Методические рекомендации для тех, кто увлекается топонимикой!
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Вы собираете информацию в этнографической экспедиции «Загадки топонимики»? Тогда вам сюда!
Топонимика (греческое слово – топос – место, омонима – имя) – наука о географических названиях- топонимах, изучающая наименования различных населенных пунктов, рек, озер, гор и др. Знание древних топонимических наименований дает богатейший материал для истории, этнографии , археологии и ботанике. При помощи топонимики могут быть определены территориальные границы разных народностей, установлены исторические факты передвижения или смещения племен и народов, можно получить интересный материал для определения характера местности или растительности в далеком прошлом, а также установить первоначальное занятие населения того или иного города, района, местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для тех, кто увлекается топонимикой. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по сбору информации
для этнографических экспедиций
«Загадки топонимики»
Топонимика (греческое слово – топос – место, омонима – имя) – наука о географических названиях- топонимах, изучающая наименования различных населенных пунктов, рек, озер, гор и др. Знание древних топонимических наименований дает богатейший материал для истории, этнографии , археологии и ботанике. При помощи топонимики могут быть определены территориальные границы разных народностей, установлены исторические факты передвижения или смещения племен и народов, можно получить интересный материал для определения характера местности или растительности в далеком прошлом, а также установить первоначальное занятие населения того или иного города, района, местности.
Изучение топонимов – это не только фиксация их современного состояния, но и экскурсия в историю: как появились эти названия , когда и почему изменялись или забывались. . . Поэтому источники для установления точного географического названия могут быть различные.
Прежде всего, это архивные материалы , инвентарные и актовые записи, писцовые книги, планы селений и т. д.; публикации в литературе и периодике; лингвистические и фольклорные исследования, картографические материалы: современные крупномасштабные топографические карты, старинные географические и топографические карты, межевые листы и т.п.
Об источнике, из которого получены данные, необходимо сообщать следующие сведения: название, номер страницы, место и год издания. Для архивных материалов – так же название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения.
Необходима также работа с местным населением: опрос жителей конкретной местности помогает собрать названия, относящиеся к мелким объектам ( речкам, ручьям, рощам, оврагам, омутам и т.д.) и получить объяснение их происхождения. Такой опрос принято называть полевым сбором.
Для получения достоверных результатов необходимо правильно вести полевой сбор топонимов и народных географических терминов работать с историческими источниками и составлять картотеку.
Полевой сбор названий.
Наиболее приемлемым и эффективным методом сбора исторической информации является опрос. Он может быть двух видов: анкетирование (письменная форма общения) и интервьюирование (устная форма).
Для того, чтобы проводимый «полевой сбор» был успешным, необходимо придерживаться определенных правил.
- при полевом сборе топонимов запись лучше всего вести в небольшом блокноте с жесткой обложкой, конечно четко и разборчиво. Прежде всего необходимо занести сведения о себе: ф.и.о., домашний адрес, место учебы и обязательно дату записи.
Если участвует коллектив, то необходимо указать название коллектива, ф.и.о. и должность руководителя.
Если использовалась видео-аппаратура, информация затем переносится на бумагу.
- очень важно заранее подготовится к опросу, выбрать знающего собеседника, так как не все жители одинаково осведомлены о происхождении названий. Люди старшего поколения и именно они представляют особую ценность для исследования. Необходимо вызвать их интерес к беседе, убедить людей, как важны их сведения.
Сведения о названиях полей, покосов и других угодий могут сообщить агрономы, т.к. в хозяйствах есть планы, списки принадлежащих ему земельных участков. Лесники, охотники, рыболовы хорошо знают окрестные леса, озера, реки и могут сообщить много интересного о названиях, их происхождении.
Надо иметь ввиду, что на любой территории наряду с русскими названями встречаются и иноязычные. Все эти названия необходимо записывать. Бывает так: объект уже исчез, деревня опустела, дорога заброшена, здания разрушены, высохли болота, вырублен лес, а их названия сохранились. Их непременно надо записывать, причем, даже если они кажутся просторечными, грубыми.
Если топонимы с так называемой ограниченной известностью, зачастую не выходящей даже за пределы одного селения. Обычно это относится к названиям небольших объектов: речные заводы, омуты, плесы, старицы, родники, выгоны, покосы и т.п. Их также следует записывать.
- Для полноты получаемых сведений, а также для того, чтобы быть уверенным в их правильности, в каждом селении следует опрашивать нескольких жителей, причем беседовать с каждым из них отдельно.
- О человеке (информаторе), сообщившем сведения необходимо записать следующее: Ф.И.О., место рождения, с какого времени проживает в данном населенном пункте, возраст, образование.
- О месте, где ведется сбор материала, необходимо записать следующие данные: современное официальное название (село, деревня, озеро и
т. д.), к какому сельсовету, району относится, сколько в нем домов (хозяйств), есть ли колхоз, совхоз или это частные владения, как называется, какие фамилии в селении считаются коренными, наиболее распространенными, как называют жители селения себя самих, как называют их соседи.
- Записи, сделанные в разных местах и занесенные в полевой журнал, должны быть четко отделены друг от друга.
- Названия записываются в соответствии с правилами русской орфографии, обязательно с обозначением ударения. Кроме того, следует привести по возможности все формы косвенных падежей этого названия ( прежде всего – родительного и дательного) и прилагательных от него, если таковые имеются.
- Продолжительность интервью не более 40-50 минут. Дальнейшая беседа не дает ожидаемого эффекта. Если чувствуете, что информатор еще обладает достаточной информацией, лучше перенести беседу на другой день.
Для правильного оформления записи опроса необходимо необходимо соблюдать ряд обязательных условий.
В случае письменного фиксирования, воспоминание записывается дословно, без пропуска отдельных фраз и излагается от первого лица. Следует максимально зафиксировать выражения рассказчика.
Недопустимо редактирование текста, даже если речь рассказчика кажется безграмотной. Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснения в интерпретации рассказчика.
Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляются поля. Обратная сторона и поля используются для дополнения рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний, пометок.
Записи необходимо делать с обозначением ударения. Желательно в записи отразить и особенности местного произношения. Обратить внимание на произношение названия в косвенных падежах.
Затем оформляется чистовой материал. Желательно правильно оформленный текст дать на прочтение интервьюированному. После ознакомления с ним рассказчик, если не имеет больших замечаний и уточнений, ставит свою подпись и число.
Вопросы для полевого сбора названий.
Город.
- Современное название города. Когда он возник и как назывался при своем возникновении?
- Название частей города: районов, микрорайонов, селений, вошедших в состав города, слобод.
- Название исторического центра города (Кремль, Крепость, детинец и т.п.)
- Название церквей и монастырей в черте города и его ближайших окресностях, название иных культурных сооружений.
- Названия ( современные и старые) улиц, переулков, площадей, набережных, тупиков. Если улица переименовывалась несколько раз – указать все старые названия. Постарайтесь выяснить мотивы отмены старых или присвоение новых ( например, по находящимся на них объектам, в честь городских знаменитостей, знатных жителей этой улицы, по идеологическим мотивам или если эта улица как бы указывает направление на другой город, другое селение).
- Название садов и парков (новые и старые), название мест отдыха и гуляний.
- Названия мостов (новые и старые).
- Названия рынков (новые и старые).
- Названия застав, въездных ворот, укреплений на окраинах города.
- Если в городе есть железнодорожные станции, пристани, аэропорты, то как они называются сейчас, так назывались и раньше.
- Собственные имена различных учреждений: магазинов, ресторанов, кафе, клубов, концертных залов и т. п.
- Название естественных природных объектов, имеющихся в черте города: рек, озер, оврагов, лесов, рощ и т. п.
Сельские населенные пункты и их окрестности.
- Название населенного пункта (официальное и местное). Если название изменялось, то когда и почему. Тип населенного пункта: село, деревня, поселок и т.п.
- Что известно и происхождении современного и старого названия.
- Название церкви (если она есть в селении), соседнего монастыря, пустыни, часовни.
- Название частей селения (краев, слободок, концов), названия более мелких делений: улиц, закоулков, проулков, прогонов и т. п.
- Названия дорог, идущих от селения, проходящих через него или близ него (железных, шоссейных, проселочных тропинок, зимников),их перекрестков, разветвлений, поворотов.
- Названия отдельных строений в окрестностях: кузниц, мельниц, казарм, бараков, сторожевых вышек или будок, домов для приезжих, железнодорожных или автобусных станций, амбаров, мастерских, лесопилок и т.п.
- Названия городищ, старых крепостей, насыпей, валов, земляных укреплений, копаных каналов, знаков старинных рубежей, подземелий, пещер, карьеров, если они имеются в округе.
- Названия мостов, мостиков, бродов, мест переправы через реку (озеро) паромных, лодочных, названий пристаней.
- Названия древних и современных мест погребений кладбищ, курганов, отдельных или братских могил, мемориалов.
- Названия мест, которые население связывает с историческими событиями.
- Названия садов, парков, отдельных приметных или памятных деревьев.
- Названия мест сходок, народных гуляний, игр, сборищ, а также мест, связанных в прошлом с выполнением каких-либо обрядов или с религиозным культом.
- Названия полей, пашен, сенокосов, выгонов.
- Название большой реки, название бродов, омутов, глубоких мест, шлюзов, запруд, мест рыбной ловли, речных извилин, плесов, стариц, заводей, обрывов, кос, мелей, островов, перекатов, порогов, водопадов.
- Названия речек, ручьев ( с указанием, откуда вытекают и куда впадают), название приметных мест на этих речках.
- Названия больших и малых озер, прудов ( с указанием названий отдельных участков их берегов), глубоких мест, заливов, островов и полуостровов, мест рыбного промысла.
- Название мест купания.
- Названия болот, в том числе болотных озер, окон , трясин, торфоразработок.
- Названия родников, ключей, колодцев.
- Названия лесов, рощ, а также делянок, зарослей, кустарников, отдельных участков леса, куда ходят за грибами, ягодами, хворостом, мхом и т.п.; названия гарей, лесных урочищ, названия отдельных примечательных деревьев.
- Названия холмов, горок, возвышенностей, бугров.
- названия оврагов, балок, долин, лощин, низин.
Сокращенные варианты вопросников.
Вариант 1.
- Как называется деревня (село, поселок, город)? В каком она сельсовете, районе?
- На какой реке (каком озере) находится деревня?
- Нак называется лес, ближайший к деревне?
- Какие названия имеют луга вокруг деревни?
- Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?
- Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?
- Как называется ближайшее к деревне болото?
- Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники. Имеющие свои названия? Какие они?
- Есть около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие они? В каждом случае следует опрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?)
Вариант 2.
- Как называется селение. Его части , улицы?
- На какой реке (каком озере) оно стоит?
- Перечислите названия полей, лугов, болот, гор, логов, возвышенностей и других мест, расположенных по правой (левой) стороне от реки (дороги)?
- Вспомните, как называются отдельные места в лесу, где жители деревни собирают ягоды, грибы, заготавливают дрова, пасут скот?
- Что рассказывают ваши бабушки и дедушки о происхождении записанных вами названий?
Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются по данным текстовых и картографических источников.
Народная географическая терминология.
В названиях многих местностей и географических объектов присутствуют так называемые народные географические термины – слова, определяющие характер объекта, его род или вид (Лысая гора, Великие Луки т.п.), часть из которых известны повсеместно, а другие являются принадлежностью местных говоров (бочак, буерак, кулига), или имеют различные значения в различных местностях («верх» - вершина, или, напротив, склон оврага, «мох» - растительность или болото, которое затягивает и т. п.) В этих случаях, записав термины, желательно точно установить значение слов, входящих в народное географическое название, обязательно указать ударения, (например: Ильина гора. «Гора» - местное название высокого берега реки).
В некоторых местностях географические названия образованы от иноязычных слов, как правило, принадлежавших народам, исконно проживающих на обследуемых территориях. Желательно выяснить их смысл, если возможно, перевести на русский язык .
Составление картотеки.
Завершив очередной этап сбора топонимического материала, надо перенести полученные результаты на карточки. Для этой цели удобно использовать стандартные библиографические карточки формата 123х73 мм. На их лицевой стороне выписывается информация, полученная на местности или выписанная из текстовых и картографических источников, а на обороте – комментарии к названиям, раскрывающие их смысловое содержание.
Для постоянного хранения картотеки необходимо выбрать для себя какой-либо единый принцип, например, объединить карточки по географическому признаку: относящиеся к одному городу, сельсовету или деревне, по характеру объектов (названия деревень. Названия рек, названия болот и т. п.), или по другим признакам. Достоинство картотек состоит в том, что любой блок карточек легко дополняется.
Образцы заполнения карточки.
Лицевая сторона.
Нижегородская область Городецкий район Городец Пановы горы. Южная часть г.Городца Высокий берег реки Волги
Ткаченко 1985 г. |
Обратная сторона.
Нижегородская область Городецкий район, г.Городец Пановы горы Южная часть г.Городца Высокий берег реки Волги Ткаченко 1985 г. По легенде представляют собой курганы, где погребены в древности огромные, рослые люди – «паны», старые настоящие хозяева этих мест. Реконструкция мерянского языка позволяет предполагать, что корень «пан», «панк», означал «курган, могильник». Вероятно, название связано с первоначальным финно-угорским населением, жившим в этих местах до 12 века – мерей. |
Использованная литература.
- Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов. Под редакцией Г.Н. Матюшина. М. Просвещение. 1975 г.
- История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона.
Составитель В.В. Ниякий, Н.Новгород. 1993 г.
3. Школьное краеведение. Е.М.Поспелов «Что в имени тебе моем».
Руководство по топонимике. Москва, МО Россия, 1993 г.
- Морохин Н.В. «Нижегородский топонимический словарь».
Н.Новгород, 1997.
- С.В.Костромина «Краеведческая работа по направлению «Загадки
топонимики» Альманах «Отечество», выпуск седьмой, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...