Общественная ситуация и революционное движение на Кубани в начале 20 века
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Шахлович Анна Николаевна

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

Тема урока:  Общественная ситуация и революционное движение

Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

 

 Цель урока: Сформировать представление о влиянии революционного движения в стране на общественную ситуацию на кубани, развивать познавательный интерес к истории родного края.

 

  Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 Вид используемых на уроке средств ИКТ   мультимедийное оборудование, презентация к уроку

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать важность изучения истории своей малой Родины, давать собственную оценку событиям прошлого, осознавать необходимость охраны памятников истории и культуры

Метапредметные: владеть навыками работы с источниками информации; уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные: иметь представление о деятельности революционеров на Кубани, развивать умение прослеживать  причинно-следственные связи между социально-экономическими и политическими явлениями и процессами, объяснять значение терминов и понятий.

Работа с терминами и понятиями: марксистские группы, революционное движение, «маевки», «Новороссийская республика».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. Ф.И.О. автора

2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

3. Тема урока:  Общественная ситуация и революционное движение

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

5. Цель урока: Сформировать представление о влиянии революционного движения в стране на общественную ситуацию на кубани, развивать познавательный интерес к истории родного края.

 6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, атлас История Краснодарского края

 7. Вид используемых на уроке средств ИКТ   мультимедийное оборудование, презентация к уроку

8. Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать важность изучения истории своей малой Родины, давать собственную оценку событиям прошлого, осознавать необходимость охраны памятников истории и культуры

Метапредметные: владеть навыками работы с источниками информации; уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные: иметь представление о деятельности революционеров на Кубани, развивать умение прослеживать  причинно-следственные связи между социально-экономическими и политическими явлениями и процессами, объяснять значение терминов и понятий.

Работа с терминами и понятиями: марксистские группы, революционное движение, «маевки», «Новороссийская республика».

Ход урока

  1. Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:

Проверка готовности к уроку; Создает условия для включения в учебную деятельность.

Проверка домашнего задания:  

Выслушивание сообщений учащихся об  элеваторе ст.Полтавской и АО «Сад-Гигант» Славянского района,  истории  создания и современной деятельности.

Проведение письменного опроса в виде тестов

Тесты

1.Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1911 г. Каждый вопрос теста предусматривает один правильный ответ.

1.Какую площадь составляли посевные угодья на Кубани в 1913 году?

А)2,3 млн. десятин; Б) 60 млн. десятин; В) 3,3 млн. десятин.

2. В каком году на Кубани было собрано рекордное (266 млн. пудов) количество зерна?

А)1913 г.; Б) 1920 г; В) 1931г.

3. Какая отрасль сельского хозяйства на Кубани испытывала    значительные трудности из-за расширения площадей для посева  зерновых культур?

А) бахчеводство; Б) табаководство; В) животноводство.

4. В какое общество объединились наиболее крупные маслобойные заводы Кубани?

А) Кубаноль; Б) «Хуторок»; В) «Саломас».

5. Что связано с деятельностью Штейнгеля на Кубани?

А) появление первого сахарного завода; Б) строительство дорог; В) разведение новых пород лошадей.

6. В каком году в Екатеринодаре начал работу   первый в Российской империи завод по  выпуску оборудования для нефтяной промышленности «Кубаноль»?

А) 1913 г; Б) 1917 г; В)1903 г);  Г) 1911 г.

7. Какова  основная причина расширения транспортной сети на Кубани?

А) отсутствие дорог; Б) отсутствие рабочих рук; В) необходимость развития экономики Кубани.

  1. Фаза урока вызов. Актуализация знаний.

Ответь на вопросы: 1. Дайте определение термина революция.

                                 2. Чем характеризуется революционное движение?

III. Фаза урока осмысление.  Организация познавательной деятельности.

Рассказ учителя: На рубеже 19-20 веков Кубанская область и Черноморская губерния относились к числу достаточно спокойных окраин Российской империи.

-Как вы думаете, почему?

Однако, в начале 20 века и на Кубань стали распространяться революционные идеи.

Рассказ учителя: если большинство казачьего населения настороженно относились к революции, то крестьянское движение достигло значительного размаха. Всплески аграрного движения были связаны с подъемами рабочих выступлений. Наиболее активно разворачивалась борьба в Кавказском, Темрюкском и Лабинском отделах. Добиваясь права на землю, иногородние ставили вопрос об уничтожении казачества как военного сословия, что вызывало отпор со стороны последнего. Многочисленные пришлые работники, имевшие более широкий кругозор и опыт, чем малоподвижное местное население, были удачным объектом для революционной пропаганды. Не случайно в крае происходило намного больше политических аграрных выступлений против властей, чем в других регионах страны.

Прочитайте в учебнике информацию и найдите ответ на вопросы:

-кто вел активную пропаганду?

-Что способствовало распространению революционных настроений среди населения Кубани?  (вспомнить  привилегии казаков  и взаимоотношения казаков и иногородних).

Работа с учебным пособием: ознакомиться с подпунктом «Распространение революционных идей» и заполнить таблицу

направление

Название организации

Год создания

Выступление учащихся с сообщениями  о :

  1. «Новороссийской республике»  

2. Истории  восстания 2-го Урупского казачьего полка (1907г).

 - Подумайте. В чем причины поражений казачьих выступлений?

3. Забастовке трамвайных рабочих и служащих в Екатеринодаре ( 1914г)

Новый революционный подъем был прерван начавшейся мировой войной. Началась мобилизация, отправляли первые воинские эшелоны.

Закрепление:

Ответить на вопросы после параграфа.

 Чем прославился человек, изображённый на фотографии? С каким событием связано его имя? Используя дополнительные источники информации, определите историческое значение этого события.

А.С. Курганов Урупский полк

IV.Фаза урока рефлексия.  Проанализировать свою учебную деятельность  и ответить на вопросы:

- как я работал?    - Как мы работали?

V.        Домашнее задание: Прочитать параграф 28.

Подготовить сообщения о Н.И.Веселовском, С.В.Очаповском, Ф.А.Щербине.

Дидактическая структура урока[1]

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению планируемых результатов (пример)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные

УУД

Организационный момент или:

Приветствуют учителя. Включаются в учебную деятельность. Анализируют задание. Принимают участие в беседе, совершенствуют умение давать краткий но точный ответ на поставленный вопрос, подкрепляют его аргументами и фактами, осуществляют взаимопроверку тестов

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создает условия для включения в учебную деятельность.

Проверка письменного домашнего задания

Развитие мотивов учебной деятельности

Строить логически обоснованные рассуждения. Развитие навыков поиска информации

Проверка домашнего задания или:

Включаются в учебную деятельность. Оценивают работу свою и одноклассников.

Выполняют тестовые задания

Организует повторение изученного материала. Организует устную беседу.

Организует индивидуальную письменную работу

Как вы думаете, почему в начале 20 века и на Кубань стали распространяться революционные идеи?

Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений;

Излагать свою точку зрения;

Излагать свою позицию, аргументировать свои суждения, определять понятия

Изучение нового материала или:

Слушают рассказ учителя и одноклассников. Совершенствуют умения анализировать социально-политические процессы.

Самостоятельно изучают тему и заполняют таблицу

Организует выступление учащихся по теме урока,

Самостоятельное чтение параграфа и направляет при заполнении таблицы

Новороссийская республика; Восстание 2-го Урупского полка;

Забастовка трамвайных рабочих в Екатеринодаре

подпункт «Распространение революционных идей»

Формировать коммуникативную компетентность . понимать важность изучения темы. Уметь анализировать, обобщать, систематизировать

Определять цель, проблему в деятельности, учиться смысловому чтению. Составлять логический конспект

Объяснять причины неприязни между казаками и иногородними

Закрепление нового материала или:

Отвечают на вопросы после параграфа

Проверяет усвоение учебного материала

Чем прославился человек, изображённый на фотографии? С каким событием связано его имя?

Формирование осознанного отношения к истории.

Формирование целостного мировоззрения

Иметь представление об исторических событиях и волнениях на Кубани в начале 20 века.

Контроль или:

Рефлексия или:

Анализируют и оценивают эффективность своей учебной деятельности

Предлагает учащимся проанализировать свою учебную деятельность и завершить предложения

Как я ( мы) работал (и)?

Формирование ответственного отношения к учению, оценивать свои знания. Уважать мнение других

Домашнее задание или:

Записывают задание

Контролирует запись домашнего задания

Прочитать параграф 28.  Подготовить сообщения о Н.И.Веселовском, С.В.Очаповском, Ф.А.Щербине.

Формирование осознанного отношения к учебе, готовности к саморазвитию


[1]Вариативно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антиправительственное движение в России в начале XX века

Нарастание противоречий между властью и обществом. Складывание революционной ситуации...

Кроссворд 9 класс "Кубань в начале ХХ века"

Предлагается кроссворд "Кубань в начале ХХ века (190-1916)"...

кубань в начале 20 века

Презентация к уроку кубановедения в 9 классе...

Реферат на тему "Политические партии на Кубани в начале 20 века"

Актуальность темы исследования. Изучение деятельности политических партий и общественно-политических движений начала ХХ в. в в Черноморской губернии становится необходимым сейчас, когда классический л...

Презентация 9 класс "Общественное движение в России в начале ХХв."

Презентация по истории России 9 класс (учебник Данилов, Косулина). Материал освещает развитие общественного движения в России в начале ХХв....

Тест «Революционные волнения в России в начале 20 века»

Тест по теме "Революционные волнения"...

Развитие промышленности на Кубани в начале 20 века

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___Тема урока:  Развитие промышленности на Кубани в начале 20 векаМесто и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с ...