Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.
статья по литературе по теме
Развитие творческого потенциала является актуальной в современной педагогике. На уроках литературы приходится искать такие технологии, которые бы способствовали включению учащихся в творческую деятельность, помогали им прикоснуться к великим творениям русской классики, содействовали нравственному воспитанию через эмоционально-чувственное восприятие текстов художественного произведения. Одной из таких технологий является технология педагогических, или творческих мастерских. В качестве иллюстрации опыта предлагается два урока литературы, разработанные на основе данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya....doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Волгина Ольга Владимировна |
Название работы | Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся. (приложения на CD диске) |
Предмет преподавания | Литература |
Должность | Учитель |
Наименование и номер образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение Кудиновская основная общеобразовательная школа |
Адрес и телефон образовательного учреждения | Ростовская область, Миллеровский район, село Кудиновка, ул. Победы, 27 |
Адрес и телефон автора | Ростовская область, Миллеровский район, село Кудиновка, ул. Ленина, 28 |
Опыт использования технологии мастерских для развития творческого потенциала учащихся.
Личность человека – это его внутренний мир. Личностное развитие невозможно без созидательной творческой деятельности. Понимая важность когнитивного начала, я как педагог придерживаюсь мнения: «чтобы успешно переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс) Этим самым «аппетитом» и будет творческая составляющая учебной деятельности. Хочу поделиться опытом использования технологии мастерских на уроках как одним из способов развития творческого потенциала учеников.
Основанная на идеях Ж-Ж Руссо, Л.Н Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского и разработанная "Французской группой нового образования», мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Мастерская – это инновационная по форме, личностно значимая по цели, развивающая по сути технология поиска личных смыслов, новых знаний, приобретения эмоционально-чувственного опыта общения через деятельность, в процессе которой обязательно рождается творческий продукт. Суть ее можно выразить в следующих основных положениях:
- Личность с новым менталитетом: самостоятельная, творческая, социальноответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
- Интенсивные методы обучения и развития личности. Для них характерны следующие принципы: отношение учителя к ученику как к равному; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знаний учеником; уважительное отношение к мнению другого.
- Новый тип педагога. Это не авторитарный наставник, а со-автор, помощник.
В мастерской каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):
1 этап. Предъявление так называемого индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы. (В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.)
2 этап. Организация поиска ответа на проблемный вопрос. (Работа с материалом: например, текстом, создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.)
3 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. У участников возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру. Таким образом, то, что обычно спускается ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей.
4 этап. Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.
5 этап. Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
В перечне этих этапов отражены представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе традиционного обучения. Мастерские не только развивают речь, мышление, дают новые знания, но и обогащают духовно, учат творчески осмысливать действительность. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации. Деятельность в мастерской выглядит так: встреча с исходным творческим продуктом, имеющим общечеловеческую ценность – выявление и осмысление его существенных характеристик – столкновение собственных выводов с новым творческим продуктом, заключающим в себе альтернативные выводы – переосмысление результатов, их корректировка – получение собственного творческого продукта.
Привлекает творческая мастерская тем, что
- носит личностный характер, в ней происходит «поиск смысла сотворения человеком самого себя»;
- развивает творческий потенциал, позволяя создать творческий продукт;
- приобщает к общечеловеческим ценностям, имеет культурологическую основу;
- обладает свойством интегрировать ресурсы различных предметов, её можно приспособить к особенностям преподавания любого предмета, то есть налицо гибкость и универсальность данной технологии;
На мой взгляд, наиболее целесообразно использовать творческие (педагогические) мастерские в качестве итоговых занятий по теме, на внеклассных мероприятиях. Мастерская построения знаний, которую использую на своих уроках, реализует следующие принципы:
- Равенство всех участников: все способны к творчеству, саморазвитию, (в этом состоит один из аспектов гуманистической парадигмы образования).
- Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знания (в этом суть личностно ориентированной педагогики)
- Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого – самооценка, осознание своего места среди других участников, то есть самоактуализация и рефлексия.
- Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
- Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, через который реализуется деятельностный подход.
- Предоставление возможности каждому выразить свое мнение своим способом, создание условий для того, чтобы каждый был услышан; право каждого на ошибку.
Таким образом, применение творческих мастерских в педагогическом процессе отвечает требованиям не только современной педагогики, но и социальному заказу:
- в мастерских реализуется личностно ориентированное обучение;
- содержание мастерских наполнено гуманистическим смыслом;
- самоактуализация и рефлексия личности происходит в деятельности, у учащихся формируются важнейшие компетенции;
- происходит приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию, что создает условия для формирования истинной культуры.
Уроки литературы с использованием технологии творческих мастерских — настоящая школа воспитания больших чувств, глубины мысли, самостоятельных поисков. К структуре мастерских надо привыкнуть. Привыкнув, дети «выдают» удивительные результаты: они думают, высказываются, ищут, духовно растут. В подтверждение материалов статьи предлагаю вашему вниманию уроки, построенные на основе технологии творческих мастерских: план урока-обобщения после изучения творчества А.И. Куприна в 11 классе и конспект урока по комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Приложение
Тема урока: «Не бывает любви несчастной»
Мастерская построения знаний (литература 11 класс)
Аннотация: это заключительный урок по изучению творчества А.И. Куприна.
Цель мастерской – учиться со-чувствовать и со-переживать героям, воспитывать в себе способность чувствовать и переживать, давать оценку своим переживаниям и воплощать свои мысли в творческом продукте, напримкр, эссе, миниатюре.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, тексты, раздаточный материал, клип, созданный в программе Windows Movie Maker, песня «Ты не ангел» в исполнении А. Глызина, мультфильм «Мой зелёный крокодил».
ПЛАН УРОКА
Учитель: - На прошлом уроке мы размышляли над страницами повести «Гранатовый браслет». А теперь на ваш суд предлагаются ещё два произведения о любви: песня и мультфильм. Во время демонстрации запишите в таблицу (см. Приложение 1) ассоциативный ряд к понятию любовь (на столах лежат тексты обоих произведений. См. приложение 3,4)
- Индукция
Звучит песня в исполнении А. Глызина «Ты не ангел» (см. Приложение 4), в продолжение которой демонстрируется клип, включающий в себя выводы по анализу повести «Гранатовый браслет» (выводы прошлого урока), а также цитаты о любви (см. Приложение 2),.
Демонстрируется мультфильм «Мой зелёный крокодил» (см. Приложение 3),
Учитель: - С какой целью вам предложили посмотреть и послушать именно эти произведения сразу после изучения повести «Гранатовый браслет»?
(отмечается сходство идей разных по форме произведений, формулируются цели урока)
- Самоконструкция
Во время демонстрации дети записывают в таблицу (приложение1) ассоциативный ряд к понятию любовь и ответы на вопросы: Что такое любовь? В чём сила любви?
Для ответа можно использовать цитаты, можно рассуждать самостоятельно.
- Существует ли однозначный ответ на этот вопрос?
- Социализация
Ученики представляют результаты проделанной работы, записывают в таблицу слова, раскрывающие сущность понятия «любовь», собственные размышления, делают вывод.
- Разрыв
Звучит соната №2 Л. Бетховена (2 Son. (ор. 2, No 2). Largo Appassionato) затем учитель читает стихотворение Б. Заходера «Не бывает любви несчастной» (см. Приложение 5)
Учитель: - Читали повесть, смотрели мультфильм, слушали песню о любви. Мы рассуждали с вами о том, какая бывает любовь. Но, по мысли Б.Заходера, какой бы она ни была, её нельзя назвать несчастной? Она не делает человека несчастным, даже если нет взаимности, даже если человек страдает? (Дети размышляют, приходят к выводам)
- Творчество. Афиширование.
- На основе всего увиденного, услышанного, прочувствованного на уроке, попробуйте написать миниатюру на тему «Не бывает любви несчастной!» или ««Не бывает любви несчастной?» (Можно в сочинении высказать иные мысли, которые пришли на уроке)
- Рефлексия
Что для вас на уроке было ценного? О чём задумались?
Есть вопросы, которые вы хотели бы обсудить? А о которых хотели помолчать?
Домашнее задание: придумайте символ любви для себя, для вымышленного героя, для героев известных вам произведений и прокомментируйте его (например, для Желткова, крокодила)
Приложение 1.
ЛЮБОВЬ | |
+ | - |
Приложение 2.
- Никогда не делай больно тому, кто любит тебя, потому что в этом мире ты просто кто-то, а для кого-то ты и есть целый мир.(Неизвестный автор)
- Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлён богом. (Платон)
- Любовь — это основа жизни. Ни один ребенок не сможет вырасти образцовым гражданином, если он недополучил любви. Никто не смог бы выжить без любви. И при этом неважно, кто ты. (Мирт Армстронг)
- Путь любви к самому себе — основа любви ко всем без исключения. Любящий себя (и нелюбящий — тоже!) человек относится к другим так, как относится к себе. (Неизвестный автор)
- Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле, очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. (Митрополит Антоний Сурожский)
- Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя. (Гегель)
- Любовь обретает смысл, только будучи взаимной. (Леонардо Феличе Бускалья)
- Истина заключается в том, что существует лишь одна высочайшая ценность - любовь. (Хелен Хэйес)
- Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)
- Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.(Пушкин А.С.)
Приложение 3.
Все крокодилы были как крокодилы, а этот крокодил был какой-то странный: он очень любил цветы. И вот однажды он попал на прекрасный луг, и там, на лугу он встретил красивую корову. Она сказала: "Странный крокодил, Вы нюхаете цветы?"
"Да", - сказал крокодил, - "они мне нравятся".
"И мне тоже", - сказала корова.
Да, если им нравилось одно и то же, цветы и листья, то они, конечно, могли полюбить друг друга.
И как самый обыкновенный влюбленный он читал стихи, только по-крокодильи:
- Бу-бу-бу-бу-бу, бу-бу-бу-бу-бу...
Они очень любили друг друга, но никто не верил в эту любовь. Все говорили: "Нет, этого не может быть, они такие разные. Что вы! Такая красивая корова и такой невзрачный крокодил..."
Они хотели всегда быть вместе, потому что у них было много общего - цветы и листья.
А все говорили: "Неужели Вы не видите? Вы такая красивая, а он такой... зеленый-зеленый. Нет, Вы только посмотрите на него, ну что Вы в нем нашли?".
Корова задумалась, и тогда наступила осень.
"Все кончено", - сказала корова, - у нас нет больше ничего общего, ни цветов, ни листьев". Бедный крокодил не знал, что делать.
"Ну неужели для любви нужны только цветы?!" - крикнул он.
"Да. И листья тоже", - отвечала корова.
Тогда крокодил решил стать зеленым листом.
Говорят, корова снова полюбила его, ведь не важно, каков ты с виду. Если любишь - сделай что-нибудь прекрасное, ну хотя бы стань зеленым листом.
Приложение 4.
Ты не ангел
Сколько всего о тебе говорят, только все это напрасно.
Где снегопад, ну а где звездопад, сам я смогу разобраться.
Мне ведь совсем незачем знать, всё, что с тобой было раньше.
Раз ты меня научила летать, значит, не может быть фальши.
Ты не ангел, но для меня, но для меня ты стала святой.
Ты не ангел, но видел я, но видел я твой свет неземной.
Пусть не ангел ты, но если мне темно,
Приносишь ты счастливую весть.
Пусть не ангел ты, мне это все равно,
Ведь для меня сошла ты с небес
Смотришь ты в зеркало или в окно, волосы вьются по ветру.
Даже не знаю, за что мне дано счастье увидеть все это.
И не потом, и не сейчас не разлучить нас с тобою.
Люди когда-то задолго до нас это назвали любовью.
Ты не ангел, но для меня, но для меня ты стала святой.
Ты не ангел, но видел я, но видел я твой свет неземной.
Пусть не ангел ты, но если мне темно,
Приносишь ты счастливую весть.
Пусть не ангел ты, мне это все равно,
Ведь для меня сошла ты с небес
Приложение 5.
Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной.
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит, -
И счастливой любви не стоит!
Б.Заходер.
Приложение 6.
Миниатюра ученицы
Что такое любовь? Это одновременно и простой, и сложный вопрос. О любви спето, сказано, написано столько, что, кажется, ничего добавить нельзя. Но всё равно, соприкасаясь с гениальными произведениями о любви, испытываешь целую гамму новых чувств: трепет, волнение, жалость, сочувствие, потрясение, «томление души».
Когда читаешь изумительную повесть А.И. Куприна о любви, или смотришь трогательный мультфильм про странного крокодила, или слушаешь волнительную песню о прекрасных чувствах, невольно осознаёшь, что это всё - «вечная» история, которая, повторяясь тысячу раз, остаётся неразгаданной тайной.
Любовь героев всех этих произведений можно назвать явлением уникальным, чистым, удивительным, красивым. Она сильнее смерти, страха и возвышает любящих над суетным миром несправедливости и злобы. Мгновения счастья для них становятся вечностью: «И не потом, и не сейчас не разлучить нас с тобою…», «Они хотели всегда быть вместе», «Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки».
Связывает эти произведения различных жанров музыкальность, внутренняя мелодичность звучания. И это не случайно, ведь о чувствах в словах сказать трудно, а музыка помогает многое «дочувствовать».
Также объединяющим началом являются идеи всех произведений о том, что природа любви божественна, и всё же приходится жертвовать всем во имя любви.
Ни в одном произведении нет оценок, советов, нравоучений. Есть лишь фразы, которые становятся формулами жизни: «Да святится имя твоё!», «Если любишь, сделай что-нибудь прекрасное, ну хотя бы стань зелёным листом», «Ты не ангел, но для меня ты стала святой…»
Итак, анализируя, сравнивая тексты, приходишь к выводу: «Не бывает любви несчастной! Любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на многое ради счастья любимого. И тогда даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью».
Балдина Екатерина.
Приложение
Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"
Цели урока:
- Методическая цель урока: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы в общеобразовательной школе.
- Психологическая цель: повысить самооценку учащихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные возможности
- Обучающие:
- расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы и критических высказываний о пьесе;
- совершенствование надпредметных умений анализа и составления текста, оперирование литературоведческими терминами. - Развивающие:
- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию писателя;
- развитие умения слушать, анализировать; совершенствовать навыки монологического высказывания;
- развитие творческих способностей у учащихся;
- развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать, аргументировать свои ответы;
- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя;
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта. - Воспитательные:
- прививать интереса к предмету;
- воспитывать интерес к творчеству писателя;
- воспитывать через творческую активность учащихся духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и её понимание
Задачи урока: - заинтересовать учащихся творчеством гениального русского драматурга А.П.Чехова,
- продрожать знакомить с пьесой и её персонажами, закрепить теоретические знания по понятиям род, вид - жанр литературы, символ, интерпретация
Методы и приёмы:
- работа по изучению и обобщению характеристики творчества А.П.Чехова;
- анализ и интерпретация текстов;
- создание собственных текстов;
- использование мультимедийной презентации.
Оборудование:
- мультимедийная презентация к уроку;
- мультимедийный проектор, экран;
- компьютер;
- печатный конспект уроку.
Примечание. К данному уроку пьеса прочитана, на предыдущих двух уроках сделан анализ образов.
ХОД УРОКА
I.Индуктор.
Звучит лиричная музыка, демонстрация слайдов с изображением цветущих вишнёвых деревьев. (Слайды № 1-8)
- Какие ассоциации у вас возникают при звуках музыки и виде цветущих деревьев?
– Запишите несколько предложений о своём состоянии души или ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.
(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)
– Прочтите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад". (Слайд 9)"Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи - нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".
– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем другие высказывания о пьесе:
(Слайд № 10) К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".
II. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Комментарий цитаты:
1. Что позволило К.Станиславскому так высказаться о пьесе?
2. А если бы вас попросили определить жанр пьесы, к какому выводу бы вы пришли? Почему? (Слайд №11)
Вывод: (Слайд №12) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер). Давайте подумаем, почему А.П. Чехов настаивал на комедийной основе пьесы, хотя никто из товарищей с ним не соглашался?
Выступление ученика.
Анализ пьесы «Вишневый сад»
5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый».
Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утратах, о неумолимо ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, XX веку. Хрестоматийным является ныне утверждение о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не стала исключением в этом ряду и комедия «Вишневый сад». Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драматургии — все в этой пьесе было неожиданным и новым.
Так, Горький, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра, увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового — ни слова. Всё — настроения, идеи — если можно говорить о них — лица, — всё это уже было в его пьесах. Конечно — красиво и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска — не знаю». Вопреки таким прогнозам пьеса Чехова стала классикой отечественного театра. Художественные открытия Чехова в драматургии, его особое видение жизни отчетливо проявились в этом произведении. А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно-поэтическое, чем веселое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишневый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагедии.
ВЫВОД:
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
1.Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
2.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.
3.Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
III.Разрыв.
- Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
ВЫВОД: Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
– В чем трагедия? В чем надежда, жизнеутверждение, оптимизм, симфония?
– Составьте таблицу. (Слайд №13)
Трагедия | Надежда |
Ответы учеников: Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное. | Ответы учеников: Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими… |
Обобщаем записи в таблице.
- Попробуйте схематично нарисовать сюжет "Вишнёвого сада". (Слайд №14) Постарайтесь передать на схеме то, что сад тоже является действующим лицом. Прокомментируйте.
– Как при этом выглядит пьеса? (Лирична, сад – герой, грустно и жаль героев)
– Чем она может быть интересна? (Можно многое домыслить самому)
Работа над заголовком пьесы
Выступление ученика: (Слайд № 15)
К. С. Станиславский писал: «...Антон Павлович повел меня в свой кабинет, затворил дверь, уселся в свой традиционный угол дивана, посадил меня напротив себя и стал, в сотый раз, убеждать меня переменить некоторых исполнителей в его новой пьесе, которые, по его мнению, не подходили. «Они же чудесные артисты», — спешил он смягчить свой приговор .Я знал, что эти разговоры были лишь прелюдией к главному делу, и потому не спорил. Наконец мы дошли и до дела. Чехов выдержал паузу, стараясь быть серьезным. Но это ему не удавалось — торжественная улыбка изнутри пробивалась наружу.«Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!» — объявил он, смотря на меня в упор.
«Какое?»—заволновался я.
«Вишневый сад», — и он закатился радостным смехом.
Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии...
«Ви’шневый сад. Послушайте, это чудесное название! Ви’шневый сад. Ви’шневый!»
Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича
...Как-то во время спектакля он [Чехов] зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу: Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладешь на лицо краску.
«Послушайте, не Ви’шневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом.
В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви’шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
Спектакль налаживался трудно; и неудивительно: пьеса очень трудна. Ее прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия, иначе сомнешь нежный цветок, и он завянет.
(Из книги «Моя жизнь в искусстве»)
– Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?
– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.
– Что роднит героев в их отношении к саду?
– Что различно?
Составим и заполним цитатами таблицу (Слайд № 16)
Отношение к саду героев пьесы | |||
Раневская | Гаев | Аня | Лопахин |
Место вишневого сада в системе образов пьесы
– Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?
– Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?
– В чём его символичность?
Обращение к цитате З.Паперного (Слайд № 17)
"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Аня – в прекрасном будущем".
– Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?
– Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы?
– Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
(Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все: и судьбы всех героев, и «подводное течение», о котором говорилось на прошлом уроке, и читательские, зрительские «домысливания»)
IV.Афиширование.
"Вопросы к Чехову" (Слайд №18)
– Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух.
Сочинение-миниатюра «Чехов и я».
Напишите, каковы ваши впечатления от пьесы. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?
Итоги урока: (Слайд № 19)
Сад — это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место?
– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить.)
– Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. (Слайд № 20, фото уголка Мелихова)
V.Рефлексия
– Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?
– Что было сложно?
– Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?
Домашнее задание (Слайд №21)
1) Предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2)Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад. Домашнее задание: прочитайте рассказ «Невеста» и напишите рассуждение на тему: «Что общего в двух разных по жанру произведениях?»
Литература
1. Белова И.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. -СПб.: Паритет, 2003.
2. Еремина Т.Я.Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерская как часть системы изучения литературы в 10 -11 классах. - СПб.: Корифей, 2000.
3. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. - СПб.: Паритет, 2004. 256 с.
4. Мухина И. А., Еремина Т Л. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. - СПб.: СП6ГУПМ,2002.
5. Сомова Л.А. Творческое моделирование уроков литературы: поиски жанра // Проблемы интеграции учебных заведений в системе непрерывного образования. - Самара, 2000.
6. Сомова Л .А. Урок-мастерская в аспекте диалога культур. // Пространство культуры и встречи в нем. - Тольятти: Издательство Фонда "Развитие через образование", 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...
Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Всем давно хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики у ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Развитая мелкая мо...
Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."
В настоящее время существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...
Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»
В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...
Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»
Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»...