Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг
методическая разработка по краеведению (9 класс)
Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___
Тема урока: Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг
Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с новыми знаниями
Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.
Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края
Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация к уроку
Планируемые результаты:
Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.
Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.
Предметные: Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
1. Ф.И.О. автора
2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___
3. Тема урока: Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с новыми знаниями
5. Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.
6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края
7. Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация к уроку
8. Планируемые результаты:
Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.
Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.
Предметные: Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
Работа с терминами и понятиями: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал
Ход урока
Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:
Проверка готовности к уроку; прием «цветное настроение»
- Фаза урока вызов. Актуализация знаний.
В чем состояли особенности экономического развития Кубани во второй половине XIX века?
В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?
Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?
Как изменился облик городов и станиц в результате промышленного переворота, существенно повлиявшего на экономику Кубани и Черноморья?
Вспомните и назовите имена кубанских предпринимателей 19 века.
Инициация учащихся: В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы:
в чем заключались особенности становления будущей житницы России;
Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;
раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;
сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
Запись в тетрадь темы урока,
учащихся нацеливают на лекцию и самостоятельную работу с текстом параграфа, работу с тетрадью по принципу приема технологии РКМ «Бортовой журнал» - во время изучения темы записывать свои мысли в форме ответов на вопросы.
- Фаза урока осмысление. Объяснения учителя, работа с параграфом, заполнение таблицы
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
- В начале 20 века продолжалась аграрная колонизация края ( с 1900 по 1917 гг население увеличилось на 57% и составило в Кубанской области 3 млн.человек и в Черноморской губернии – 201,8 тыс.человек).
Комментированое чтение подпункта «Продолжение аграрной колонизации региона в начале 20 в» ( стр 112-113)
Своеобразие заселения края обусловило определенные различия в сословной структуре Кубанской области и Черноморской губернии: в области- 40% - казаки, 36 % - крестьяне, 11.5 %- мещане, 0,6% - дворяне. В губернии – 50% населения – крестьяне, мещан- 29%. Большой темп роста городского населения. Не мало и сезонных рабочих, надеявшихся осесть на новой земле в качестве арендаторов или земельного собственника.
Однако, выросли покупные и арендные цены на землю. Это отражено в рассказе Чехова «Барыня».
Анализ диаграммы на стр 112.
Словарная работа: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал
- Структура местного землевладения. Прочитать самостоятельно. Проанализировать.
Что представляли из себя крупные земельные собственники Кубани? Земельные наделы казаков и закубанских горцев? Аренда земель.
- Развитие железнодорожного транспорта на Кубани, строительство новых дорог, парового флота. Железные дороги способствовали товарообмену и доставке сельскохозяйственной техники. В атласе найти железные дороги, действующие на территории Кубани к началу 1914 г.
- По концентрации новейшей сельскохозяйственной техники кубанская область в начале 20 века не знала себе равных в России. На её долю приходилось до 20% всех паровых молотилок страны, 12% сеялок. 10 % жатвенных машин. Черноморская губерния не отличалась разнообразием с\х техники, здесь 855 составляли плуги.
- Строительство элеваторов и зернохранилищ.
- На базе сельскохозяйственного производства Кубани стали активно утверждаться и расширять свою деятельность товарные биржи и торговые дома, акционерные кампании и монополистические организации (Новороссийск, Екатеринодар, Армавир). В.Р.Штейнгель и его акционерное общество «Хуторок».
Закрепление полученных знаний. Давайте поразмышляем. Работа по вопросам, определенным в начале урока.
- Фаза урока Рефлексия. Прием «Цветное настроение».
- Домашнее задание. Прочитать параграф 25.
Дидактическая структура урока[1] | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов (пример) | Планируемые результаты | |
Личностные, метапредметные | УУД | ||||
Организационный момент или: мотивация | Приветствуют учителя. | Проверяет готовность к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность | Прием «цветное настроение» | Развитие мотивов учебной деятельности | |
Проверка домашнего задания или: | Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Слушают и анализируют выступления одноклассников | Организует повторение изученного материала. Организует устную беседу | В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области? Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья? | Формирование коммуникативной компетентности в общении. Умение логически рассуждать | Умение оценивать свои знания. |
Актуализация знаний или ВЫЗОВ | |||||
Изучение нового материала или: осмысление | Слушают рассказ учителя Анализируют информацию, Работают с текстом параграфа, заполняют таблицу в тетради, выписывают термины в тетрадь | Рассказывает тему. Организует комментированное чтение подпунктов, нацеливает на запись в тетрадь понятий. | аграрная колонизация региона в начале 20 в; Структура местного землевладения Развитие железнодорожного транспорта разнообразие с\х техники | Сознательное отношение к деятельности, Готовность к самостоятельной познавательной деятельности | Внимательно слушать информацию, выделять главное, устанавливать причины. Уметь строить свою деятельность. Знать определение понятий |
Закрепление нового материала или: | Выполняют задание, закрепляют изученный материал с помощью ответов на вопросы | Проверяет освоение учебного материала, фиксирует возникшие затруднения | в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками; Раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона; сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани. | Уметь вести диалог, точно и полно выражать свое мнение | Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона. Уметь понимать, читать карту |
Контроль или: | |||||
Рефлексия или: | Оценивают свое настроение в конце урока | Предлагает дать оценку своим знаниям. Комментирует, выставляет оценки за урок | Свое настроение соотнести с цветами радуги | Владеть основами самооценки | |
Домашнее задание или: | Записывают задание | Объясняет задание | Параграф 25, индивидуально – опрежающее- параграф 26 ( по пунктам) | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Самоконтроль |
[1]Вариативно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
1. Ф.И.О. автора
2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___
3. Тема урока: Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с новыми знаниями
5. Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.
6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края
7. Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация к уроку
8. Планируемые результаты:
Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.
Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.
Предметные: Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
Работа с терминами и понятиями: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал
Ход урока
Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:
Проверка готовности к уроку; прием «цветное настроение»
- Фаза урока вызов. Актуализация знаний.
В чем состояли особенности экономического развития Кубани во второй половине XIX века?
В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?
Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?
Как изменился облик городов и станиц в результате промышленного переворота, существенно повлиявшего на экономику Кубани и Черноморья?
Вспомните и назовите имена кубанских предпринимателей 19 века.
Инициация учащихся: В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы:
в чем заключались особенности становления будущей житницы России;
Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;
раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;
сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.
Запись в тетрадь темы урока,
учащихся нацеливают на лекцию и самостоятельную работу с текстом параграфа, работу с тетрадью по принципу приема технологии РКМ «Бортовой журнал» - во время изучения темы записывать свои мысли в форме ответов на вопросы.
- Фаза урока осмысление. Объяснения учителя, работа с параграфом, заполнение таблицы
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
- В начале 20 века продолжалась аграрная колонизация края ( с 1900 по 1917 гг население увеличилось на 57% и составило в Кубанской области 3 млн.человек и в Черноморской губернии – 201,8 тыс.человек).
Комментированое чтение подпункта «Продолжение аграрной колонизации региона в начале 20 в» ( стр 112-113)
Своеобразие заселения края обусловило определенные различия в сословной структуре Кубанской области и Черноморской губернии: в области- 40% - казаки, 36 % - крестьяне, 11.5 %- мещане, 0,6% - дворяне. В губернии – 50% населения – крестьяне, мещан- 29%. Большой темп роста городского населения. Не мало и сезонных рабочих, надеявшихся осесть на новой земле в качестве арендаторов или земельного собственника.
Однако, выросли покупные и арендные цены на землю. Это отражено в рассказе Чехова «Барыня».
Анализ диаграммы на стр 112.
Словарная работа: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал
- Структура местного землевладения. Прочитать самостоятельно. Проанализировать.
Что представляли из себя крупные земельные собственники Кубани? Земельные наделы казаков и закубанских горцев? Аренда земель.
- Развитие железнодорожного транспорта на Кубани, строительство новых дорог, парового флота. Железные дороги способствовали товарообмену и доставке сельскохозяйственной техники. В атласе найти железные дороги, действующие на территории Кубани к началу 1914 г.
- По концентрации новейшей сельскохозяйственной техники кубанская область в начале 20 века не знала себе равных в России. На её долю приходилось до 20% всех паровых молотилок страны, 12% сеялок. 10 % жатвенных машин. Черноморская губерния не отличалась разнообразием с\х техники, здесь 855 составляли плуги.
- Строительство элеваторов и зернохранилищ.
- На базе сельскохозяйственного производства Кубани стали активно утверждаться и расширять свою деятельность товарные биржи и торговые дома, акционерные кампании и монополистические организации (Новороссийск, Екатеринодар, Армавир). В.Р.Штейнгель и его акционерное общество «Хуторок».
Закрепление полученных знаний. Давайте поразмышляем. Работа по вопросам, определенным в начале урока.
- Фаза урока Рефлексия. Прием «Цветное настроение».
- Домашнее задание. Прочитать параграф 25.
Дидактическая структура урока[1] | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов (пример) | Планируемые результаты | |
Личностные, метапредметные | УУД | ||||
Организационный момент или: мотивация | Приветствуют учителя. | Проверяет готовность к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность | Прием «цветное настроение» | Развитие мотивов учебной деятельности | |
Проверка домашнего задания или: | Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Слушают и анализируют выступления одноклассников | Организует повторение изученного материала. Организует устную беседу | В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области? Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья? | Формирование коммуникативной компетентности в общении. Умение логически рассуждать | Умение оценивать свои знания. |
Актуализация знаний или ВЫЗОВ | |||||
Изучение нового материала или: осмысление | Слушают рассказ учителя Анализируют информацию, Работают с текстом параграфа, заполняют таблицу в тетради, выписывают термины в тетрадь | Рассказывает тему. Организует комментированное чтение подпунктов, нацеливает на запись в тетрадь понятий. | аграрная колонизация региона в начале 20 в; Структура местного землевладения Развитие железнодорожного транспорта разнообразие с\х техники | Сознательное отношение к деятельности, Готовность к самостоятельной познавательной деятельности | Внимательно слушать информацию, выделять главное, устанавливать причины. Уметь строить свою деятельность. Знать определение понятий |
Закрепление нового материала или: | Выполняют задание, закрепляют изученный материал с помощью ответов на вопросы | Проверяет освоение учебного материала, фиксирует возникшие затруднения | в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками; Раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона; сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани. | Уметь вести диалог, точно и полно выражать свое мнение | Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона. Уметь понимать, читать карту |
Контроль или: | |||||
Рефлексия или: | Оценивают свое настроение в конце урока | Предлагает дать оценку своим знаниям. Комментирует, выставляет оценки за урок | Свое настроение соотнести с цветами радуги | Владеть основами самооценки | |
Домашнее задание или: | Записывают задание | Объясняет задание | Параграф 25, индивидуально – опрежающее- параграф 26 ( по пунктам) | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Самоконтроль |
[1]Вариативно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг.
Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг....
Урок по теме: "Социально-экономическое развитие Курганской области"
Социально-экономичекое развите Курганской области. Развитие экономики на момент образования Курганской области в настоящее время. Современное развитие отраслей....
Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"
Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...
Экономика Кубани и Черноморской губернии в начале XX века.
конспект занятия...
Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"
Социально-экономические аспекты развития мира...
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....