Квест "80-летию освобождению Кавказа".
методическая разработка по краеведению (10 класс)

Магомедова Саният Раджабовна

Квест по теме Битва за Кавказ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kvesta_bitva_za_kavkaz.docx164.76 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Графика\готовые\Лого.png

Сценарий

Квеста «Битва за Кавказ

Пояснительная записка

Квест проводится на основе технологии интерактивного обучения, приводит к популяризации истории, знакомит участников с самыми важными и примечательными фактами события. В рамках игры участники идут по маршруту, который состоит из различных станций, где необходимо выполнить задание (ребусы, шифровоки, закладки). Задания озвучивают кураторы станции, одетые в форму РККА. На каждой сюжетной точке даётся краткая историческая справка, которая состоит из нескольких исторических фактов.

На ваше усмотрение остается место использования исторической составляющей, до/после задания или же задание будет интегрировано в него и сюжет выступит подводкой.

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ КОМАНДА

За критерий оценки предлагаем взять время прохождения – чем оно меньше, тем лучше.

Ошибки и успехи могут влиять на время, таким образом:

- успешно выполненное задание не влияет на время

- отказ от выполнения задания накладывает 20 мин. дополнительного времени (в том числе, если отказались выполнять задание, когда его проходили).

- провал задания накладывает 5 минут доп. времени (если они выполняли задание больше 5 минут) или 10 минут (если выполняли задание меньше 5 минут)

- мат, ошибка, нарушение + 30 секунд.

- ошибки в выполнении задания: +30 секунд за ошибку, чем тяжелее тем большее время.

Эта система наглядно показывает победителей и проигравших.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Маршрутный лист команды_________________________________

№ п/п

Название станции

Время прохождения задания

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма баллов

Примечание: сумма баллов складывается из учета места, полученного за выполнение каждого из заданий станций. Места выставляются в соответствии с затраченным временем на выполнение задания (с учетом штрафного времени при наличии). Места складываются от меньшего – 1 место к большему – 5 место.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Сюжет и задания.

1 станция «Разведка для авиации»

История: Сражение за Кавказ стало одним из первых испытаний для женского авиаполка, которым командовала уроженка села Добровольное Ставропольского края, летчица с 10-летним стажем Евдокия Бершанская.

С августа 1942 по май 1943 годов авиаполк беспрерывно участвовал в боях, совершив около трех тысяч боевых вылетов.

Бесстрашные летчицы летали в небе над Малгобеком и Орджоникидзе (Владикавказ), уворачиваясь от немецкой авиации и зенитных орудий, держа во внимании горы и сложные метеоусловия. Уничтожали боеприпасы и живую силу врага, бомбили огневые точки и склады с горючим в районе Георгиевска, Минвод, Моздока, Краснодара.

Ночью - задания, днем - разведка. Фанерные «тихоходы» летали пониже, подкрадывались поближе и наводили ужас на фашистов, прозвавших их «ночными ведьмами».

Молоденькие пилоты и штурманы на «несерьезных» самолетах нанесли противнику значительный урон, сдерживая продвижение вражеских войск. Боевая работа бомбардировщиц получила высокую оценку командования в период Моздокско-Прохладненской операции - полк удостоен звания гвардейского.

Необходимый реквизит: Большая карта с расположенными на ней рисунками солдат, дотов, машин, танков; Конструкция со шторкой; Планшет; Копия карты, но без рисунков; карандаши;

Задание: Куратор станции на 1 минуту отодвигает шторку, за которой срывается карта с расположением вражеских частей. Команде необходимо перенести на пустую карту расположение вражеских частей.


D:\Графика\готовые\Лого.png

2 станция «Срочные действия»

История: Дальнейшие события я знаю от одного из солдат, который встретился мне уже после освобождения Кавказа.

Он рассказывал мне много страшных вещей, которые лучше опустить и в этой заметке, но есть то, чем я не могу поделиться: сколь велика в людях сила к жизни.

Когда закончились запасы воды, солдаты узнали, что, оказывается, можно пить грязную воду, вопреки мифу, маленькими порциями, не больше 3 дней подряд. Естественно, это не решало их проблем, поэтому они сделали из подручных материалов очиститель воды.

Послушав его, мне показалось несложным соорудить очиститель, нужно всего лишь соблюдать ряд условий:

- делать это за 10 минут;

- конструкции должны быть функциональны;

- конструкции должны быть применимы.

Необходимый реквизит:         пластиковая бутылка, ножницы, кусок ткани величиной с салфетку, песок, древесный уголь, активированный уголь (много), вода, смешанная с землей.

Подготовка трека: емкость с мутной (с добавлением песка или земли) водой, ингредиенты для создания очистителя, емкость, куда будут переливать.

Инструкции: участникам необходимо вспомнить все известные им способы очистки воды или придумать свои, после чего, руководствуясь своими знаниями, соорудить из подручных материалов фильтр и очистить воду.

Вода считается очищенной только в том случае, если она сильно поменяла цвет и стала прозрачной.

КАК СДЕЛАТЬ ОЧИСТИТЕЛЬ ВОДЫ

Для того, чтобы сделать фильтр из песка понадобится:

пластиковая бутылка, кусок ткани величиной с дно бутылки, песок.

Ход работы:

1. Отрезаем у бутылки горлышко, чтобы было удобнее засыпать в нее песок и заливать воду.

2. В дне бутылки, там где у нее углубления, сделать шилом или гвоздем несколько отверстий.

3. Положить на дно бутылки кусок ткани (мы использовали кухонную вискозную салфетку).

4. Насыпать в бутылку песок примерно до половины высоты.

5. Ставим бутылку в какую-нибудь емкость: кастрюлю, миску и т.п. В ней будет собираться очищенная вода.

Фильтр для воды готов!

Как сделать фильтр для воды из песка

Для изготовления многослойного фильтра из подручных материалов вам потребуются:

•        Древесный уголь (подходит любое дерево, кроме хвойных пород).

•        Песок.

•        Марля, ткань – можно заменить травой без семян.

Инструкция:

1.Изготавливаем древесный уголь. Для этого находим кусок дерева – лучше всего подойдет береза, но если ее нет, можно использовать любое дерево, кроме хвойных пород (они резко пахнут, а питьевая вода лучше, когда не имеет ни вкуса, ни запаха). Чтобы получить древесный уголь, прокаливаем дерево в железной емкости – или просто жжем, но не до золы. Дерево должно стать черным и легким, внутри не должно быть свежей древесины.

2.На очереди заготовка из пластиковой бутылки (обрезаем дно и проделываем отверстия в крышке). Получается уже знакомая нам по первому способу воронка.

3.Укладываем слоями фильтрующие агенты. Сразу на продырявленную крышку кладем сложенную в несколько раз марлю, если ее нет – чистую траву без семян. Сверху на траву помещаем слой приготовленного в первом шаге древесного угля, предварительно раздробив его на кусочки диаметром 1–3 см. Можно обернуть их в марлю, но это не обязательно.

4. Сверху на фильтр укладываем слой речного песка.

5. На песок насыпаем мелкий гравий.

6. Сверху накрываем фильтр слоем марли или, как уже говорилось, травы без семян.

Главное достоинство этих фильтров – распространенность необходимых материалов в природе. Недостаток – длительный и трудоемкий процесс изготовления.

Способ третий: фильтр из активированного угля

Активированный уголь никогда не бывает лишним, особенно в турпоходе. Расстройство желудка способно превратить в мучение любой отдых, поэтому, собираясь в дорогу, никто не пренебрегает черными таблетками. Они хороши тем, что могут применяться не только в медицинских, но и в бытовых целях – скажем, затем, чтобы очистить воду. Когда находишь необычное применение обыденным вещам, чувствуешь себя изобретателем или, по меньшей мере, участником шоу «Последний герой». Для этого вам потребуется немного:

•        Пластиковая бутылка – универсальный ингредиент для изготовления всевозможных поделок и приспособлений.

•        Инструмент, чтобы проделать отверстия в бутылке.

•        Таблетки активированного угля.

•        Марля или любая ткань.

Инструкция:

1. Делаем заготовку для фильтра из пластиковой бутылки: по отработанной технологии отрезаем донышко и проделываем отверстия в крышке.

2. Переворачиваем получившуюся воронку вниз горлышком и выстилаем изнутри марлей, сложенной в несколько слоев. Сверху насыпаем таблетки активированного угля, помня, что одна таблетка способна очистить литр воды.

Огромное преимущество этого фильтра – простота и быстрота изготовления и минимальное количество «запчастей». К минусам конструкции можно отнести необходимость иметь при себе много активированного угля, количество которого сложно рассчитать заранее.

Задание: участникам предстоит очистить воду в полевых условиях.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 3 «Над пропастью»

История: Немецкими войсками Ростов-на-Дону был занят 23 июля 1942 года. К этому времени план «Барбаросса» был сорван, поэтому немецкой ставкой был сформирован новый, основной целью которого являлся захват Кавказа – источника советской нефти. От всей добываемой в СССР нефти на Кавказе добывалось 95% (71% в Баку).

        28 июля 1942 года был подписан приказ №227 «Ни шагу назад» и приказ об отступлении советских войск к Кавказскому хребту, которому предстояло сыграть роль огромной 1300-километровой стены.

Необходимый реквизит: 1 моток маркерной клейкой ленты

Задание: Участникам предстоит пройти горное испытание и буквально опереться друг на друга, чтобы выполнить задание.

Необходимо отметить точку старта и финиша на расстоянии 3 метров. Между стартом и финишем прямыми линиями отмечаете ромб шириной в 2 метра.

Инструкция: по парам вам предстоит пройти через горное ущелье. К несчастью, условия таковы, что есть лишь две узкие тропинки, по которым невозможно пройти напрямую. Два человека должны встать друг напротив друга и упереться ладонью в ладонь. После этого каждый проходит маршрут со своей стороны. Прохождение считается только если оба участника удачно прошли. Соступать с ленты нельзя.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 4 «Чёрное золото»

История: 5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву, согласно которой главной целью летнего наступления вермахта стала кавказская нефть. На тот момент немцы не испытывали острых проблем с горючим. Захват Кавказа, по замыслу германского командования, в первую очередь должен был лишить СССР топлива и открыть нацистской Германии путь на Ближний Восток. Однако планам Гитлера не суждено было сбыться.

На случай захвата к осени 1942 года на бакинских нефтепромыслах были заглушены и подготовлены к уничтожению 764 скважины, а 81 комплект бурильного оборудования вместе с персоналом переправлен в Туркменистан.

Необходимый реквизит: 5 стаканов воды, черная краска, песок, весы.

Задание: Участникам предстоит примерно определить вес жидкости в стакане.

Все стаканы нужно заполнить жидкостью одинакового объема (200 мл), раскрасить с помощью черной краски, с помощью весов и песка нужно сделать стаканчики с разным весом, от 200 до 450 грамм, с шагом в 50 грамм.

Инструкция: участникам предстоит определить весь стаканов с черной водой. Им нужно назвать вес каждого стакана, причем один и тот же человек не может дважды брать стакан.

D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 5 «Оружие Победы»

История: Уже 21 августа немцы смогли продвинуться вперед настолько, что был водружен немецкий флаг над Эльбрусом. И хоть немецкая пресса осветила это как символ захвата Кавказа, на деле этот поступок ничего не значил. Поставки техники советским войскам были ограничены, поэтому через Иран был канал поставки по «ленд-лизу»: в наши войска поступали танки «General Stuart», «Valentine», бомбардировщик «A20 Boston». В битве за Кавказ участвовали 3535 бронемашин из которых 193 были английского и американского производства. Поддержка авиации смогла обеспечить такую великолепную поддержку сухопутным войскам за счет следования словам, сказанным Вершининым К.А.: «Мы для них, а не они для нас». Именно ее поддержка определила исход этой битвы. Поддержка авиации, действия советских войск и артиллерии привели к тому, что немецкие войска были остановлены в районе города Гизель, где и были ценой больших усилий повернуты вспять.

Необходимый реквизит: распечатанные фотографии оружия и подготовленные подписи.

Задание: участникам предстоит познакомиться с изображением военной техники, которая использовалась в Битве за Кавказ.

Нужно на столе расположить фотографии и подписи

Инструкция: вам нужно познакомиться с фотографиями военной техники Великой Отечественной войны и определить их названия.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 6 «Медсанбат»

История: Артиллерийский огонь, выстрелы ружей, громыхающая техника – смерть на войне была повсюду. Часто она приходила абсолютно случайно, в виде осколка от недалекого взрыва или шальной пули. В такой ситуации раненый может рассчитывать только на помощь товарищей, которые вовремя окажут ему первую помощь и спасут его жизнь.

Необходимый реквизит: несколько пачек медицинских бинтов, сумка для них, ветки или черенки в качестве шин, плед или кусок здания, несколько резиновых жгутов, покрывала, на которые можно будет укладывать человека.

Задание: Участникам предстоит оказать первую помощь пострадавшим членам команды. Пострадавшие определяются через жребий (10 бумажек, из них 4 – с ранениями).

Первую помощь нужно оказывать с помощью подручных средств. При лечении вам нужно определить приоритетность больных и их ранений, сконцентрироваться на лечении самых тяжелых случаях. Правильный порядок дан ниже.

Артериальное кровотечение: нужно сразу остановить кровотечение – взять пальцами в кольцо руку на 5 см выше раны и прижать артерию к кости.

После уже накладывается жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см, накладывается повязка на место ранения.

Потеря сознания: нужно сесть рядом с человеком, контролируя его руки (коленками прижимаешь одну к телу, а вторую рукой). После следует проверить дыхание – нужно запрокинуть голову больного, опустить подбородок и прислониться ухом ко рту, так вы услышите дыхание, почувствуете щекой дыхание. Ближнюю к вам руку следует поднять наверх, а из второй руки делаете рычаг (ладонь за шею) и ногу поднимаете, что бы получилось два угла под 90’. После этого больного нужно развернуть в сторону поднятой руки, чтобы упереть его рычагами в землю.

Перелом (голень ноги): нужно сразу максимально вытянуть ногу, после чего закрепить с помощью медицинских бинтов или одежды ногу к шине – прямому, длинному предмету.

Краш-синдром: руку человека придавило упавшим тяжелым предметом. Из-за того, что раздавленные мышцы выделяют ядовитые вещества, нельзя просто поднять упавший предмет и вытащить руку. Сначала нужно наложить жгут чуть выше придавленного места. После этого нужно аккуратно поднять предмет и извлечь конечность, нельзя ее просто вытягивать, это нанесет еще больший урон. После извлечения конечности нужно наложить очень тугой бинт чуть выше жгута, чтобы ликвидировать ядовитые вещества, которые могли проникнуть через жгут в организм.

Медико-биологическая викторина: определение растений; определение жидкостей по запаху – выполняют два любых человека из отряда.

D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 7 «Многоуровневый шифр»

История: Сорок первый далёкий, сорок первый неблизкий, вновь мне чудится голос батальонной связистки. Снова голос кричит мне в телефонную трубку: «Сокол! Я Незабудка. Сокол! Я Незабудка. Весь огонь батареи – по квадрату семнадцать, сокол, милый, скорее: могут танки прорваться»… Так мы передавали информацию, но радиосвязь могла быть перехвачена немцами, поэтому мы шифровали текст. И вам предстоит расшифровать одну из директив.

Необходимый реквизит: лист с шифром, 30 листов А4, несколько ручек.

Задание: участникам предстоит познакомиться с несколькими вариантами шифрования, отгадать загаданное и вновь зашифровать для следующих участников.

Инструкция: перед вами лежит лист с шифрованием в несколько уровней, рядом с ним лист с ключом. У вас есть 10 минут на то, чтобы его разгадать слово, переформулировать и зашифровать вновь используя изначальные шифры.

Мы для них, а не они для нас.

Шифр

Используемые шифры: числовой, Цезаря, синий язык

Мы для них, а не они для нас.

14,29, 5, 13, 33, 15, 10, 23; в пж рпк ёнб пву (-2)


D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 8 «Кавказский щит»

1. Хронологические рамки Битвы за Кавказ?

А)1941-1942 гг.

Б)1942-1943 гг.

В)1943-1944 гг.

Г)1944-1945 гг.

2. Кто из командующих Красной Армии принимал участие в Битве за

Кавказ?

А) И. С. Конев

Б) С. М. Буденный

В) Г. К. Жуков

Г) Н. И. Крылов

3. Когда началась Битва за Кавказ?

А) 29 июня 1943 г.

Б) 25 июля 1942 г.

В) 30 августа 1943 г.

Г) 1 сентября 1941 г.

4. Когда Ставрополь (Ворошиловск) был оккупирован?

А) 3 августа 1942 г.

Б) 7 августа 1943 г.

В) 10 августа 1942 г.

Г) 8 сентября 1943 г.

5. Приказ Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 г. № 227

«О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и

запрещении самовольного отхода с боевых позиций» включает призыв:

А) «Бей насмерть!»

Б) «До победного конца!»

В) «Не отдавай врагу ни одной пяди нашей земли!»

Г) «Ни шагу назад!»

6. Каким было кодовое название плана гитлеровского командования по

захвату Северного Кавказа:

А) «Барбаросса»

Б) «Тайфун»

В) «Эдельвейс»

Г) «Багратион»

7. Приказ от 28 июля 1942 г. № 227 «О мерах по укреплению дисциплины

и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с

боевых позиций», подписанный И. В. Сталиным, был вызван угрозой:

А) захвата гитлеровской армией Крыма

Б) нового прорыва фашистских войск под Москвой

В) потери Сталинграда и выхода гитлеровских войск к Волге

Г) захвата гитлеровской армией Ленинграда

8. Какому городу в 2008 г. было присвоено почётное звание «Город

воинской славы»?

А) Туапсе

Б) Краснодар

В) Ставрополь

Г) Майкоп

9. Автор знаменитого плаката «Отстоим Волгу-матушку!»?

А) В. А. Серов

Б) Н. Н. Жуков

В) А. А. Казанцев

Г) В. С. Иванов

10. Героическая оборона «Малой земли» завершилась…?

А) Освобождением Новороссийска

Б) Уничтожением плацдарма в Крыму

В) Освобождением Анапы

Г) Полным уничтожением немецкого аэродрома на Тамани

11. Что такое «Голубая линия»?

А) Территория проведения Туапсинской операции

Б) Название оборонительной операции

В) Система вражеских укреплений на Таманском полуострове

Г) Название гитлеровского плана наступления

12. Когда группой советских альпинистов из состава 46-й армии были

сняты с вершин Эльбруса фашистские флаги и установлены флаги

СССР?

А) Февраль 1943 г.

Б) Март 1943 г.

В) Апрель 1943 г.

Г) Июнь 1943 г

D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 9 «Слепые походы»

История: Высоко в горах Эльбруса расположился самый высокогорный отель в мире – Приют одиннадцати. Он был сооружен еще в 1909 году, переделан летом 1929 года (обит металлом). Был занят немцами 17 августа 1942 года, после чего и было совершено восхождение и воздвижение флага.

Советские войска неоднократно пытались выбить немцев из приюта. Одна из самых примечательных попыток произошла 28 сентября 1942 года. На высоте больше 4 тысяч метров над уровнем моря группа частей НКВД численностью около 100 человек подобралась к приюту и предприняло попытку его захватить. В ходе долгих боев их отбили и вернулось всего 4 человека.

В январе 1943 года немецкие войска ушли из приюта, их знамена были сняты в феврале.

После того, как Кавказ был освобожден от немецких захватчиков был издан приказ о снятии фашистского флага и воздвижении советского на Эльбрусе. В феврале 20 человек малыми группами начали подъем и уже 17 числа наш флаг был воздвигнут на Эльбрусе!

Необходимый реквизит: краска (или маркерный скотч), 4 шарфа (завязывать глаза).

Задание: Участнику команды с помощью поддержки своей команды предстоит пройти маршрут с закрытыми глазами.

Подготовка трека: нужно нарисовать лабиринт, в котором должны быть и очень узкие места и резкие повороты, длиной 3 метра.

Инструкции: одному из вас предстоит пройти этот маршрут с закрытыми глазами, но вы сможете ему помочь. Но помогать вы можете только одним словом и по очереди. Если человек ошибается, вы говорите больше 1 слова или не по порядку – упражнение начинается заново.


D:\Графика\готовые\Лого.png

Станция 10 « Громкая атака»

История: С нашей стороны все лежали на земле, ждали, замерли в страхе и надежде, как это бывает перед каждой атакой. С другой стороны, была замершая высота, на которой выделялись лучи прожекторов, точки укреплений.

Первое действие – артподготовка и бомбардировка. Над нами уже был слышен рев авиамоторов… Небо было непростое: просматривалось зенитными орудиями, летали вражеские истребители. Существовал специальный путь, который рассчитали наши лучшие штурманы, но по нему нужно еще было правильно пролететь.

Экипаж одного самолета составляли 3 человека: пилот, штурман, радист. Иногда к ним добавлялся при необходимости четвертый человек.

Часто бывало, что они сами отвечали за подготовку своего самолета к полету – требовали техников снарядить и заправить его, следили за его готовностью. Каждый член экипажа вносил свой вклад в управление кораблем, но важно учитывать несколько вещей:

- требуется соблюдать радиомолчание, чтобы враг не обнаружил наши корабли;

- есть внешний штурман, который имеет право передавать информацию на корабль и координировать его движения относительно карты;

- если количество людей позволяет, то возможно запустить сразу два самолета-бомбардировщика.

- нужно придерживаться открытого коридора и совершить стратегическую бомбардировку по назначенной цели.

Время на обсуждение: 1 минута. Время на подготовку самолета: 2 минуты. Время на выполнение задания: 7 минут.

Необходимый реквизит: листы картона А4, бечевка 1м – 4 шт., шило, лист ватмана А4, чайные палочки или аналогичное по длине – много, пластилин или иной крепежный материал.

Задание: участникам предстоит, управляя самолетом, пролететь заданный маршрут и поразить цель.

Подготовка трека: расчертить на ватмане лабиринт, коридор должен быть шириной не менее 15 см, может сам себя пересекать. По границам коридора вертикально закрепить палочки, с расстоянием между ними не более 5 см. В конце маршрута следует расположить цель (к примеру, воздушный шар). Из картона сделать модель самолета (размах крыльев должен быть ½ ширины коридора, чем больше, тем лучше), и присоединить к нему бечевки (две к хвосту, по одной к каждому крылу). В идеале, закрепить на нос иголку или что-то имитирующее оружие поражения.

Инструкции: участникам предстоит пролететь лабиринт и поразить цель. Это они смогут сделать лишь, управляя самолетом. Расчет одного самолета – 5 человек. 4 являются пилотами и бомбардирами – они управляют самолетом с помощью веревок (у одного человека – один конец веревки). 5-й человек – штурман, который координирует действия 4-х человек и следит за тем, чтобы самолет не врезался в стенки, держался заданной высоты и дошел до конца. Веревки должны быть немного расслаблены, самолет ВСЕГДА должен быть ниже верхней точки палочек, но ему НЕЛЬЗЯ касаться поверхности. Самолет летает только носом вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Завершение битвы за Кавказ

внеклассное мероприятие, урок мужества. Можно использовать для младших школьников и для 5-11 классов...

Урок мужества 75 лет освобождению Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ

урок помогает сформровать у обучающихся чувство патриотизма на примерах исторических событий, происходивших в Краснодарском крае в годы Великой Отечественной войны, героических поступков жителей Кубан...

Битва за Кавказ.76 годовщине освобождения от фашистских войск

Познавательный материал,способствующий расширению кругозора учащихся...

Урок мужества День освобождения Краснодарского края и завершение битвы за Кавказ

Цель:познакомить с историческими сведениями о войне на Кубани;формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам, Великой Отечественной войны;воспитание патриотизма....