Развитие мыслительных способностей обучающихся через проблемное обучение на занятиях туристско-краеведческой направленности.
статья по краеведению

Статья предназначена для педагогов краеведения СОШ и педагогов дополнительного образования туристско-краеведчской направленности. Расскрывает особенности применения проблемного обучения во внеурочной деятельности,при изучении краеведческого материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных способностей обучающихся через проблемное обучение на занятиях туристско-краеведческой направленности.

Автор: Нагорная О.В.-методист МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Цель современного дополнительного образования заключается не в том, чтобы углубить знания, полученные в школе, а в том, чтобы достичь понимания важнейших проблем, представляющих общие интересы человека, получить знания и умения, которые обеспечат обучающемуся формирование метапредметных компетенций и его успешность в будущей профессиональной деятельности. По этой причине на занятиях в объединениях туристско–краеведческой направленности необходимо делать акцент на умения и способности каждого конкретного подростка, учить всех по-разному. Необходимость переносить учебные умения в практику, формирование ключевых компетенций становятся всё более важными, так как позволяют обучающемуся в будущем использовать эти умения, навыки для понимания мира, в котором он живёт и перемен, в которых он участвует, а также оценивать информацию, исходящую из СМИ и других доступных источников. Надо учитывать, что знания становятся достижением человека, если добыты в ходе самостоятельного открытия, к которому подводит педагог. Выполнение самостоятельной работы требует высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и, в идеале должно доставлять обучающемуся удовлетворение, так как имеет целью самопознание и самосовершенствование без которых невозможен процесс успешной социализации.

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер. Эффективным инновационным методом, получившим широкое распространение при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и городских воспитательных программ (ГВП) туристско-краеведческой направленности, является проблемное обучение.

Педагоги и руководители ГВП чаще и активнее стали использовать проблемный метод изучения, ведь усвоение определённого материала происходит гораздо эффективнее, если обучающиеся не ограничиваются пассивным воспроизведением информации, а проводят её анализ, основанный на актуальной проблеме, когда в процессе обучения рассматриваются вопросы, уже изученные и описанные в литературе, но пока неведомые самому обучающемуся.

Проблемный метод обучения представляет собой совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащих постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, которые содержат противоречия (учебные или реальные), способствующие реализации целей учебно-воспитательного процесса.

В практике проблемного обучения используются такие термины, как «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация».

Проблемный вопрос содержит реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке ответа на него, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.

Проблемная задача по своей сути включает те же критерии, что и проблемный вопрос. Задачу отличает дополнительная вводная информация и при необходимости ориентиры поиска её решения (детализирующие вопросы).

Проблемная ситуация – это создание на занятиях обстановки, когда у обучающихся возникает такое интеллектуально-психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе или задаче. Другими словами, проблемная ситуация является следствием обнаружения несоответствия между уже имеющимися знаниями и знаниями, полученными при постановке проблемы. Педагог так преподносит учебный материал, что у обучающихся возникает искренняя заинтересованность и неподдельное удивление – как же так и почему так, ведь должно быть по-другому.

Используя данный метод при изучении краеведения, целесообразно применять следующую технологию разработки проблемных вопросов и задач. Суть её проста. Выбирается важное, требующее изучения, историческое положение (факт, событие, личность идея). Затем осуществляется поиск альтернативного положения, которое содержит противоречащую первому сущность. На основе двух-трёх таких положений формулируется проблемный вопрос или задача.

Проблемные вопросы и задачи имеют свою типизацию: первый тип – анализ теоретических положений, высказанных историческими личностями по одному и тому же вопросу и противоречащих друг другу; второй тип – анализ двух или более высказываний одного и того же лица, содержащих кажущееся или реальное противоречие; третий тип – анализ факта, события; четвёртый тип – оценка деятельности конкретной личности.

Типизация проблемных вопросов и задач не окончательна. Можно продолжить, например, более узкие (по содержанию) вопросы и задачи, сводящиеся к анализу цитат, сопоставлению фактов и событий, происшедших в далёком прошлом и сегодня, сравнению данных из разных источников. Например, анализ пословиц, сравнительная характеристика, сопоставление термина и определения, анализ эпиграфа, анализ источников.

Подходы, приемы, описанные выше, по применению элементов проблемного обучения не исчерпывают все методические варианты. Но очень важно, чтобы при использовании методов развивающих технологий педагог, выполнял функции консультанта, организатора и координатора образовательного процесса, стимулируя инициативность, самостоятельность деятельности обучающихся. Только в этом случае результат обучения приобретает личностную значимость для всех участников образовательного пространства, мы получаем более стойкие результаты в усвоении полученной информации, что способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.

Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"

Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...