одна из многих сотен судеб
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс)
Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две мировые, гражданская войны, голод и разруха, политические репрессии. На этом фоне страшными страницами прошла жизнь семьи Валентины Тихоновны Турмура. Тяжелые годы Великой Отечественной, коллективизация, потери и радости обретения, все прошла за свою жизнь Валентина Тихоновна. В своей работе мы показали, как судьба одной семьи вписывается в судьбу огромной страны. В главе «Биографические данные» собрана информация о родных Турмура В.Т. во 2 и 3 главах рассказывается, о ее детстве и жизни обычной семьи в послевоенное время.
В ходе работы мы поняли, что несправедливость может сгубить личность, но в тоже время закалить характер и силу воли человека, усилить его веру в добро, стремление к лучшему. Поэтому ставим перед собой новую исследовательскую задачу: изучить архивные материалы по данной теме, установить имена забытых предков и рассказать о них своим будущим потомкам. Данные материалы могут быть использованы для уроков краеведения и классных часов в учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_mnogih_soten_sudeb.docx | 687.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Амурской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих
работ учащихся «Отечество»
секция
«Родословие. Земляки»
« Одна из многих сотен судеб»
Подготовили:
Руководитель:
Сизоненко Ольга Викторовна, учитель истории МБОУ Тамбовская СОШ
2019 г.
Аннотация
Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две мировые, гражданская войны, голод и разруха, политические репрессии. На этом фоне страшными страницами прошла жизнь семьи Валентины Тихоновны Турмура. Тяжелые годы Великой Отечественной, коллективизация, потери и радости обретения, все прошла за свою жизнь Валентина Тихоновна. В своей работе мы показали, как судьба одной семьи вписывается в судьбу огромной страны. В главе «Биографические данные» собрана информация о родных Турмура В.Т. во 2 и 3 главах рассказывается, о ее детстве и жизни обычной семьи в послевоенное время.
В ходе работы мы поняли, что несправедливость может сгубить личность, но в тоже время закалить характер и силу воли человека, усилить его веру в добро, стремление к лучшему. Поэтому ставим перед собой новую исследовательскую задачу: изучить архивные материалы по данной теме, установить имена забытых предков и рассказать о них своим будущим потомкам. Данные материалы могут быть использованы для уроков краеведения и классных часов в учебных заведениях.
Содержание:
Введение
Основная часть
Глава 1.Биографические данные ____________________________5 стр.
Глава 2. Одна из многих сотен судеб________________________7 стр.
Заключение
Используемые источники
Приложение
Введение
Мы, поколение, выросшее в мирное время хотим рассказать о своих земляках, переживших самые страшные и тяжелые страницы истории нашей страны. Детство пришлось на время коллективизации, юность на войну, в нашем возрасте они пережили войну и голод, репрессии и тяжелый труд. В своей работе мы использовали воспоминания Турмура (Селиной) Валентины Тихоновны. Ведь ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. На наш взгляд факты довоенного детства ее родителей, военного взросления, детства ее самой, будут очень интересны другим ученикам и жителям нашего села. Именно это подтверждает новизну работы. Целью исследовательской работы является сбор и систематизация сведений о людях, переживших коллективизацию и репрессии в подростковом возрасте и определении степени влияния исторического процесса страны на их дальнейшую судьбу и судьбу их детей. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Собрать общие сведения о наших земляках;
- Изучить и систематизировать архивные, музейные материалы о семье Турмура (Селиной) В.Т.;
3.Зафиксировать воспоминания и интервью с Турмура (Селиной) В.Т.,
систематизировать сведения из её семейного архива;
4. Оформить исследовательскую работу по установленному образцу.
Объектом исследования стали события жизни людей, переживших значимые события советской истории. Предметом исследования явилось влияние данных исторических процессов на судьбы людей. Нами были выбраны следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ источников, метод фотофиксации и систематизации. Мы провели несколько часов в гостях у Валентины Тихоновны, работали с ее архивом. Нам - молодым, очень интересно, как жили наши предки, что им пришлось испытать в жизни. Очень хочется поделиться ее воспоминаниями с другими людьми.
Основная часть
Глава 1. Биографические данные
Фамилия, имя, отчество: Турмура (Селина ) Валентина Тихоновна
Дата рождения: 24.августа 1924 года
Место рождения: с. Дмитриевка Ивановский район Амурская обл.
Национальность: украинка
Образование: 6 классов
Деятельность: монтер, пенсионер
Стаж работы:40 лет
Отец: Селин Тихон Сергеевич
Дата рождения: 1891г.
Место рождения: неизвестно, переселенец с Центральной России
Национальность: украинец
Образование: неизвестно
Деятельность: крестьянин, колхозник
Мать: Селина Варвара Ивановна
Дата рождения: 1890 г.
Место рождения: с. Дмитриевка Ивановский район Амурская обл.
Национальность: русская
Образование: домашнее
Деятельность: крестьянка, конюх в колхозе
Муж: Турмура Иван Макарович
Дата рождения: 06 мая 1921 г.
Место рождения: с. Татьяновка Амурская обл.
Дата смерти: декабрь 2000 г.
Национальность: русский
Образование: среднее
Деятельность: крестьянин, политзаключенный, военнопленный, завсклад райпо, инженер по технике безопасности, егерь
Стаж работы:50 лет
Дети: Алла Ивановна Турмура,02.07.1943 г., учитель
Цвяк Людмила Ивановна.30.01.1948 г., продавец
Мирошник Зоя Ивановна,02.01.1954 г., экономист
Приложение 1
«Фотографии и из семейного архива Турмура (Селиной) Валентины Тихоновны»
Глава 2 . Одна из многих сотен судеб
( из воспоминаний Турмура (Селиной) Валентины Тихоновны)
«Я родилась в селе Дмитриевка Ивановского района Амурской области 24 августа 1924 года, в семье простых крестьян. Отец - Селин Тихон Сергеевич родился в 1890 году, жил в крестьянской семье, участвовал в Первой мировой войне, когда в марте 1918 года подписали мир с Германией, был отправлен в Прибалтику. Дома уже и поминки справили по нему и старшему брату и вдруг через год, в деревню вернулся почти горожанин: в шляпе, городском костюме. Бабушка глядит в окно и видит, как незнакомец свернул к ним во двор. С войны вернулся только Тихон, его отец и брат погибли. Недалеко на заимке жила семья егеря. Однажды парни работали неподалеку, и увидел Тихон дочь егеря. Ночью украл девушку и привез к себе в дом. Так и стала Варвара женой фронтовика. Первую дочь Марию родила в поле, убирали хлеб, стало плохо и вот родила. На второй день уже опять была в поле и ребенок тут же. Валентина в семье была третьей, первые детки умирали в младенчестве. Всего родилось 5 дочерей и 3 сына.
Жили небогато, считались середняками. Брат отца промышлял мелкой торговлей, держал в селе лавочку. Однажды привез из Китая платочки и упросил детей их постирать, отец в тот день ушел записываться в колхоз. Валя и братья постирали вещи и стали искать где - бы их посушить. Пытались истопить баню, не получилось. Пошли разводить костер и подожгли сарай. Был большой пожар, помнит, как спасали коня. Страшно было, прибежал отец. Спасали хозяйство. Потом отца обвиняли, что специально перед поступлением в колхоз сжег хозяйство. В колхозе трудились честно, мать работала дояркой, потом перевели ее на конюшню. Отец сплавлял лес. Начался голод, зерно забирали даже семенное. Рвали лебеду, колоски подбирали, в поле искали гнилую картошку. На конюшне дохли лошади и ночью их вывозили домой, обдирали шкуры, делили мясо и вываривали сутками. Боялись наказания и кормили этим мясом детей. Зимой на речке вырубали лед и таскали вьюнов, размораживали рыбу в кадушках и мололи на фарш. Тем от голода и спасались. В 1937 году отца забрали прямо с поля, обвинили, что имел батраков, до вступления в колхоз. У его родной сестры в гражданскую мужа убили японцы. Осталось 4 детей. Отец приехал за ними в Ивановку. Бежали так, что даже хлеб из печи не достали. Жили все в одном доме. Сыновья подросли и в поле вышли помогать. Вот их то и назвали батраками семьи Селиных. Год отец поскитался по тюрьмам и вот его отпустили. Валя пошла в школу в 9 лет, бросила школу в 5 классе из-за отца. Пошла работать в поле. Несмотря на судимость отца, приняли в комсомол. Перед войной была в колхозе секретарем комсомольской организации. Вспоминает Валентина Тихоновна как однажды зимой перед войной, секретарь райкома Назаренко Наташа после заседания уезжала в 12 ночи в Ивановку, брали на конюшни лошадь, и увозила ее домой. На дорогу выходили волки, и было страшно ехать обратно одной.
Началась война, мужиков забрали на фронт. Валя была заведующей избы-читальни, собирала посылки на фронт. Женщины вязали носки и варежки, сажали табак и собирали кисеты для солдат. Вале на избу - читальню приходили письма от солдат, девушки разбирали их и отвечали солдатам. В 1942 году забрали мужа Ивана Вончугова на фронт, осталась в 18 лет одна и беременная. А тут известие, что машина с призывниками перевернулась и даже до станции не доехали. Иван пролежал в Ивановке несколько дней в коме и умер. Так и осталась Валя вдовой. А пособие не дали, ведь муж погиб не на фронте. Вскоре родилась первая дочь-Алла(02.07.1942 г.).В тылу было очень тяжело,голод,тяжкий трудно и надежда не оставляла людей. Даже маленькие дети работали и верили в скорую победу. Сначала войны молодежь и школьники выезжали на рытье окопов в Константиновский район. Помнит Валя и как на подводах запряженных быками возили зерно в Ивановку, нарядно одетые возницы, играет гармошка, наверху развеваются красные флаги и транспаранты. В 44 году попросилась Валентина учится, но пока решали отпустить или нет, наборы закончились. Поступила в ФЗУ связи в г. Благовещенске и уже через три месяца отправили работать в Тамбовку. Так здесь монтером и проработала Валентина Тихоновна 40 лет. Помнит, как одежды после войны не было, мама передавала лошадиные попоны и из них шили теплые штаны, ведь по столбам лазить приходилось.
В 1946 году встретила в Тамбовке второго мужа Ивана Макаровича Турмуру, в 48 году поженились. Иван Макарович родился в с. Татьяновке Амурской области, в 06.05.1921 году. В 16 лет работал в колхоз ее, возил на лошади горючее для тракторов. Ночью лошадь чего то испугалась и дернулась, с бочки слетела пробка. Напарник и он стали ее искать в траве. Поджигали факел и на второго мальчишку попали капли горючего. Обожжённого мальца доставили в больницу, а Ивана посадили за вредительство. Старший брат был бригадиром в тракторной бригаде, неделю работал в поле, не дали даже переодеться и забрали. Так где-то и сгинул, отец тоже не вернулся, забрали в 1936 году, за что не знают до сих пор. Ваня просидел три года, в 1942 году был отправлен на фронт. Под Сталинградом попал в плен, три раза бежал с плена. Ловили, били, пытали. И дальше по концлагерям. Весть о победе услышал в Кёнигсберге от американцев. После войны просидел в советских лагерях еще год. Потом был выпущен и отправлен домой. В Татьяновку уже не вернулся, мать умерла, сестры имели семьи и кроме родных могилок уже ничего в деревне не держало. Приехал в Тамбовку и устроился в райпо. Повстречал Валентину. Поженились и стали жить как все: небогато, честно, работал там, где требовалось. Трудовой стаж около 50 лет. Родились дочки: Люда (30.01.1948 г.) и Зоя (02.01.1954г.). Аллу вырастил как свою. Ни разу не выделив среди всех дочек. Кстати Алла до сих пор носит фамилию Турмура. живет в Ивановке, на пенсии, работала учителем. Иван Макарович скончался в 2000 году. Валентина Тихоновна живет в с. Тамбовка, в семье Валентины Тихоновны 3 дочерей ,6 внуков,7 правнуков и одна праправнучка. Недавно Валентине Тихоновне исполнилось 91 год. Очень живая, добрая и веселая женщина с ясной и светлой памятью, прожившая такую интересную жизнь. Да, было нелегко, но жили дружно. Потому что ценили жизнь, любую, в нищете и невзгодах, в труде и радости, но это была одна из многих сотен судеб, жизнь простой русской семьи»
Заключение
Давно уже закончилась та война, нет в живых многих прошедших сталинские лагеря, но остались в живых потомки этих людей. Тема нашего исследования далеко не исчерпана. Это только начало кропотливой работы по установлению исторической справедливости и увековечиванию памяти обычных тружеников. Ближайшей нашей перспективой является поиск и систематизация материала о других людях, ставших жертвами сталинской политики, запись воспоминаний об их жизни в тяжелый период истории страны. Нам интересно узнать, как складывалась их судьба и судьба близких родственников, друзей в мирное время. Ведь смерть Сталина в марте 1953 года была принята большинством населения с надеждой, на изменение жизни, возвращения родных со сталинских лагерей. Особенно тех, кто прошел и фашистские концлагеря, и сталинские застенки. Реабилитация данного контингента продолжается и в настоящее время.…
Поэтому ставим перед собой новую исследовательскую задачу: изучить архивные материалы по данной теме, собрать и систематизировать материал, подготовить материал для проведения классных часов и уроков исторического краеведения.
Благодарим за помощь в нашей работе Турмура Валентину Тихоновну, любезно предоставившей нам фотографии из личного архива, а так же за ее воспоминания.
Используемые источники:
- Фотографии из личного архива Турмура Валентины Тихоновны
- Воспоминания Турмура В.Т.
Приложение 1
(фотографии из личного архива Турмура Валентины Тихоновны)
Турмура Иван Макарович и Валентина Тихоновна
Будни послевоенного села
А так проводили праздники
В советское время люди ходили на демонстрации
Валентина Тихоновна с мужем и правнучкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"
Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ...
Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...
Тема: Сложение и вычитание круглых десятков и сотен
Тема: Сложение и вычитание круглых десятков и сотен...
Конспект урока по математике. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: «Трёхзначное число-сумма "круглых" сотен и двузначного или однозначного числа»., 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Трёхзначное число-сумма "круглых" сотен и двузначного или однозначного числа».Цели деятельности учителя: ознакомление с записью трехзначного число...
Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»
Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»к учебнику “Enjoy English”-3, М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой....
Округление чисел до десятков и сотен
Ознакомление учащихся с приближенным значением числа. Формирование понятия «округление натурных чисел». Отработка умения округлять числа до десятков и сотен. Решение задач практического со...