Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка Федоровский в предпрофильной подготовке и профильном обучении
статья по теме
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральными в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задачей дополнительного образования в условиях профилизации среднего (полного) общего образования становится создание условий для профессионального выбора. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральными в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задачей дополнительного образования в условиях профилизации среднего (полного) общего образования становится создание условий для профессионального выбора. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_fcdo_s_obshchebrazovatelnymi_uchrezhdeniyami_poselka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ФЦДО с общеобразовательными учреждениями поселка
Федоровский центр дополнительного образования в соответствии с учебным планом реализовывал программы предпрофильной подготовки и профильного обучения по следующим направлениям:
Наименование | Направление | Класс | Кол-во об-ся | Образовательное учреждение |
Профессиональные пробы | Предпрофильная подготовка | 8-9 | 30 | МОУ «Федоровская СОШ № 1» |
Оказание первой медицинской помощи | Элективный курс | 10 | 25 | МОУ «Федоровская СОШ № 1» Кадетский класс |
Оказание первой медицинской помощи | Элективный курс | 11 | 25 | |
итого | 80 |
Профессиональные пробы
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода «индикатором» правильности выбора. Лучше всего, если выбирающий профессию будет «примерять» себя к различным видам трудовой деятельности, произведет как можно больше профессиональных проб и только после этого выберет ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворять трудом будет наиболее высокой.
В ФЦДО разработана программа предпрофильной подготовки для обучающихся 8-9 классов «Профессиональный выбор» (76 часов, 2 недельных часа) и проведены профпробы для учащихся 8 – 9 классов Федоровской СОШ № 1. Программа профпроб состоит из:
- первичное знакомство с интересами учащихся, профориетационные диагностики (проводили педагоги-психологи ФЦДО)
- погружение в профессии: фотограф, парикмахер, повар, портной, слесарь, радиомеханик, секретарь.
Профильное обучение
ФЦДО второй год сотрудничает с МОУ «Федоровская СОШ № 3» по организации профильного обучения. В 2010-2011 уч.году обучение проводилось по специальностям «Оператор ЭВиВМ» и «Младшая сестра милосердия». Всего обучалось 16 учащихся. Сдали и получили свидетельство о профессиональной подготовке 11 обучающихся:
№ п/п | Профессия, специальность | Всего обучалось | Сдавало экзамены | Получили квалификацию | Сдали на 4 и 5 | Получили разряд | Качество% |
1 | Оператор ЭВМ | 8 | 5 | 5 | 4 | 5 | 80 |
5 | Младшая сестра милосердия | 8 | 6 | 6 | 5 | 83 | |
Всего | 16 | 11 | 11 | 9 | 5 | 82% |
Анкетирование обучающихся, проведенное в декабре 2010 года показало, что обучающиеся специальностей «Оператор ЭВиВМ», «Младшая сестра милосердия» удовлетворены содержанием обучения в ФЦДО.
Выводы:
- Сетевое взаимодействие по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения организовано и функционирует с двумя общеобразовательными учреждениями поселка: Федоровская СОШ № 1 и № 2.
- Охват обучающихся увеличился на 60 % по сравнению с прошлым учебным годом.
- В 2010/2011 уч. года введен элективный курс предпрофильной подготовки «Профессиональный выбор», который получил положительную оценку как Федоровской СОШ № 1, так и обучающихся и их родителей.
- Взаимодействие по предпрофильной подготовке и профильному обучению с Федоровской СОШ № 3 и СОШ № 5 организовано только для обеспечения более широких возможностей для формирования портфолио обучающегося:
ФИО обучающегося | класс | Обучение в ФЦДО | Результат |
МБОУ «Федоровская СОШ №2» | |||
Самболя Вероника | 9 кл | Специальность «Портной» | 1 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2010г. 2 место в региональном этапе. 2010 г. |
Амангулова Сабина | 10б | Специальность «Младшая сестра милосердия» | 1 место в районной этно- экологической конференции, 2011г. |
Исмагилова Альбина | 10б | Специальность «Оператор ЭВиВМ» | 2 место в районной конференции «Шаг в будущее» (информатика), 2011г. |
Малоок Наталья | 8а | Специальность «Портной» | 2 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2011 г. |
Селиванец Екатерина | 9а | Специальность «Портной» | 1 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2011 г. |
МБОУ «Федоровская СОШ №5» | |||
Петров Артем | 7 | Объединение «Электронная автоматика» | 1 место в муниципальной олимпиаде по технологии, 2010г. |
Имбетова Джамиля | 11г | Специальность «Портной» | 3 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2011 г. |
Искакова Сапият | 10а | Специальность «Портной» | 1 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2011 г. |
Рябоволик Игорь | 9а | «Автодело» | 2 место в муниципальной олимпиаде по технологии,2011 г. |
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральными в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задачей дополнительного образования в условиях профилизации среднего (полного) общего образования становится создание условий для профессионального выбора. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.
Другая существенная особенность дополнительного образования, востребованная в системе профильного обучения – высокая степень индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями. В области дополнительного образования, где нет жесткой регламентации учебного процесса, шире возможности построения индивидуального учебного плана (индивидуального образовательного маршрута).
Таким образом, использование возможностей дополнительного образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет не только значительно увеличить число элективных курсов, профессиональных проб, социальных практик и др., но и значительно шире варьировать формы организации образовательного процесса, использовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста».
Организация взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников должна быть приоритетно нацелена на решение следующих задач:
создание условий для профильного и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе путём вовлечения образовательного потенциала внеклассной и внешкольной среды;
обеспечение условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
создание условий для реализации личностно ориентированного образовательного процесса;
обеспечение более широких возможностей для формирования портфолио обучающегося.
Предложения:
- Учитывая положительный опыт проведения профпроб провести профессиональные пробы «Профессиональный выбор» с обучающимися 8-9 классов всех школ.
2. Продолжить реализацию прикладных элективных курсов, которые имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности: «Оказание первой медицинской помощи» (социально-гуманитарная группа СОШ №3; кадетский класс СОШ №1), «Основы электротехники» (естественно-научный профиль СОШ №2,11б класс), «Русская словесность» (СОШ №1,2)
3. Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), в том числе технология учебных проектов. Учитывая положительную динамику участия обучающихся Центра в научно-практических конференциях организовать сотрудничество с Федоровской СОШ №5 по разработке совместных научно-исследовательских проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Формы внеурочной работы общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки
В работе рассматриваются формы внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях, которые помогают подросткам ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессионально...
«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...