История Нижегородской области
рабочая программа по краеведению

Васютина Елена Александровна

Программа предназначена для предмета краеведение,форма реализации-кружковая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_istnizhegobl.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

Летневская средняя школа

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа

кружка

«Истоки»

Направленность: Туристско – краеведческая

Срок реализации – 1 года

Возраст детей с 13 до 15 лет

Педагог дополнительного образования Васютина Е.А.

Летнево

 2018г.

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

Концепция школьного исторического образования провозгласила одним из основополагающих принципов гуманизацию или «очеловечивание» истории». Под этим подразумевается познание исторического процесса от человека и через человека. Посредством изучения исторического краеведения развивается связь познающего субъекта – ученика с практически досягаемым объектом познания – краеведческим материалом, в том числе и живыми свидетелями истории

–  земляками.  Кроме  того  краеведение  обеспечивает  связь  истории  с  другими  науками:

географией, биологией, литературой, экономикой и т.д., реализуется возможность осуществлять одну из важнейших задач образования – введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Это воспитывает в нем любовь к малой родине, делает его патриотом.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные краеведы были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одна из возможных связующих нитей обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Одной из особенностей истории родного края является то, что учащиеся в большой мере непосредственно работают с историческими первоисточниками библиотечных и музейных фондов, подлинными документами местного архива, материалами семейных архивов. Данные материалы помогают учащимся ярко, доказательно, убедительно воссоздавать события прошлого, изучать дела и поступки людей, облик и действия различных социальных групп, классов сословий, давать им правильную оценку, позволяют вырабатывать научные взгляды, определять свою личную позицию, учат не принимать на веру бездоказательные выводы.

Прикосновения к живым документам истории, прошлого родного края, семьи, школы будят мысль у учащихся, вызывают сильные эмоции, заставляют сопереживать. Все это оказывает непосредственное воздействие на формирование у воспитанников таких человеческих качеств как духовность, нравственность, человеколюбие. У учащихся воспитывается чувство

общественного долга, внимательность к пожилым людям, памяти прошлого, своим историческим корням, а также помогает приблизить прошлое и увидеть связующую нить всех поколений и самого ученика.

Современному поколению нужна, правда о событиях, фактах и людях, аргументированное изложение событий. Это возможно при организации работы детского исторического кружка «История Нижегородской области».

Актуальность

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа кружка «Истоки» (далее программа) является актуальной т.к. занимается решением проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. К удовлетворению общественной потребности в краеведческом воспитании обусловило создание модифицированная программа по краеведению «Истоки».

Новизна и отличительные особенности программы

Значительная роль в программе «Истоки» отводится выполнению интеллектуально-творческих заданий, проектной деятельности, проведению семинаров, практикумов, «круглых столов», мультимедийным презентациям творческих работ, интеллектуальным играм, подготовке и проведению экскурсий и выставок.

Часть тем и занятий ориентированы на отработку алгоритмов выполнения заданий ЕГЭ по истории и обществознанию.

Цель

Создание условий для приобщения учащихся к историческому и культурному наследию нижегородского края в системе дополнительного образования, развитие личности, любящей свой родной край, воспитание патриота и гражданина.

Задачи

Образовательные:

  • формирование прочных знаний по истории родного края;

  • обеспечение непрерывности изучения устойчивых связей истории малой родины, истории России и мировой истории;

  • раскрытие важнейших граней истории, нравственной, материальной и духовной культуры;

  • пристальное изучение героических страниц городов Арзамаса и Нижнего Новгорода;
  • осмысление роли Нижегородского края в истории страны;
  • исследование «белых» пятен и малоизученных фактов родной истории.

Развивающие:

  • развитие внимания, умения сравнивать и делать выводы;
  • развитие воображения, пространственного представления;

  • развитие творческих способностей, волевых качеств, активности, целеустремленности, эмоциональной устойчивости и др.;

  • развитие грамотно поставленной речи, мышления;
  • формирование и развитие навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • формирование навыков поисковой работы и экскурсионной деятельности.

Воспитательные:

  • формирование гражданского отношения учащихся к Родине, обществу, семье, людям, проживающим в одном городе, одной области;

  • формирование у воспитанников потребности к изучению материалов прошлого, целеустремленности в получении новых знаний;

  • воспитание осознанного отношения к природе, формирование понимания зависимости благополучия среды от поведения человека;

  • воспитание у детей и подростков патриотических чувств;
  • формирование потребности в самореализации через творчество;
  • формирование культуры межнационального общения.

Основные принципы обучения и воспитания

  1. Принцип гуманизма

Этот принцип определяет личность ребенка главной ценностью в процессе обучения и воспитания.

  1. Принцип ценностно-ориентированного обучения

Этот принцип выражается в ориентации учащихся на освоение и воспроизведение ценностей своего народа, нации, в особенности идеала человека, главными чертами которого является любовь к большой и малой Родине.

  1. Принцип природосообразности

Этот принцип опирается на естественное развитие ребенка и предполагает рассмотрение человека как части природы, использование здоровьеформирующих технологий: учебных занятий, где детям через общение с природой дают почувствовать себя ее частицей, походов, экскурсий, подвижных игр и др.

  1. Принцип связи  обучения с жизнью

Этот принцип зародился на заре человечества, когда опыт передавался из поколения в поколение.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Основные методы воспитания

  1. Сотрудничество взрослых и детей
  2. Сотворчество, совместный поиск
  3. Убеждение в важности уважения культурных традиций народов, населяющих Россию
  4. Метод групповой оценки и самооценки

и другие.

Основные методы и приёмы обучения

  1. Объяснительно – иллюстративный метод (восприятие и усвоение готовой информации)
  2. Репродуктивный метод (работа по образцам)

  1. Метод проблемного изложения (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение)

  1. Частично-поисковый метод (выполнение вариантных заданий)

  1. Проектный метод (достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, задачи)

  1. Исследовательский метод (самостоятельное выдвижение гипотез и поиск их подтверждений).

Формы занятий и виды деятельности

Теоретическая деятельность

  • Лекции, комбинированные и интегрированные уроки, семинарские занятия, дискуссии, беседы

  • Составление памяток и алгоритмов по научной организации труда

  • Самостоятельная подготовка докладов, сообщений, рефератов и др.
  • Разработка тезисов, планов, конспектов
  • Разработка аналитических справок, характеристик, описаний, исторических портретов
  • Проведение мини-конференций, «парадов» знаний, викторин, интеллектуальных игр
  • Написание сценариев краеведческих мероприятий
  • Написание текстов тематических экскурсий

Практическая деятельность

  • Поисковая работа

  • Работа с архивными документами, СМИ, музейными фондами, материалами школьного Уголка боевой славы

  • Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, старожилами города

  • Поиск экспонатов для Уголка боевой славы
  • Создание архива «Исторических находок»
  • Реализация прикладных знаний и навыков

  • Работа с историческими и географическими картами

  • Картография путей следования и мест пребывания в Нижегородском крае и Арзамасе выдающихся деятелей России

  • Работа с историческими источниками и справочной литературой

  • Практикумы  общеметодологической  направленности  (решение  проблемных

ситуаций, логических задач, заданий с открытым ответом по образцу ЕГЭ и др.)

  • Массовая творческая работа

  • Участие в конкурсах и интеллектуальных мероприятиях лицея и города

  • Разработка творческих и социальных проектов
  • Экспозиционно-выставочная работа

  • Организация выставок, оформление экспозиций
  • Проведение экскурсий

Дидактический и лекционный материалы, учебные и наглядные пособия Учебные пособия по краеведению и истории:

  • Нижегородский край. Факты. События. Люди. Под редакцией Н.Ф. Филатова, А.В. Седова. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

  • Тюрина А.И., Фёдоров В.Д., Чемоданов Л.А. История Горьковской области.-Горький: Волго-Вятское издательство, 1989.

  • История города Горького. Краткий очерк. – Горький: Волго-Вятское издательство,

1971.

  • В.Д.Фёдоров, Е.П.Титков. История Нижегородской области. – Арзамас, 2010

Научно-популярная литература по краеведению, истории, обществознанию (см. литературу для учащихся и учителя); Дидактический материал

  • методические разработки уроков по краеведению;
  • тесты по истории и краеведению,

  • карточки с заданиями по краеведению и истории; Мультимедийные материалы:

  • презентации, слайды, электронные пособия;
  • видеоматериалы, тематические видеосюжеты и др.

Сценарии тематических «часов развития», интеллектуальных игр, тексты викторин и т.д.

Правила техники безопасности:

  • техника безопасности поведения на занятиях;
  • противопожарная техника безопасности;
  • техника безопасности при обнаружении незнакомых предметов;
  • правила поведения при поведении массовых мероприятий;

  • правила поведения в музее, при проведении экскурсий и т.д. Наглядные пособия:

  • Карта «Нижегородская область»
  • Карта «Горьковская область»
  • Карта «Отечественная война 1812 г»
  • Карта «Великая отечественная война 1941-1942 гг»
  • Карта «Гражданская война 1918-1920 гг» и др.

Материально – техническое оснащение

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, графический проектор, столы и стулья для учителя и учеников в кабинете с естественным и искусственным освещением.

Направления изучаемого курса и общая тематика содержания

  1. Прошлое Нижегородского края
  2. Прошлое нашего города
  3. Памятные события, связавшие Арзамас и Нижний Новгород
  4. Выдающиеся личности Нижегородского края
  5. Именитые арзамасцы
  6. Исторические и культурные памятники  Нижегородского края
  1. Исторические и культурные памятники «Никто не забыт, ничто не забыто» (героические страницы родного края)

  1. Этнография и народное творчество

Основные условия работы в объединении

  1. Добровольность
  2. Доступность
  3. Ответственное отношение к порученному делу
  4. Воплощение итогов в конкретном деле
  5. Серьезное и вдумчивое определение задач для воспитанников объединения
  6. Необходимость, полезность и перспективность работы

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы кружка «Истоки» ученик должен:

знать/понимать

  • что краеведение – часть отечественной истории, что Нижегородский край на протяжении многих веков был и остаётся важнейшим регионом России в геостратегическом, экономическом и культурном планах;

  • какие исторические факты и события Нижегородского края, арзамасской земли повлияли на ход национальной истории;

  • как наши земляки приумножали в прошлом славу родного края;

  • какие культурные памятники свидетельствуют о значительном вкладе нижегородцев и арзамасцев в отечественную историю;

  • какие имена вошли в летопись Великой Отечественной войны, кто из мирных жителей внёс вклад в победу, как наши семьи связаны с войнами, революциями и другими событиями;

  • какими природными, промышленными, сельскохозяйственными, информационными, культурными ресурсами владела в прошлом и владеет сейчас Нижегородская область

уметь

  • определять сущность исторического понятия, явления, события и т.д.
  • объяснять причинно-следственные связи событий, фактов, явлений;

  • определять хронологическую последовательность событий, а также даты значительных исторических событий арзамасской и нижегородской истории;

  • синхронизировать события и факты мировой истории. отечественной истории и истории родного края;

  • выстраивать логическую последовательность фактов и событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

  • самостоятельно размышлять о ходе краевой истории, анализировать происходящее с точки зрения исторического опыта и уроков прошлого;

  • выдвигать гипотезы развития тех или иных событий истории родного края;

  • осуществлять поиск подтверждений или опровержений гипотез, доказывать историчность фактов;

  • использовать знания в учебном и творческом проектировании. историческом исследовании;

  • опираясь на краеведческий материал, инициировать запуск социальных проектов и участвовать в их осуществлении;

  • участвовать в поисковой деятельности, обрабатывать и систематизировать материалы поисковой работы;

  • участвовать в организации тематических экспозиций на основе краеведческого и поискового материала;
  • самостоятельно готовить тематические экскурсии по материалам Уголка боевой славы и другим краеведческим материалам.

Педагогический контроль

Для эффективной и действенной организации УВП ведется отслеживание результативности обучения, развития и воспитания. Поэтому проводится мониторинг обученности, развития и воспитанности, который позволяет определить уровень теоретической подготовки детей, степень сформированности практических и общеучебных умений и навыков, уровень воспитанности: сформированность нравственных качеств личности, коммуникативной культуры, творческой активности.

Диагностика уровня реализации образовательной программы проводится в несколько этапов (первичный, промежуточный, итоговый), в соответствии с поставленной целью и задач конечному результату и выражается в разнообразных формах:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • творческие задания;
  • изучение творческих работ;
  • наблюдение за выполнением творческих работ;
  • контрольные задания;
  • экскурсии с проверкой полученных навыков.

Оценочный материал

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • качество выполнения практического задания;
  • технологичность практической деятельности;
  • культура организации своей практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания;
  • аккуратность и ответственность в работе;
  • развитость специальных способностей.

Оценка итоговой аттестации

Для оценки усвоения обучающимися содержания образовательной программы кружка следующая система оценивания:

        минимальный уровень ребенок путается в основных понятиях программы, отвечает на теоретические вопросы со значительными подсказками, путается в терминологии, умеет проходить со значительными ошибками практические этапы, выполняет практические задания с трудом, не систематически участвует в соревнованиях краеведению, посещает экскурсии, но не участвует в их подготовке;

  • базовый уровень ребенок знает неточно основные понятия программы, отвечает на теоретические вопросы с подсказками, хорошо знает терминологию, умеет проходить с незначительными ошибками практические этапы, выполняет практические задания, участвует систематически в соревнованиях по краеведению, систематически посещает экскурсии, иногда участвует в их разработке;

        повышенный уровень ребенок знает основные понятия программы, отвечает самостоятельно на теоретические вопросы без подсказок, хорошо знает терминологию, умеет выполнять практикумы, выполняет практические задания выше 80%, проявляя сообразительность и смекалку, участвует систематически в соревнованиях по краеведению, показывая хороший результат, активно участвует в экскурсионной и поисковой работе.

Форма проведения итоговой аттестации

Защита курсовой работы (тема и форма на усмотрение учащегося). Предлагаемые варианты:

  • проект,
  • творческая работа,
  • исследовательская работа,
  • разработка сценария,
  • разработка экскурсии,

  • оформление тематической папки (документов, редкой информации, аналитических тезисов и т.п.),

  • оформление экспозиции или тематической выставки и т.д.

Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации обучающихся детского объединения».

Организационные основы деятельности кружка

Программа исторического кружка «Истоки» является модифицированной на основе Программы по историческому краеведению Фёдорова В.Д., Тюриной А.И., Лапшиной О.Ю.«История Нижегородской области», рекомендованной для школ, гимназий и лицеев Министерством образования и науки Нижегородской области (ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара» - 2 изд., Арзамас, 2008).

Количество обучающихся в группе: 12 человек, возраст  с 13 до 15 лет На занятие отводится 45 мин, на перерыв между занятиями -10 мин. Количество часов в год: 7,8 кл. – 34 ч (1ч в неделю)

Учебно-тематический план для 7,8 классов

1 час в неделю, всего 34 часа

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I. Нижегородская губерния во II пол. XIX

16

6

10

века

Раздел II. Нижегородская губерния в начале XX

8

5

3

века

Раздел III. От 1917 года до начала Великой

4

3

1

Отечественной войны

Раздел IV. От Великой Отечественной войны до

6

1

5

наших дней

Основное содержание программы

1851-1875 гг.

Отмена крепостного права. Нижегородский край после отмены крепостного права. Освоение новых технологий и производств. Сормовский завод. Кулебакская металлургия. Нефтепереработка в Нижегородском крае. Транспорт. Железная дорога Москва – Нижний. Городская Дума. Городская управа, городской голова. Культурное развитие края в III четверти XIX века. В.И.Даль в Н.Новгороде, А.Д.Улыбышев, М.С.Щепкин

Основные понятия: либеральные реформы, пережитки крепостничества. Издольщина, испольщина, промышленный переворот, крестьяне-отходники, капиталистические отношения, отрезки, выкупные платежи. временнообязанное состояние, управа.

1876-1899 гг.

Общественное движение в крае. Революционные народники. Либеральные народники. Марксистские кружки. Рабочее движение. Вклад нижегородцев в культуру. Выдающиеся архитекторы Нижнего Новгорода. Училища нового типа: речное, реальное, техническое. Славные женщины-нижегородки. Учёные нижегородчины на службе науки: .В.Марковников, И.М.Сеченов. Музыка и театр. Учёная Архивная комиссия. А.С.Гациский. Художественно-исторический музей.

Основные понятия: народники, хождение в народ, модернизация. латифундии, уставная грамота, городское самоуправление, земское самоуправление, земская управа. земское собрание, сиротский суд, батраки, НГУАК (Нижегородская губернская учёная архивная комиссия), Нижегородский ярмарочный комитет, меценат.

1900-1913 гг.

Нижегородский край на пороге нового века. Капиталистическая промышленность. Кустарная промышленность. Монополистическая промышленность (на примере Выксунских и Сормовского заводов). Транзитная торговля. Рост оборотов ярмарки. Экономический кризис 1903 г. Общественно-политическое движение накануне революции. Нижегородский край в годы первой русской революции. Столыпинская реформа в крае. Выдающиеся личности Арзамаса в начале века. 1903 г. – год канонизации Серафима Саровского. Основные понятия: модернизация, государственный монополизм, транзит, революция, реформа, экономический подъём. экономический кризис, «Манифест 17 октября», всероссийская октябрьская стачка, отруб. хутор, «столыпинский вагон», «столыпинский галстук».

1914 -1917 гг.

Нижегородский край в условиях I Мировой войны. И снова Нижний – центр эвакуации. Рост социальной напряжённости в условиях войны. Культура края в начале XX века. Учительский

  • политехнический институты. Творческая интеллигенция начала XX века в Нижнем Новгороде. Литературная и общественная деятельность М.Горького. Ф.И.Шаляпин в Нижнем Новгороде.

Основные понятия: Парламентаризм, анархизм, либерализм, Антанта, Тройственный союз, восточный фронт, черносотенцы, Партия народной свободы, «Белое знамя»

1917-1940 гг.

Предпосылки революции. Февральские события. Создание Советов в губернии. Кризис местного правления в летний период. Установление советской власти в Арзамасе и других городах нижегородчины. Нижегородская губерния в гражданской войне. Край в условиях «военного коммунизма». Край в условиях НЭПа. Индустриальная и техническая реконструкция промышленности в регионе. Коллективизация нижегородской деревни. Образование и наука в годы НЭПа. Завершение культурной революции. Выдающиеся земляки.

Основные        понятия:        двоевластие,        губернский        комиссар        Временного        правительства,

Нижегородский городской исполнительный комитет, Временный исполнительный комитет, народный комиссар, губчека. национализация, военный коммунизм, продразвёрстка, комитеты бедноты, продотряды, Волжская военная флотилия, Губинж (губернская инженерная инспекция), нэпман.

1941-1985гг.

Подвиг горьковчан на фронте. Подвиг горьковчан в тылу. Промышленность и рабочий класс в 40-60 гг. Сельское хозяйство в 40-60 гг. Успехи и проблемы в культурной жизни.

Застойные явления в развитии Горьковской области в 60-80 гг. Положение в сельском хозяйстве. Благосостояние и культура горьковчан.

Основные понятия: мобилизация, ВПК, тыл, «катюша», ГКО, ГГКО, трудодни, особторг, реконверсия, отраслевое центральное управление. МТС, Горьковская ГЭС, «теневая экономика», застой, «конституция развитого социализма», производственные совещания, ускорение социально-экономического развития.

1986-2014 гг.

От застоя к перестройке.Факторы ускорения социально-экономического развития Социально-духовная жизнь в перестроечное время. Противоречия перестройки Нижегородская область в период становления федерализма. Нижегородский край сегодня: социально-экономический, политический и культурный потенциал региона.

Основные понятия: перестройка, гласность, рационализация производства, экстенсивное развитие, интенсивное развитие, демонополизация, рентабельность. хозрасчёт, антикоммунистическая пропаганда, демократизация, федерализм, федерация, федеральный округ, суверенитет, регион, Субъект Федерации, губернатор, ОЗС, лаборатория реформ, инвестиции, гражданское общество, институт гражданского общества.

Календарно - тематическое планирование

№п

Тема занятия

Форма занятия

Часов

Тео

Прак

Даты

/п

рия

тика

Раздел I. Нижегородская губерния во II пол. XIX века

16

6

10

План

Факт

1

Инструктаж по технике

Лекция

1

1

-

03.09

безопасности: правила поведения

в лицее.

Отмена крепостного права.

Нижегородский край после

отмены крепостного права

2

Освоение новых технологий и

Фронтальна

1

1

-

10.09

производств. Сормовский завод

я беседа

Кулебакская металлургия.

Нефтепереработка в

Нижегородском крае

3

Транспорт. Железная дорога

Практикум

1

-

1

17.09

Москва - Нижний

4

Городская Дума. Городская

Доклады

1

1

-

24.09

управа, городской голова.

учащихся

5

Общественное движение в крае.

Работа с

1

-

1

01.10

Революционные народники

энциклопед

Либеральные народники

иями

Марксистские кружки. Рабочее

движение

6

Вклад нижегородцев в культуру

Лекция

1

1

-

08.10

Выдающиеся архитекторы

Нижнего Новгорода

7

Училища нового типа: речное,

Работа с

1

-

1

15.10

реальное, техническое

источником

8

Славные женщины-нижегородки

Проблемно

1

1

-

22.10

е изложение

9

Учёные нижегородчины на службе

Лекция

1

1

-

05.11

науки: В.В.Марковников,

И.М.Сеченов

10

Инструктаж по ТБ. Правила

Интеллекту

1

-

1

12.11

поведения при проведении

альная игра

занятий в компьютерном классе.

Музыка и театр

11

Учёная Архивная комиссия.

Компьютер

1

-

1

19.11

А.С.Гациский

ная

презентация

12

Художественно-исторический

Доклады

1

-

1

26.11

музей

учащихся

13

Н.А.Добролюбов, А.Д.Улыбышев,

Работа с

1

1

-

03.12

В.И.Даль в Нижнем Новгороде

документам

и

14

Ансамбль Нижегородской

Работа с

1

-

1

10.12

ярмарки с главным домом и

картой

Спасским Староярмарочным

собором

15

Церковное зодчество городов

Лекция с

1

-

1

17.12

Нижегородского края

элементами

дидактичес

кой игры

16

Арзамасское купечество. Вклад

Работа с

1

-

1

24.12

купцов в градостроительство и

источникам

храмовое зодчество

и

Раздел II. Нижегородская губерния в начале XX

8

5

3

века

17

Нижегородский край на пороге

Работа с

1

-

1

14.01

нового века.

источником

18

Капиталистическая

Беседа

1

1

-

21.01

промышленность. Кустарная

промышленность.

19

Монополистическая

Беседа

1

1

-

28.01

промышленность (на примере

Выксунских и Сормовского

заводов).

20

Транзитная торговля. Рост

Лекция

1

1

-

04.02

оборотов ярмарки.

21

Экономический кризис 1903 г.

Лекция

1

1

-

11.02

Общественно-политическое

движение накануне революции.

Общественно-политическое

Лекция

1

1

-

18.02

движение накануне революции.

22

Нижегородский край в годы

первой русской революции.

23

Выдающиеся личности  Арзамаса

Презентаци

1

-

1

25.02

в начале века. 1903 г. – год

и

канонизации Серафима

уч-ся

Саровского.

24

Культура края в начале XX века

Доклады

1

-

1

04.03

учащихся

Раздел III. От 1917 года до начала Великой

4

3

1

Отечественной войны

25

Установление советской власти в

Учебное

1

1

-

11.03

Арзамасе и других городах

проектиров

нижегородчины.

ан

26

Нижегородская губерния в

Беседа

1

1

-

18.03

гражданской войне.

27

Край в условиях «военного

Работа с

1

-

1

01.04

коммунизма». Край в условиях

источником

НЭПа.

28

.  Образование  и  наука  в  годы

Лекция

1

1

-

08.04

НЭПа.   Завершение

культурной

революции.

Выдающиеся

земляки.

Раздел IV. От Великой Отечественной войны до

6

1

5

наших дней

29

Подвиг горьковчан на фронте.

Творческие

1

-

1

15.04

Подвиг горьковчан в тылу.

презентаци

и

30

Промышленность и рабочий класс

Объяснител

1

1

-

22.04

в 40-60 гг. Сельское хозяйство в

ьно-

40-60 гг. Успехи и проблемы в

иллюстрати

культурной жизни.

вное

повествован

ие

31

Застойные явления в развитии

Работа с

1

-

1

29.04

Горьковской области в 60-80 гг.

источникам

и

32

От застоя к перестройке.Факторы

Заочная

1

-

1

06.05

ускорения

социально-

экскурсия с

экономического развития

опорой на

Социально-духовная жизнь в

краеведческ

перестроечное время.

ие

источники

33

Противоречия перестройки

Экскурсия

1

-

1

13.05

Нижегородская область в период

по

становления федерализма.

Соборной

площади

34

Нижегородский край сегодня:

Конференция

Подведение итогов

1

-

1

20.05

27.05

социально-экономический,

политический и культурный

потенциал региона.

Итого

34

15

19

Литература для учащихся

1.

Агафонов

С.Л.

Нижегородский кремль: архитектура, история, реставрация. – Горький, 1976

2.

Балакин

П.П.,

Батуро В.П. Художники города Горького. – Горький, 1974

3.

Герои

Труда

нижегородцы. Биографический словарь. – Н.Новгород, 2001

4.

Город

Арзамас.

Н.Новгород, 1999

5.

Города

нашей

области.-Горький, 1969, 1974

6.

История

города

Горького. Краткий очерк. – Г., 1971

7.

Памятники

истории и культуры Горьковской области. – Г., 1980

8.

Орельская

О.В.

Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем новгороде. – Н.Новгород, 2005

Энциклопедия российских деревень . Край мой арзамасский. – М.. 1995

История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. – Нижний Новгород,1993

Торговля в пословицах ,поговорках, нравах и традициях русского народа. –Нижний Новгород, 2005.

История Нижегородской области. Книга для чтения. Составитель С.А. Орлов, 4-е издание. – Арзамас: АГПИ, 2004.

Литература для учителя

Методические рекомендации в помощь участникам краеведческой программы «Отечество». – Нижний Новгород, 2001.

Методика историко- краеведческой работы в школе.- М., «Просвещение»,1982.

Журнал «Юный краевед». - 2006, 2008, 2009.

Кудрина Т.А. Музей и школа.- М., «Просвещение»,1985.

Титова В.В. Туристко- краеведческие кружки в школе. - М., «Просвещение». 1988.

Нижний Новгород . Лучшая экскурсия.- Дзержинск, 2011.

Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья. История. Архитектура. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство , 1989.

Записки краеведов. Очерки, статьи, воспоминания, документы. – Н.Н.: Волго-Вятское издательство, 1991.

Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура 12 - начало20 века.- Н.Н., 1994.

История Нижегородского края в биографиях. – Нижний Новгород, 2007

Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В.Ступина. –Арзамас, 2002

Сборник методических материалов для учителей краеведения. – Арзамас, 2006

Рабочие материалы по итогам экспериментального поиска в 2003-2005 гг. – М., 2006

Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин / Материалы VI областной НПК. – Нижний Новгород, НИРО, 2007

Нижний Новгород. 785 вопросов и ответов. справочное информационное тематическое издание. – Нижний Новгород, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика лозоплетения в говорах Вадского района Нижегородской области: словообразование.

В данной статье рассматривается лексика древнего ремесла лозоплетения, функционирующая в говорах Вадского района Нижегородской области....

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО  В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...