Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия на тему: «Святые покровители Котельниковской земли. Митрополит Макарий (Невский)».
план-конспект занятия по краеведению (8, 9, 10, 11 класс)

Нестерова Вера Николаевна

В моём родном городе Котельники есть замечательный памятник митрополиту Макарию (Невскому). Митрополит Московский и Коломенский Макарий, «апостол Алтая», епископ Бийский (с 1884 г), епископ Томский и Енисейский (1891г.). Меня очень заинтересовало - какое же он имеет отношение к нашему краю? Почему в соседнем городе Дзержинском есть храм, святого митрополита Макария (Невского) и почему в другом соседнем городе Люберцы есть больничный храм митрополита Макария? На все эти вопросы вы узнаете ответ, прочитав план-конспект занятия, посвящённого митрополиту Макарию - святому покровителю Котельниковской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makariy_nevskiy.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия на тему: «Святые покровители Котельниковской земли. Митрополит Макарий (Невский)».

Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о святых покровителях и молитвенниках нашей малой Родины, Котельниковской земли. Велика наша Родина – Россия и много святых, «в земле Российской просиявших». Так, что, наверное, каждый город, каждый край имеет своих святых молитвенников. Может и в вашем роду были святые. Презентацию и сообщение о священномученике Вячеславе Котельниковском представляет ученица 10 класса В. Александра, руководитель проекта -  учитель русского языка и литературы, преподаватель воскресной школы Винокурова Вера Сергеевна. 

Учитель. Как вы узнали из проекта, в нашей Котельниковской земле есть святой новомученик Вячеслав Котельниковский. Но сегодня мы с вами подробно поговорим о другом святом человеке. Это митрополит Московский и Коломенский Макарий, «апостол Алтая», епископ Бийский (с 1884 г), епископ Томский и Енисейский (1891г.). Какое же он имеет отношение к нашему краю? Почему в соседнем городе Дзержинском есть храм, святого митрополита Макария (Невского) и почему в другом соседнем городе Люберцы есть больничный храм митрополита Макария?

Начнём с детства. Будущий Святой, как и вы когда-то был ребёнком. Родился Владыка в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии). Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. С первых лет жизни он был при храме.

Сообщение ученика. Когда при посещении в 1913 году родного села митрополит Макарий вновь увидел дорогую его сердцу сельскую церковь, в душе его пробудились воспоминания о пережитом: «Вот теперь передо мной как живые встали картины моего раннего детства.... Как живую, я сейчас вижу свою мать, стоящую рядом с нищими... И как она горячо всегда молилась и меня, тогда еще малютку, нередко ставила рядом с собой и заставляла преклонять колена во время молитвы... Помню, как я горячо однажды взывал к Богу со своей просьбой послать мне тулупчик, так как по бедности родителей я не имел теплой одежды, и Господь послал мне... Рос я хилым и слабым ребенком, и мне многие предрекали раннюю смерть... да и смерть дважды хватала меня в свои холодные объятия: однажды я полузамерз на льдине, а в другой раз был убиваем разбойниками. Но молитва матери спасла меня от напрасной смерти.

Учитель. В 1843 году побуждаемый крайней нищетой отец Михаила решает переселиться в далекую Сибирь. Многочисленная семья направилась в Тобольск. Путь был очень трудным. Дорогой часто нечем было кормить детей. Переезд этот был важным событием в жизни будущего Владыки. Тут видится действие Божественного Промысла: именно в Тобольске у Михаила Парвицкого родилось горячее желание поехать миссионером на Алтай. В 1854 г. Михаил окончил духовную семинарию вторым по разрядному списку. Столь серьезные успехи давали ему возможность продолжить учебу в Духовной академии. Побуждение способного юноши продолжать изучение богословских наук уступило горячему желанию жертвенного служения Богу и людям. Успешно окончив духовную Семинарию, он отказался от продолжения учебы в Духовной Академии, а ушел на Алтай проповедовать Святое Евангелие.

Вопрос ученикам: Кто такие миссионеры?

Миссионе́рство (от лат. missio «посылка, поручение») — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. 

Кого из святых можно назвать миссионерами?

Святых апостолов. Святой Кукша – просветитель вятичей, проповедовал христианство на Московских землях (учебник Духовное краеведение Подмосковья стр. 31-32). Преподобный Герман Аляскинский проповедовал Евангелие алеутам (стр. 142-143).

Ведущий: В возрасте 20 лет Михаил был принят в Алтайскую миссию, где самоотверженно трудился 36 лет. Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая деятельность Владыки Макария. Освоив еще в начале служения язык местных жителей, он довел знание его до совершенства. Важным событием в просветительской деятельности Алтайской Миссии было составление в 1868г. совместно с Михаилом Чевалковым (алтаец, крещеный еще архимандритом Макарием (Глухаревым) алтайской азбуки.

Как вы думаете, трудно быть миссионером?

Ученики:

Да, очень трудно.

Это подвиг.

Сообщение: Сам владыка Макарий об этих десятилетиях вспоминал: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов.  Мы не говорим уже о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец: он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает: там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки.  Немалую туту для миссионера составляет недостаток материальных средств; таковой недостаток и всегда чувствителен, особенно для семейных, и в начале существования миссии миссионеры буквально нищенствовали. Одежда у них была столь убога, что когда они были посылаемы в ближайший город по делам миссии, то городские жители тотчас узнавали явившегося по одежде его, что он из миссии. Вот миссионер отправляется в путешествие. Чем он тогда питается: утром — чай с сухарями, днем — сухари с чаем, вечером — опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, чай с толокном».

Учитель

Не раз по молитве отца Макария исцелялись неизлечимые больные. Однажды он с риском для жизни высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеёй. Ребёнок остался жив, а благодарные родители приняли Святое крещение. За усердные труды отец Макарий был возведён в сан игумена, затем архимандрита и возглавил миссию. В 1884 году отец Макарий становится епископом Бийским, а  в 1891 – епископом Томским и Енисейским. В Томске Святитель повсеместно открывает церковно-приходские школы, приюты, создаёт общество трезвости. В Москве святитель Макарий продолжает свои труды, не оставляя личных подвигов поста и молитвы, являясь примером для верующих. В 1906 году владыка был возведён в сан архиепископа, а в 1912 назначен на московскую кафедру.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают подать прошение об отставке. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь. Владыка прожил в Николо-Угрешском монастыре восемь лет.

Кто из вас был в Николо-Угрешском монастыре? Дети поднимают руки. Так мало? Обязательно посетите, это совсем недалеко от нас.

Сообщение: В Николо-Угрешском монастыре митрополита Макария дважды посещали с обыском (20 июля и 20 октября 1918 года). Представители власти унесли ценные документы, дневники. Живя в Николо-Угрешском монастыре, святитель 3 октября 1918 года подвергся нападению вооруженных бандитов.  Из воспоминаний епископа Арсения «...приставив револьвер, стали угрожать смертью, настойчиво требуя денег, которых никогда не было у нестяжательного старца. Одев на себя облачение и митру, бесстыжие люди издевались над владыкой, а один из них, с папироской во рту, сорвал крестик со скуфьи, бывшей на голове архиерея Божия, и рванул его за бороду. "Что ты кощунствуешь? — кротко спросил старец. — Неужели Бога не боишься?" По праздничным и воскресным дням владыка служил в соборе монастыря, произносил проповеди, принимал на благословение народ, общался со своими духовными чадами, которые приезжали к нему. Он пользовался любой возможностью учить и наставлять детей. Приходили к нему дети, не только жившие близко, но и из местной колонии.  Дети очень любили старца и не боялись его: например, трехлетние малютки говорили ему стишки и льнули к нему своей ангельской душой...

Учитель

Вечером 7 (20) августа 1920 года владыку постигла болезнь, которая до конца жизни изменила внешний строй его жизни, — частичный паралич. Но и в болезни вел он жизнь высоко молитвенную, подвижническую. Вставая в половине пятого, читал утренние молитвы, садился за работу. В 7 часов молился за литургией, вычитывая по Служебнику все молитвы. После скромного кушания вновь садился за труды. В праздности не находился ни единого часа. В течение дня по четкам он совершал особое правило. После вечерней службы старец продолжал занятия или читал духовные книги. Спал всегда в подряснике, урывками, прерывая сон ради духовного бодрствования. В 12 часов ночи вычитывал полунощницу. Болезни владыка переносил просто и без ропота. Почти постоянное самоукорение было его обычным настроением.

Учитель. Кто посещал митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре?

Сообщение: Зимой 1919 года митрополит, которому было разрешено жить в бывшем архиерейском доме монастыря Николо-Угреши, жил, параличный, в неотопленных комнатах, с двумя преданными ему келейниками, из которых один был иеромонах. Все они трое не имели права на продовольственные карточки и голодали. Монастырь же был превращён в детский дом отдыха. Всегда энергичный ключарь Храма Христа Спасителя о. Александр Хотовицкий тотчас устроил для митрополита сбор продуктов, то есть чёрного хлеба и пшена, — ничего другого в это время не было. Но тут явился вопрос, как эти продукты доставить? Молодые дьяконы взялись доставлять продукты. Нужно было идти туда пешком, поезда почти не ходили, могли арестовать как спекулянта продуктами. Возвращались все они в восторге от митрополита, которого возили в кресле. Дух митрополита креп. Посещали владыку и московские батюшки вместе со своими приходами. Летом 1923 и 1924 года с многочисленной паствой посещал старца протоиерей Сергий (Мечёв), называвший митрополита Макария «живым русским святым». А когда Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) приехал к старцу просить благословения на новое, в высшей степени ответственное свое служение, владыка Макарий с любовью принял его, отзываясь о нем как о человеке достойном, простой души, и в знак расположения подарил ему свой белый клобук.

Учитель.  В 1925 году, ввиду закрытия по требованию властей Николо-Угрешского монастыря, духовные чада подыскали для митрополита Макария дом в южной части села Котельники (недалеко от станции Люберцы), и 2 мая святитель Макарий и тринадцать человек, проживавших с ним в архиерейском доме Николо-Угрешского монастыря, выехали в Котельники.

В феврале 1926 года владыка заболел воспалением легких. За несколько дней до смерти он не принимал пишу и не говорил. 16 февраля (1 марта) над ним было совершено Таинство соборования. Болящий владыка сознавал происходящее. Глаза его были открыты, сам он держал свечу. В 5 часов вечера 16 февраля в келье митрополита Макария была совершена всенощная в память священномученика Ермогена. Как вы думаете, в чём сходство митрополита Макария и патриарха Ермогена?

Ученики: Служение митрополита Макария как и патриарха Ермогена пришлось на трагические времена истории России. Он перенёс изгнание, болезнь, людскую оставленность, почти забвение, но никакие испытания не заставили святителя отступить от дела служения Богу и ближним.

Учитель. В 5 часов вечера 16 февраля в келье митрополита Макария была совершена всенощная в память священномученика Ермогена. Владыка лежал тихо и спокойно. После окончания службы все вышли из комнаты, но через полчаса сестра милосердия сообщила, что владыка умирает. Преосвященный Арсений дважды прочел отходную. «Едва я кончил, как святитель Божий, глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу ...»  Панихиды над телом почившего митрополита Макария служились вплоть до выноса тела в храм в 5 часов вечера 18 февраля.  19 февраля архиепископом Иннокентием при сослужении шести епископов и семидесяти девяти священнослужителей в храме Казанской иконы Божией Матери села Котельники были совершены заупокойная литургия и отпевание. Похоронен был митрополит в ограде, близ алтаря церкви. 3 (16) апреля 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу Владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года митрополит Макарий был прославлен наряду со многими подвижниками веры и благочестия (в том числе и с преподобным Макарием (Глухаревым), просветителем Алтая), Собором новомучеников и исповедников Российских в лике святых.

Закрепление и осмысление материала.

Учитель задаёт вопросы, школьники отвечают, используя рассказ, интернет-ресурсы на мобильных телефонах, распечатку с сайта храма Казанской иконы Божией Матери в Котельниках.

Учитель

Фамилия митрополита Макария – Парвицкий. Почему его называют Невский?

Ученики

Фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии

 Учитель

Почему будущий митрополит отказался от поступления в духовную академию по окончании семинарии?

Ученики

 В 1854 г. Михаил окончил духовную семинарию вторым по разрядному списку. Столь серьезные успехи давали ему возможность продолжить учебу в Духовной академии. Побуждение способного юноши продолжать изучение богословских наук уступило горячему желанию жертвенного служения Богу и людям. Отец Макарий стал миссионером и просветителем алтайских язычников.

Учитель

Почему храм в г. Дзержинский называется церковь Макария (Невского), митрополита Алтайского, тогда как святитель Макарий был митрополит Московский и Коломенский?

Ученики

 Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, «апостол Алтая», епископ Бийский (с 1884 г), епископ Томский и Енисейский (1891г.). После незаконного изгнания митрополита Макария с Московской кафедры, привыкший к деятельности, святитель просил назначить его на другую кафедру. Дело завершилось только три года спустя, когда он был утвержден Святейшим Патриархом Тихоном в звании митрополита Алтайского.

Учитель.

 Как увековечена память митрополита Макария в Котельниках и где находятся его мощи?

Ученики

После революции на митрополита Макария начались гонения. Он был незаконно смещён с Московской кафедры и отправлен в Николо-Угрешский монастырь. Владыка прожил в Николо-Угрешском монастыре восемь лет, а после закрытия монастыря с 1925 года жил в селе Котельники и был похоронен у храма Казанской иконы Божией Матери в Котельниках. В настоящее время мощи митрополита Макария находятся в Троице Сергиевой Лавре, а на месте его могилы в Котельниках установлен памятный крест.

Учитель

Почему пребывание святителя Макария в Николо-Угрешском монастыре называют заточением, ссылкой?

Ученики

 В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь. Владыка прожил в Николо-Угрешском монастыре восемь лет. Имея призвание благовествовать Христово учение, учить и преподавать о Христе Спасителе, он был лишен такой возможности и находился в «заточении», как он сам называл свое положение. Это было причиной его душевных страданий.

Учитель

Почему на Московскую кафедру был назначен святитель, имеющий богатый миссионерский опыт?

Ученики

История показала, что была необходима внутренняя миссия. Не только далекий Алтай, но и первопрестольная Москва нуждалась в пастырях-подвижниках.

Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект конспекта Учебного занятия с использованием ЦОР

Класс 2Предмет  английский языкТема учебного занятия: «Праздник алфавита»Продолжительность учебного занятия: 45 минутТип учебного занятия: урок...

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Цель урока: 1)  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...

Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...

Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»

Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»,  посвящен замечательному юбилею — 800-летию со дня  ро...