НПК "Старт в науку"
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Введение Объект исследовательской работы - лирика поэта-земляка Умяра Дашкина .При исследовании использовались сборники его стихотворений Предмет исследования – односоставные предложения, используемые Умяром Дашкиным в своих стихотворениях. Гипотеза - односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, способны привлечь внимание к наиболее важному в стихотворении. Предположим, что данный вид предложений широко используется в лирике Умяра Дашкина . Цель исследовательской работы : исследование стихотворений Умяра Дашкина. на наличие односоставных предложений; определение позиции автора через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения. Методы исследования: сравнение ,обобщение , анализ,опрос Задачи исследования: 1.Познакомиться с биографией поэта, которая, естественно, оказывает влияние на творческие замыслы, на выражение авторской позиции в творчестве. 2. Изучить стихотворения Умяра Дашкин 3. Определить темы и идеи стихотворений. 4. Подробно изучить виды односоставных предложений, их особенности. 5. Найти стихотворения с односоставными предложениями. 6. Определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.
II. Основная часть Сердцем думаю, Рукой строчу, Языком говорю, Умом прозу пишу…Людям быть полезным хочу… Умяр Дашкин Умяр Билялович Дашкин родился 7 июля 1912 года в деревне Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области в многодетной, о бразованной семье. Он с малых лет с амостоятельно изучал арабский язык, ф изику, химию, обладал русской грамотой . Произведения Умяра Дашкина созвучны и духовным потребностям современных читателей. Умяр Дашкин является автором сборников стихов «Люблю тебя, моя Елюзань ». Много интересного из жизни земляка односельчане узнали благодаря его младшему сыну Асияту , который передал сохранившиеся рукописи отца профессору Казанского университета Хатыйпу Миннегулову для того, чтобы он переложил их на кириллицу.
. Изучение односоставных предложений По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения. Односоставные предложения делятся на две группы: 1.С главным членом подлежащим (назывные ) 2.С главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные) В 17 веке М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит». Идея так называемой «грамматической оппозиции» «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе принадлежит академику Алексею Александровичу Шахматову. Большую работу по исследованию данного вида предложений провел А.М Пешковский, известный языковед, специалист по грамматике и стилистике русского языка, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении». На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.
Определённо-личные предложения Определённо-личные предложения - односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2-ого лица изъявительного или повелительного наклонения. Люблю тебя, Елюзань, Отдам душу свою для вас… . Лучами утренней зари…. Цветы твои полью Чтобы ароматом дышать «Сельчанам» Родители мои, корнями Проросшие в селе, Продолжаю род свой Хлеборобом на земле. Учусь , живя, как работник села, Пишу ,чтобы повысить знания… Куда бы ни ходил , Всегда брал книги с собой,.. В школе учебой наслаждался .. С книгами не расставался… «Истоки просвещения»
Избавься от зла, Чтоб душа была, Как снег зимой – Белым -бела…. Смотря в зеркало не раз, Не дави, не издевайся , Над народом и над нами, Знай есть божий глас…. «Отражение», 1932 г. Берегите здоровье нации… Стыдитесь других.. Будьте примером другим, Почетным для хвалы.. Не оставляй в беде брата, Не забудь отца и брата «Где начало нищеты»,1934 г.
Умяр Дашкин широко использует в своих стихотворениях определенно-личные предложения с глаголами повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа. В данных стихотворениях это глаголы избавься, не дави, не издевайся, не оставляй, не за будь. Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Умяр Билялович вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, призывает к нравственности. Помни всех защитников, Не забудь тех, кто не вернется никогда , Земляки, не забудьте… «Победа» Держитесь друг за друга, Пейте эту в оду села, Будет здоровье и сила, Пользуйся благами труда…. «Елюзань-Казань »
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его. О свойствах неопределенно-личных предложений пишет А.М. Пешковский: «Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное». По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени. Были дожди в былые года, Урожаю радовались тогда… «История» Жили в тесноте, бедноте, Без доброты , в нищете… « Тысячелетие» Неопределенно-личные предложения
Безличные предложения-э то односоставные предложения со сказуемым , при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. «Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», -так эти предложения характеризуются В. В. Бабайцевой . Безличные предложения представлены в исследуемых стихотворениях. Нельзя совершать зло, Делай только добро…. «Зло и добро» Жить хочется мне, Если внуки рядом… «Внуки» Надо идти нога в ногу, Сохраняя нашу природу… «Пророк и религия» Сказуемое в безличном предложении выражено словом нет , при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения помогают выразить желания поэта: Невежа - нет у тебя ума, У тебя в жизни нет ремесла…. «Невежа» Безличные предложения
Назывные предложения Назывные предложения - односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Такие предложения сразу вводят читателя в обстановку действия. Называя предметы, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Приведём примеры одной из особенностей синтаксиса Умяра Дашкина употребление цепочки односоставных назывных предложений, выделяющих определённые предметы и признаки. Отдельные детали, как на фотографии, позволяют запечатлеть образ: Голод, разруха, нищета… Финансовый крах, У всех на глазах страх … «Победа» Яркие штрихи в виде назывных предложений представляют общую картину жизни. У. Дашкин дает читателю возможность самостоятельно додумать, до воображать, представить всю картину в целом. Жаркие июльские дни, Большие пожары в Елюзани…. «Пожар» , 1951 г. Слабость, похудение, усталость Недостаток витаминов…
III . Заключение О дносоставные предложения помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи Умяра Дашкина , придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, реже употребляются неопределённо-личные и безличные предложения и назывные предложения. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, лирического героя стихотворения. Автор выражает свои просьбы и пожелания, открывает читателям душу, прививает моральные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"
Игру проводили на неделе естественных наук....
Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"
Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...