Коллекционеры поселка Артемовский
проект по краеведению (7 класс)
В работе представлен материал о коллеционерах поселка Артемовский(Иркутская область)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Артёмовская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ПОСЁЛКА АРТЁМОВСКИЙ»
Выполнила: Беловинцева Светлана Евгеньевна,7 класс
Руководитель: Лямбурцева Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Артёмовский
2024 г.
Оглавление
1. Введение | 3-4 |
2. Глава 1. История возникновения коллекционирования | 5-7 |
3. Глава 2. Виды коллекционирования | 8-9 |
4. Глава 3. Коллекционеры посёлка Артёмовский | 10 |
3.1. Коллекция монет и банкнот Юндашуб Марии Валерьевны | 10-12 |
3.2. Коллекции Онучина Владимира Степановича | 12-13 |
3.3. Коллекция Гавришко Сергея Андреевича | 13 |
5. Заключение | 14 |
6. Список использованной литературы и интернет источников | 15 |
Введение
Поселок Артемовский имеет давнюю историю, которая ведет свое начало еще с 1879 года, когда был основан прииск Феодосиевский. Сменяются времена, поколения, многие люди уезжают, кто-то остается и продолжает сохранять жизнь в теперь уже небольшом поселке. И нам, современному поколению, очень важно хранить память о былых временах, поддерживать традиции и культуру нашего посёлка. Именно поэтому тема «Коллекционеры п. Артёмовский» стала для нас актуальной и интересной, потому что коллекции - это история, связанная с людьми, которые бережно хранят память, воплощённую в предметах быта, монетах, бумажных деньгах, марках. Особенно эта тема актуальна сейчас, т.к. нынешнее поколение практически не занимается коллекционированием, считая это занятие скучным и неинтересным.
Гипотеза исследования: жители посёлка Артёмовский не занимаются коллекционированием, это занятие давно ушло в прошлое.
Цель исследования: получить больше знаний о коллекционировании, узнать, есть ли в нашем посёлке люди, имеющие такое увлечение.
Достижение указанной цели обеспечивается в результате решения определенных исследовательских задач, а именно:
- Изучить историю вопроса: когда впервые появилось коллекционирование;
- Выяснить, что чаще всего является предметом коллекционирования;
- Провести опрос с целью выявления информации о коллекционерах п. Артёмовский;
- Узнать о коллекционерах п. Артёмовский и об их коллекциях;
- Представить полученные данные на классных часах, а также оформить тематическую экспозицию по результатам исследования в школьном музее.
Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен. Предмет исследования – коллекционеры п. Артёмовский и их коллекции.
Методы исследования:
1. Анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме;
2. Опрос;
3. Интервью.
Информационная база нашей работы состоит из интернет-публикаций, справочных и информационных изданий, а также материалов из личного архива коллекционеров п. Артёмовский.
Глава 1. История возникновения коллекционирования
Понятие "коллекционирование" впервые встречается в одной из речей Цицерона: слово "коллекция" первоначально означало "собирать всех вместе". Сегодня формальное определение гласит: "коллекционирование – это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой".
В литературе по истории искусства можно встретить отсылку к появлению первых коллекций в Древнем Египте. В гробницах фараонов и жрецов возрастом III — II тысячелетий до нашей эры были найдены собрания предметов, помещенных туда при погребении: от коллекций мумифицированных жуков-скарабеев до предметов декоративного искусства. Однако вряд ли фараонов можно назвать коллекционерами: в прижизненном составлении данных собраний участия они не принимали. Скорее, речь идет об одном из первых проявлений кураторского подхода к формированию загробных коллекций [6].
Первыми коллекционерами считаются правители и философы античности. Аристотель собирал коллекцию растений, Юлий Цезарь – драгоценные камни, чеканную посуду, статуи, картины. В античных собраниях вещь выступала главным образом как свидетель минувших эпох и приобреталась от красоты форм и мастерства изготовления. Первым музеем в мире стал храм муз, построенный Платоном [1].
В середине XVI века появилась новая форма коллекционирования – кунсткамера ("палата искусств, редкостей"). Российская Кунсткамера, собрание различных диковинных предметов, раритетов, открытая Петром I в 1718 году, стала первым публичным музеем России. Вероятно, из тех разношерстных коллекций редкостей выросли "профильные" коллекции – когда собирается что-то одно.
Уже к XVIII веку русское коллекционирование достигает расцвета. Тогда Россией активно осваивались европейские культурные формы. В это время уже имеется четкое разграничение между понятиями «частной» и «государственной» коллекции [2].
Ещё через столетие, в XIX веке, научная направленность коллекционирования выйдет на новый уровень и будет служить во благо образования. Собрания произведений, артефактов, биологических элементов станут неотъемлемой частью учебного процесса в гимназиях, университетах, лицеях. Кроме всего прочего, коллекционирование станет важным элементом культурной жизни страны [3].
Начиная с XX века, коллекционирование как социокультурный феномен только продолжало укрепляться, всё больше и больше укореняясь в сознании людей как интеллектуальное хобби.
В XXI веке коллекционирование продолжает развиваться. Современные коллекционеры также собирают монеты, марки, открытки советского времени, однако появляются и новые экспонаты коллекций. Такие как: ластики в виде супергероев Marvel, фигурки популярных персонажей компьютерных игр, старые компьютеры, игровые приставки или мобильные телефоны, которые вышли из использования [9].
Любая коллекция – это образ жизни, нечто, заложенное внутри человека; собирательство само по себе является древнейшим инстинктом, это также начальная стадия любого научного исследования и результат творческого процесса. Коллекционирование – это исследование окружающего мира, выражение человеческой тяги к творчеству и познанию [7].
Мотивация у всех разная. Это может быть и выгодным вложением денег в антиквариат, и просто увлечением "по велению души". Ценность коллекционирования зависит не столько от рода собранных предметов, сколько от отношения собирателя к своей коллекции. Коллекционеров условно можно разделить на "профессионалов" и "любителей". Занятие коллекционированием требует не только денег, но и знаний. Многие коллекционеры становились лучшими знатоками, чем профессиональные искусствоведы. Погоней за одной необходимой для полноты собрания вещью серьезный коллекционер может заниматься много лет.
Изучая материалы, мы выяснили, что коллекционирование, как вид хобби, имеет много достоинств, например: способствует интересу коллекционера к истории, искусствоведению вообще и истории объекта коллекционирования в частности; создает возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств; не требует регулярно уделять ему определенное количество времени (в отличие от хобби, связанных с приобретением какого-либо навыка – например, занятий спортом или музыкой) и прекрасно подходит для занятых людей.
Глава 2. Виды коллекционирования
Способность человека находить все новые и новые предметы для коллекционирования поражает больше всего. Невозможно подсчитать процент коллекционеров среди ныне живущих на Земле людей, и, тем не менее, магия собирательства до сих пор остается не до конца понятой. Гёте называл коллекционеров счастливыми людьми.
В чем же сущность природы этого универсального для всех времен и народов явления? Чем является эта страсть к обладанию вещью: чудачеством, болезнью, особым родом творчества, хобби или наукой?
Настоящих коллекционеров интересуют не столько сами вещи, сколько их суть, идея. Именно в интересе и кроется привлекательность собирательства как такового, вне зависимости от предмета коллекционирования: будь то "традиционные" марки, монеты, значки, куклы, открытки, картины, фарфор, ювелирные изделия или этикетки, телефонные карты, обертки от жевательной резинки, старинные автомобили [5, стр. 15].
Появление новых технологий и материалов приводит к возникновению новых видов коллекционирования, а значит и новых терминов. Рассмотрим названия коллекционеров и предметов, которые они собирают:
Кто собирает | Что собирает |
Автографилы | Автографы разных людей |
Аквариумисты | Аквариумных рыб, водных животных |
Арахнологи | Изучают и коллекционируют пауков |
Арктофилы | Мягкие игрушки |
Белломаны | Телефоны |
Библиофилы | Книги и иные печатные издания |
Бонистики | Бумажные денежные знаки и ценные бумаги |
Глиптотеки | Скульптуры, камни |
Картофилы | Почтовые открытки |
Легофилы | Игрушки «LEGO» |
Лейбологи | Этикетки |
Мылофилы | Куски мыла и обёртки от него |
Нумизматы | Монеты |
Пирофилы | Зажигалки и спички |
Плангонологи | Куклы |
Стилофилы | Разного рода карандаши, средства письма |
Фалеристы | Ордена, медали, наградные знаки и значки |
Филателисты | Почтовые марки |
Фитофилы | Комнатные растения, кактусы |
Оказывается, существует очень много видов коллекционирования. В качестве примера назовём некоторые из них.
Тиросемиофилия – коллекционирование этикеток от плавленых сырков. Происходит от греческого "тирос" сыр, "сема" знак, "филео" люблю.
Гелатофилия – коллекционирование оберток от мороженого.
Кампанофилия – коллекционирование колоколов. Существуют собрания как маленьких колокольчиков, так и больших колоколов.
Конхиология (конхилиология) (от гр. konche раковина и logos учение) – изучение и коллекционирование раковин моллюсков.
Криминофилия (англ. crime преступление) – собирание детективных романов или видеокассет.
Лудофильство (лат. ludens играющий) – коллекционирование детских игрушек и настольных игр.
Меморифилия – коллекционирование пригласительных билетов и пропусков на партийные встречи и съезды, собрания, выставки и др. мероприятия. Филофония – коллекционирование музыкальных записей. Охватывает различные материальные носители звукозаписи: пластинки, магнитофонные ленты, лазерные диски.
Фалеристика – коллекционирование значков, орденов.
Хорология- коллекционирование старинных, советских или оригинальных часов [8].
Глава 3. Коллекционеры посёлка Артёмовский
Для подтверждения гипотезы исследования, о том, что в п. Артёмовский не занимаются коллекционированием, нами был проведен опрос среди обучающихся, а также среди педагогического коллектива МКОУ «Артемовская СОШ». Всего в опросе приняли участие 42 обучающихся (6-11 класс) и 10 педагогов. Респондентам были предложены вопросы: «Занимаетесь ли вы или члены вашей семьи коллекционированием? Какие виды коллекционирования вам известны? Известны ли вам коллекционеры п. Артёмовский?» Большинство обучающихся назвали такие виды коллекционирования как: коллекционирование монет, фигурок, компьютерных игр, среди опрошенных учеников только 1 человек ответил, что у него есть коллекция старинных монет, которая принадлежала его дедушке, остальные ответили, что коллекционированием не занимаются ни они, ни их родственники, о знакомых коллекционерах ничего не знают. Из числа педагогов 5 человек ответили, что раньше занимались коллекционированием марок и открыток, портретов советских певцов и актеров, но сейчас оставили это дело, 2 педагога ответили, что коллекционированием занимались их уже теперь взрослые дети, 3 педагога рассказали о том, что лично знакомы с коллекционерами п. Артёмовский. Так, нам удалось выяснить, что на данный момент в п. Артёмовский проживают как минимум 3 человека, которые в течение долгого времени занимаются бонистикой и нумизматикой, а также хорологией (коллекционированием часов). Нам стало очень интересно познакомиться с коллекционерами, и мы решили встретиться с каждым из них. К сожалению, по определенным причинам на личную встречу согласился только один коллекционер, о коллекциях остальных мы узнали из рассказов родных.
3.1. Коллекция монет и банкнот Юндашуб Марии Валерьевны
О коллекции Марии Валерьевны мне рассказала мой классный руководитель Лямбурцева Е.В., которая лично знакома с Марией. Мне стало интересно узнать об увлечении Марии и мы договорились о встрече. В назначенный день мы вместе с классным руководителем отправились на улицу 2-ую Советскую, где проживает Мария Валерьевна. Нас встретила очень добрая и открытая девушка. Она с радостью рассказала нам об истории своей коллекции и показала экспонаты. Всего их насчитывается свыше 1500. Вот что нам удалось узнать.
Заниматься собиранием бумажных денег и монет Маша начала еще в детстве, примерно в возрасте 6 лет. Сначала это были случайные находки в заброшенных домах, которые были оставлены жителями п. Артёмовский. Мария вспоминает, как они с подружками любили «гулять по заброшкам, находить различные вещи, посуду», все свое детство, как говорит Мария, она провела в поиске сокровищ и кладов, а найденные монеты были как раз теми самыми сокровищами. В одну из таких прогулок Маша нашла старинную монету 1896 года с изображением Николая II, номиналом 50 копеек, с которой началась коллекция и продолжается уже более 30 лет. За это время коллекция пополнилась различными экземплярами. Первая старинная банкнота была подарена Марии ее папой. В 90-е годы он работал на одном из объектов и при строительстве забора он нашел сверток, развернув ткань, мужчина обнаружил старинную купюру, номиналом 100 рублей. Для хозяина дома, на территории которого была найдена купюра, она не представляла никакой ценности, поэтому Валерий с радостью решил подарить купюру своей дочери. Так, в коллекции Марии появилась 100 рублевая купюра 1910 года с изображением императрицы Екатерины II.
С течением времени в коллекции Марии появились банкноты разных исторических эпох: 1 рубль 1898 года, три рубля 1905 года, кредитный билет 1909 года на 25 рублей с изображением Александра II, 500 рублевая купюра с изображением Петра I 1912 года, 250 рублей 1917 года,5 тысяч рублей 1919 года, червонцы 1937 года, 10 рублей 1947 года, банкноты 1993 года, современные юбилейные монеты («Оружие Великой Победы», «Освобождение Крыма», «Города-Герои», «200 - летие победы России в Отечественной войне 1812 года», «Символы олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года», «Российская и советская мультипликация», также в коллекции Марии представлены монеты и банкноты иностранных государств: тайские баты, турецкие лиры, вьетнамские донги, кубинский доллар, египетские фунты и конечно современные монеты и бумажные деньги Российской Федерации.
Все монеты и купюры бережно хранятся в специальных альбомах, особенно это важно для бумажных денег, которые со временем теряют свой вид.
Мария с горящими глазами рассказывала о своей коллекции, нам стало понятно, что ее увлечение в первую очередь сопровождается душевным порывом, воспоминаниями из детства. Еще Мария поделилась таким наблюдением, что монеты чудесным образом сами её находят, это может произойти, например, по дороге в магазин. Стоит только ей подумать о том, что было бы неплохо найти какую-нибудь монету, и она тут как тут заблестит где-нибудь в траве или на обочине дороги.
Мария говорит, что ее увлечение не ради денег и обогащения, для нее ее коллекция – это возможность прикоснуться к истории, представить историческую эпоху, людей, которые этими деньгами пользовались. Это сокровища, хранящие память о прошлом.
3.2. Коллекции Онучина Владимира Степановича
Об увлечении Владимира Степановича мы узнали из рассказов его дочери Бычковой Натальи Владимировны, библиотекаря МКОУ «Артемовская СОШ». Она рассказала о том, что её папа занимается коллекционированием с 1978 года. Вот уже в течение 46 лет его коллекции пополняются новыми экземплярами. Примечательно то, что Владимир Степанович занимается нумизматикой, бонистикой, хорологией, фалеристикой.
Больше всего в коллекции Владимира Степановича монет и бумажных купюр, около 1000 экземпляров. Самую первую монету (номиналом 10 копеек 1916 года) нашел в 1968 году в поселке Ленинский, когда ему было 12 лет. С тех пор его коллекция стала пополняться. Какие-то экземпляры находил в огороде, в лесу, какие-то отдают знакомые, друзья. Что-то приобретает сам. В основном это юбилейные монеты, связанные с ключевыми датами истории нашей страны.
Владимир Степанович любит историю и сам процесс коллекционирования, поэтому данное хобби продолжается уже на протяжении всей жизни.
Кроме того, у Владимира Степановича есть коллекция старинных часов и значков.
Мы надеемся, что нам когда-нибудь удастся побывать в гостях у Владимира Степановича, пообщаться с ним лично и своими глазами увидеть его уникальные коллекции.
3.3. Коллекции Гавришко Сергея Андреевича
Гавришко Сергей Андреевич -сын учителя нашей школы Гавришко Елены Владимировны. Она с радостью рассказала об увлечении своего сына. Лично с ним мы встретиться не смогли, потому что он в данный момент проживает в городе Иркутске. С 7 лет Сергей занимается коллекционированием монет и почтовых марок. В его коллекции примерно 150 марок. Больше всего экземпляров посвящено космической тематике, а именно юбилейным датам, связанным с первым полетом Юрия Гагарина в космос и с дальнейшим освоением космоса. Такой интерес не случаен, ведь многие мальчишки в советское время увлекались темой космоса, а Юрий Гагарин для многих был кумиром. В коллекции Сергея также можно встретить марки с изображением краснокнижных животных, птиц и растений.
Кроме того, Елена Владимировна показала нам коллекцию монет, которую тоже собирал Сергей. Самая старинная русская монета датируется 1911 годом (2 медные копейки), также в коллекции есть такие монеты, как 1 песо 1895 года (Испания), 5 румынских леев 1978 года (Румыния), 1 болгарский лев 2002 года (Болгария), 10 евроцентов 1999 года с изображением испанского писателя Мигеля де Сервантеса.
Заключение
Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта.
Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека и зачастую люди коллекционируют только то, что соответствует их интересам и увлечениям.
Изучив данные опроса обучающихся и педагогов МКОУ «Артемовская СОШ», мы пришли к выводу о том, что современные подростки не занимаются коллекционированием, но среди жителей старшего поколения п. Артёмовский есть те, кто увлекается коллекционированием и на протяжении долгих лет поддерживает свое хобби. Таким образом, гипотеза нашего исследования не подтвердилась.
Практическая часть нашей работы имеет особую значимость. На основе полученных данных мы планируем провести классный час на тему: «Коллекционеры п. Артёмовский», также мы бы хотели организовать встречу с самими коллекционерами, чтобы они лично смогли рассказать о своих коллекциях ребятам. Практическая часть исследования будет размещена в школьном музее.
Считаем, что эта тема сможет привлечь внимание современных школьников к новому хобби. Возможно, кто-то из ребят заинтересуется этим направлением и начнет свой путь в коллекционировании.
Список источников и использованной литературы
- Щелоков А.А Энциклопедия коллекционера. Увлекательное путешествие в мир фактов, легенд, открытий. – М.: ЭКСМО, 2008.
- Щелоков А. А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М, 2006.
- Школьная энциклопедия «Руссика». Новое время. 19 в. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
- О чём рассказывают коллекции/ Л.А. Жаданов, З.В. Сагалов. – М.: Малыш, 1978.
- История коллекционирования. Древний мир и Средние века https://artinvestment.ru/invest/collector/20200131_history_of_collectiing.html
- Коллекционирование: хобби или смысл жизни? https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/kollektsionirovanie-hobbi/
- Коллекционирование в 21 веке https://xn--e1aahgrctjf9g.com/kollekcionirovanie-v-xxi-veke
- Коллекционеры- счастливые люди https://broshi.narod.ru/fan2.html
- Иванов Д. Неразменная история https://www.kommersant.ru/doc/4154738
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд "Растения нашего поселка"
При узучении ботаники очень важно заинтересовать учащихся черех наглядный материал и экскурсии, а проверка знаний в такой форме - это идеальный вариант...
Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральным...

Зимний лес в окрестностях поселка Тимшер.
В материале показана фото-презентация "Зимний лес в окрестностях Тимшера"....

Удивительный мир природы в окрестностях поселка Тимшер.
Материал представлен в виде фото-презентации....

Проект "Улицы моего поселка"
Совместно с учениками проведена большая работа по исследованию истории образования улиц п. Параньга РМЭ, разработка тематической экскурсии об главной улице Тукаевская.Ссылка на работу http://nspo...

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) - московский купец, коллекционер и меценат.
Эта презентация создана к уроку по Искусству "Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) - московский купец, коллекционер и меценат." В ней расказывается о жизни основателя Третьяковской галер...