Исследовательская (поисковая ) деятельность совместно с учениками-краеведами Историко-Краеведческого музея МБОУ « Горхонской СОШ № 73» Республика Бурятия.
статья по краеведению
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития,
укрепления обороноспособности страны , дальнейшее формирование патриотического сознания учащихся и молодежи -
как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, а также- на основе исследования
экспонатов краеведческого характера в нашей школе в конце 20 века стала работать студия «Горхоноведение»,
которая впоследствии, после создания музея, переросла в Школьный историко-краеведческий музей.
Из 48 экспонатов на начало создания музей на сентябрь 2020 года хранит 647 экспонатов , собранных учащимися и подаренных
жителями села Горхон. Члены совета музея, а через исследовательскую работу за 20 лет работы студии и музея прошло более 120
человек. Программа работы музея на начальном этапе строилась в соответствии "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных
организаций и объединений . В том числе с общественными организациями: Советом ветеранов Горхонской дистанции пути,
Советом ветеранов МО сельского поселения «Горхонское» , творческих союзов и организаций, в частности -Центром Досуга
«Железнодорожник» Улан-Удэнского Центра Культуры «ОАО РЖД.» С созданием музея сфера деятельности постоянно расширяется.
Особенно это важно для пополнения экспонатами Уголка Боевой славы. Мы разработали направления своей деятельности и на
протяжении долгих лет работаем по ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.konkurs_kraevedov_rabotayushchih_s_molodezhyu.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Российское историческое общество. Фонд «История Отечества».
2 Конкурс краеведов, работающих с молодежью.
Исследовательская
(поисковая ) деятельность совместно с учениками-краеведами
Историко-Краеведческого музея
МБОУ « Горхонской СОШ № 73»
Республика Бурятия.
Руководитель музея:
Потакуева Л.М.- учитель истории,
«Отличник народного просвещения».
2020г.
Потакуева Лилия .Михайловна.
Родилась в 1960 г. в п. Горхон, Республики Бурятия . Учитель истории и обществознания «высшей квалификационной категории».
Руководитель школьного Историко-Краеведческого музея с 2003г.
Стаж работы- 38лет.
1982 году закончила Бурятский Педагогический Институт имени Доржи Банзарова Г .Улан-Удэ.
1985-2002г.г.-Руководитель студии «Горхоноведение.»
1992г.-присвоен нагрудный знак «Отличник народного просвещения»
1993г.-защита авторского проекта «История села Горхон»
2003г.-открыт школьный музей , руководитель школьного музея.
Создание 5 разделов музея в том числе - «Уголка боевой славы села Горхон».Начало исследовательской деятельности поступающих документов (писем с фронта, наград, фотографий.)
2004г.-Получение статуса музея «Историко- краеведческий.»
2006г.-1 место в районном конкурсе музеев.
2007г.Победитель конкурса «Лучший учитель поселения.»
2008г.-Победитель районного конкурса «Лучший по достижениям».
2013г.Издание «Историко-культурного Атласа села ГОРХОН».Атлас тиражом 100 экземпляров для библиотек 2-х школ села. Районной библиотеки и районного архива, а также для работы с детьми во внеклассной деятельности и молодежью села.
2013г.-Диплом 3 степени. в республиканском конкурсе издательских проектов «За нравственный подвиг учителя.», «Благословенной грамотой Иркутской епархии.»
2014-2016г.г- разработка 2-х экскурсионных маршрутов по селу Горхон, по улицам исторической памяти.(ул.Победы,ул. Октябрьской, памятника воинам- землякам.)
2018г.- Издание книги «Моя родословная» с разделом-«Мои родственники-участники Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»
2015-2020г.г-.участие в республиканских и Всероссийских мероприятиях: конкурсах рисунков, видео презентаций- «Окна ПОБЕДЫ», «Спасибо деду за победу.»
2020 г.- участник республиканских педагогических чтений
« Бурятия в годы войны». Доклад «Горхонская школа в годы войны.»
2020г.-призер, 2 место в республиканском конкурсе виртуальных проектов
«Моя школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»
2020-2021г.г.- сбор материалов для публикации в 2021 году книги « История Горхонской средней школы № 73» с отдельным разделом, посвященным школе в годы Великой Отечественной войны.
В планах- множество проектов, связанных темой ПОБЕДЫ.
Исследовательско - поисковая краеведческая работа в школе.
Добрый день. Тема моего доклада :
«Исследовательская (поисковая ) деятельность совместно с учениками-краеведами Историко-Краеведческого музея МБОУ « Горхонской СОШ № 73».Республика Бурятия.»
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны , дальнейшее формирование патриотического сознания учащихся и молодежи - как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, а также- на основе исследования экспонатов краеведческого характера в нашей школе в конце 20 века стала работать студия «Горхоноведение», которая впоследствии, после создания музея, переросла в Школьный историко-краеведческий музей. Из 48 экспонатов на начало создания музей на сентябрь 2020 года хранит 647 экспонатов , собранных учащимися и подаренных жителями села Горхон. Члены совета музея, а через исследовательскую работу за 20 лет работы студии и музея прошло более 120 человек. Программа работы музея на начальном этапе строилась в соответствии "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций и объединений . В том числе с общественными организациями: Советом ветеранов Горхонской дистанции пути, Советом ветеранов МО сельского поселения «Горхонское» , творческих союзов и организаций, в частности -Центром Досуга «Железнодорожник» Улан-Удэнского Центра Культуры «ОАО РЖД.» С созданием музея сфера деятельности постоянно расширяется. Особенно это важно для пополнения экспонатами Уголка Боевой славы. Мы разработали направления своей деятельности и на протяжении долгих лет работаем по ним.
Методы поисково- исследовательской деятельности совместно с учениками-краеведами Историко-Краеведческого музея МБОУ « Горхонской СОШ № 73» и результаты реализации.
1.Создание музейного уголка Боевой славы.
Формирование музейных коллекций писем, фотоматериалов, воспоминаний, творческих работ учащихся.
Уголок был создан в 2003 году. Он содержит: 22 папки с биографиями ветеранов войны, стенд с подлинными и копиями наградных документов, письма с фронта (8 писем) Во время сбора материалов шел воспитательный процесс: беседы, экскурсии в дома ветеранов, сбор фотографий и воспоминаний .Данные экспонаты использовались на классных часах, во время школьных экскурсий в музей. Готовились и разрабатывались тематические разновозрастные экскурсии для молодежи и жителей села.
2.Музейные часы и исследовательские экскурсии.
Письма с фронта и фронтовые фото- благодатный материал для того, чтобы дети почувствовали историческое событие через участника: его переживания, горе и радость, поняли, какой ценой досталась победа. Исследовательская экскурсия- для 9-11 классов и взрослого населения, и музейный час «ПИСЬМО С ФРОНТА » для 1-8 классов- дают представление о роли письменных исторических источниках для всех нас, учат сохранять письма родных и любимых людей, читать легенду экспоната, всматриваться в потертые строчки и помятые фото……
Тема исследовательской работы «Фронтовое письмо», хранящееся в школьном музее навеяна главным историческим событием 20 века -победой советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.. В каждом школьном музее обязательно присутствует «Уголок» или «Отдел Боевой славы», который содержит экспонаты тех давних лет-награды и орденские книжки, оружие и предметы солдатского быта. Особо ценными экспонатами являются «письма с фронта».
Они несут в себе не только частицу солдатского тепла , но являются прямым свидетелем и даже участником исторических событий. «Письма с фронта» отражают личностное восприятие войны, индивидуальное отношение конкретного бойца к сражениям , редким минутам отдыха, тревогу за тех, кто в тылу, за свою семью, детей, веру авторов в победу над врагом. Наша школа переписывалась с бойцами, собирала вещи солдатам и отправляла на фронт. Письмо ученикам от бойцов с фронта и представляет нш объект исследования.
Актуальность работы заключается в:
1. Оживлении интереса к нашему прошлому, чему способствует
2. Работа с историческими документами стала обязательной частью Единого Государственного Экзамена, что прививает исследовательские навыки детям.
Исследования позволяют человеку самому делать выводы,
сопоставлять факты, независимо от идеологии и политической ситуации в стране, развивают логическое мышление, учат оценивать факты с разных сторон.
Цели исследования:
1.На основании исследования установить дату создания документа, место и время, определить автора письма.
2.Найти логическую связь между письмом и историческими событиями , происходившими в одно время с его написанием.
3. доказать, что письмо было написано и адресовано ученикам нашей школы.
Задачи исследования:
1.Проанализировать историческую литературу о 1 периоде войны, карты.
2.Систематизировать воспоминания учителей и учеников о событиях тех лет, соотнести их текстом письма.
Методы:
1.Исследовательский.
2.Частично-поисковый.
В результате проведенного исследования музейного экспоната «Фронтовое письмо» было установлено следующее:
1. Письмо является письменным историческим источником, содержащим ответ на посылку, отправленную пионерами школы бойцам Западного фронта. Текст не полностью сохранен, и поэтому местами трудно читается . При передаче письма в музей в 2003 году, хозяин обрезал левый и правый края письма. Лист имеет много сгибов, потертостей. В двух местах сгибы порваны.Текст –двусторонний, написан в единственном экземпляре.
2.Автором письма является старший политрук Козлов. На письме- только фамилия, имя и отчество отсутствуют.
3. Место написания- Западный фронт. Географический объект отсутствует, что объясняется военным временем. Четко видна дата написания 22 февраля 1942 года. Инициалы СБ-39 означают- саперная бригада № 39.
4.Материалом для письма послужили –лист из блокнота , журнала политрука или тетрадный лист; письмо написано перьевой ручкой ( четко виден нажим на вертикальных частях букв,), фиолетовыми чернилами.
5.Фактура бумаги со временем стала мягкой т.к .письму - 67 лет.
6.Сопоставив факты и информацию, собранную в музее, я пришла к выводу:
А)в воспоминаниях бывших выпускников, обучавшихся в школе в военные годы, содержится информация о том, как « в годы войны вязали носки и варежки, отправляли их на фронт, собирали металлолом на переплавку для создания танковой колонны «Пионер» \Дергачева Л.П.\,
«в дни войны лозунгом для всех был: «Все для фронта, все для победы».Жилось всем, особенно детям нелегко, в школу учителя и ученики приходили голодными ,плохо одетыми, после уроков сами заготавливали дрова, сами пилили, сами вывозили, сами топили печи. За помощь фронту школа получила две личных благодарности от Верховного Главнокомандования». / Коллегова М.И./
Мы провели более 20 подобных часов-1 раз в год, собрали отзывы , в которых дети пишут о самом сокровенном и удивляются, что было такое средство общения. Современные дети пишут в основном в Интернете.
3.Встречи с участниками исторических событий.
На основе собранного материала в музее разработано 7 воспитательных мероприятий (классные часы, конференции, открытые мероприятия-встречи) с участниками войны, воспоминания детей войны, родственниками погибших земляков. В 2018 году в школе прошло открытое мероприятие для учителей района и участием учащихся 7-11 классов «Жить, чтобы помнить», на котором своими воспоминаниями делились дети войны: Полянская З.И.,Потакуева Л.Н.,Шатаева О.О.. Эта форма работы плавна переросла в создание видеопроектов «Дети войны, дети ПОБЕДЫ» материал воспоминания о военном детстве 14 участников проекта .Особо запомнились рассказы : Полянского М.С., Мокровой В.И, Осколковой А.С.Шатаевой О.,, Потакуевой Л.Н.,Пакуловой Т.С. Полянской З.И..
4.Экскурсии по селу, району, в профильные музеи.
Экскурсиям отводится особое место в патриотическом воспитании молодежи.Это непосредственное общение участников, прикосновение к предметам истории, смена места действий и участников. Мы возим детей по республике, в Забайкальский край, учим общаться и развиваем детское любопытство.1 экскурсия в сентябре- по родному поселку. И начинаем мы ее от памятника воинам- землякам словами: «Если бы не они, мы бы сейчас здесь с вами не стояли…..» Приглашаем ветеранов. В 2020 году с нами была Филиппова Надежда Александровна- выпускница школы 1955года ветеран труда, дество которой пришлось на военные годы. Рассказ о школе в годы войны был интересен всем. Ежегодно 9 мая у памятника стоит почетный караул-дань потомков ветеранам.
5.Обработка материалов из семейных архивов.
Исследовательско - поисковая работа в архивах и на селе.
Издательская деятельность.
Собирая материал, экспонаты для музея , воспоминания о пролом села, военных годах, ребята проходят часть этапа социализации -они общаются со старшим поколением. Поколением, которое иногда дети не слышат, многие уже не видят, так как уходят ветераны из жизни и так мало остается связующих нитей поколений…В традициях нашего села- приглашать молодых на встречи с ветеранами, ходить в гости по праздникам, оказывать знаки внимания пожилым , ветеранам войны и труда. Собирая материал для Уголка Боевой славы, мы получили в подарок патефон времен войны, старую армейскую каску, солдатские пилотки сыновей, отслуживших в армии..Но самое ценное- это семейные архивы с фотографиями, письмами….Совместно с администрацией села мы составили списки погибших земляков, занесенных в «Книгу Памяти». В 2013 году Совет музея издал альбом «Историко-культурный Атлас села Горхон», где на отдельной странице поместили фамилии всех земляков-воинов нашего села Наш Атлас был номинирован на конкурс и получил 3 награды, а музей- дипломы и грамоты.. В 2018 году я издала книгу «Моя родословная», где рассказала своим родственником, откуда мы все родом. В каждой главе книги- рассказ о дедах- участниках войны. Конечно- это кропотливая и трудная работа- в архивах, с подшивками газет и документов. Но как были рады и взрослые и дети- для них теперь есть от чего оттолкнуться в поисках своих родных! Сейчас мы собираем материал для издания книги «История Горхонской средней школы № 73.» в поисках материалов задействованы все старшеклассники школы, выпускники и жители села. В 2014 году мы начали подготовку к установлению памятных знаков в пределах поселения, где стояли пункты воздушного наблюдения в годы войны.
В конце года были изготовлены специальные знаки с надписями и установлены на горе Путиловка - близ станции Кижа и горе Сарановка , у станции Горхон. Работали 3 поколения- ветераны труда, земляки и молодое поколение 21 века. После установки на станции Кижа совместно с администрацией села открывали памятник воинам- кижинцам. Нет ничего важнее слез жителей села, и взглядов молодых на гранитные плиты с именами воинов-ветеранов.
Совместная деятельность юного и взрослого поколений дает больше пользы, чем красивые слова.
Долгое время у нас хранилась награда- орден Красной Звезды. Расспросы и беседы с земляками не дали результатов. И тогда мы обратились с письмом в Министерство Обороны Р.Ф. Ответ пришел через полгода. Орденом в 1945 году был награжден наш земляк -Винокурцев Михаил Федорович-командир минометного взвода Дальневосточного фронта. Так награда обрела своего хозяина.
6.Изготовление наглядных пособий.
Подготовка рефератов- докладов для научно-практических конференций.
Если ребятам среднего и младшего звена хочется в музее все потрогать , примерить, открыть, то старшеклассники занимаются более серьезным делом. Участие в конкурсах ,научно-практических конференциях «Летопись родного края,», «Шаг в будущее», в викторинах и смотрах, ежегодные призеры и победители- вот результат поисковой работы членов Совета музея. Конкурсы рисунков, в том числе и Всероссийского уровня, победа в них стимулируют ребят на еще более кропотливую работу в музее. В 2020 году трое членов совета музея получили награды всероссийского уровня. Доклад руководителя музея был отмечен Дипломом 2 степени. Ребята пишут сочинения о дедах- участниках войны. Исследуют свои родословные, рисуют и делают реконструкции. Одна из них стала музейным экспонатом.(Битва за Москву. Автор :Мамруков Виктор.)
7.Пропаганда краеведческих знаний о Великой Отечественной войне в организации выставок, праздников, открытых мероприятиях, установлении памятников и памятных знаков.
Ежегодно в школе и селе уделяется большое значение пропаганде знаний о войне. С 2016-по 2020 год мы проводим ежегодные акции : 2016г.- «Рано утром, на рассвете».,2018г-«У войны- не женское лицо» с рассказом об учителях- ветеранах войны (Рудаковой Е.Ф.), «Жить, чтобы помнить», (с приглашением детей войны), 2019г-участие в Днях экономики и культуры Заиграевского района «Учащиеся школы в годы войны.», 2020г-«Школа в годы войны» (виртуальный проект для все школы.) на сайте школы. В связи с эпидемий ковид участвовали дистанционно в акциях- «Окна Победы», дистанционных республиканских педагогических чтениях, акции БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК. Краеведческая работа с молодым поколением не должна останавливаться, иначе мы потеряем поколение. Сотрудничество с общественностью, социумом. Администрацией села и школы, ветеранами позволит нам воспитать умное , мудрое, любящее свою Родину поколение. Поэтому- работает школьный музей, ищем экспонаты, привлекаем молодежь к исследованиям. Закончить доклад я хочу словами:
«Благородство школьного музея….
Как всегда - ни фондов и ни средств….
Пишут дети, ищут чей -то след…
Сами прозревая и мудрея….»
Благодарю за внимание. Л.М.Потакуева. Руководитель школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный...
Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей «Под крышей дома своего»
АктуальностьКаждая эпоха ставила свои идеалы воспитания. Защитник Отечества, слуга царю, строитель коммунизма, свободная в своем самоопределении и развитии личность. Идеалы разные, но в ос...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...
Создание на уроке и внеурочной деятельности творческой исследовательской поисковой среды
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...