Материальная культура ненцев
классный час по краеведению (5 класс)

 Ямкина Ольга Егоровна

Конспект занятия "Материальная культура ненцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialnaya_kultura_nentsev.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Материальная культура ненцев»

Здравствуйте, дети!

Родина наша - это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем?

Педагог: Ребята, что значит жить дружно?

Дети: ответы детей.

Педагог: Молодцы, значит, вы умеете дружить, дружбой дорожить.

2. Основная часть.

Педагог: В нашем посёлке живут люди разных национальностей (русские, ненцы, долгане, энцы и т.д.) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

- Какие национальности коренных народов вы знаете?

Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков).

Педагог: Сегодня мы узнаем о культуре ненцев.

(просмотр презентации).

- Ребята, давайте узнаем, что означает слово «ненец»?

Ответ: слайд №2

- Какое основное занятие у ненцев?

Ответ: слайд №3

- На чем передвигаются по тундре ненцы?

Ответ: слайд №4

- А еще чем занимаются ненцы?

Ответ: слайд №5

- Как называется жилище ненцев, как они его строят?

Ответ: слад №6

- Что находится внутри чума?

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка: «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в сторону)

По привычке кочевой.

Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем» печь)

(прыжок вверх)

По -хозяйски растопить,

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Ответ: слайд №7

- Какую одежду носят мужчины?

Ответ: слайд №8

- А что одевают женщины?

Ответ: слайд №9

- А какие бывают игрушки у ненецких детей?

0тветы детей.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами.

Педагог: Ребята, мы с вами будем строить чум.

У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Развивающее упражнение «Собери чум» (4 картинки с изображением последовательности собирания чума).

Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.

Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)

По первой табличке нужно рассказать

- кто это (это-олень)

- по второй - где живет олень (олень живет в тундре);

по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);

- по четвертой - чем питается олень (олень питается ягелем, ягодами, грибами)

- по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)

Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).

Педагог: Замечательные рассказы!

3. Итог занятия.

Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Выбери правильную картинку» (интерактивная игра)

Дети: Ответы.

Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа - ненцах и о жизни северного оленя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс

урок  изучения  нового  материала. форма  проведения -этнографическая  экспедиция. урок  проводится  на  казачьем  подворье  школы,  используется...

Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Материальная культура кубанского казачества

Быт казаков конец18 начало 19 века...

Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира

Значение химии в формировании культуры мира....

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

Раздел «Культура ненцев» Тема « Украшения на одежде. Орнамент»

.Продолжить знакомство учащихся с самобытной национальной культурой (с бытом, нравами и обычаями), обозначить проблему того, что в настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...