Конспект ООД по образовательной сфере "Познание" (ПСКЦ) "Какие народы живут в России"
план-конспект по краеведению

Занятие для подготовительной группы, посвященное  к дню народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл видеоматериал для детей.40.86 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Познавательное развитие» (ПСКЦ) в подготовительной школе группе № 23 .

 

Тема: «Моя страна. Какие народы живут в России»

Источник:

1.«Ознакомлеение с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина-     48стр.

 2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России.    Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.

3. Л. Л. Мосалова «Я и мир» Конспекты занятий по социально-  нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80

Цель: расширить представления детей  о людях разных национальностей, населяющих Россию. 

Задачи:

 Обучающие: 

-Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

-Актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

-Способствовать формированию развитию речи, расширению активного словаря детей  умению отвечать полным предложением, не перебивая товарищей, умению аргументировать свои высказывания

 Воспитывающие:

- Знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;

-Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Словарная работа :  многонациональная страна, россияне, национальность, народы, округ,юрта, кочевые племена,тюбетейка, чак-чак

Предварительная работа:

-Чтение сказок народов России,

-Знакомство с народными промыслами,

-Знакомство с подвижными играми разных народов

-Прослушивание песен разных народов,

-Разгадывание загадок,

-Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства, о России, о народах. живущих в России.

Методические приемы:

                   Игровой

                   Наглядный

                   Словесный

                   Практический

Дидактический наглядный материал:

-Телевизор для просмотра электронных изображений, подборка электронных изображений (яндекс картинки к рассказу):,

-демонстрационный материал  «Народы России и ближнего зарубежья»

-Карта РФ;

-Иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах;

-Клубок ниток; платки, «земной шар»,

-Трафареты национальных костюмов.

-Куклы в национальных костюмах

                         Ход ООД. 

1вводная часть. Звучит мелодия «У моей России»

-Ребята, о чем эта песня ? (О России)

- Правильно, молодцы. Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по нашей стране  Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его внимательно слушайте, оно нам поможет отправиться в путешествие.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут)

-Правильно, ребята.

2.Основная часть.

- Наша страна великая, большая,сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.В ней проживают люди различных национальностей. У каждой нации есть своя история, культура и традиции

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Игра на внимание

 - Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физкультминутка. Народная игра по выбору.

Башкирская народная игра «Юрта».

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки,все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

О языке народа

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

О народных традициях.

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 -Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

-У каждого народа есть свои танцы и песни.

О национальных блюдах

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава (Просмотр картин с национальными блюдами)

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете(Ответы детей.)

- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа(Ответы людей.)

- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак - чак.

- Все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.

Заключительная часть.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою с 

Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.

обственную.

Хоровод дружбы после занятия.

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир

- Все за счастье, все за мир!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хозяйство и культура народов Северо-Востока России.

Урок региональной истории в 7 классе с использованием ИКТ, исследовательских приемов, групповой формы работы....

Древнейшие народы на территории России

презентация к уроку в 6 классе...

Исследовательская задача "Человек входит в мир через свою национальность" по географии 8 класса к разделу «Народы и религии России».

Исследовательская задача направлена на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, необходимых для осуществления ими исследовательской деятельности. Задача состои...

Древнейшие народы на территории России

Материал предназначен для проведения урока в 6 классе по курсу "История России" ФГОС....

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

12_01_2016_6класс_Древнейшие народы на территории России

12_01_2016_6класс_Древнейшие народы на территории России...

Конспект занятия "Урок непонимания: тарабарская грамота" для проведения познавательной станции во время проведения длительной образовательной игры «Ломоносов М.В.- великий сын России»

Сценарный план:1. Вхождение в тему.2. Эстафетные математические задания.3.Расшифровка понятия.4. Просмотр познавательного видеоролика....