Мир частушки Астраханского края
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)
Внеклассное занятие на краеведческом материале
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир частушки Астраханского края.
Цель урока: содействовать формированию чувству любви к Родине у школьников в процессе знакомства с фольклорными произведениями края.
Оформление: карта Астраханской области, рисунки детей на тему «Край родной, навек любимый».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Активизация опорных знаний.
1) викторина
— Дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит вместе совершить заочное путешествие по родному краю. Для того чтобы вы поняли цель нашего путешествия, вам необходимо ответить на несколько вопросов. Итак:
1. Краткое, законченное образное изречение обобщающего характера, применимое к самым разным случаям и ситуациям, это –
а) загадка; б) поговорка; в) пословица.
2. Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и:
а) сказки о растениях; б) сказки о животных; в) сказки о насекомых.
3. Под окном растёт калина,
Красны ягоды висят,
Как по улице по нашей
Девки песни голосят. – Это:
а) загадка; б) сказка; в) частушка.
4. Устное народное творчество народа это:
а) история; б) фольклор; в) культура.
– Так о чем же мы будем сегодня говорить на уроке? (о фольклоре).
– Правильно, ребята. На предыдущих уроках литературы мы знакомились с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. И говорили о теме, которая проходит через все произведения этих писателей – это тема любви к Родине, тема патриотизма. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Наша цель сегодня – познакомиться с частушками, которые своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края.
III. Формирование новых знаний.
1) беседа с учащимися
– Среди малых форм фольклора частушка самая молодая и самая озорная. Что же такое частушка?
(Частушка – короткая, обычно четырехстрочная (иногда двухстрочная) рифмованная песенка разнообразного содержания (запись определения в тетради). Возникает она как живой отклик на текущие события или какие-либо жизненные ситуации и дает им оценку: то веселую, порой лукавую, то грустную, но и в этом случае не лишенную юмора).
– Как вы думаете, а где же поются частушки?
Да, чаще всего частушки поют на многолюдье – на игрищах, гуляньях, в праздничной толпе, а еще – в клубах, домах культуры.
– А как возникла частушка?
(Частушка как самостоятельный жанр возникла во второй половине XIX века. Это новый по содержанию и по форме жанр устного народного творчества.. В частушках отразилось всё то новое в быту, хозяйстве, в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX- XX, а теперь уже и ХХI век. Частушку интересует все: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек -о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной весьма условна.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матани, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Постепенно слово «частушка» стало общим для обозначения всех коротких народных песенок, и теперь оно употребляется повсеместно наряду с местными названиями.
– Ребята, как вы думаете, а почему частушку называют частушкой?
(Слово частушка – первоначально одно из названий коротких, частых (в отличие от протяжных долгих) песен. Этимологически «частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая» (областная донская). Частушка произошла из обрядного припева, танца, песни, у которого она переняла краткость, рифму и быстрый темп. Образовано от старославянского «частый, часто»: первоначально «то, что часто повторяют» (Даль, IV, 1289). Исторически част(ушк)а от часто).
– Значение слова помогает также нам понять, как надо исполнять частушки.
Именно частушка занимает особое место в фольклорной сокровищнице нашего края. Начиная со второй половины XIX Астраханский край посетило много фольклорных экспедиций. Как вы думаете, зачем?
(Чтобы изучить фольклор края).
2) начало импровизированного путешествия
– Вот и мы с вами попробуем пройти по следам фольклорных экспедиций. Сегодня у нас не просто класс, а импровизированный поезд, в одном из вагонов которого расположились мы с вами, любители фольклора. Проехав по Астраханскому краю, мы познакомимся с частушками, собранными на территории области. Итак, расселись по местам. Поехали.
Мы в Знаменск отправляемся –
Места занять спешите!
Пройти мы попытаемся
Дорогою открытий!
– Мы прибыли в город Знаменск. Давайте познакомимся с частушками, записанными на территории этого города. Ваша задача: внимательно послушав частушки, ответить на ряд вопросов.
Исполняются частушки:
Что ж ты, миленький, не спросишь,
Как я время провела?
В море так волна не билась,
Как сердечко у меня.
Куда ветер ни подует,
Туда листики летят.
Куда милый ни поедет,
Туда глазоньки глядят.
– Какова тематика частушек? (Любовная). Отражают ли частушки природные особенности нашего края? (Да, речь идет о Каспийском море, о волнах).
– Среди частушек, записанных в Знаменске, встречается особый вид лирических попевок – страдания. Ребята, как вы думаете, какие куплеты мы можем отнести к страданиям? (Частушки о неразделенной, безответной любви, об измене, о потере любимого человека).
Исполняются частушки:
А я с горя зажгу море
Пускай море погорит.
Завлеку – любить не стану,
Пускай сердце поболит.
Протоптал милый дорожку,
Да не стал по ней ходить,
Он завлек мое сердечко,
Да не стал меня любить.
На рябину платок кину,
Как я буду доставать.
Чернобрового с кудрями
Как я буду забывать.
– В этих частушках встречаются устоявшие образы – символы, которые помогают нам глубже понять смысл частушек. Например, как вы думаете, что обозначает символ рябины? (Образ молодой девушки). А река? (Жених, парень). Солнце? (Радость и счастье) и т. д.
– Пассажиры, займите свои места. Поезд отправляется дальше.
Теперь в Ахтубинск путь лежит
Через поля безбрежные.
Наш поезд весело бежит
За облаками снежными.
Вот мы и в городе Ахтубинске, который стоит на красивой реке Ахтубе. Давайте послушаем частушки, записанные в этом городе.
Исполняются частушки:
Я была простой рыбачкой,
А теперь я бригадир.
Мы работу выполняем
Не жалея своих сил.
Выйду, выйду в сад зеленый,
Где черемуха цветет.
Погляжу я, как подружка
Трактор в поле поведет.
Я ударница полей,
Много в книжке трудодней.
Перед милым я горжусь,
Что в стахановки гожусь.
– О чем поют в Ахтубинске? (О трудовой жизни людей, о стремлении хорошо выполнять свою работу). Какие виды трудовой деятельности представлены в Астраханской крае? (Рыболовство, сельское хозяйство).
– Хорошо. Отправляемся дальше.
Что за яркие огни
Показалися в дали?
Это поезд подъезжает
К станции Харабали.
– Пассажиры нашего вагона записали в этом городе интересные частушки.
Исполняются частушки:
Ты, подруга, из-за друга
Не сердися на меня.
Лучше буду я без друга,
Чем, подруга, без тебя.
Гармонист, гармонист,
Рубашечка зеленая,
Не у тебя ли, гармонист
Изба разваленная.
Милый мой, у нас с тобой
Любовь платочком связана.
Из-за тебя, мой дорогой
Семерым отказано.
– Многие частушки содержат в себе обращения. Какие обращения встретились вам в этих частушках? (Гармонист, подруга, милый мой). Почему частушки чаще всего исполняются женщинами? (Женщины выражают свои чувства, эмоции, а мужчины более сдержанны).
– А сейчас мы отправляемся в Астрахань.
Мы объезжаем с песнями
Родимые края.
И знаем мы, что всюду есть
Теперь у нас друзья.
А в Астрахань приехав,
Мы убедимся: тут
Не хуже, чем в районах
«Матани» вам споют.
Какое интересное слово «матани». В Астрахани в конце XIX – начале XX века всегда было много рыбацких промыслов, на которых пели частушки. Но отличались они тем, что в них был припев и звучал он так: «Ах матани, матани мои». Так по слову из припева и стали называть рыбацкие частушки словом «матани».
Послушаем частушки:
Волга – речка голубая
Унеси мою печаль.
Грусть – тоска в душе такая,
Что себя до боли жаль.
Пароходики с путинушки
Тихонечко идут,
Нет ли весточки от милой,
Мне скажите кто-нибудь.
– Какие строчки говорят о рыбацком промысле? Что обозначает слово «путинушка»? (Путина – время промыслового слова рыба – «Толковый словарь» С.И. Ожегова). Какие строчки рассказывают о природных особенностях края? (Волга – речка, путина).
Труд на рыбацких промыслах был тяжелым. Почему же там пели матани? (Чтобы легче и веселее работалось, для бодрости духа).
Во все времена частушка веселила людей, помогала преодолевать трудности, укрепляла дух. Во времена Великой Отечественной войны многие астраханцы сражались на фронте, в том числе принимали участие в боях за Сталинград. Там возникали эти частушки как ответ грозному врагу:
Ты играй, гармонь, частушки,
Гармонист, ударь из пушки:
Сталинградский перебор –
С немцем строгий разговор.
Все мы братцы – сталинградцы
С Волги – матушки реки.
Если драться, так уж драться, -
Это дело нам с руки.
Немцев танки, самолеты
К Сталинграду шли ордой.
Только Волга – мать родная
Смыла бурной их волной.
– Что можно сказать о солдатах, сложивших и исполнявших эти частушки? (Храбрые воины, готовые дать отпор фашистам). Кто или что помогает им выстоять в боях и впоследствии одержать победу? (Волга – матушка река, Волга – мать родная, как ласково они ее называют).
Богат и разнообразен мир астраханской частушки, но с каждым годом граница жанра расширяется, включая в себя все новые и новые темы. Современные частушки пишутся на злобу дня. Например, вот эти:
Исполняются частушки:
Нам привычным нынче стало
Слово «экология».
Только дел конкретных мало,
Значит – демагогия.
Раньше в Волге мы ловили
И белуг, и осетров.
А теперь они уплыли
Вдаль от грязных берегов.
Тит с трибуны держит речь:
«Волгу мы должны беречь».
Как на деле поступает?
Свою «Волгу» в ней купает.
– Какова тематика этих частушек? (Экологическая). Что они высмеивают? Какой смысл содержат? (Пустые разговоры об экологии, далекие от дела. А в реальности – окружающая природа загрязняется, рыба в Волге исчезает, так как вода в реке стала очень грязной).
– А теперь возвращаемся в свое родное село, в нас тоже существует местные частушки.
В Волге волны так огромны
Прямо бьются о борта,
Нам не страшны эти волны, -
Мы поставим невода.
У меня сердечко бьется
Как услышу: тук-тук-тук.
Рыбаки наши, миленки,
На моторочках идут.
Ты моторочка, не стукай
Мое сердце не тревожь.
А мой милый издалека
Красной рыбочки привез.
– Какие темы нашли свое отражение в этих частушках? (Любовь, рыбные промыслы, родная природа).
IV. Итог урока
1) обобщающая беседа
– Вот и подошло к концу наше путешествие по следам фольклорных экспедиций. С чем мы сегодня познакомились на уроке? (С астраханскими частушками).
– В чем специфика астраханских частушек? (Называются волжские матани, отражают жизненный уклад астраханцев: изображают рыбные промыслы и тяжелый труд на полях, описывают природные особенности родного края, представляют чувства любящих людей).
– Для чего нужно знать фольклорные традиции края? (Невозможно любить свою Родину, не зная ее фольклора, культуры. Быть патриотом – значить любить и уважать прошлое и настоящее своей родины).
V. Домашнее задание
Придумать частушку по одной из тем, рассмотренных на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Родина моя--Астраханский край"
Презентация посвящена Астраханскому краю...

Календарно-тематическое планирование "Растительный мир Астраханского края"
Календарно-тематическое планирование по краеведению Астраханской области.Данный курс позволяет учащимся познать наиболее близко растительность края разных мест обитания:пустынных,водоемов,Каспийского ...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс
Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...

Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс
Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....
Презентация по географии на тему: "Жемчужины Астраханского края"
В данной презентации представлен кроссворд, который поможет легче усвоить и запомнить изучаемый материал....

«Культуры эпохи бронзы степной полосы. Памятники эпохи в астраханском крае», статья.
С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых...