статья посвященная 95-летию района в 2022 году
статья по краеведению

Шоноев Тимур Иванович

Материалы данной статьи использованы при подготовке юбилейных изданий к 95-летию района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eravna_v_istorii_buryatii_rossii_mira.docx47.23 КБ

Предварительный просмотр:

История Еравны

Наша Родина в истории Бурятии и России

Еравна – благословленная земля, озаренная сдержанной, мудрой улыбкой Зандан-Жуу. Её суровой красотой, людьми восторгались ученые-первопроходцы Витус Беринг и Иоганн Гмелин, дипломаты Николай Спафарий и Исбрант Идес , декабристы братья Бестужевы, её оценил усталым взором цесаревич Николай. По ее степным просторам проносились конницы тюрков и монголов, по бескрайней тайге кочевали караваны-аргиши эвенков-оленеводов, на берегах озер ночевали лихие русские казаки. Край огромных богатств,  Родина героев-богатырей и писателей, артистов и  художников,  генералов и честных тружеников – самого главного богатства нашей земли. За два года народ Бурятии удостоил пятерых  уроженцев Еравны, (четверть лауреатов!) самым непредвзятым и почетным  званием «Человек года». Чтобы лучше понять, как  еравнинская земля из века в век взращивает достойных людей, которые неутомимо трудятся  во благо Родины, необходимо поближе познакомиться  с историей края.

По сей день происхождение топонима Еравна остается загадкой. Существует много вариантов происхождения названия.  От эмоционального монгольского  «Яруу найраг», означающее «прекрасное, удивительное», до русского «Яр+ивень», то есть солнечный косогор и заросли ивняка. Топоним  «Еравна»не имеет перевода ни с бурятского, ни с эвенкийского языков.  Есть предположение, которое основано на донесениях русских казаков о многочисленных даурах кочевавших неподалеку от  Яравнинских озер, что название местности дал этот почти растворившийся в современном Китае народ. Как бы то ни было, но у нас существует уверенность, что значение этого названия имеет очень позитивный, глубокий смысл.  Надеемся, что у гостей Еравны, после  знакомства с нашим удивительным краем,  эта уверенность тоже возникнет.

Наш край в древности

С древних времен человек тянулся к воде, заселял побережья морей, обживал долины рек и озер.  Наш озерный край был всегда притягателен своими богатствами и красотой для  людей. Самой древней,  на территории района, из известных нам, стоянок древнего человека, является стоянка периода неолита на северном побережье озера Большая Еравна. В научном мире она получила название по современному названию местности «Красной горка».  Люди жили здесь примерно 8350 лет тому назад. К эпохе раннего неолита  относится  разновременной могильный комплекс Бухусан на побережье озера Исинга. На озере Хорга археологом Л.Г. Ивашиной были открыты стоянки древних людей более позднего периода – энеолита. В этот период человек освоил и обжил практически все побережье крупных озер Еравны – Соснового, Гунды, Малой Еравны. В эти периоды и последующий бронзовый век, главным занятием населения этих культур являлось рыболовство и охота. О достаточно высоком уровне развития рыболовства говорят составные блесна с крючком из когтя, гарпуны, остатки лески. На рубеже  II-I тысячелетия до нашей эры, в эпоху поздней бронзы в край стали проникать кочевники-скотоводы. Несмотря на то, что Еравна находилась на периферии глобальных процессов формирования центральноазиатской историко-культурной общности, её население было свидетелем и участником событий периода хуннского государства, тюркских и уйгурского каганатов и эпохи Великой Монгольской империи.  О бурных событиях, происходивших, в средние века свидетельствуют найденные при раскопках могильника Бухусан, Алтан изделия (бронзовые позолоченные бляшки и пряжки с изображением головы человека, трех- четырехлопастные наконечники стрел), имеющие отношение к скифской культуре. С точки зрения ученых-археологов Г.П. Сосновского, Е.А. Хамзиной, Л.Р. Кызласова  средневековое население Еравны можно отнести к тюркоязычным племенам периода существования Уйгурского каганата, или же между ними, во всяком случае, существовали устойчивые связи.  Но, то, что средневековое население Еравны участвовало, наряду с курыканами и ундугунцами, в формировании населения Прибайкалья и Забайкалья монгольского периода историки не исключают.

Еравна в период вхождения в состав России.

Примерно с 10 века, с усилением влияния монгольских  племен в крае, и утверждением кочевого скотоводства как главного занятия жителей, жизнь вокруг Еравнинских озер на несколько веков затихает, так как топкие, болотистые берега озер, пронизывающие зимние ветра делали этот район малопригодным для выпаса скота. Во всяком случае, до возвращения когда-то переселенных  из родных кочевий в северо-восточный Китай Чингисханом хори-бурят, которые впоследствии, после распада монгольской империи, бежали оттуда обратно.  Ко времени прихода сюда русских казаков, кочевников можно было встретить лишь в долинах рек Холой,  Уды, Конды, Яндолы.  Об этом свидетельствуют донесения казака десятника  Костьки Иванова Москвитина разведчика атамана Василия Колесникова посланные где-то между 1645-1647 годами.  «…А по Оке (первоначальное русское название реки Холой) кочуют мунгальские люди и тунгусы.  …А по Еравне людей никаких и зверя нет, потому, что кругом его пролегли худые и топкие места, и мелких озер много…».  Кочевых людей разведчик встречает и на Уде. Нужно отметить, что ко времени прихода русских казаков в крае сложилась непростая обстановка. Набеги монгольских ханов держали в страхе население Бурятии. К тому же осложнилась ситуация с притоком товаров из Китая, который постоянно прерывался из-за междоусобных войн в Халха-Монголии. Не лучшими были и отношения между бурятами и эвенками.  Поэтому первые встречи казаков и жителей Еравны, происходили мирно, так как буряты и эвенки, увидев в казаках надежную защиту и поставщиков промышленных товаров, довольно легко согласились принять подданство русского царя и платить ясак шкурками соболя. Однако довольно скоро  отношения между казаками и ясачными людьми, из-за произвола казачьих атаманов, стали портиться и порой перерастать в вооруженные конфликты.

В целях безопасности и контроля над ясачным населением, почти одновременно казаки построили два острога на еравнинской земле. Так в 1658 году по приказу атамана Афанасия Пашкова, на месте зимовья основанного в 1653 году Петром Бекетовым, был построен Телембинский острог, в 1668 году (по некоторым источникам, немного, на 5-9 лет раньше) на северном берегу еравнинских озер основан Еравнинский острог (до сих пор трудно установить точное месторасположение острога). Свидетельством,  дающим представление о внешнем виде острогов и их функциях, являются  записки современников.  В 1675 году, через Телембинский острог, когда приказчиком острога был сын боярский Важен Микитин проезжал в Китай  посол России Н.Г. Спафарий. Согласно его описанию: «… острожок был маленький, из оружия в нем  находились две пушки: медная и железная. Возле острога стояла часовня и 13 дворов, в которых проживало около 30 казаков. В остроге содержались аманаты (заложники), под которых  туда платили ясак более 200 тунгусов».  Судя по описанию того же Спафария бывавшего в том же году и в Еравнинском остроге  «…В Еравнинском остроге строены только башни да дворов 6, да служилых людей 15…», то есть  данный опорный пункт был поменьше, но его судьба была гораздо драматичней, нежели достаточно спокойная судьба Телембинского острога.  Еравнинский острог как минимум дважды был разрушен и сожжен, причем как бунтовавшими бурятами, которые, возможно, пытались решить какие-то спорные вопросы с тунгусами силой оружия, а тунгусы были вынуждены искать защиты у казаков, и в результате пострадали, и те, и другие.  Острог был разрушен. О судьбе его защитников ничего не известно. Второй же раз острог был сожжен уже нерчинским воеводой Ларионом Толбузиным, не пожелавшим отдавать эту территорию в ведение Иркутского уезда. Как видим, поводов повоевать у местного населения и служилых людей было больше чем достаточно. Это и конкуренция острогов за объясачивание местного населения (в результате страдали местные жители). И варварские, по сегодняшним меркам, способы сбора ясака (у местной знати брались заложники, и в случае неуплаты их казнили или пытали). Но все же, последующие примеры объединения усилий русских людей и бурят для отпора захватчикам, для хозяйственного освоения края, взаимовыручка, сотрудничество, терпимость,  более точно характеризуют складывающиеся отношения между народами Еравны, .  

Чтобы лучше понять процессы, происходившие во время присоединения бурятских земель, в том числе Еравны, к российскому государству необходимо совершить экскурс в историю развития отношений между народами Центральной Азии.  Во-первых; окончательно завершился распад монгольской империи основанной Чингисханом, и её осколки погрязли в междоусобных войнах, поэтому контроль халхаскихми и ойратскими ханами  над Забайкальем и Предбайкальем осуществлялся нерегулярно. Во-вторых; в Китае завершалось образование маньчжурской империи Цин, и приближение маньчжур к границам монголов отвлекало внимание их ханов от немногочисленных отрядов русских казаков, появившихся в Забайкалье. В-третьих;  когда же монгольские ханы уже став вассалами маньчжурского императора обнаружили то, что многочисленное население Предбайкалья и Забайкалья уходит от их влияния.  Тогда они  организовали  ряд походов с целью возврата в данническую зависимость бурят и тунгусов. Только бывшие данники уже не хотели  возвращаться под жесткую руку ханов, и в союзе с русскими казаками выступили против захватчиков. В схватке с племенем табанутов (племенем селенгинских бурят позже перешедших на сторону России и таким образом влившиеся в бурятский этнос) на реке Погромка (получившую название в честь этого сражения) хори буряты однозначно выступили на стороне казаков.  Однако, в целом, ситуация в межнациональных отношениях на рубеже 17 – начале 18 века была  напряженной.  

Перелом в отношениях между казаками и этносами края наступил после исторического похода делегации хори-бурят к Петру Первому в Москву. По преданию поход начался из района Еравнинских озер. Значение этого события трудно переоценить. Хори-буряты, обладавшие историческим опытом совместного проживания с объединениями различных этносов в эпоху Великого монгольского государства, сохранили представления о важности дипломатии, принципов ведения переговоров. Видя бесполезность жалоб местным властям, хори-буряты приняли единственно верное решение – отправиться к самому царю и решить судьбоносные для этноса проблемы на высшем государственном уровне.  Облеченные народным доверием делегаты во имя лучшей жизни проявили мужество и отвагу, прозорливость и гибкость в своих действиях, тем самым принесли мир и спокойствие на бурятскую землю. В результате земли по правую сторону Селенги были переданы в ведение родовых управлений бурят Произошло, выражаясь современным языком, разграничение полномочий, беззаконие и произвол чиновников были значительно ограничены.  

Еравна в XVIII -XIX веках

Дальнейшее развитие края связано с Россией, русские поселенцы облюбовали озерный край и оседая здесь, в крайне суровых климатических  условиях осваивали новые земли, занимаясь хлебопашеством, ремеслом и промыслами. Причем трудно определить из каких районов центральной России прибывали поселенцы, чаще всего это были уже коренные сибиряки, родившиеся от первых поколений казаков-покорителей Сибири и переселявшиеся на восток из районов Западной  Сибири.  Были среди переселенцев «семейские» (в селе Погромнинском), впоследствии растворившиеся среди местных жителей.  В документах довольно часто можно встретить еврейские фамилии. Сибирь была для иудеев местом, разрешенным для поселения. Поэтому можно утверждать, что коренное русскоязычное население Еравны, это смесь русских людей со всех концов Великороссии, Украины, Польши и Литвы с бурятами, эвенками, евреями.  Еравнинский острог стал одним из главных поставщиков продовольствия ратным людям, а Телембинский стал основным поставщиком железа в неспокойные пограничные остроги. Но самое главное, началось масштабное строительство дорог, залога успешного развития региона.  В 1723-1740 годах был размечен Нерчинский тракт, проходящий из Верхнеудинска в Читу и Нерчинск через Еравну. В проектировании дороги участвовал капитан-командор Витус Беринг руководитель Второй Камчатской экспедиции. На всем протяжении тракта были установлены почтовые станы. Тракт проходил по северному побережью Большой Еравны и уходил через вершины рек Домна, Уда и Конда на Читу. В Еравне были установлены следующие станки: Грядской, Погромнинский, Еравнинский острог, Домнинский, Кондинский, Шакшинский. Тракт дал сильный толчок экономическому и культурному развитию края. Для перевозки грузов требовалось огромное количество лошадей, подвод, кож для упряжи, фуража. Их поставляло дорожным службам  местное население. Продажа продовольствия большому количеству извозчиков, ссыльных, каторжан также приносила неплохие прибыли местным крестьянам и скотоводам. Для ремонта мостов, гатей необходимо было много леса, который за бесценок заготавливали жители Еравны.   Несмотря на тяжесть дорожной  других повинностей, в целом, все эти мероприятия, положительно влияли на экономику Еравны, втягивали её население в товарно-денежные отношения, повышали культурный уровень жителей.

XVIII -XIX века в истории Еравны связаны с развитием Нерчинского, впоследствии переименованного в Московский, трактом. Вдоль него основывались и развивались поселения, как русские, так и бурятские.  Так в 1740-е годы поселенцами из центральной России основано село Погромнинское, а в 1770 году село Поперечное. В 1763-1780-е годы проводилась масштабная реконструкция тракта. В результате дорога пролегла с южной стороны еравнинских озер и возникла необходимость создания нового почтового стана. Так возникла Укырская слобода, позже ставшая зажиточным процветающим селом. В связи с сокращением пути тогда же был основан Домноеравнинский и Вершиноудинский почтовые станы. В 1882 году крещеными инородцами Белобородовыми основано Сосново-Озерское Иннокентьевское (в честь церкви святого Иннокентия) село Хоринского ведомства.  В 1884 году укырские крестьяне Абрам Честных и Иван Минеев выкупили у бурят землю и основали на ней поселок Гарам.  Буряты также стали располагать  свои улусы вдоль тракта. К середине 19 века на территории Еравны насчитывалось 31 бурятских улусов. Самыми крупными из них были Эгитуйский  (150 дворов) и Харгинский (183 двора).

Органы управления и самоуправления в Еравне в XVII-XIX вв.

Дела по управлению присоединенными огромными территориями вначале осуществлял Посольский приказ, позже функции по управлению восточными землями взял на себя Приказ Казанского дворца и в 1637 году был создан отдельный Сибирский приказ. Это время можно назвать «острожным периодом» управления Сибирью. Наш край управлялся из Еравнинского и Телембинского острогов с дальнейшим их подчинением Нерчинскому воеводе. Нужно отметить, что полномочия между бурятской знатью и русской администрацией в области управления не были разграничены и такая ситуация часто становилось причиной  конфликтов между бурятами, эвенками и казаками. Положение стала выправляться после учреждения Саввой Рагузинским в 1728 году «Инструкции пограничным дозорщикам». Теперь в ведении бурятских родов, в том числе и у еравнинских, находились сбор ясака и сдача его в казну самостоятельно, выполнение судебных функций по мелким делам внутри рода, а также решение других  внутренних вопросов. В 1708 году, после учреждения Петром I Сибирской губернии, Еравна вошла в состав её Иркутской провинции. С 1764 года наш край входит в Нерчинский уезд  Верхнеудинской провинции Иркутской губернии. В 1851 году с выделением Забайкальской области из Иркутской губернии были образован Верхнеудинский округ, в который входила большая часть современного Еравнинского района. Со времени исторического похода хори-бурят и  издания «Инструкции пограничным дозорщикам» и до начала  XX  века управление бурятами осуществлялось раздельно от русского населения Бурятии. С 1740-х годов царской администрацией учреждены Степные конторы.  Еравнинскими инородцами управляла Эгитуйская мирская изба, входившая в состав Анинской степной конторы.  В 1822 году М.М. Сперанским был издан «Устав об управлении инородцев», положения которого учреждали Степные Думы, органы самоуправления бурят. Наш край вошел в состав Хоринской степной Думы Верхнеудинского округа. Исходя из этого, можно сказать, что на территории Еравны действовали две администрации, русская  волостная и бурятская инородческая. В конце XIX-начале XX  века в связи с административной реформой органы бурятского самоуправления были преобразованы по русскому образцу в волости.  На большей части современного Еравнинского района была создана Кубдутская инородческая волость, которая существовала вплоть до революций 1917 года.

Традиционные религиозные верования.

Толерантность к культуре других народов, их религиозным воззрениям, которыми славится Бурятия, по нашему мнению, наиболее отчетливо прослеживаются у нас в Еравнинском районе.   У нас нередко можно встретить русских людей в дугане или дацане, также и у бурят ко всем службам и обрядам русских сложилось глубоко уважительное отношение. Истоками этой веротерпимости, причинами такого уважения к мировоззрению, мироощущению других людей являются исторически складывающиеся добрые отношения между этносами Еравны. Причем религии обоих народов,  тесно переплелись с традиционными языческими воззрениями и ритуалами. Поэтому уместно говорить и о достаточной влиятельности древних религий русских и бурят. Можно говорить о своеобразном двоеверии, а иногда и о троеверии местного населения. То есть люди могут с совершенно чистой совестью посещать дацан и боо(шамана), церковь и гадалку, а то и все вместе взятое.  Религиозный синкретизм (смешение разнородных ценностей) в данном случае обогащает народ Еравны, делает его разносторонним и более гибким в отношениях с другими культурами и цивилизациями.

Главным буддийским храмом  Еравны является Эгитуйский  дацан, основанный в 1826 году отделившийся от Анинского. У дацана непростая, трудная судьба. Вначале он располагался в войлочной юрте, позже, в 1831 году, был построен деревянный храм. В 1910 году в дацан была привезена реликвия всего буддийского мира статуя Зандан-Жуу, по легенде прижизненное изображение Будды.  В 30-е годы ХХ века харм был разрушен, а Зандан-Жуу помещен в хранилище исторического музея. Лишь в 1991 году он был возвращен в возрожденный годом ранее дацан. И в  2008 году состоялось торжественное открытие каменного Дворца дацана, построенного на пожертвования верующих.

Первым православным храмом в Еравне была деревянная Спасская церковь Еравнинского острога построенная в о второй половине 17 века, позже, конце 18 века, её перенесли в Укырскую слободу,  ставшую после этого события селом.  Именно её нарисовал декабрист Н.А.  Бестужев проезжая из Читы к новому месту заключения, Петровскому Заводу. К 1860 году церковь перенесена в новое кирпичное здание. Позже в ХХ веке церковь была разрушена. В 2000-е годы  на пожертвования верующих в райцентре был отстроен новый храм, также названный Спасским, который радует верующих по православным праздникам звоном колоколов, отлитых по заказу ИФК «Метрополь». На памятных для православных еравнинцев местах установлены поклонные кресты.

Наш край в ХХ-ХХI веке.

Революции 1917 года народ Еравны встретил неоднозначно.  Буряты впервые получили автономию, были уравнены в правах с другими народами страны. Демократические преобразования начального этапа революции внушали оптимизм и веру в справедливое, светлое будущее, и русским, и бурятам, и эвенкам.  Последующие этапы истории России, её советский период, до сего времени не получил однозначной оценки.  Избежим её и мы

Слишком много связывает нас, с совсем еще недавним прошлым. Личности, события, процессы, уходят и проходят, имея положительные или отрицательные последствия, а наша Земля – Еравна остается для нас  самой дорогой и священной. Поэтому мы ограничимся описанием событий, фактов, людей.

Гражданская война почти не коснулась Еравнинского района. Лишь на восточных окраинах недолго действовали семеновцы и по северу прошли отступающие каппелевцы. В записках командира 3-гоБарнаульского пехотного полка  Каппелевской дивизии Камбалина А.И. мы можем встретить теплые воспоминания о турхульских и зазинских бурятах, которые помогали его обмороженным и больным солдатам.  Также Камбалин упоминает командиров партизан товарища Морозова и неизвестного казачьего офицера (возможно из соединения  Бурлова) возглавлявшего укырских партизан, которые пытались задержать отступающих белогвардейцев. К счастью, благодаря разведданным белогвардейцам удалось совершить маневр и избежать столкновения. Укырские партизаны героически проявили себя в боях с семеновцами под Беклемишево (Забайкальский край).  

После гражданской войны наш край вошел в состав Хоринского аймака Бурятской автономной области в составе Дальневосточной республики. С образованием Бурятской Автономной Социалистической Советской Республики в 1923 году Еравна в составе Эгитуйского и Кондинского хошунов и Погромнинской волости вошла в Хоринский аймак.

26 сентября 1927 года Постановление Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного комитета был образован Еравнинский аймак с центром в селе Сосново-Озёрское. Огромная территория 34500 кв.км.  включала в себя 3 волости и 45 улусов, булуков. Население составляло 11832 человека.

Образование аймака по времени совпало с началом коллективизации в районе.  1920-1930 годы были временем великим и драматичным одновременно. По разные стороны оказались люди веками жившие рядом, независимо от возраста, от национальности или вероисповедания.

Первая  коммуна  «Огонек» возникла 8 марта 1928 года в селе Погромное. Затем образуется ряд небольших коммун, артелей в Сосново-Озерском, западных и восточных улусах и селах аймака.  В 1929 – 1930 годах в Еравну переселяются коллективные хозяйства из Ольхонского аймака. Переселенцы внесли в экономическое, этнокультурное развитие района значимый вклад.

К 1933 году в Еравнинском аймаке задачи коллективизации были в целом решены. 67% крестьян вступили в коллективные хозяйства. Особенностью коллективизации в Еравне  был усложненный перевод кочевых бурят в оседлые. Еще по реформе М.М.Сперанского еравнинские буряты входили в разряд «бродячих», т.е. достаточно свободолюбивых инородцев.  

Чтобы ускорить  переход бурят к оседлому образу жизни и подчеркнуть превосходство новой формы хозяйствования в Еравне, в 1931 году в Эгите была создана машинно-сенокосная станция одна из первых в республике. В 1930 у нас в крае году был создан первый в Бурятии мясо-молочный совхоз «Еравнинский», с центральной усадьбой в селе Петропавловка (позже Гунда). В 1931 году организовано рыбоохотничье товарищество, позже переименованное в Еравнинский рыбзавод Востсибтреста. Рыбзавод состоял из 4 пунктов по приемке и переработке рыбы: Гарам,Малая Еравна, Исинга и Тулдун.

В целом, в результате коллективизации возросли масштабы технической реконструкции в сельском хозяйстве – главным образом через создание машинно-тракторных станций (МТС). Заметно поднялся уровень механизации сельскохозяйственных работ. Был упорядочен процесс обобществления крестьянских средств производства. Оседание кочевых хозяйств сопровождалось перестройкой социально-экономических и социально-бытовых и культурных условий кочевников и полукочевников, которую нельзя однозначно оценить как прогрессивную. Разрушение вековых традиций, образа жизни имели негативные последствия, хотя невозможно отрицать преимущества нового, социалистического уклада жизни.  

Еравнинский район в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков длилась 1418 дней. Вместе со всей страной против врага поднялась и Еравна. Наше поколение помнит и будет помнить всегда, что 76 лет назад началась самая страшная в истории человечества война. Мы помним, что через два года после её начала, 22 июня 1941 года, она пришла и в наш дом. Что миллионы советских людей встали на защиту своей Родины и всего человечества от фашистских «сверхлюдей».

Мы помним, какой ценой далось Советскому народу  спасение мира от фашистской чумы. Нет ни одной семьи в бывшем Советском Союзе, которую, так или иначе, не коснулась страшная война. Мы помним, что 27 миллионов советских граждан погибли во имя победы над фашизмом. Что наша Родина внесла решающий вклад в разгром фашистской Германии и её союзников. В последнее время, в некоторых странах, всё чаще предпринимаются попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, иначе оценить

роль Советского Союза в освобождении Европы от фашистских захватчиков. Некоторые

политики даже пытаются сравнивать советских солдат с фашистами. Но они забывают, какие цели преследовали фашисты, желая завоевать, стереть с лица земли целые народы, и ради чего воевали плечом к плечу русские и украинцы,  армяне и грузины, евреи и узбеки, буряты и татары, весь советский народ. Они воевали за то, чтобы на Земле продолжалась счастливая и спокойная жизнь, чтобы мы, их потомки, имели возможность учиться, работать, растить детей. Мы, сегодняшние поколения,  клянемся помнить об этом всегда и завещать своим детям не забывать великого подвига фронтовиков и работников тыла Великой Отечествен войны!                                            

Всё  тоньше нить, связывающая  поколения  тех  суровых лет и нас  -   поколений

живущих  сегодня.  Тем  более  дороги  они  нам.  Тем  больше внимания  и  любви,  мы  -  благодарные  потомки,  должны  дарить  им,  героям,  спасших  Родину  и  мир  от уничтожения.  Низкий  поклон  Вам,  дорогие  ветераны.  Мы помнили, помним и будем помнить Ваш Великий Подвиг, Вашу Великую Победу.

Каждый день войны против фашизма был материально и морально обеспечен самоотверженным трудом работников тыла. Наш район отправлял на фронт продукцию сельского хозяйства. Как региону богатому рыбными ресурсами Еравне был поставлен план по рыбосдаче.  Из рыбы готовили ценный концентрат для изготовления ухи. Население района собирало и отправляло на фронт теплые вещи и подарки к праздничным дням. Была организована подписка на облигации государственных займов.  И, конечно же, люди не покладая рук работали во имя Победы.  Низкий поклон Вам, труженики тыла Вы внесли свой вклад в Великую Победу на колхозных полях, скотоводческих стоянках, у рыбацкой тони. Мы никогда не забудем ваш бессмертный подвиг во имя жизни на Земле.

Еравнинский район в 1950-е – 2000-е годы.

Период с 1950-х по 1980-е годы, несмотря на все минусы командно-административной экономики, можно считать одним из самых успешных в истории района. Сельское хозяйство как ведущая  отрасль экономики  района становится полностью механизированным. На территории района начали работать мощные предприятия «Сельхозтехника», «Бурводстрой»,  «Бурятсельхозхимия», 3 маслозавода, Еравнинские лесхозы. Удино-Витимская геолого-разведывательная партия разведала огромные запасы полезных ископаемых. Электрифицированы все населенные пункты и животноводческие стоянки. Население выросло до 30 тысяч человек. Построено большое количество объектов соцкультбыта.

Трудные 1990-е годы –  начало 2000-х наш район переживал вместе со всей страной. Однако в 2000 годы в наш район «зашли» мощные корпорации «Металлы Восточной Сибири» дочернее предприятие ИФК «Метрополь», «Байкальская лесная компания», «Бурятзолото». И у жителей Еравны появилась надежда на улучшение экономической ситуации, на спад социальной напряженности. Конечно же, в связи с деятельностью этих корпораций, возникло много вопросов относительно экологического благополучия района. Но есть надежда, что при должном контроле со стороны гражданского общества Еравны, данные хозяйствующие субъекты не допустят ухудшения экологической ситуации на нашей древней земле, Родине многих тысяч поколений людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Разработка данного социального проекта позволяет  учителю расширить возможности учащихся по изучению темы "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ - технологий....

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

Научно-практическая конференция "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сегодня мы вспоминаем  о войне 1812года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.  1812 год. Огромная полумиллионная армия фра...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Статья, посвященная 55-летию Октябрьского района г. Ижевска

Статья о директоре МБОУ"СОШ № 63" г.Ижевска...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...