«Калининский район – район, в котором я живу»
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс)
Методические рекомендации
Данная методическая разработка игры «Калининский район – район, в котором я живу» может быть использована при проведения внеклассных мероприятий для учащихся 5 – 6 классов. В ней представлен фильм с гимном Калининского района, иллюстративный материал памятников Калининского района и карты района, кроссворд, ребусы. Тема игры актуальна, в 2016 году исполнилось 80 лет со дня основания района, но игра будет интересна и в любое другое время.
Занятие проходит в форме соревнования между команд учащихся 5 – 6 классов. Занимательные вопросы способствуют активизации познавательных процессов у ребят. Учат быть внимательными, быстро ориентироваться по карте, уметь разгадывать кроссворд при помощи ребусов.
Разработка данной игры имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает чувство патриотизма у школьников. Краеведческий материал развивает интерес к истории своего района, способствует формированию гражданской позиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средеяя общеобразовательная школа № 96
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка внеурочного мероприятия
Игра
«Калининский район – район, в котором я живу»
Медведева Ирина Анатольевна
руководитель ДОО «Журавлик»,
учитель истории и культуры
Санкт-Петербурга, социальный педагог
ГБОУ СОШ №96
Калининского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2021
Методические рекомендации
Данная методическая разработка игры «Калининский район – район, в котором я живу» может быть использована при проведения внеклассных мероприятий для учащихся 5 – 6 классов. В ней представлен фильм с гимном Калининского района, иллюстративный материал памятников Калининского района и карты района, кроссворд, ребусы. Тема игры актуальна, в 2016 году исполнилось 80 лет со дня основания района, но игра будет интересна и в любое другое время.
Занятие проходит в форме соревнования между команд учащихся 5 – 6 классов. Занимательные вопросы способствуют активизации познавательных процессов у ребят. Учат быть внимательными, быстро ориентироваться по карте, уметь разгадывать кроссворд при помощи ребусов.
Разработка данной игры имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает чувство патриотизма у школьников. Краеведческий материал развивает интерес к истории своего района, способствует формированию гражданской позиции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Подготовительный этап 5
Основной этап: проведение мероприятия 5
Заключение 7
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 7
Приложения. 8
ВВЕДЕНИЕ
Наша школа находится в Калининском районе Санкт-Петербурга на улице Черкасова. Когда-то эта территория принадлежала Выборгскому району, названному так, потому что он находился на Выборгской стороне.
Выборгская сторона, это территория правого берега Невы и Большой Невки, была известна еще с допетровского времени, т.к. по ней проходил древний тракт, соединяющий две шведские крепости – Выборг и Ниеншанц.
В ХVIII веке начинается освоение Приневских земель. По указанию Петра I будет возведена крепость Санкт-Питер-бурх, которая дала рождение нашему городу. Вдоль Выборгского тракта располагались небольшие поселения. Жители этих мест обладали самобытной культурой, которая оказала свое влияние на новый, быстро растущий город. Его границы постепенно расширяются, и территория Выборгской стороны будет выделена в один из районов города - Выборгский. Впоследствии из Выборгского района будет выделена территория Калининского района - назван в 1946 в честь М. И. Калинина, в современных границах с 1973, сегодня наш район административно-территориальная единица Санкт-Петербурга.
Таким образом, история Выборгской стороны неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга и это дает возможность убедить учащихся, что история начинается от «подъезда каждого дома», и поэтому каждый дом заслуживает и изучения, и заботы, и сбережения. Город живет своей неповторимой и своеобразной жизнью, которую можно увидеть, пощупать и воспринять в лучших ее проявлениях.
Погружаясь во временное пространство Санкт-Петербурга, изучая страницы истории и культуры города, в котором живут, учащиеся приобщаются к его многовековой культуре, становясь при этом и первооткрывателями, и исследователями. Следовательно - стать петербуржцами «не по паспорту, а по духу», неравнодушными, сопереживающими, носителями петербургской культуры и быть наследниками Великого города.
Цель: развивать интерес учащихся к истории малой Родины
Задачи:
- создать условия для познавательного интереса учащихся; расширения их кругозора;
- формировать навыки и умения учащихся самостоятельно работать с картой района, коммуникативные компетенции;
- воспитание духовно-нравственных ценностей юного петербуржца.
Оборудование: столы расстевленные для работы в группах, карта Санкт-Петербурга, раздаточный материал (карты района, иллюстрации памятников района), карточки с заданием, мультимедийная установка для презентации, видеофильм с гимном Калининского района.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Участникам команд дается задание:
- выбор команды от классов по 5 человек;
- придумать девиз и название команды;
- каждая команда готовит домашнее задание (поздравительная открытка ко дню рождения района).
Руководитель и волонтеры производят отбор материалов для игры, составляют сценарий и презентацию; игра проходила в актовом зале школы.
Ведущие, выступающие и помощники: волонтеры ДОО «Журавлик», жюри в составе трех человек – представители ученического самоуправления.
Время реализации: 1 час.
ОСНОВНОЙ ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Игра «Калининский район – район, в котором я живу»
Ход сценария.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем игру для учащихся пятых и шестых классов «Калининский район – район, в котором я живу», которая посвящена 80-летию нашего района. Игра состоит из:
- домашенего задания;
- разминки;
- задания № 1;
- задания № 2;
- задания № 3.
Рядом с каждой командой сидит помощник, который в ходе игры будет выдавать вам раздаточный материал и затем передовать в жюри для проверки и подсчета количества баллов.
Каждая команда, а их у нас 4, подготовила домашнее задание – надо было сделать поздравительную открытку – «С днем рождения, Калининский район!».
Представителю команды сдать открытку в жюри.
Сегодня в составе жюри:
президент школы ……
министр кльтуры школы…….
педагог организатор….
В конце игры жюри подсчитает, сколько баллов набрала каждая команда, и объявят победителя.
Пока жюри оценивает домашнее задание по 5-ти балоной системе, прозвучит гимн Калининского района в исполнении учащихся ДОО «Журавлик» с одновременным показом видеофильма.
Командам внимательно слушать, смотреть, узнавать и запоминать, а вдруг да пригодится!
ЗВУЧИТ ГИМН Калининскому району.
Спасибо!
***
Ведущий.
Команды внимание! Первый конкурс «РАЗМИНКА»
Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения первого конкурса «Разминка».
Ребята, вы прослушали гимн Калининскому району, просмотрели видеофильм о нашем районе. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов, которые вы узнали из видеофильма или услышали, когда звучал Гимн. И еще 5 минут для того чтобы ответить на другие вопросы конкурса «Разминка».
Сдать листочки.
Внимание на слайд, если вы записали следующие объекты (перечислить), вы молодцы. За каждый написанный объект команда получает по 1 баллу. На следуещем слайде правильные ответы к оставшимся вопросам. За каждый правильный ответ команда получает тоже по одному баллу.
***
Ведущий.
Команды внимание! Задание № 1
Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения задания №1.
Вам предстоит заполнить кроссворд и из выделенных букв и «+» еще одной буквы составить слово
На выполнение - 5 минут.
Сдать работы.
Внимание на экран. Именно так должен выглядеть, заполненый кроссворд
За каждое правильное название команда получает по 1 баллу.
***
Ведущий.
Следующее задание № 2
Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения задания №2.
Вам выданы иллюстрации памятников, конечно, некоторые вы видели и знаете. Каждому памятнику надо найти его место на карте. Для выполнения этого задания у вас есть подсказки и 10 минут.
Сдать работы.
Внимание на экран. Вы видите, где установлены памятники на карте Калининского района. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
***
Ведущий.
Последнее наше задание это Задание № 3
Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения задания №3.
Перед вами карта района, в которой исчесли некоторые названия улиц и проспектов. Вам надо восстановить карту, то есть написать недостающие названия. На выполнение – 7 минут.
Сдать работы.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу
***
Ведущий.
Это было последнее задание. Пока жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и призеров, девочки 5 б класса исполнят веселую песню «Ходит песенка по кругу».
Ведущий.
Внимание, команды! Жюри проверило все ваши работы, подсчитало количество баллов и готово объявить победителя. Для вручения грамот на сцену приглашается президент школы….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате беседы с участниками игры, ребятами было высказано предложение о создании серии игр, связанных с изучением района и Санкт-Петербурга. Игра ребятам понравилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
К. Горбачевич, Е. Хабло Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт – Петербурга Издат: Норинт, 2002
http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
http://muzofon.com/ (песня «Ходит песенка по кругу»)
https://www.youtube.com/watch?v=xlZArzuBEBQ (Гимн Калининскому району)
Кроссворд создан cовместно с Кроссгеном на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
Ребусы созданы припомощи Генератора ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
Фотографии автора
Приложения.
Первый конкурс «РАЗМИНКА»
1. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов, о которых вы слышали, когда звучал гимн Калининского района
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В этом году Калининскому району исполнилось 80 лет. Вопрос, в каком году был основан наш район?
__________________________________________
3. Перечислите станции метрополитена Калининского района
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________
4. Напишите главную площадь района ___________________________________________
5. Гражданский проспект является одним из главных проспектов города. Вспомните и напишите назвния других объектов района, в котором прослеживается слово «гражданский»
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(до 22 баллов)
ЗАДАНИЕ № 1. КРОССВОРД
По вертикали: | По горизонтали |
1. Название этой площади имеет название станции метрополитена | 5. Улица… |
2. Имя улицы было дано со следующим обоснованием: «Улица расположена севернее территории Пискаревского кладбища. Названа в честь верности Родине, городу, воинскому долгу, дружбе и т. д.». | 6. Проспект… |
3. В названии этого проспекта отражен коллективный подвиг жителей Ленинграда и воинов Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны. | 7. 27 июля 1970 года на карте города появилась новая улица - названа по городу Ленинградской области. |
4. Улица… | 8. Улица названа в честь выдающегося советского артиста театра и кино. |
Из выделенных букв и добавленной буквы, составьте слово
(9 баллов)
ЗАДАНИЕ № 2. РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ
1. Пискаревское мемориальное кладбище | 2. памятник Ленину |
3. знак «Аэродром «Гражданка» | 4. храм Сретенья Господня |
5. «Прометей» | 6. памятник «Дети войны» |
7. памятник Учителю | 8. памятник жертвам радиационных аварий и катастроф |
9. памятник «Колокол Мира» | 10. памятник М. И. Калинину |
РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ
1. пр.Непокоренных |
2. Площадь Ленина |
3. Проспект Науки |
4. пересечение Гражданского и Луначарского пр. |
5. Сквер на пр. Просвещения |
6. Пересечение пр.Непокоренных и Меншиковского пр. |
7. Пересечение ул.Ушинского и Учительской ул. |
8. Парк Сахарова |
9. Парк Сахарова |
10. площадь Калинина |
(10 баллов)
ЗАДАНИЕ № 3. ПОДПИШИТЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ И ПРОСПЕКТОВ
(10 баллов)
ОТВЕТЫ.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»
1. Вы прослушали гимн Калининскому району. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов, которые вы видели или о которых звучало в песне.
- 1. Завод «Арсенал»
- 2. Финляндский вокзал
- 3.Фонтаны на пл.Ленина
- 4. Башня НИИ «Робототехники»
- 5. Литейный мост
- 6. Пискаревское мемориальное кладбище
- 7. Муринский парк
- 8. НПО «Импульс»
- 9. Церковь Сретенья Господня
- 10. Завод «Силовые машины»
- 11. Дача Кушелево-Безбородко
- 12.Львы и сфинксы около дачи Кушелево Безбородко
- 13. Памятник «Всем влюбленным»
- 14.Паравоз на Финляндском вокзале
2. В этом году Калининскому району исполнилось 80 лет. Вопрос, в каком году был основан наш район?
- Образован в апреле 1936г.
3. Перечислите станции метрополитена Калининского района
- 1-я линия – «Гражданский проспект», «Академическая», «Политехническая», «Площадь Мужества», «Площадь Ленина».
4. Напишите главную площадь района
- Площадь Ленина
5. Гражданский проспект является одним из главных проспектов города. Вспомните и напишите назвния других объектов района, в котором прослеживается слово «гражданский»
- Метро «Гражданский проспект», рынок «Гражданский», МО «Гражданка»
ЗАДАНИЕ № 1. КРОССВОРД
ЗАДАНИЕ № 2. РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ
ЗАДАНИЕ № 3. ПОДПИШИТЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ И ПРОСПЕКТОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района «Академический»
Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учреждени...
Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учр...
Открытый урок по математике "Район, в котором я живу"
На уроках математики, я стараюсь привлечь внимание учащихся к теме благоустройства нашей среды обитания. Мною был разработан и проведен открытый урок «Район, в котором я живу», в котором ма...
Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).
Урок природоведения 5 класс в школе VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....
Эссе учащегося для Районного экологичесого проекта «Дом, в котором мы живем» 2014-2015 уч. год
Эссе и фотографии - конкурсная работа ученицы 9-го класса....
Приказ об итогах конкурса "Район, в котором я живу".
Итоги конкурса...