Программа кружка "Эврика"
рабочая программа по краеведению
Программа туристско-краеведческого кружка "Эврика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evrika_2023-2024.docx | 237.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО Зам директора по ВР Директор МБОУ «СШ №25»
Протокол №1 от 30.08.2023г. _____ С. Ф. Выдрина ______ Н. Ф. Белавина
Руководитель МО
_____ М. О. Воробьёва 30.08.2023г. Приказ №543 от 31.08.2023г.
Программа кружковой работы:
«Эврика»
туристско-краеведческое направление
Возраст обучающихся: 11-17 лет
на 2023-2024 учебный год
Срок реализации 1 год
г. Нижневартовск, 2023г.
Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Эврика» для 5-11 классов.
Пояснительная записка.
Рабочая программа объединения «Эврика» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного, среднего общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы основного, среднего) общего образования по патриотическому и духовно – нравственному направлениям.
Общие цели учебного предмета:
Обучающие:
- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно - географических факторах истории России.
-Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного
края.
- Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
- Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
- Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи на учебный год:
1. Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3. Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами:
нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
4. Вести сбор материалов об истории.
5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
6. Принимать участие в школьной олимпиаде по истории.
Согласно учебному плану на прохождение курса объединения «Эврика» отводится в 5-11 классах 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие).
Рабочая программа ориентирована на УМК: Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или как делать музей?).М.,2003.,статья с методическими рекомендациями. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.
Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ. сб. Вып.I.М.,2001.
Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.
Срок реализации рабочей программы _1 год.
Наши истоки. Введение. Знакомство с планом работы кружка.
Мой дом. Родословная семьи.
Задачи. Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
Родная школа. Ее история и традиции.
Задачи:
Изучение истории родной школы.
Содержание. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе.
Мой город: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие (6 часов).
Задачи:
Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.
Изучение истории Югорского края по газетным публикациям и документам краеведов. Термин "культурное наследие" необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образования и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п. В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.
Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.
История района.
Задачи. Знакомство с историей района. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.
Родной край, малая Родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания. Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа "землячеств", выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.
Символы страны. Задачи. Знакомство с символами РФ, символами нашего района и города. История герба, флага и гимна РФ, история герба, флага и гимна.
Нумизматика. Задачи. Знакомство с историческим источником «нумизматикой». Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс (лицевая сторона монеты), реверс (оборотная сторона монеты), гурт (ребро монеты), легенда (надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения.
Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая метрология. Задачи. Знакомство с исторической дисциплиной метрология, исторической хронологией. Ребят необходимо подвести к выводу, о том что некоторые единицы измерения дарит нам природа (День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни- меры длины). Знакомить с древнерусской системой измерения. Положить на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обвести ее контуры. На этом рисунке обозначаются единицы длины: пядь (максимальное расстояние от большого пальца до мизинца), вершок (два верхних сустава пальца), палец (применяется в шитье), дюйм (ширина большого пальца), ладонь (ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением фрагмента из произведений А.С. Пушкина, А. Некрасова из былины «Алеша Попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах измерениях поможет ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять необходимость введения новой системы, основной единицей которой стал метр. Измерив длину стола в сантиметрах, ученики определяют соотношение древнерусских единиц измерения длины.
Повторение. Итоговое занятие 4 часа.
Формы занятий:
- организация походов, путешествий и экспедиций;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
-составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка и ежегодное обновление «Книги Памяти»;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников,
тематических дней и др.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
Раздел 1. Наши истоки. | 3 | 3 | |
1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы исторического кружка. | 1 | 1 | |
2. Мой дом. Родословная семьи. | 1 | 1 | |
3. Родная школа. Ее история и традиции. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Мой город. | 3 | 2 | 1 |
4. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | 1 | |
5. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | 1 | |
6. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | 1 | |
Раздел 3. Мой район. | 3 | 1 | 2 |
7. История района. | 1 | 1 | |
8. История района. | 1 | 1 | |
9. История района. | 1 | 1 | |
Раздел 4. Символы страны. | 3 | 1 | 2 |
10. История символов РФ. | 1 | 1 | |
11. История символов РФ. | 1 | 1 | |
12. История символов РФ. | 1 | 1 | |
Раздел 5. Нумизматика. | 7 | 4 | 3 |
13. Нумизматика. | 1 | 1 | |
14. Нумизматика. | 1 | 1 | |
15. Нумизматика. | 1 | 1 (проект) | |
16. Нумизматика. | 1 | 1 (проект) | |
17. Нумизматика. | 1 | 1(проект) | |
18. Нумизматика. | 1 | 1 (проект) | |
19. Нумизматика. | 1 | 1 | |
Раздел 6. ВИД. | 13 | 8 | 5 |
20.Знаменитые люди нашего края. | 1 | 1 | |
21. Люди Югры в судьбе России. | 1 | 1(проект) | |
22. О чем рассказывают монеты. | 1 | 1 | |
23. Русские монеты. | 1 | 1 | |
24. Клады монет. | 1 | 1 | |
25. Хронология. | 1 | 1 | |
26. Единицы измерения времени. | 1 | 1 | |
27. Единицы измерения времени. | 1 | 1 | |
28. Единицы измерения времени. | 1 | 1 | |
29. Календарь. | 1 | 1 | |
30. Календарь. | 1 | 1 | |
31. Последовательность событий. Эра. | 1 | 1 | |
Повторение. | 4 | 2 | 2 |
32. По следам истории древней Фанагории. | 1 | 1 | |
33. Социология и её методы. | 1 | 1 | |
34. Социология и её методы. | 1 | 1 | |
35. Социология и её методы. | 1 | 1 | |
ВСЕГО: | 35 | 21 | 14 |
Календарно - тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.
Тема занятия | Кол-во часов | Формы занятия | Дата | Причина корректировки | |
по плану | по факту | ||||
Раздел 1. Наши истоки (3ч.). | |||||
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы исторического кружка. | 1 | круглый стол | |||
2. Мой дом. Родословная семьи. | 1 | коллективная | |||
3. Родная школа. Ее история и традиции. | 1 | круглый стол | |||
Раздел 2. Мой город (3ч.). | |||||
4. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | коллективная | |||
5. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | круглый стол | |||
6. Нижневартовск: прошлое, настоящее, перспективы. | 1 | проект | |||
Раздел 3. Мой район (3ч.). | |||||
7. История района. | 1 | круглый стол | |||
8. История района. | 1 | индивидуальная | |||
9. История района. | 1 | индивидуальная | |||
Раздел 4. Символы страны (3ч.). | |||||
10. История символов РФ. | 1 | коллективная | |||
11. История символов РФ. | 1 | индивидуальная | |||
12. История символов РФ. | 1 | индивидуальная | |||
Раздел 5. Нумизматика (7ч.). | |||||
13. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
14. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
15. Нумизматика. | 1 | круглый стол | |||
16. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
17. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
18. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
19. Нумизматика. | 1 | индивидуальная | |||
Раздел 6. ВИД (13ч.). | индивидуальная | ||||
20.Знаменитые люди нашего края. | 1 | коллективная | |||
21. Люди Югры в судьбе России. | 1 | индивидуальная | |||
22. О чем рассказывают монеты. | 1 | индивидуальная | |||
23. Русские монеты. | 1 | индивидуальная | |||
24. Клады монет. | 1 | индивидуальная | |||
25. Хронология. | 1 | индивидуальная | |||
26. Единицы измерения времени. | 1 | круглый стол | |||
27. Единицы измерения времени. | 1 | индивидуальная | |||
28. Единицы измерения времени. | 1 | коллективная | |||
29. Календарь. | 1 | индивидуальная | |||
30. Календарь. | 1 | индивидуальная | |||
31. Последовательность событий. Эра. | 1 | индивидуальная | |||
Повторение (4ч.). | |||||
32. По следам истории древней Фанагории. | 1 | круглый стол | |||
33. Социология и её методы. | 1 | коллективная | |||
34. Социология и её методы. | 1 | индивидуальная | |||
35. Социология и её методы. | 1 | коллективная | |||
ВСЕГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...