МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА ПО УЛИЦАМ ПОСЕЛКА КРАСКОВО «Герои вчера, сегодня, завтра!»
методическая разработка по краеведению (8 класс)
Методическая разработка пешеходного туристического маршрута «Герои вчера, сегодня, завтра!» предполагает разработку этапов пешей экскурсии по п. Красково, рассказывающих о людях, которым посвящены мемориальные доски. Экскурсия предназначена для проведения внеурочных занятий по изучению памятных мест своего города, связанных с историей, создания условий для развития познавательного интереса к истории родного края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красковская средняя общеобразовательная школа №55» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА ПО УЛИЦАМ ПОСЕЛКА КРАСКОВО
«Герои вчера, сегодня, завтра!»
Автор:
Квятковская С.М.
Учитель географии, МОУ «КСОШ №55»,
Люберцы г. о., п. Красково, ул. Федянина, д.16
2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мы должны строить свое будущее
на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм»
В.В.Путин
Любовь к родному краю должна быть деятельной, закладываться с юных лет и основываться на знаниях.
Методическая разработка пешеходного туристического маршрута «Герои вчера, сегодня, завтра!» предполагает разработку этапов пешей экскурсии по п. Красково, рассказывающих о людях, которым посвящены мемориальные доски. Экскурсия предназначена для проведения внеурочных занятий по изучению памятных мест своего города, связанных с историей, создания условий для развития познавательного интереса к истории родного края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.
Каждый день мы ходим по улицам поселка Красково, которые являются свидетелями истории.
Для маршрута было выбрано четыре мемориальные доски, рассказывающие о людях, которые жили и трудились рядом с нами.
Для того, чтобы сделать маршрут более интересным и «живым» мы включили воспоминания и отрывки интервью людей, о которых рассказывают мемориальные доски.
Первый пункт маршрута заканчивается стихотворением, которое написала жена Н.А. Горохова «Свет далекой звезды».
У мемориальной доски, посвященной военному летчику 1 класса Г.И. Новикову звучит песня «Обнимая небо» в исполнении самого Георгия Новикова.
В процессе работы над маршрутом стало известно о гибели Романа Захарова, исполнявшего воинский долг в ходе специальной военной операции на Украине. Последний пункт маршрута – МОУ «КСОШ № 55», где учился Р. Захаров. Наша история завершается рассказом о его последнем периоде жизни.
Актуальность выбора экскурсионного маршрута заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков.
Мемориальные доски – частица нашего национального достояния, нашей культуры и истории. Данный маршрут позволит сохранить в исторической памяти события, связанные с историей родного края и развить способности духовной памяти, чувства родства, уважения к людям.
Цель: создание условий для развития интереса к истории родного поселка, воспитания гражданина и патриота, любящего свою школу, поселок, Родину.
Задачи:
1. Пробудить интерес к жизни известных земляков, истории малой родины, воспитать чувство гордости за родную землю.
2. Сохранить историческое наследие в памяти.
Объект исследования: памятные мемориальные доски.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня патриотизма, знания об исторических событиях современности.
- Приобретение опыта общения, интервьюирования, работы с документами.
Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что материал можно использоваться на уроках истории, географии, православной культуры, при проведении внеклассных мероприятий по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, экскурсий, музейных уроков.
Программа адресована для людей с активной жизненной позицией в возрасте 12 – ……..и соответствует их возрастным особенностям, требованиям СанПиН к организации внеурочной работы с этой возрастной категорией.
2.ПАСПОРТ МАРШРУТА (экскурсия по поселку)
Название экскурсионного маршрута | «Герои вчера, сегодня, завтра» Экскурсионный маршрут по улицам п. Красково, г. о. Люберцы, Московской области |
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красковская средняя общеобразовательная школа №55» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области |
Разработчик маршрута | Квятковская Светлана Михайловна |
Экскурсовод | Квятковская Светлана Михайловна |
Тип маршрута | Пешеходная, 1ч 30 мин. |
Для кого предназначен маршрут | для людей с активной жизненной позицией в возрасте 12 – …….. |
Технологическая карта маршрута
№ п/п | Название, место расположения (адрес) маршрутного объекта | Подробное описание маршрутного объекта с указанием перехода к нему от предыдущего |
1 | 2 | 3 |
1. | Пункт 1. Мемориальная доска Н.А. Горохову, г. о. Люберцы, п. Красково, ул. Федянина, д.16 | В 1988 году на фасаде Красковской средней общеобразовательной школы № 55 была торжественно открыта мемориальная доска, сообщающая «С 1961 по 1987 г. этой школой руководил замечательный человек, учитель истории, коммунист Николай Алексеевич Горохов». Николай Алексеевич Горохов был удивительным человеком, который посвятил свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. К. Д. Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность». Н. А. Горохов был выдающейся личностью, образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, наставником, творцом… Он был счастливым учителем. Потому что главное для учителя –благодарность его учеников. А ему благодарны его ученики за профессионализм, за любовь, за знания, за высокую воспитывающую гражданственность его уроков. Автором мемориальной доски является один из учеников Н.А. Горохова известный скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской Академии художеств и житель Красково Александр Александрович Рожников. В нашей школе сегодня работают учителя, которые помнят этого выдающегося и талантливого человека. И.Н. Щербакова – учитель истории вспоминает: «Он пользовался заслуженным авторитетом в районе, в Московской области. К нему за советом шли директора школ, руководители района». Большое место в жизни Н.А. Горохова занимала общественная работа. Он был участником Всероссийского съезда учителей (1978г.), делегатом слета отличников народного просвещения Московской области (1979), делегатом Московской областной конференции педагогических работников от народного образования Люберецкого района. С 27 съезда Коммунистической партии Советского союза Николай Алексеевич привез телеграмму учащимся школы от летчика – космонавта СССР, Героя Советского Союза Терешковой Валентины Владимировны: «От всей души желаю всем учащимся Красковской средней общеобразовательной школы №55 успехов в учебе, добрых дел на благо нашей любимой Родины, вырасти достойной сменой старшего поколения». Татьяна Вениаминовна – жена Н.А. Горохова, которая работает в нашей школе учителем химии на протяжении 50 лет вспоминала: «Для Николая Алексеевича главной в жизни была школа, его педагогическая и общественная деятельность. Он любил учеников, педагогов, людей, он любил жизнь. Несмотря на большую занятость, у него оставалось время и на семью, на сыновей, которых он старался вырастить честными, трудолюбивыми людьми, любящими Родину». Первый пункт маршрута мы заканчиваем стихотворением, которое написала Татьяна Вениаминовна после смерти мужа. Свет далекой звезды Свет далекой звезды Не устанет идти. Он не даст нам свернуть, Перепутав пути Он проходит сквозь нас- Протяни лишь ладонь. Преломляясь в душе, Зажигая огонь. |
2. | Пункт №2. Мемориальная доска Н.М. Шкодину, г. о. Люберцы, п. Красково, ул. К. Маркса,, д.117/13
| От школы наш путь лежит к другой мемориальной доске, установленной на улице Карла Маркса 117/13 нашему земляку Шкодину Николай Михайловичу – почетному гражданину п. Красково, участнику Великой Отечественной войны. Биография Николая Михайловича похожа на биографию многих советских людей: после семилетки работал на военном заводе в Быкове, добровольцем ушел в Красную армию в сорок первом, принимал участие в боях под Сталинградом, на Юго-западном фронте, на 3-м Белорусском. Дважды был тяжело ранен. После войны работал в КБ научно-производственного объединения Союзцветметавтоматика, имел авторское свидетельство за изобретение. Из интервью Л. Обуховой с Н.М. Шкодиным: «Несколько раз за годы работы проходил по Красной площади в числе демонстрантов (Н.М. Шкодин). – А сколько человек от предприятия сподобились этой чести? (Л. Обухова) – Не больше восьми – десяти передовиков производства. Однажды, это было в 1985 году, меня наградили пропуском на Красную площадь в день международного праздника трудящихся 1-е Мая, причем мой место было на правой трибуне, что рядом с правительством. Я очень этим гордился, запомнил на всю жизнь и пропуск сохранил (Н.М. Шкодин)». После окончания трудовой деятельности Николай Михайлович посвятил себя общественной работе. Являясь членом Совета ветеранов городского поселения (с 1990г.) особое внимание уделял патриотическому воспитанию молодежи: приходил в школы поселка и рассказывали про свой боевой путь и военные подвиги. В поселке его всегда вспоминают теплыми словами. |
3. | Пункт №3. Мемориальная доска Г.И. Новикову, г. о. Люберцы, п. Красково, ул. 2-я Заводская, д.20/1 | Следующий объект нашего внимания – мемориальная доска участнику Великой Отечественной войны, военному летчику 1 класса Г.И. Новикову, которая была торжественно открыта в день празднования 76-й годовщины Великой Победы на фасаде дома 20/1 по улице 2-я Заводская. Символично, что сразу после снятия покрывала с доски зазвучал в записи голос самого Георгия Новикова, он исполнил песню про друзей –однополчан. Родственникам был передан альбом с любимыми песнями Георгия Новикова и с его исполнением песен о летчиках. А в 2015г. Г.И. Новиков стал победителем конкурса «Золотой голос Красково» и получил право записи музыкального видеоклипа при поддержке ООО «Люберецкое районное телевидение» и ООО «Технологии звука». 3 апреля 2015г. в Красковском культурном центре была осуществлена выездная запись звука и видео песни «Обнимая небо» (сл. Н. Добронравова, муз. А .Пахмутовой) в исполнении Георгия Ивановича Новикова под аккомпанемент руководителя Вокального ансамбля «Нотка» Зульфии Джураевны Мамедовой. Если спросить Георгия Ивановича: «Что сделали вы за столько лет?» –он честно ответит: «Сделал все, что мог» (из книги Л. Обуховой «О тех, кто рядом с нами»). За заслуги перед Родиной награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1959 года работал в Министерстве гражданской авиации на руководящих должностях, последние 15 лет – на преподавательской работе. Более 16 лет являлся председателем Совета ветеранов п. Красково г. о. Люберцы, а также заместителем председателя Совета ветеранов городского округа Люберцы. В 2000 году ему присвоено звание «Почетный гражданин Красковского региона». В 2005 году награжден знаком «Почетный ветеран Подмосковья». Скончался 19 февраля 2020 года. Заканчиваем этот этап маршрута песней «Обнимая небо» в исполнении Георгия Ивановича Новикова. |
4. | Пункт №4. Мемориальная доска А.Н. Федянину, г. о. Люберцы, п. Красково, ул. Федянина , д.107 | Подвиги живы, пока мы о них помним! Наша экскурсия продолжается. Мы каждый день ходим по одной и той же улице – улице Федянина и не задумываемся, почему именно так она называется. А между тем, имя ей дал героический человек, Александр Николаевич Федянин. На этой улице находится наша школа. А на доме № 107 установлена мемориальная доска которая гласит: «Улица Александра Федянина названа в честь инспектора уголовного розыска Александра Николаевича Федянина, погибшего при спасении жизни граждан в п. Красково в июле 1980 года».
Решением исполнительного комитета Люберецкого городского совета народных депутатов от 19.05.1981 года улица Огородная в п. Красково была переименована на ул. имени Александра Федянина». |
5. | Пункт №5. Р. Захаров (ходатайство к администрации г. о. Люберцы об установлении мемориальной доски по адресу: г. о. Люберцы, п. Красково, ул. Федянина, д.3) | Заключительный пункт маршрута – МОУ «КСОШ № 55», где учился Р. Захаров. Урок памяти. Наша история завершается рассказом о его последнем периоде жизни, последнем интервью Р. Захарова. Захаров Роман Викторович родился 8 мая 1977г. в п. Красково. Закончил в 1995г. МОУ «КСОШ №55». С 1996 – 1998г. срочная служба в армии во внутренних войсках, разведчик-радиотелефонист, выполнял специальные боевые задачи в регионе Северного Кавказа. С 2001г. работая в Управлении Вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы выполнял специальные боевые задачи в Чеченской республике в составе мобильного отряда МВД по охране объектов нефтегазового комплекса. 2002-2003г. командировка в Чеченскую Республику в составе сводного отряда ОМОН. 2004-2005г. служба по контракту в войсковой части спец. назначения г. Тамбов, выполнял спец. задачи в Чеченской Республике в составе отдельного отряда. После событий на Украине и присоединение Крыма в 2014 году пошел добровольцем в сводный полк народного ополчения, участвовал в событиях на Донбассе. Весна-лето 2022г. участие в СВО на Украине в составе 45 отдельной гвардейской бригады спец. назначения (отряд «Центр» Союза Добровольцев Донбасса). Входил с состав совета командиров Межрегиональной общественной организации «Союз Добровольцев Донбасса» Воинское звание – ефрейтор. Спец. звание – старший сержант милиции. Он торопился жить. Он торопился отдать свою любовь и внимание каждому, кто встречался у него на пути. Поэтому неудивительно, что он был на передовой , что он отдал все, что мог – свою жизнь. Надёжный, упрямый - ребята, воевавшие рядом с ним, быстро становились его друзьями. Сначала был в составе отдельного подразделения, потом перешёл в батальон "Восток". Новой отправной точкой для "Бумера" стала дата 24 февраля. Он вместе с другими добровольцами прибыл на сбор отряда "Центр" Союза добровольцев Донбасса. Затем были полигон, Изюмский фронт - боевые, боевые и опять боевые. «В 2014 году оборонял аэропорт Донецка. До недавнего времени выполнял боевые задачи в составе 45-й Бригады Спецназа ВДВ. Ромка был мастером пулеметного боя, до последнего прикрывал своих боевых товарищей. Пули и осколки его особо не брали, поэтому в свой последний бой Русский Богатырь сражался с танками. Только железная машина противника смогла оборвать жизнь Братишки прямой наводкой» (Союз добровольцев Донбасса. Работа над увековечиванием памяти Р. Захарова продолжается. 22 февраля в МОУ «КСОШ №55» состоялось открытие «Уголка героя» и «Парты Памяти». Мы надеемся, что на доме, где жил Р. Захаров будет установлена мемориальная доска, как память, о всех погибших участниках СВО. Мы уверены, что, несмотря на трагические обстоятельства, подобные мемориалы будут являться не только памятью о героизме своего соотечественника, но и послужат для воспитанников школы примером отваги и самоотверженности. |
Список литературы:
1. Видеоролик, предоставленный другом и одноклассником Р. Захарова Ю. Волковым (https://disk.yandex.ru/i/WVSn9uMGfdKWoQ).
2. Личный архив Т.В. Гороховой.
3.Обухова, Лилия Ильинична.
О тех, кто рядом с нами / Л. И. Обухова. - Москва : Книга и Бизнес, 2008. - 203, [1] с. : ил., портр.; 20 см.; ISBN 978-5-212-01053-5
4. Песня Г. И. Новикова «Обнимая небо» http://old.lrt.tv/2015/04/veteran-vov-g-i-novikov-obnimaya-nebo-muz-a-paxmutovoj-stixi-n-dobronravova/
5. Последнее интервью Р. Захарова, красковчанина, выполнявшего свой долг на Украине в составе 45-йбригады Спецназа ВДВ и погибшего при исполнении задач в ходе СВО https://vk.com/wall-40351940_19472
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Франция: вчера, сегодня, завтра». « La France Hier, Aujourd’hui, Demain!»
Bonjour Mesdames , Messieurs , Mademoiselles !Nous commençons notre émission « La France : Hier , Aujourd’hui , Demain ! » Nous allons parler ...
Методическая разработка открытого занятия с применением электронных технологий "Автомат Калашникова: вчера, сегодня, завтра."
Данная разработка была мной опробирована при проведении открытых уроков с воспитанниками объединения "Клуб юных разведчиков"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА:ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»ТЕМА: ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»
Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...
Школьный музейно-методический комплекс "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра".
Школьный музейно-методический комплекс в коррекционной школе. История создания, цели и задачи....
Методическая разработка занятия по немецкому языку на тему: "Берлин: вчера, сегодня, завтра".
Занятие способствует приобретению страноведческой и культуроведческой информации, позволяет углубить знания о столице Германии. В ходе занятия активизируются лексические структуры.Занятие предусматрив...
Экскурсионный проект "Спасск: вчера, сегодня, завтра"
Экскурсионный проект "Спасск: вчера. сегодня, завтра" разработан учащимися в рамках регионального проекта "Культурная суббота"...