История школы в лицах
статья по краеведению
История становления и развития МАОУ "СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева" через деятельность ее учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ В ЛИЦАХ
Якушевич Н.А.,
Директор МАОУ «СОШ №65
г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
Уварова Н.Б.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева
Во все времена, у разных народов школа всегда играла важную роль, отражая уровень развития культуры общества. Становление системы образования в нашем крае начинается в конце XVIII – в начале XIX века. Но в соответствии с "Уставами" 1804 г. и 1828г. государство бралось финансировать только гимназии и уездные училища. Только в конце XIX века было дано дозволение открывать ведомственные учебные заведения в тех населенных пунктах, через которые проходил русско-китайский торговый путь или развивалась промышленность. Поэтому, когда началось строительство Транссибирской железной дороги и приток железнодорожных служащих в город Верхнеудинск, в связи с открытием железнодорожной станции и локомотивного депо, в 1899 году увеличился, члены городской Думы обратилось в Управление Сибирской железной дороги с ходатайством об открытии на государственные средства специального железнодорожного училища.
После получения надлежащего разрешения Министерства пути сообщения 7 января 1903 года на улице Вокзальной, ныне улица Революции 1905 года, было открыто Верхнеудинское железнодорожное училище, положившее начало истории нашей школы, одного из самых старейших учебных заведений не только города Улан-Удэ, но и республики.
За время своего существования школа не раз меняла свой номер, переезжала из здания в здание, переходила из подчинения Министерства путей сообщения в подчинение городского Комитета образования. Она стала не только местом получения знаний, территорией детства и юности, но и «зеркалом», в котором отразилась вся история нашей страны. Но школа – это не только здания и оборудование, школа – это ее учителя и ученики, которые формируют «ее лицо», делают ее узнаваемой, и во многом, успешная деятельность школы зависит от того, кто ею руководит.
С 1909 по 1923 гг. железнодорожное училище было преобразовано в школу №2 Первой и Второй ступени. К сожалению, сведений о первых директорах нашей школы не сохранилось ни в нашей школе, ни в Архиве учебных заведений Желдора г. Иркутска. С 1924 по 1936 гг. школой руководит Калаганский Иван Ильич. По его инициативе создается комсомольская организация, шефами которой стали комсомольцы депо, а в 1924-1925 гг. при Железнодорожном клубе создается пионерский отряд. Его первыми пионервожатыми были Мария Прокопьевна Шамкина-Зыкова и Красикова Клавдия Ивановна, которые, впоследствии, работали воспитателями в школьном интернате -«кашеедке», - так прозвали его ребята.
При Иване Ильиче в конце 1920-х годов непосредственно в школе появляется пионерский отряд, а в 1931 г пионерский отряд стал действовать и при школьном интернате. Вместе с шефами, комсомольцами депо, пионеры и комсомольцы выходили на воскресники, участвовали в создании Железнодорожного парка, следили за сохранностью поставленного в 1925 г. обелиска революционерам-железнодорожникам. В школе было введено самоуправление, созданы класкомы, представители, которых обязательно участвовали в заседаниях педсовета школы.
После экспериментов 1920-х годов, было принято постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934 г.) и установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (срок обучения 4 года), неполная средняя (семилетняя, включавшая и начальную) и средняя (общий срок обучения 10 лет). Такая модель организации школы по своей форме являлась одной из лучших в мире. В 1930-е годы главной задачей советской школы стала подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду, поэтому особая роль в школе стала отводиться учителю, который становится не просто преподавателем учебного предмета, но наставником как для своих учеников. В этот период в школе складывается сплоченный коллектив учителей-стажистов, профессионалов. С конца 1920-х годов учителем физики и черчения работает Николай Павлович Резанов, который был приглашен преподавать в Учительский институт, а в 1935 г. учителем географии и рисования – Сарра Бенциановна Файбушевич. В воспоминаниях выпускников 1930-х годов, много добрых слов посвящено Гурию Петровичу Шелкунову - учителю истории, учителю биологии – Перевалову Семену Федосеевичу, которого ученики прозвали «Семидолей», учителю немецкого языка – Фае Георгиевне Ипполитовой.
При Калаганском Иване Ильиче школа дважды сменила свой номер, став сначала неполной средней школой №35, а затем приказом Отдела Доршкол № 97 от 28.09.36 г. – неполной средней школой №64 ст. Улан-Удэ.
В 1936-1938 гг. директором школы была назначена Зоя Гавриловна Климовских. В 1938 году ее муж, директор элеватора в г. Улан-Удэ, был арестован и как враг народа расстрелян. По этой причине, Зоя Гавриловна была уволена и вынуждена была покинуть город. Директором школы был назначен учитель истории Шелкунов Гурий Петрович. В 1941 году он ушел на фронт, прошел всю войну. Но после ее окончания в школу не вернулся. Распоряжением №160 отдела Доршкол с 15 октября 1941 года директором школы был назначен Кнороз Сергей Григорьевич, а с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. школу возглавлял Тен Николай Николаевич. В 1943 г. школы были разделены на мужские и женские. И до 1954 г. в школе №64 обучались мальчики, а в школе №65 – девочки. Коллектив нашей школы полностью стал женским.
В истории нашей школы 1943-1965 годы стали называть «эпохой Ковалевской». В сложные военные и послевоенные годы Александре Михайловне приходилось решать много проблем – как обеспечить учеников учебниками, где взять продукты для интерната, где и как достать спортивные тапочки для занятия легкой атлетикой. Но главные проблемы, с которыми столкнулась Александра Михайловна Ковалевская, директор школы, - нехватка кадров и отсутствие здания школы.
В годы войны в школу приходят преподавать люди, не имеющие педагогического образования, но в последствии ставшие прекрасными учителями. Так в школе был создан дополнительный педагогический 11 класс, выпускницы которого становились учителями начальных классов. Александра Михайловна тщательно оберегала сложившийся коллектив учителей. Эмма Михайловна Картушевич-Николаева, выпускницы 1949 г. в своем письме вспоминает: «Коллектив учителей был творческий, активный, уныния и серости не было. Мы все участвовали в художественной самодеятельности: я в хоре, другие в спектаклях, которые ставились под руководством нашей Сарры Бенциановны. На смотрах школа занимала только I –е места. И в спорте мы всегда были первыми, в этом была заслуга Надежды Васильевны Никифоровой (между собой мы ее называли «Наденькой», она была немного старше нас, добрая, душевная, симпатичная)»
В 1948 г. вместо одноэтажного деревянного старого здания строится новая каменная четырехэтажная школа. «Вот в январе 1950-го года нас привели в это великолепное здание. Нам школа казалась огромной, мы были поражены ее величием, ходили, как по музею. Нам малышам страшно было громко разговаривать в этом «дворце». Сверкающие стены и полы, огромные окна, широкие коридоры… Сколько света, сколько простора и воздуха под высокими потолками! Какие кабинеты! А когда нам показали спортивный и актовый залы, мы просто онемели от восхищения», - вспоминала выпускница 1958 г. Людмила Астраханцева.[2]
Но дети быстро привыкли к этому великолепию, в новой школе осваиваться им помогали учителя начальных классов Александра Васильевна Устинова и Александра Михайловна Таракановская, преподаватели русского языка и литературы Мария Семеновна Белоусова и Анна Ивановна Грошева, которая руководила в школе литературно-драматическим кружком; преподаватель биологии Клавдия Яковлевна Назимова, под руководством которой во дворе школы был разбит целый садово-опытный участок. С теплотой вспоминают учителя истории Зою Елисеевну Скрынину, страстно увлеченную своим предметом. Будучи человеком немолодым она с учениками совершала пешие походы на Байкал. Настоящими «асами педагогики» становятся Ангилейко Надежда Михайловна и Виктор Валентинович. Надежда Михайловна преподавала в школе химию, а Виктор Валентинович – физику. Сколько мальчишек и девчонок ходили за ними по пятам, глядя на них просто влюбленными глазами. Вместе с ребятами они постоянно что-то мастерили, устраивали праздничные иллюминации, световые представления.
В 1965 году коллектив школы жил в ожидании - А.М. Ковалевская уходила на заслуженный отдых. Замену себе она нашла сама, предложив в отделе учебных заведений кандидатуру Башкова Петра Михайловича, который и возглавлял школу в 1965-1970 гг. Как директор нашей школы, он заражал ребят своей увлеченность, заставлял работать их воображение. В школе Петр Михайлович организовал однодневные и многодневные походы, сам выезжал на туристические слеты, был зачинщиком и участником соревнований по ориентированию и волейболу.
С 1965 года в школе стал работать Совет отцов и, когда была нужна мужская рабочая сила, ребята трудились рядом со своими отцами: ремонтировали мебель, наводили порядок в складах, помогали в уборке урожая. По его инициативе в школе был создан поисковый отряд, который стал собирать сведения о выпускнике 1939 года, Герое Советского Союза Григории Сафроновиче Асееве. 15 ноября 1967 года в школе открывается историко-краеведческий музей, первым руководителем которого стала Сарра Бенциановна Резанова. 1960-е годы – это деятельность студии «Факел», выросшей из кружка художественного слова, созданного в 1958 г. выпускницей Ленинградского педагогического института имени Герцена Софьей Борисовной Полторацкой (Трофимовой). С самого раннего детства ее влекло театральное действо, она воображала себя и драматической артисткой, и певицей. Но не став артисткой, Софья Борисовна как учитель литературы и руководитель студии «Факел», открыла путь на сцену многим выпускникам школы. В студии в разные годы занималось от 70 до 100 человек. Готовились вечера, новогодние программы. Ежегодно совершались поездки с концертами от Улан-Удэ до Мысовой, Слюдянки и на восток до станции Наушки. Выступали и на радио, и на телевидении. Школа, благодаря студии “Факел”, занимала призовые места в районе и в городе. Кубки, грамоты, дипломы...
Но зимой 1970 г. Петр Михайлович был переведен работать директором Мельниковской школы г. Иркутска, откуда ушел на заслуженный отдых. С мая 1970 г. по август 1976 г. директором школы была Саламатова Альбина Николаевна, на посту директора ее сменила Котоманова Антонина Павловна, которая руководила школой с 1976 по 1979 гг. Практически вся ее жизнь связана со школой – она была ее ученицей с 1943 по 1954 год, после окончания Улан-Удэнского педучилища, а затем физико-математический факультета БГПИ с 1964 по 2011 год работала математиком в своей родной школе. Ее добросовестный труд не остался незамеченным: она награждена грамотами Министерства просвещения, Академии педагогических наук, ей присвоено звание «Старший учитель», вручена медаль «Ветеран труда», она удостоена звания «Заслуженный учитель Бурятии».
С 1979 г. по 1982 г. школой руководит Прохоров Геннадий Дорофеевич, В апреле 1982 г. Геннадия Дорофеевича назначили заведующим гороно г.Улан-Удэ и директором школы становится Светлана Петровна Ваховская, которая 38 лет своей жизни отдала средней школе №65 и до 1998 года руководила ее коллективом. Ей посчастливилось работать здесь в пору расцвета школы, когда директора Ковалевская А.М, Башков П.М, Прохоров Г.Д. экспериментировали, вводили традиции, которые ей удалось сохранить. За годы ее работы в школе, на базе театра-студии «Факел» в 1992 г. создается эстетический центр, в 1997 г. вводится раннее изучение иностранных языков, создается методический совет, открыта школа молодого учителя, в которой учителя-стажисты помогали становлению молодым. За свою педагогическую деятельность Светлана Петровна награждена званиями «Отличник народного образования России» и «Заслуженный учитель Республики Бурятия».
1 сентября 1998 года школьную линейку открыла новый директор школы - Спиридонова Ольга Викторовна. В 2001 году в школе была создана организация «ШАНС», возобновил свою деятельность школьный музей, в 2002 году на базе школы стала работать методическая площадка классных руководителей города, 2002-2003 год создан центр немецкого языка, И учителя и ученики стали принимать активное участие в мероприятиях не только на уровне района, но и города, республики. В 2005 году Ольга Викторовна становится заведующим РУНО Железнодорожного района, а затем – директором средней школы №26.
На протяжении всех лет коллектив школы был очень сильным и сплоченным. С 1950-х годов в школу стали приходить в качестве учителей ее выпускники, так как из-за нехватки педкадров в школе был создан специализированный 11-й педагогический класс. Многие выпускники этого класса стали учителями.
Продолжателем славной династии учителей стал Леонард Николаевич Резанов. 1957 году он окончил школу, где всегда вместе с родителями был в гуще школьной жизни. В 1965 году он приходит в свою школу в качестве вожатого и учителя рисования. Позже, он становится учителем технологии и черчения нашей школы, в которой проработал до 2009 года. Леонард Николаевич много лет руководил кружком трассового моделирования, где ребята изготавливали модели электровозов, автомобилей, кораблей и др. Художественный вкус ко всему, к чему прикасаются его руки, он передавал своим воспитанникам, часами сидя с ними над изготовлением модели. В кружке были созданы мини-станки: сверлильно-гравировальный, фрезерный, токарный, зиг-машина. В 1981 г. и 1983 г. работы его учащихся были на сетевой выставке технического труда в Москве, где получили диплом за трассовую модель экспериментального электровоза.
Выпускницей школы была учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Петровна Курнос, которая в 2003 году вместе с Александрой Трофимовной Филатовой стала автором книги о школе - «Робко входил я под школьные своды».
В 1982 году на посту заместителя директора по учебно-воспитательной работе Анну Петровну сменила Любовь Алексеевна Фомичева, учитель-методист, «отличник народного просвещения» и лауреат премии Сороса, которая возглавляла весь учебный процесс до 2005 года.
С 1947 по 2011 год бессменным наставником спортсменов школы была Надежда Васильевна Никифорова, ставшая легендой школы, символом стойкости и долголетия. За 64 года своей деятельности Надежда Васильевна раскрыла спортивные таланты и воспитала не одну сотню спортсменов нашей страны. Среди ее выпускников 50 мастеров спорта и без счета кандидатов в мастера спорта. Все тренеры по лыжам республики – ее ученики. Более 150 ее выпускников выбрали профессию преподавателя физической культуры.
В наши дни школой руководит Якушевич Наталья Александровна. В 2000 г она становится заместителем директора по воспитательной, а затем учебной работе. В 2005 г. Наталья Александровна была назначена директором школы. При ней школа продолжает свою активную деятельность, сохраняя и приумножая добрые учебные, спортивные, культурные и патриотические традиции, заложенные ее столетней историей и какими так славится наша школа. В декабре 2014 года школа получила новое здание. А с 2016 года нашей школе было присвоено имя ее выпускника, Героя Советского Союза Асеева Григория Сафроновича.
На протяжении 120 лет наша школа пережила многое: вместе со всей страной и республикой она переживала труднейшие вехи становления и развития, изменялась, перестраивалась, создавая свою историю и формируя традиции, которые ее выделяют и делают узнаваемой. Во многом ее успешность зависела от руководителя – той ключевой фигуры, которая не просто управляет школой и организовывает учебный процесс, решает хозяйственные вопросы, но и сохраняет то лучшее, что было сделано его предшественниками.
Литература:
- Курнос А.П. Филатова А.Т. Робко входил я под школьные своды: (К 100-летию средней общеобразовательной школы № 65 г. Улан-Удэ) / Курнос А.П. Филатова А.Т. Улан-Удэ: Респ. тип., 2003, 144 с.
- Материалы школьного музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/07/picture-138120-1533659903.jpg)
Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-521994-1448385605.jpg)
Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. Проект "История школы в лицах"
Мастер - класс "Проектная деятельность учащихся на уроке информатики"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-198521-1651727426.jpg)
Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926368-1495359408.jpg)
Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"
laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...
История школы в событиях и лицах
История школы в событиях и лицах...