Краеведческий марафон «Знатоки родного края»
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Тема занятия: «Знатоки родного края»
Целевая аудитория: 6-10 классы
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о родном крае.
Задачи занятия: Развитие познавательного интереса к изучению родного края; создание условий, способствующих всестороннему интеллектуальному развитию учащихся;
повышение краеведческой грамотности и культуры учащихся, развитие межпредметных связей;
развитие навыков аналитического и творческого мышления,
развитие коммуникативных качеств через работу в группе.
Область применения: Данное занятие может быть использована учителями-предметниками (географии, истории) как ознакомительный материал, направленный на формирование мировоззрения и личностных качеств учащихся. Может быть использована при проведении классного часа или внеклассного мероприятия.
Актуальность: учебная ирга способствует формированию познавательного интереса, в ходе которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер; учебная игра, представляет одну из интерактивных форм обучения, в ходе, которой идёт более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, а в первую очередь друг с другом, где все участники игры находятся на равных условиях, проявляют доброжелательность и активность все, путём взаимной познавательной деятельности; способствует практической отработке полученных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_marafon_znatoki_rodnogo_kraya_wecompress.com_.docx | 451.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Приволжская средняя общеобразовательная школа №1»
Краеведческий марафон «Знатоки родного края»
Дощанова Зульфия Вадутовна, учитель географии,
руководитель творческого объединения
«Туристы-краеведы»
с. Началово
2023
Объяснительная записка
Тема занятия: «Знатоки родного края»
Целевая аудитория: 6-10 классы
Цель: обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о родном крае.
Задачи занятия: Развитие познавательного интереса к изучению родного края; создание условий, способствующих всестороннему интеллектуальному развитию учащихся;
повышение краеведческой грамотности и культуры учащихся, развитие межпредметных связей;
развитие навыков аналитического и творческого мышления,
развитие коммуникативных качеств через работу в группе.
Область применения: Данное занятие может быть использована учителями-предметниками (географии, истории) как ознакомительный материал, направленный на формирование мировоззрения и личностных качеств учащихся. Может быть использована при проведении классного часа или внеклассного мероприятия.
Актуальность: учебная ирга способствует формированию познавательного интереса, в ходе которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер; учебная игра, представляет одну из интерактивных форм обучения, в ходе, которой идёт более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, а в первую очередь друг с другом, где все участники игры находятся на равных условиях, проявляют доброжелательность и активность все, путём взаимной познавательной деятельности; способствует практической отработке полученных знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты: личностные: воспитание национально-территориальной идентичности, патриотизма, любви и уважения к малой родине, чувства гордости за свой край, за историческое прошлое многонационального Астраханского края;
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути народов Астраханского края, базовыми знаниями о закономерностях региональной истории.
Оборудование: настенные карты и атласы Астраханской области, контурные карты, картины, фото, слайды, стихи, стенды, папки-раскладушки, рефераты учащихся по географии своей области, продукция местных предприятий, блюда местной кухни и др.
Правила проведения: Учащиеся делятся на две команды. Для оценки ответов выбирается жюри. Вести конкурс может учитель или ведущий из числа старшеклассников. Марафон состоит из пяти станций, каждый из которых включает несколько заданий.
Данное занятие было проведено с учащимися 8-х классов школы.
Станция «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
- Когда была образована Астраханская область?
- С какими государствами и субъектами России граничит Астраханская область?
- Астрахань нередко сравнивают с Венецией. По каким особенностям?
- Какова максимальная высота области над уровнем мирового океана?
- Назовите самые крупные рукава Волги. Самый протяженный рукав Волги?
- Каково происхождение Лебединого озера?
- Когда, с какой целью и на чьи средства был построен Варвациевский канал?
- Подпишите на карте административные районы области.
Станция «БИОЛОГИЧЕСКАЯ»
- Когда и кем был основан Астраханский биосферный заповедник?
- По указу какого царя и для каких целей в Астраханской губернии был создан «птичьи двор»?
- НАЗОВИТЕ ИЗОБРАЖЁННОЕ РАСТЕНИЕ. В Астраханской области насчитывается более 20 видов. Его ещё называют Бисерник и он широко распространен в регионе. Естественные заросли произрастают по берегам рек, но он не требователен к почве, растет даже на песчаных и засолённых почвах. Образование его зарослей является прямым следствием перевыпоса скота и ухудшения качеств почты. Его древесина востребована в виде хвороста. Из-за высокой плотности древесины в сыром виде она тонет в воде. Так же его древесина употребляется на плетение. Имеет значение как растение закрепляющие пески.
- Назовите растения области, занесенные в Красную книгу.
- НАЗОВИТЕ ИЗОБРАЖЁННОЕ РАСТЕНИЕ. Это древнее растение, произрастает уже несколько миллионов лет, является современником динозавров. Это однолетнее водное растение, стебель которого может достигать в длину до 5 метров. Колючее семя (орех) имеет съедобную сердцевину. На вкус что-то среднее между картошкой и каштаном. Раньше астраханцы часто употребляли в пищу, использовали в кулинарии. Сегодня это растение занесено в Красную книгу Астраханской области.
- В 1953-1954гг в Астраханскую область завезли пушного зверька и с той поры он стал обычным видом нашей фауны. Что это за зверек?
- Самое крупное животное Астраханской области?
- Какие два травянистых водных растения, произрастающих в дельте реки Волги Астраханской области, зашифрованы в ребусах.
С
Станция «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ»
- Один из исторических районов Астрахани, расположен в Кировском административном районе города к востоку от реки Кутум, отделяющий его от района Больших Исадов и одноименного рынка, ограничен улицами С. Перовской, Каховского и В. Барсовой и южной частью площади К. Маркса. Название района связано с тем, что до революции на этой территории размещались солдаты астраханского линейного батальона, исторически здесь также проживали корабелы (строители кораблей и лодок). Основу исторической застройки района составляют малоэтажные здания дореволюционного периода, в том числе деревянные, среди них значительное количество памятников архитектуры. На территории района расположены Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и церковь введения во храм Пресвятой Богородицы. Район отмечен на карте 1876 года. Название исторического района города.
- На старинной открытке 19 века изображена Артиллерийская (пыточная) башня Астраханского кремля. Деревянного шатра на ней нет, но такие шатры над башнями изображены на старинных гравюрах. По-видимому, они исчезли в огне пожара 1700 года. В каком веке над этой башней кремля вновь появился деревянный шатер со сторожевой вышкой?
- На планах г. Астрахани 1760-1770 годов отмечены небольшие постройки и сады. Здесь в 1722 г. был возведён Летний дворец с садами для российского царя Петра I, императрицы и их свиты. Резиденция Петра на Кутуме была устроена на узкой протяжённой возвышенности — Скакольном бугре, поднимавшемся между реками Кутум и Криуша. Царь провёл в Астрахани один летний месяц (с 19 июня по 18 июля), занимаясь подготовкой Персидского похода, а также один осенний месяц (с 4 октября по 5 ноября) отдыхая и восстанавливаясь после проведённой военно-морской кампании. В 1770-е гг. дворец разобрали из-за ветхости, сад перешел в частные руки, а потом и само место загородной петровской резиденции было забыто. В каком районе современной Астрахани находится это место? (Ленинский, Кировский, Трусовский, Советский)
- На картосхеме отмечен затон, который расположен около основного русла реки Волга, южнее г. Астрахани. На этом затоне базируется Каспийская флотилия, находится гребно-парусная база, проводятся соревнования по парусному спорту. Назовите современное название этого затона.
- На планах города 1909 года отмечена территория, где до 1976 года находили уникальные здания, изображённые на странной открытке. Эти здания были построены в 1899 году купцом К.А. Поляковичем. Всего там располагались шесть деревянных сооружений. Константин Александрович активно развивал своё детище, а после его кончины в 1904 году, перешло к его сыновьям, которые продолжали дело отца до 1916 года. А потом случилась революция, после чего реквизиция и ещё несколько событий, связанных с разорением этого места, вплоть до полного уничтожения пожаром. Под каким название территория известна сейчас?
- В Астраханской области издавна проживает ногайская народность. Этническая группа ногайцев, чье самоназвание переводится как «черное дерево». Существует в Астраханской области село с созвучным названием. Как называется эта народность?
- В Астраханской области проживает восточнославянский народ, который сыграл заметную роль в процессе освоения Нижнего Поволжья. Относится к индоевропейской языковой семье. Появление первых представителей этого народа в низовьях Волги относится к концу ХVII – началу ХVIII века (миграции с севера Речи Посполитой). После отмены крепостного права, во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. миграции этого народа с северо-западных земель приобрели массовый характер. К началу XX века в Астраханской губернии проживало более 12000 представителей этого народа (1%), но к 2020 году их осталось около 2000 человек (0,1%). Название государства, основное место проживание народа, происходит от словосочетания «Белая Русь», известного с середины XIII века и употреблявшегося по отношению к различным регионам Руси. Укажите название народа.
- Какой культурно-развлекательный объект, открытый в 1960 году, отмечен на снимке? Первоначально здание венчал полотняный купол, который в 1962 заменили на жёсткий каркас. Со временем комплекс приобрёл современный облик. В здании 1224 зрительских места.
Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
- Когда на территории Северного Прикаспия появились первые поселения людей?
- «19 июня, во вторник, в 16-м часу дня, в три четверти, Его Императорское Величество изволил прибыть к Астрахани водою на галере и в яхте войти в крепость, в кремль. А по приходе его величества к кремлю отдана честь с крепости, пушечная стрельба троекратно, по военному уставу…» - запись А.П. Волынского, губернатора, генерал-адъютанта. В каком году произошло это событие? Кто и с какой целью прибыл в Астрахань? В какие ворота кремля он вошел?
- Когда, где и у каких племён Нижнего Поволжья появились изогнутые сабли?
- Как называлась столица Золотой Орды и где она находилась?
- Назовите астраханца - первого Российского академика словесности.
- Когда и для каких целей была создана Каспийская флотилия?
- Какая операция была разработана гитлеровцами для захвата Астрахани?
- Когда и для каких целей была сформирована 28 Армия? Кто ее возглавлял?
Станция «ТУРИСТИЧЕСКАЯ»
- Группа туристов ушла в долгий поход в лес. Через несколько дней они были вынуждены соорудить особые приспособления. Укажите, для чего используются туристами приспособления, представленные на рисунках.
- Морской узел «Булинь» состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным, так как его используют для страховки, швартовки, крепления тросов и др. Часто используется у активных туристов. На каком рисунке изображен узел «БУЛЕНЬ»?
А) Б) В)
- На рисунках представлены способы определения сторон горизонта. По перечисленным признакам определите сторону света. На эту сторону света: муравейники строятся около деревьев и камней, обращена пологая сторона муравейника, обращены длинные и густые ветви отдельно стоящих деревьев, обращён красный (спелый) бочок фруктов и ягод, а в оврагах снег быстрее тает на этом склоне. С противоположной стороны света растёт мох на камнях. Укажите сторону горизонта.
- На рисунке представлен вариант укладки рюкзака туриста. Правильная укладка и упаковка походного рюкзака — сложный и ответственный процесс, от которого зависит комфорт и безопасность всего путешествия. Золотое правило упаковки походного рюкзака — брать только необходимый минимум. Укажите средний рекомендуемый вес рюкзака, собранного для путешествия подростка 15 лет, при активном движении группы туристов.
- Если от Башни Спасо-Преображенского монастыря, находящаяся по координатам, 46.351273 с.ш. и 48.042111 в.д., пройти на север 255 метров, потом на восток, по берегу 563 метра, а затем, повернув на север пройти по улице 120 метров, потом от перекрёстка, по улице и пешеходному переходу 470 метров на юго-восток, то перед каким памятником окажешься? Подсказка: используй ЯНДЕКС.КАРТЫ, GOOGLE.КАРТЫ, 2ГИС.
- Если от точки, находящейся по координатам 46.345211с.ш. и 48.023131 в.д., пройти на северо-запад 118 метров, а затем повернуть на северо-восток и пройти еще 99 метров, то перед каким зданием окажешься? Подсказка: используй ЯНДЕКС.КАРТЫ, GOOGLE.КАРТЫ, 2ГИС..
- Если от главных Пречистенских ворот Астраханского Кремля, находящихся по координатам, 46.349624 с.ш. и 48.033828 в.д., пройти на север 195 метров, а затем, повернув на северо-запад пройти по улице455 метров, потом от перекрёстка 250 метров на северо-восток, то ПЕРЕД КАКИМ ПАМЯТНИКОМ ОКАЖЕШЬСЯ?
Подсказка: используй инструмент Линейка - ЯНДЕКС.КАРТЫ, GOOGLE.КАРТЫ, 2ГИС.
- Группа туристов из-за погодных условий на вершине остановилась на неудобной каменно-ледовой морене. Все участники начали устанавливать палатки и обустраивать лагерь. Когда лагерь был готов, стало уже практический темно. Задул сильный и порывистый ветер, но все палатки были хорошо защищены. Люди были голодны и хотели есть. Как вы думаете, какие ошибки допустил руководитель при организации техники бивачных работ этой группы. Опишите их и дайте ваш вариант действий как руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)
Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить желание перечитать книгу «Зем...
Знатоки родного края.
Мероприятие предназначено учителям биологии и экологии, классным руководителям, библиотекарям, работающим с детьми. Проводимые мероприятия станут конкретнее, эмоциональнее и доходчивее, если они...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"
Мероприятие для учащихся 8-9 классов...
Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"
Внеклассное мероприятие "Знатоки родного края"....
Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"
Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы", цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...
Открытое занятие объединения "Знатоки родного края" (туристско-краеведческой направленности)
Презентация "Достопримечательности г.Бутурлиновка" к уроку на областной конкурс "Сердце отдаю детям"...