" Алгоритм подготовки урока-экскурсии"
методическая разработка по краеведению (7, 8, 9, 10, 11 класс)

В данной работе подробно представлена поэтапная подготовка учителя к проведению урока-экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Алгоритм подготовки урока-экскурсии

                                                      Автор: Богинская Инна Васильевна

                                                      Педагог дополнительного образования

                                                      МАУ ДО центр « Интеллект»                          

                           

Аннотация: В этой статье автор пишет о важности урока- экскурсии в обучении истории, изучении краеведения. Основное внимание уделено  этапам подготовки учителя к проведению урока-экскурсии.

Ключевые слова: урок-экскурсия, краеведение, методика, процесс подготовки урока-экскурсии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

В образовательном процессе обучения истории, среди разнообразных форм уроков важное  место занимает экскурсия. В системе дополнительного образования есть возможность совершать подробные экскурсии, не ограниченные  рамками учебного времени, которые проводит сам  преподаватель. Цель данной статьи- раскрыть основные этапы методической подготовки учителя истории к проведению урока-экскурсии как активной формы обучения предмету, что и будет представлено в поэтапном обозначении к подготовке урока- экскурсии.

Экскурсия- это выход  из учебного заведения, включение в новую среду, новую локацию, погружение в мир артефактов, способствующих развитию мышления и воображения. Главное преимущество уроков- экскурсий – это эффект присутствия, учащиеся видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или в музейной экспозиции.

В подготовке урока-экскурсии выделяется пять основных этапов.

 Первый.

Выбор темы и определение цели. Цель экскурсии это то, ради чего экскурсантам показывают памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Цель урока-экскурсии определяется обучающими, развивающими, воспитательными задачами.  Например:

–воспитание уважения и любви к Родине, к родному городу, краю

-эстетическое воспитание

–приобщение к народной культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Осетии.

Тема экскурсии -  это то, что положено в её основу, она направляет показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и пояснений. Тема соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Важное значение имеет название экскурсии. Тема и название не одно и то же. Например, тема - «Храмы Владикавказа» имеет название –« Сияют купола и башни минаретов»,тема -  «Архитектор П. П. Шмидт» название - « Замок любви». Задача названия экскурсии – привлечь внимание учеников, заинтересовать их. Примеры названий: « Евгений Вахтангов. Начало.», «Вниз по Святополковской…», « Звучала музыка над Тереком.», « Не портрет и не картинка, это Штейнгель, штейнгельинка»

 Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, что требует связи отдельных подтем между собой.  Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т.к. они определяют отбор объектов. Круг источников и методы проведения.

Отбор объектов и изучение источников, литературы. На этом этапе необходимо составить библиографию по теме, после чего можно приступать к созданию плана и текста экскурсии, составлению экскурсионной маршрутной  карты. Требования к маршруту:

-маршрут должен обеспечить показ объектов в логической последовательности, способствовать более глубокому раскрытию темы;

- переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут;

- расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;

- избегать повторных переходов по одному и тому же участку маршрута. Так называемых « петель»;

_ избегать однообразия в выборе объектов.

Второй этап. Работа над структурой и текстом. Урок-экскурсия состоит из трёх основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления – привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию материала. Необходимо назвать тему, цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут  рассмотрены в ходе экскурсии. Основная часть- главное содержание урока-экскурсии. При её разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной темы к другой. В заключении – делаем выводы и подводим итоги.

Третий этап. Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения материала и глубина его понимания. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа. Как правило, они не применяются отдельно. Среди наиболее используемых приёмов рассказа выделяют описание – последовательное перечисление и изложение сведений об объекте, словесную характеристику – выяснение наиболее существенных сторон объекта. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов, возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала. Способ изложения материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, так и проблемным, что ведёт к применению такого метода как беседа. Различают несколько видов данной методической формы работы. Эвристическая, -  в ходе которой может применяться частично-поисковый способ, в результате чего учащиеся самостоятельно приходят к ответу. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются, и расширяются знания учащихся.  Закрепляющая – вопросы уже по изученному материалу.

Показ – один из ведущих методов, он часто сочетается с анализом. Различают три уровня показа. Первый – даёт обобщённое представление об объектах. Второй уровень показа – наблюдение. Под ним понимается направление внимания на нужные, с точки зрения темы, объекты. Третьим же видом показа является, собственно, показ, сочетаемый с анализом, который включает в себя демонстрацию, сравнение по сходству и различию.

Четвёртый этап .При подготовке урока-экскурсии необходимо продумывать познавательные задания для учащихся – как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, уровень подготовки учащихся. Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учёт выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие:

сфотографировать или зарисовать экспонат ( объект) экскурсии;

 выделить главное, общее и особенное;

 сравнить явления или объекты;

 написать отчёт в форме сочинения, эссе, составление таблицы и т. д. об уроке-экскурсии. Иногда, в ходе экскурсии, ребята определяют тему будущей исследовательской работы.

 Пятый этап представляет собой работу над совершенствованием                  содержания и методов урока-экскурсии. Учитель накапливает опыт, анализирует восприятие материала учащимися на различных этапах экскурсии, ищет и привлекает новый материал.

   Таково содержание пяти основных этапов работы учителя по подготовке к уроку-экскурсии и основные методические требования к его проведению.

                                                      Литература:

1.Емельянов Б..Экскурсоведение.

2.Питинова Т. Г.. Курченко А.Ю. О подготовке к проведению урока-экскурсии в обучении истории. Молодой учёный №1 (105) январь 2016г. с.745-748

3.Киреев Ф.С. По улицам Владикавказа -  Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2007г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»

Обучающий тренинг написания части «С»  ЕГЭ по русскому языку...

Алгоритм подготовки к уроку химии.

В данном материале даются советы по организации подготовки к уроку....

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ГИА

}Определение стартового уровня подготовки.}Диагностика уровня подготовки (ВШТ, срезы знаний).}Формирование индивидуальной и дифференцированной программы подготовки.}Знакомство с бланковой документацие...

Алгоритм подготовки к итоговому сочинению

Материал  представляет собой пошаговую подготовку к итоговому сочинению....

Алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ

Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, начиная с 5 класса. Способы и приёмы, а также задания, которые помогают формировать логическое мышление и способы решения заданий, которые характе...

Алгоритм подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.

Презентация, которая пошагово готовит учащихся к успешной сдаче экзаменационного сочинения по литературе....