Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Шахлович Анна Николаевна

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

Тема урока:  Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг

 

Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

 

Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.

 

 Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

Вид используемых на уроке средств ИКТ   презентация к уроку

Планируемые результаты:

Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.

Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.

Предметные:  Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. Ф.И.О. автора

2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

3. Тема урока:  Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

5. Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.

 6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 7. Вид используемых на уроке средств ИКТ   презентация к уроку

8. Планируемые результаты:

Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.

Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.

Предметные:  Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Работа с терминами и понятиями: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал

Ход урока

Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:

Проверка готовности к уроку; прием «цветное настроение»

  1. Фаза урока вызов. Актуализация знаний.

В чем состояли особенности экономического развития Кубани во второй половине XIX века?

В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?

Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?

Как изменился облик городов и станиц в результате промышленного переворота, существенно повлиявшего на экономику Кубани и Черноморья?

Вспомните и назовите имена кубанских предпринимателей 19 века.

Инициация учащихся: В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы:

 в чем заключались особенности становления будущей житницы России;

 Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;

раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;

сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Запись в тетрадь темы урока,

учащихся нацеливают на лекцию и самостоятельную работу с текстом параграфа, работу с тетрадью по принципу приема технологии РКМ «Бортовой журнал» - во время изучения темы записывать свои мысли в форме ответов на вопросы.

 

  1. Фаза урока осмысление. Объяснения учителя, работа с параграфом, заполнение таблицы

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

  1. В начале 20 века продолжалась аграрная колонизация края ( с 1900 по 1917 гг население увеличилось на 57% и  составило в Кубанской области 3 млн.человек и в Черноморской губернии – 201,8 тыс.человек).

Комментированое чтение подпункта «Продолжение аграрной колонизации региона в начале 20 в» ( стр 112-113)

Своеобразие заселения края  обусловило определенные различия в сословной структуре Кубанской области и Черноморской губернии:   в области- 40% - казаки, 36 % - крестьяне, 11.5 %- мещане, 0,6% - дворяне. В губернии – 50% населения – крестьяне, мещан- 29%. Большой темп роста городского населения. Не мало и сезонных рабочих, надеявшихся осесть на новой земле в качестве арендаторов или земельного собственника.

Однако, выросли покупные и арендные цены на землю. Это отражено в рассказе Чехова «Барыня».

Анализ диаграммы на стр 112.

Словарная работа: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал

  1. Структура местного землевладения. Прочитать самостоятельно. Проанализировать.

Что представляли из себя крупные земельные собственники  Кубани? Земельные наделы казаков и закубанских горцев? Аренда земель.

  1. Развитие железнодорожного транспорта на Кубани, строительство новых дорог, парового флота. Железные дороги способствовали товарообмену и доставке сельскохозяйственной техники. В атласе найти железные дороги, действующие на территории Кубани к началу 1914 г.
  2. По концентрации новейшей сельскохозяйственной техники кубанская область в начале 20 века не знала себе равных в России. На её долю приходилось до 20% всех паровых молотилок страны, 12% сеялок. 10 % жатвенных машин. Черноморская губерния не отличалась разнообразием с\х техники, здесь 855 составляли плуги.
  3. Строительство элеваторов и зернохранилищ.
  4. На базе сельскохозяйственного производства Кубани стали активно утверждаться и расширять свою деятельность товарные биржи и торговые дома, акционерные кампании и монополистические организации (Новороссийск, Екатеринодар, Армавир). В.Р.Штейнгель и его акционерное общество «Хуторок».

   

Закрепление полученных знаний. Давайте поразмышляем. Работа по вопросам, определенным в начале урока.

  1. Фаза урока Рефлексия. Прием «Цветное настроение».
  2. Домашнее задание. Прочитать параграф 25.

Дидактическая структура урока[1]

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению планируемых результатов (пример)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные

УУД

Организационный момент или:

мотивация

Приветствуют учителя.

Проверяет готовность  к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность

Прием «цветное настроение»

Развитие мотивов учебной деятельности

Проверка домашнего задания или:

Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Слушают и анализируют выступления одноклассников

Организует повторение изученного материала. Организует устную беседу

В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?

Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?

Формирование коммуникативной компетентности в общении.  Умение логически рассуждать

Умение оценивать свои знания.

Актуализация знаний или ВЫЗОВ

Изучение нового материала или:

осмысление

Слушают рассказ учителя

Анализируют информацию,

Работают с текстом параграфа, заполняют таблицу в тетради, выписывают термины в тетрадь

Рассказывает тему. Организует  комментированное чтение подпунктов, нацеливает на запись в тетрадь понятий.

аграрная колонизация региона в начале 20 в;

Структура местного землевладения

Развитие железнодорожного транспорта

разнообразие с\х техники

Сознательное отношение к деятельности,

Готовность к самостоятельной познавательной деятельности

Внимательно слушать информацию, выделять главное, устанавливать причины.

Уметь строить свою деятельность.

Знать определение понятий

Закрепление нового материала или:

Выполняют задание, закрепляют изученный материал с помощью ответов на вопросы

Проверяет освоение учебного материала, фиксирует возникшие затруднения

в чем заключались особенности становления будущей житницы России;

 Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;

Раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;

сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Уметь вести диалог, точно и полно выражать свое мнение

Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона.

Уметь понимать, читать карту

Контроль или:

Рефлексия или:

Оценивают свое настроение в конце урока

Предлагает дать оценку своим знаниям.

Комментирует, выставляет оценки за урок

Свое настроение соотнести с цветами радуги

Владеть основами самооценки

Домашнее задание или:

Записывают задание

Объясняет задание

Параграф 25, индивидуально – опрежающее- параграф 26 ( по пунктам)

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Самоконтроль


[1]Вариативно



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. Ф.И.О. автора

2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

3. Тема урока:  Социально-экономическое развитие Кубанской области и Черноморской губернии в 1900-1913гг

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

5. Цель урока: выявить особенности аграрной колонизации, структуры землевладения, развития транспортной системы Кубани, активизировать познавательный интерес к истории родного края, воспитывать интерес к учебной дисциплине, бережное отношение к наследию своих предков.

 6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 7. Вид используемых на уроке средств ИКТ   презентация к уроку

8. Планируемые результаты:

Личностные: Понимать необходимость изучения истории родного края.

Метапредметные: уметь оценивать собственные возможности выполнения учебной задачи. Правильность или ошибочность её решения, владеть основами самоконтроля. Самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, демонстроировть умение прослеживать причинно-следственные связи.

Предметные:  Знать основные события Кубани в 1900-1913гг; Объяснять, в чем заключались особенности становления будущей житницы России; Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона; делать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Работа с терминами и понятиями: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал

Ход урока

Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:

Проверка готовности к уроку; прием «цветное настроение»

  1. Фаза урока вызов. Актуализация знаний.

В чем состояли особенности экономического развития Кубани во второй половине XIX века?

В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?

Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?

Как изменился облик городов и станиц в результате промышленного переворота, существенно повлиявшего на экономику Кубани и Черноморья?

Вспомните и назовите имена кубанских предпринимателей 19 века.

Инициация учащихся: В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы:

 в чем заключались особенности становления будущей житницы России;

 Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;

раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;

сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Запись в тетрадь темы урока,

учащихся нацеливают на лекцию и самостоятельную работу с текстом параграфа, работу с тетрадью по принципу приема технологии РКМ «Бортовой журнал» - во время изучения темы записывать свои мысли в форме ответов на вопросы.

 

  1. Фаза урока осмысление. Объяснения учителя, работа с параграфом, заполнение таблицы

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

  1. В начале 20 века продолжалась аграрная колонизация края ( с 1900 по 1917 гг население увеличилось на 57% и  составило в Кубанской области 3 млн.человек и в Черноморской губернии – 201,8 тыс.человек).

Комментированое чтение подпункта «Продолжение аграрной колонизации региона в начале 20 в» ( стр 112-113)

Своеобразие заселения края  обусловило определенные различия в сословной структуре Кубанской области и Черноморской губернии:   в области- 40% - казаки, 36 % - крестьяне, 11.5 %- мещане, 0,6% - дворяне. В губернии – 50% населения – крестьяне, мещан- 29%. Большой темп роста городского населения. Не мало и сезонных рабочих, надеявшихся осесть на новой земле в качестве арендаторов или земельного собственника.

Однако, выросли покупные и арендные цены на землю. Это отражено в рассказе Чехова «Барыня».

Анализ диаграммы на стр 112.

Словарная работа: казачье землевладение, общинно-надельный земельный фонд, монополистический капитал

  1. Структура местного землевладения. Прочитать самостоятельно. Проанализировать.

Что представляли из себя крупные земельные собственники  Кубани? Земельные наделы казаков и закубанских горцев? Аренда земель.

  1. Развитие железнодорожного транспорта на Кубани, строительство новых дорог, парового флота. Железные дороги способствовали товарообмену и доставке сельскохозяйственной техники. В атласе найти железные дороги, действующие на территории Кубани к началу 1914 г.
  2. По концентрации новейшей сельскохозяйственной техники кубанская область в начале 20 века не знала себе равных в России. На её долю приходилось до 20% всех паровых молотилок страны, 12% сеялок. 10 % жатвенных машин. Черноморская губерния не отличалась разнообразием с\х техники, здесь 855 составляли плуги.
  3. Строительство элеваторов и зернохранилищ.
  4. На базе сельскохозяйственного производства Кубани стали активно утверждаться и расширять свою деятельность товарные биржи и торговые дома, акционерные кампании и монополистические организации (Новороссийск, Екатеринодар, Армавир). В.Р.Штейнгель и его акционерное общество «Хуторок».

   

Закрепление полученных знаний. Давайте поразмышляем. Работа по вопросам, определенным в начале урока.

  1. Фаза урока Рефлексия. Прием «Цветное настроение».
  2. Домашнее задание. Прочитать параграф 25.

Дидактическая структура урока[1]

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению планируемых результатов (пример)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные

УУД

Организационный момент или:

мотивация

Приветствуют учителя.

Проверяет готовность  к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность

Прием «цветное настроение»

Развитие мотивов учебной деятельности

Проверка домашнего задания или:

Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Слушают и анализируют выступления одноклассников

Организует повторение изученного материала. Организует устную беседу

В связи с какими событиями произошло расширение территории Кубанской области?

Какие факторы способствовали быстрому заселению Прикубанья?

Формирование коммуникативной компетентности в общении.  Умение логически рассуждать

Умение оценивать свои знания.

Актуализация знаний или ВЫЗОВ

Изучение нового материала или:

осмысление

Слушают рассказ учителя

Анализируют информацию,

Работают с текстом параграфа, заполняют таблицу в тетради, выписывают термины в тетрадь

Рассказывает тему. Организует  комментированное чтение подпунктов, нацеливает на запись в тетрадь понятий.

аграрная колонизация региона в начале 20 в;

Структура местного землевладения

Развитие железнодорожного транспорта

разнообразие с\х техники

Сознательное отношение к деятельности,

Готовность к самостоятельной познавательной деятельности

Внимательно слушать информацию, выделять главное, устанавливать причины.

Уметь строить свою деятельность.

Знать определение понятий

Закрепление нового материала или:

Выполняют задание, закрепляют изученный материал с помощью ответов на вопросы

Проверяет освоение учебного материала, фиксирует возникшие затруднения

в чем заключались особенности становления будущей житницы России;

 Объяснить причины неприязни между иногородними и казаками;

Раскрыть роль транспорта в становлении экономики региона;

сделать выводы о роли иностранного капитала в развитии экономики Кубани.

Уметь вести диалог, точно и полно выражать свое мнение

Объяснять причины неприязни между иногородними и казаками; раскрывать роль транспорта в становлении экономики региона.

Уметь понимать, читать карту

Контроль или:

Рефлексия или:

Оценивают свое настроение в конце урока

Предлагает дать оценку своим знаниям.

Комментирует, выставляет оценки за урок

Свое настроение соотнести с цветами радуги

Владеть основами самооценки

Домашнее задание или:

Записывают задание

Объясняет задание

Параграф 25, индивидуально – опрежающее- параграф 26 ( по пунктам)

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Самоконтроль


[1]Вариативно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг.

Открытый урок. Анализ и прогноз социально-экономического развития Кемеровской области 2011 – 2014гг....

Урок по теме: "Социально-экономическое развитие Курганской области"

Социально-экономичекое развите Курганской области.  Развитие экономики на момент образования Курганской области в настоящее время. Современное развитие отраслей....

Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"

Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...

Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.

Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...

Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"

Социально-экономические аспекты развития мира...

Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».

Тренажер  по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....