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, --
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, --
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»
- Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
- Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
- Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
- Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
- В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
- Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?
- Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
- Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
- Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
ПОЭТУ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»
- Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
- Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
- Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
- Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
- Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Вопросы и задания для анализа стихотворения
- О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
- На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
- Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
- Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
- Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
- Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Предлагается перечень вопросов и заданий к изучению романа " Евгений Онегин"...
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
вопросы и задания по повести Пушкина
вопросы...
Презентация "Друзья-лицеисты А.С,Пушкина". Лирика Пушкина.
Сегодня на уроке разговор пойдет об А.С. Пушкине. У великого поэта были настоящие друзья. Давайте поговорим о них и узнаем, а умел ли он сам дружить.Поэт В.А.Жуковский, которог...
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
А.С.Пушкин.Тема любви в лирике Пушкина, адресаты любовной лирики ( урок на платформе CORE)
Урок на платформе для онлайн-обучения...