Наш край - Челябинская область. Игра-путешествие.
классный час по краеведению (5, 6, 7 класс)

Поповцева Галина Афанасьевна

Игра -путешествие в интересной, увлекательной форме расскажет ребятам  о природных достопримечательностях Челябинской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_putesh_chelyab_oblast.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие

Наш  край – Челябинская область

Цели:

1. Познакомить детей с особенностями ГП, природы, городами Челябинской области.

2. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

3. Работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: физическая карта России, карта Челябинской области, атласы Челябинской области, маршрутные листы.

Ход урока

1 Организационный момент.

Стих Л.К. Татьяничевой «Живу я в глубине России».

Живу я в глубине России        

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берёт отсюда

Начало изумрудных цвет.

А зеленее изумруда

Ни дерева,

Ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – всё то же,

И доброта и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани.

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена

Мы живём в огромной стране – России. Прекрасна её природа, сказочно богаты недра. Среди необъятных просторов нашей страны есть уголок, в котором вы родились и живёте. Это – наш родной край, это наша Малая родина.

  Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём…

                В.Степанов

 Сегодня мы совершим путешествие – экспедицию по Южному Уралу, по нашему краю – Челябинской области. И в этом нам помогут географические карты.

Челябинская область расположена на Южном Урале. Она занимает площадь 87,9 тыс. квадратных километров. Это вдвое больше, чем Швейцария и в 2,5 раза больше таких стран, как Голландия и Бельгия.

Протяжённость Челябинской области с севера на юг – 490 км, с запада на восток – 400 км.

На Южном Урале найдёте почти все природные зоны  России.

На западе,  в Уральских горах, - лесная зона. Вершины гор занимают горные тундры. Ниже  -таёжные леса. Ближе к подножию гор более светлые смешанные леса.

В лесостепной зоне, занимающей территорию от границы со Свердловской областью до реки Уй, леса чередуются с безлесными участками. Голубыми зеркалами блестят на Зауральской равнине озёра, которых в Челябинской области более 3 000.

Южную территорию области от реки Уй до южных границ занимает зона степей. Здесь в поймах рек расположены разнотравные луга.

"Соседями" нашего края являются:

- на севере – Свердловская область;

- на северо-востоке – Курганская область;

- на юго-востоке – государство Казахстан;

- на юге -  Оренбургская область;

- на западе – Республика Башкортостан.

 Столица Южного Урала -г. Челябинск.

.  В нашей области в настоящее время насчитывается 30 городов.

Наверняка вы все любите путешествовать.

Сегодня вам предоставляется такая возможность. Всем отрядом вы отправляетесь в  познавательное путешествие. Вы посетите  разные станции, где должны выполнить определенные задания. Выполняя их, вы зарабатываете всей командой баллы.

Победителем считается та команда, которая набрала большее кол-во баллов. Перед вашим путешествием вожатые получат маршрутные листы, где указаны, на каких станциях вы будете останавливаться, выполнять задания. На выполнение задания дается 10 минут. Карта размещения станций прилагается.

  1. Станция «ВОДНАЯ»

Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

В Челябинской области насчитывается более 3,5 тысяч рек и более 3 тысяч озёр.

 

Отгадай загадки

1.Бегу я как по лесенке,
              По камушкам звеня,
              Издалека по песенке
             Узнаете меня.  
ручеёк

2. Течет-течет — не вытечет;

    бежит-бежит —  не выбежит.  Река

3. Кругом вода, а с питьем беда.  Море

4. По городу дождик    весенний гулял,
              Зеркальце дождик  свое потерял.
              Зеркальце то на асфальте    лежит,
             Ветер подует - оно задрожит.  
Лужа

Предлагаю вам решить экономические задачи.

Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? 

 24 стакана, если стакан 250 г , 4 стакана – 1 л – 6 литров

Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают ведро. Сколько вёдер воды наберётся за неделю?     7 ведер

Заполните таблицу «Озёра Челябинской области» (исп  атлас)

+

+

+

+

+

+

к

у

л

ь

+

+

+

+

+

к

у

л

ь

+

+

+

+

к

у

л

ь

+

+

+

к

у

л

ь

+

+

к

у

л

ь

+

к

у

л

ь

к

у

л

ь

Акуль, Иткуль (Еткуль, Аткуль), Аракуль (Алакуль), Сунукуль (Акачкуль, Узункуль, Айбыкуль, Чебакуль), Чебаркуль (Теренкуль, Табанкуль), Таузаткуль, Карагайкуль.

Заполнить таблицу «Река - город»  (исп. атлас)

река

город

Миасс

Урал

Уфалей

Ай

Катав

Кыштымка

Нязя

Сим

Юрюзань

Увелька

Название водоема

Город, расположенный на реке

река Миасс

(г. Миасс, г. Челябинск)

река Урал

(г. Верхнеуральск, г. Магнитогорск)

река Уфалей

(г. Верхний Уфалей)

река Ай

(г. Златоуст)

река Катав

(г. Катав-Ивановск)

река Кыштымка

(г. Кыштым)

река Миньяр

(г. Миньяр)

река Нязя

(г. Нязепетровск)

река Сим

(г. Сим)

река Юрюзань

(г. Трѐхгорный, Юрюзань)

река Катав

(г. Усть-Катав)

река Увелька

(г. Троицк, г. Южноуральск)

  1. Станция «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

              Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

. Игра «Четвёртый лишний».

Что здесь лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

 Викторина «В мире растений»

  • В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
  • Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)
  • Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)
  • Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)
  • Почему шиповник имеет такое название? (Шиповником называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны острыми шипами. Именно из-за них он и получил свое название.)
  • Растет ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)
  • Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
  • Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника.)
  • Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет.)
  • Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (Листья подорожника.)
  • Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых. Вырубили деревья — улетели птицы, появилось много насекомых: жуков, гусениц — погиб лес.)

Отгадай ребусы

Природа нашего края разнообразна и красива. Разгадайте ребусы и определите названия растений.

C:\Users\Лариса\Pictures\РЕБУСЫ РАСТЕНИЯ\Слайд4.JPG

_____________

Слайд6.JPG

_____________

Слайд8.JPG ___________

Слайд11.JPG

_____________

Слайд12.JPG

_____________

Слайд13.JPG

_____________

C:\Users\Лариса\Pictures\РЕБУСЫ РАСТЕНИЯ\слайд19.jpg

______________

Слайд18.JPG

_____________

Ответы: малина, тополь, осина, крапива, лопух, картофель, рогоз, кувшинка.

 

  1. Станция «ЖИВОТНЫЙ МИР»

Отгадай загадки «Шестиногие друзья»

1)Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок
. (Бабочка)

2)Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (
Божья коровка)

3)Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

4)Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её (
Пчела)

5)С ветки на тропинку,                                       6)Не зверь, не птица,
С травки на былинку                                                    А нос как спица,
Прыгает пружинка –                                                     летит – звенит,
Зелёная спинка. (
Кузнечик)                                        сидит – молчит.(Комар)   

.   «Доскажи предложение»

Детям предлагается незаконченные фразы, которые необходимо  продолжить.

1. Не сбивай ногой даже несъедобные……грибы

2. Не разоряй …………… . гнёзда и муравейники

3. Самый страшный враг леса …………….. огонь

4.   Не уходите из леса, не затушив ……….. костёр

5. Берегите …………….лес от пожара

6. Люби и охраняй ………природу

Ответь на вопросы

1. Какое животное изображено на гербе Челябинской области?  (Верблюд).

2. Каких  животных, обитающих в уральских лесах вы знаете? ( Лиса, волк, медведь, белка, лось, заяц).

3. Ребята, а как вы думаете, смогут ли эти животные жить на Крайнем Севере? А на Юге России? (Нет, на Севере им будет холодно, а на Юге слишком жарко).

4.  Почему? (Ведь животные приспосабливаются к среде своего обитания и без привычных условий могут погибнуть).

5.  А почему тогда на гербе Челябинской области изображен верблюд?

/Верблюд – выносливое и благородное животное, аллегорически показывающее мудрость, долголетие, верность, терпение, а золотая поклажа говорит о том, что освоение территории нашей области связано с формированием торговых путей, в далёком прошлом здесь шло переселение племён и народов, это пограничье./

 

 Загадки про птиц

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.(Сорока)

Угадайте, что за птица 
         Света яркого боится, 
         Клюв крючком, глаз пятачком? (
Сова) 

      Всех перелётных птиц черней,

      Чистит пашню от червей,         

      Взад-вперёд по пашне вскачь,

      А зовётся птица …...(Грач)

      Нам в хозяйстве помогает

      И охотно заселяет        

      Деревянный свой дворец

      Тёмно-бронзовый …..(Скворец)

Заполни таблицу – названия рыб – обитателей водоёмов нашего края.

+

+

+

ь

+

+

ь

+

ь

ь

ь

Ответ: язь, линь, окунь, карась, пелядь.

       

  1. Станция «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Пользуясь картой, напишите названия шести городов Челябинской области, начинающихся с буквы «К»

   К

К

Ш

О

М

И

А

(Копейск, Карабаш, Коркино, Кыштым, Касли, Куса)

Игра - угадай-ка

1.. Недавно я получила письмо от знакомого. Он сообщил: «Живу я в городе, построенном на Южном Урале в 30 – е годы 20 века. Работаю на металлургическом комбинате. Ежедневно совершаю два путешествия из Европы в Азию; первый раз, когда еду на трамвае на работу. Второй – когда возвращаюсь обратно. Путешествие моё из одной части света в другую длится всего 15 минут». О каком городе идёт речь? ( Магнитогорск. Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал).

2. Из какого города нашей области можно пить чай? (Бакал).

3. Название, какого города Челябинской области читается одинаково слева – направо и справа – налево? (Аша).

 Составить географическую азбуку «Города Челябинской области». (атлас)

А

Б

В

Е

З

К

М

Н

О

П

С

Т

У

Ч

Ю

Правильный ответ.

А – Аша; Б – Бакал; В – Верхнеуральск, Верхний Уфалей; Е – Еманжелинск; З – Златоуст; К – Карабаш, Карталы, Касли, Катав-Ивановск, Копейск, Коркино, Куса, Кыштым; М – Магнитогорск, Миасс, Миньяр; Н – Нязепетровск; О – Озѐрск; П – Пласт; С – Сатка, Сим, Снежинск; Т – Трѐхгорный, Троицк; У – Усть-Катав; Ч – Чебаркуль, Челябинск; Ю – Юрюзань, Южноуральск.

  1. Станция «НАША КАРТА»  (без атласа)

Задание по контурной карте – обозначить стороны света, город Челябинск, подписать соседей Челябинской области.

Какие вы знаете способы ориентирования на местности по местным признакам?

Ориентирование по Солнцу. В Северном полушарии Солнце находится на востоке примерно в 7 ч, на юге — в 13 ч, на западе — в 19 ч. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направление на восток, юг и запад. Ориентирование по Солнцу и часам. Для определения сторон горизонта по Солнцу можно использовать наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (13 часов) на циферблате делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. В первой половине дня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13 ч, а во второй — ту дугу, которую она прошла после 13 ч. Ориентирование по звёздам. Вы наверняка знаете созвездие Большой Медведицы (семь ярких звёзд), которое по форме напоминает ковш. Над ним видна Полярная звезда. Она находится в созвездии Малая Медведица. Эта звезда имеет замечательное свойство: в любое время года, в любой час она указывает направление точно на север. Отыскать Полярную звезду на небосклоне довольно просто. Надо на линии, проходящей через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, отложить отрезок, длина которого в 5 раз больше, чем расстояние между этими звёздами. На конце воображаемого отрезка и будет Полярная звезда. Наблюдая за ней, можно точно определить направление на север, а значит, и другие стороны горизонта. Помните? Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо — восток, а налево — запад.

 Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по местным признакам: мох или лишайник покрывает стволы деревьев, камни и пни с северной стороны; если мох растёт по всему стволу дерева, то на северной стороне, особенно у корня, его больше; кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной; весной трава на южных окраинах лесных прогалин и полян, а также с южной стороны отдельных деревьев, пней, больших камней растёт гуще; муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней; южная сторона муравейника более пологая, чем северная; на южных склонах холмов весной снег тает быстрее, чем на северных. Имеются и другие признаки, по которым можно определить стороны горизонта. Например, просеки в лесных массивах, как правило, прорубаются по направлениям «север — юг» и «восток — запад», а лесные кварталы нумеруются с запада на восток.

Ветки деревьев тянутся к югу, смола выступает на хвойных деревьях с южной стороны. Годовые кольца на пнях расположены дальше друг от друга с южной стороны,

ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны. На южных склонах быстрее растёт трава, раньше сходит снег и т.д.)

Заключение

Вот и подошло к концу наше путешествие, вы хорошо потрудились. (Счетная комиссия подводит итоги, определяется лучшая команда.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области

Данная презентация создана на основе фотографий учеников 6 класса....

урок "Удивительное многоголосье птиц Челябинской области"

Урок по технологии кейс, где представлено несколько папок:1. Звуковой ряд голосов птиц2. Информация о птицах3. Кадастр птиц Челябинской области4. Клише текста для экскурсовода5. Контурная карта Челяби...

Презентация Лекарственные растения Челябинской области

Презентация предназначена для применения на уроках природоведения, биологии, СБО...

Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл

Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­ляби...

"Путешествие по Челябинской области" урок математики в 6 классе

Интегрированный урок по математике по теме "Действия с десятичными дробямипроводится в виде путешествия по Челбинской области.Данный урок является воспитательной и развивающейся напрвленности.При пров...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....

Индивидуальный проект "Гастротур по родному краю" (Челябинская область)

Индивидуальный проект (социальный) обучающегося 7 класса под руководством наставника...