Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.
элективный курс (экология, 9 класс) по теме
Прог Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией живого мира – царствами прокариот, гриб грибов, растений и животных, освоивших учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках. Курс «Окружающая среда и здоровье человека» име имеет развивающую и практическую направленность. Носит интегративный характер (этот принцип позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ села Аджим.
Утверждаю:
Директор образовательного
учреждения
«_»______ Приказ №______
Программа курса по выбору.
«Окружающая среда и здоровье человека».
9 класс.
Программу составила
учитель Воронина
Лариса Африкановна
I квалификационная категория.
Пояснительная записка.
Важными задачами биологического образования на этапе предпрофильного обучения являются поддержание интереса к предмету, его закрепление, выработка первоначальных навыков овладения знаниями, которые могут пригодиться в дальнейшем учащимся.
Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией живого мира – царствами прокариот, грибов, растений и животных, освоивших учебный материал курса «Человек». Ученики ознакомились с основами экологии, изучая их на уроках.
Курс «Окружающая среда и здоровье человека» имеет развивающую и практическую направленность. Носит интегративный характер (этот принцип позволит изучать темы данного курса с единой точки зрения).
Цель: Сформировать готовность учащихся нести ответственность за состояние окружающей среды и своё здоровье.
Целесообразно, чтобы курс, который будет изучать влияние человека на окружающую среду и ухудшение состояния здоровья, включал в себя:
- всестороннее изучение человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
- формирование знаний о физическом и духовном здоровье и его факторах.
- формирование новой стратегии развития общества, которая изменит
нравственные и социальные ценности, отношение к природе.
- систематизация и обобщение имеющихся знаний, соединение теоретической и
практической сторон программного материала.
- формирование простейших навыков исследовательской и самостоятельной
творческой деятельности.
- развитие коммуникативных умений, радости общения стремление к духовному
и физическому совершенству.
Теоретическую основу курса составляют
следующие понятия:
Человек – природное существо, здоровье как норма реакции на
окружающую среду, адаптация, токсичные вещества, виды заболеваний
(инфекция, энедемические, пандемические), здоровый образ жизни,
экологически чистые продукты, самодиагностика здоровья.
Основные формы организации занятий.
Лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Курс рассчитан на 17 часов(0,5 часа в неделю), из них 9 часов – лекции,
7 часов – практические работы, 1 час – защита реферативных работ.
Учебно – тематический план курса.
№ | Название темы | Минимально необходимое количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Факторы здоровья | 2 | 3 | 5 |
2. | Окружающая среда и здоровье человека | 3 | 3 | |
3. | Здоровый образ жизни | 3 | 3 | 6 |
4. | Адаптация человека | 1 | 1 | 2 |
Содержание курса.
Тематика лекций.
Тема 1. Факторы здоровья.
Занятие 1. Глобальное здоровье, и его факторы.
Природная среда – фактор здоровья. Здоровье – ключевое понятие в системе «Человек и окружающая среда». Здоровье физическое, психическое, социальное. Глобальная проблема сохранения здоровья. Состояние здоровья населения Кировской области.
Занятие 2. Ландшафт как фактор здоровья. Понятие ландшафта, его характеристика. Экосистема города и населённого пункта. Экологические проблемы городов и населённых пунктов.
Темы докладов.
- Природно-климатическая характеристика нашего села.
- Демографическая ситуация.
- Общая характеристика экологической ситуации в селе.
- История и социальная сфера села.
Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека.
Занятие 1. Химическое загрязнение среды. Понятие о химическом загрязнении. Токсичные (ядовитые) вещества, их характеристика. Хроническое отравление, признаки проявления.
Занятие 2. Биологическое загрязнение и болезни человека.
Болезнь как нарушение деятельности организма в целом. Природное и социальные факторы болезни. Инфекционные болезни. Живые существа как возбудители болезни: болезнетворные бактерии, вирусы, простейшие, микроскопические грибы, гельминты. Природно-очаговые болезни.
Занятие 3. Радиация и здоровье.
Ионизирующая радиация – постоянный фактор окружающей среды. Природные
и искусственные источники ионизирующих излучений. Биологические последствия радиоактивного загрязнения.
Тема 3. Здоровый образ жизни.
Занятие 1. Система оздоровления подростка. Образ жизни – фактор здоровья. Болезни химической зависимости: курение, алкоголизм, наркомания. Творческая активность, здоровье и долголетие.
Занятие 2. Питание и здоровье человека.
Рациональное питание. «Экологически чистые продукты». Опасность биологических и химических загрязнителей пищи.
Занятие 3. Экология жилищ.
Среда жилых помещений. Экологически опасные факторы, их классификация. Диоксины. Влияние компьютера на здоровье человека.
Тема 4. Адаптация человека к окружающей среде.
Занятие 1. Понятие адаптации. Формы адаптации. Адаптации к природным факторам: космическим, климатическим, ландшафтным. Адаптивные типы людей. Стресс.
Тематика практических работ.
Занятие 1. Изучение показателей здоровья человека (рост, вес, пропорции тела, пульс, дыхание, температура тела).
Цель работы: оценка показателей здоровья учащихся, их соответствие возрастным нормам.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, секундомер, метроном, ступеньки деревянные высотой 35-50 см.
Занятие 2. Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.
Цель работы: ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методом их экспрессного анализа.
Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.
Занятие 3. Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия.
Цель работы: выявление наиболее опасных веществ, используемых в быту, определение способов защиты от них себя и окружающих.
Информационное обеспечение: справочные таблицы.
Занятие 4. Оценка сбалансированного питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом питания одной недели или составление суточного пищевого рациона.
Цель работы: рассчитать расход килокалорий в сутки и дневной рацион питания.
Информационное обеспечение: справочные таблицы.
Занятие 5. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места.
Цель работы: определение основных показателей, характеризующих санитарно - гигиеническое состояние рабочего места.
Оборудование: антропометр, линейка (1м).
Занятие 6. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.
Цель работы: комплексная оценка санитарно- гигиенического состояния классной комнаты.
Оборудование: рулетка.
Занятие 7. Влияние деятельности человека на окружающую среду (экскурсия).
Задания:
- Найти повреждения нанесённые человеком растениям. Оценить степень повреждения.
- Отметить захламление территорий.
- Определение экологического состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.
- Оценить экологическое состояние реки Аджимки, определить её температуру и органолептические характеристики.
Оборудование: термометр, колба вместительностью 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15 - 20 см, линейка, карандаш, блокнот и полетка.
Образовательные результаты.
К концу курса учащиеся должны знать:
- Факторы здоровья, условия его формирования.
- Связи человека с окружающей средой.
- Механизмы адаптации человека к условиям среды.
- Влияние образа жизни на здоровье человека.
Формы текущего контроля:
- Оценка подготовленного доклада.
- Оценка выполнения практической работы.
Форма итогового контроля – защита реферативных работ, материал которых получен путём исследования.
Тематика.
Литература.
- Криксунов Е.В., Пасечник В.В. Экология 9 класс. Издательский дом Дрофа, М, 1998 год.
- Алексеев С.В. Радиоэкология СПб, 1995 год.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996 год.
- Вронский В.А. Биологические последствия радиоактивного загрязнения./ Биология в школе 1999 год №2
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Основы рационального питания. Нормы питания. Биология в школе 2004 год №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛЬ: Сформировать представление о влиянии некоторых экологических факторов на состояние сердечнососудистой системы....
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...