Материальная культура ненцев
классный час по краеведению (5 класс)
Конспект занятия "Материальная культура ненцев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_kultura_nentsev.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Материальная культура ненцев»
Здравствуйте, дети!
Родина наша - это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем?
Педагог: Ребята, что значит жить дружно?
Дети: ответы детей.
Педагог: Молодцы, значит, вы умеете дружить, дружбой дорожить.
2. Основная часть.
Педагог: В нашем посёлке живут люди разных национальностей (русские, ненцы, долгане, энцы и т.д.) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.
- Какие национальности коренных народов вы знаете?
Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков).
Педагог: Сегодня мы узнаем о культуре ненцев.
(просмотр презентации).
- Ребята, давайте узнаем, что означает слово «ненец»?
Ответ: слайд №2
- Какое основное занятие у ненцев?
Ответ: слайд №3
- На чем передвигаются по тундре ненцы?
Ответ: слайд №4
- А еще чем занимаются ненцы?
Ответ: слайд №5
- Как называется жилище ненцев, как они его строят?
Ответ: слад №6
- Что находится внутри чума?
Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.
Физминутка: «Чум».
Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)
В лесотундре из жердей. (руки в стороны)
Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)
Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в сторону)
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем» печь)
(прыжок вверх)
По -хозяйски растопить,
И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)
Всех соседей пригласить!
Дети садятся за столы.
Ответ: слайд №7
- Какую одежду носят мужчины?
Ответ: слайд №8
- А что одевают женщины?
Ответ: слайд №9
- А какие бывают игрушки у ненецких детей?
0тветы детей.
В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами.
Педагог: Ребята, мы с вами будем строить чум.
У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.
Развивающее упражнение «Собери чум» (4 картинки с изображением последовательности собирания чума).
Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.
Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)
По первой табличке нужно рассказать
- кто это (это-олень)
- по второй - где живет олень (олень живет в тундре);
по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);
- по четвертой - чем питается олень (олень питается ягелем, ягодами, грибами)
- по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)
Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).
Педагог: Замечательные рассказы!
3. Итог занятия.
Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Выбери правильную картинку» (интерактивная игра)
Дети: Ответы.
Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа - ненцах и о жизни северного оленя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
урок изучения нового материала. форма проведения -этнографическая экспедиция. урок проводится на казачьем подворье школы, используется...
Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира
Значение химии в формировании культуры мира....
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
Раздел «Культура ненцев» Тема « Украшения на одежде. Орнамент»
.Продолжить знакомство учащихся с самобытной национальной культурой (с бытом, нравами и обычаями), обозначить проблему того, что в настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...