экскурсии по школьному музею.
методическая разработка по краеведению

Ступак Галина Александровна

Методические разработки экскурсий в школьный музей, разработанные в результате совместной исследовательской деятельности  активистов и руководителя школьной музейной комнаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx65.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки экскурсий в школьный музей, разработанные в результате совместной исследовательской деятельности  активистов и руководителя школьной музейной комнаты.

Автор: Ступак Галина Александролвна – руководитель музейной комнаты

МКОУ Пятилетская СОШ имени Дударева И.К.

  1. Обзорная экскурсия по школьному музею.

Тема: «Экспозиции школьного музея»

Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма через знакомство с экспозициями школьного музея.

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей преобразившейся музейной комнате. Наша экскурсия начнется со стенда «Предметы старины» В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся со всеми экспозициями нашего музея, узнаем много интересного из истории нашей школы, также из истории нашего поселка.

Экспозиция «Предметы старины» - здесь вы видите предметы крестьянского быта.

Здесь мы видим орудия сельскохозяйственного труда: грабли, серпы, косу. А также ножницы для стрижки овец. Ниже, на сундуке - корыто и секач, которые использовали при квашении капусты для её измельчения. Во время работы приговаривали: «Вилки в ведро, руби серебро, сечи - мельчи, в кадку топчи».

Полотенца. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами. Полотенца представляли собой часть праздничного убранства избы и никогда не применялись для вытирания после мытья или умывания.

Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов.

 Сундуки.  Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. У нас представлено 2 сундука.

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Наряду с ручными прялками были распространены и самопрялки (у окна) "русские", у которых колесо располагалось перпендикулярно полу (их еще называли "стояки").

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Традиционной утварью были:  кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Далее вашему вниманию представлена коллекция утюгов.

Рубе́ль— предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце, а нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.

Другой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным.

До широкого внедрения электрического освещения использовались керосиновые лампы. После распространения электрического освещения лампы используются в основном в российской глубинке, где часто отключают электричество, а также дачниками и туристами. Кероси́новая ла́мпа — светильник на основе сгорания керосина.

Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

Так же на этой экспозиции представлены другие предметы быта, вы можете рассмотреть их, пока мы не перешли  к следующей экспозиции.

Экспозиция «История поселка Пятилетка»

Один из первых жителей Чурусов Иван Павлович вспоминал, что колхоз «Пятилетка» был образован в 1929 году из жителей Черепанова. Назвали так потому что в стране началась первая пятилетка.

Землю отвели за городом, в северо- западной части, в 4-5 километрах от железнодорожного вокзала станции Черепаново. Поля с двух сторон были окружены болотами и березовыми колками. Весной, когда разливалась вода и затопляла болота, колхозники с трудом добирались на полевой стан, чтобы начать работу в поле.

В 1932 году были построены скотные дворы, в которых содержались коровы, овцы, лошади.  В этом же году появились первые три дома, стали прибывать сюда люди.

В 1933 году землю в колхозе пахали не только на лошадях, но и на тракторе «Фордзон».

По словам Чурусова, первым председателем колхоза был Березовский А.Г

Из воспоминаний Ступака Павла Лазоревича, последнего председателя колхоза Пятилетка следует, что в 1952 году на его территории  было не более 20-30 деревянных домиков и избушек, которые были разбросаны далеко друг от друга. Летом  они зарастали лебедой и крапивой, зимой заносились снегом. Черепаново было рядом, а проехать весной и осенью  было трудно – мешало болото. В это время в колхозе было 4 трактора:2 гусеничных и 2 колесных. Всего в тракторной бригаде работало не более 10 человек. Столько же работало в полеводческой бригаде, которые обрабатывали не более 800 гектаров. 8-10 человек трудилось в животноводстве, где было 70-80 голов крупного рогатого скота, в том числе не более 30 коров, 4-5 свиноматок, 200 овец, 15-ти лошадей. Скот кормили в основном сеном и соломой, кукурузу не сеяли. Скотные дворы были деревянные и саманные. Полученную продукцию колхоз сдавал государству.

1 января 1957 года был создан Откормочный совхоз, переименованный в 1975 году в «Инской», с центральной усадьбой в Пятилетке, руководил им Геращенко Иван Прокопьевич - бывший фронтовик.

С этого года совхоз развернул строительство жилья, ферм, культурных учреждений.

В 1962 году возвели восьмилетнюю школу, до этого была начальная школа.

В период с 1960 по 1970 годы построили здания универмага, совхозной столовой, сельского клуба, три шестнадцати квартирных дома.

Установлен памятник воинам - односельчанам, погибшим во время В.О. войны (1941-45 г.г.)

В 1971 году вступила в строй новая двухэтажная совхозная контора.

В 1975 завершили строительство сельсовета, который был организован в июне 1969 года.

С 1 сентября 1979 года начались занятия в новой двухэтажной школе, которая с 1980 года стала средней.

Иван Прокопьевич Геращенко был директором совхоза «Инской» со дня организации и до осени 1981 года. Под его умелым руководством совхоз «Инской» стал совхозом миллионером.

Благодаря труду передовиков и всех тружеников хозяйства,совхоз «Инской» за годы десятой пятилетки (1976 – 1980 г.г.), Выполнил пятилетний план на 102,9%.  За это время совхоз построил 50 квартир.

 Много раз за высокие производственные показатели совхоз завоёвывал переходящие красные знамена, выходил победителем районного, областного, республиканского соревнований.

Пережив тяжелые годы перестройки, наш поселок продолжал расти и развиваться.

В 1993 году был построено двухэтажное здание детского сада.

В 1989 году заложена и построена улица Новая.

В 2010 году сделана дорога по ул. Новая и Центральная. В этом же году пришел в Пятилетку природный газ. Построена детская площадка на средства социально – значимого проекта.Руководитель проекта Бочкарева Надежда Николаевна.

В 2012 году отмежёвана улица Полевая, где имеются более 40 земельных участков. Построено и введено в эксплуатацию 23 дома.

Центр поселка – наша главная гордость. В первую очередь аллея (так мы называем отрезок дороги, по обеим сторонам которой растут деревья, посаженные нашими односельчанами в 1985 году. Инициатором  этого был парторг совхоза «Инской» Ступак Василий Павлович.

Здесь разбита зона отдыха, которая  появилась в 2014 году, благодаря стараниям главы администрации Кононова Виталия Николаевича. Большая клумба, площадка, выложенная плиткой, беседка, скамеечки…. Вокруг деревца, посаженные молодежью поселка.

В 2016 году был запушен молодежный проект «Детская площадка», в процессе которого была проведена ее реконструкция силами молодежного совета «ПАЗЛ» (педагог – организатор Ступак Галина Александровна)

Много делают жители нашего поселка для того, чтобы он был самым красивым и чистым. Высаживают деревья, разбивают цветники, облагораживают свои дома. Постоянно группы добровольцев проводят акции по сбору мусора. Благодаря усилиям администрации и жителей наше муниципальное образование неоднократно в период 2011-2016 год становилось победителем.

Экспозиция «История Пятилетской школы»

Наша школа берет свое начало с 1943 года. Первая начальная школа, со слов старожилов, располагалась в деревянной однокомнатной избе.

Потом было другая  изба на месте этого дома (в настоящее время в нем живет Ивлева Валентина Михайловна). В этой школе дети заканчивали 3 класса, а в 4-й и последующие классы пешком ходили в Черепаново. Первой учительницей и директором  этой начальной школы была Александра Николаевна Рыжова – Ромашко, она жила в Черепаново и пешком приходила сюда на занятия.

Уже в 1944 году была создана пионерская организация, первыми ее пионерами были Чупина Таня, Плескачева Валя, Патрашева Тамара, Чурусова Тамара.

В 1956 году директором Пятилетской начальной школы был назначен Бондаренко Михаил Григорьевич, бывший фронтовик, который руководил школой до 1962 года.

В 1958 году начальная школа переезжает в деревянное здание, находящееся на углу ул. Школьной.  Это здание вмещает больше учащихся и открывается 4 класс.

В 1962 году построили кирпичное здание и школа была реорганизована в  8- летнюю. Сейчас в этом здании жилые помещения.

Директором школы был назначен Ваулин Александр Петрович, который руководил ею до 1973 года. В этом здании учились ребята с 5 по 8 класс.

В 1963 году школа переезжает в новое кирпичное здание по улице Школьной. Здесь ребята учатся с 1 по 8 класс,

сюда привозят ребятишек из деревни Инской и поселка Восточного, которые проживают в интернате, расположенном через дорогу.

Рядом со школой  обустраивают площадку- школьный стадион и разбивают сад, за которым ухаживают ученики.

 В 1974 году директором Пятилетской 8-летней школы назначен Дударев Иван Константинович.

В 1979 году усилиями совхоза «Инской» ,директор Геращенко Иван Прокопьевич, хозяйственным способом построено новое двухэтажное здание школы.

1 сентября 1979 года школа распахнула двери для своих первых учеников. В 1980 году 8-летняя школа реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.

Первый выпуск 10 класса состоялся в 1982 году.

С 1993 года в районном конкурсе «Учитель года» участвовало 6 учителей, 3 - в областном, 1 - во Всероссийском конкурсе.

сентября 2007 года мы открываем педагогический класс.

В период с 2002 по 2007 года выпущено 5 школьников с Серебряной медалью: Рудакова Наталья, Стоян Инна, Воробьева Елена, Полякова Елена, Воробьева Анастасия

Создана система школьного самоуправления, действующая в форме организации «Славяне», которая способствует развитию лидерской одаренности учащихся.

   Детское объединение «Славяне» заняли первое место в районном конкурсе моделей ученического самоуправления

   Школа выиграла гранд: «Школьная мастерская» в 2006 г., что позволило пополнить мастерскую новым оборудованием.

В 2007 году приняли участие в областном конкурсе проектов в сфере патриотического воспитания и получили сертификат на получение материально-технической базы ВПК «Защитник»

Экспозиция «Советский быт»

Здесь собраны  предметы быта советского период: посуда из разных материалов и разных заводов, катушечный магнитофон, радиола, бритвы, телефонные аппараты и т.д. С этой экспозицией, более подробно, мы познакомимся в следующий раз.

 Вы можете пройти и внимательнее рассмотреть экспонаты.

До свидания.

2.Экскурсия в школьный музей.

Тема: «Пионерия»

Цель: Приобщение детей к истории пионерского движения Советского Союза.

- Здравствуйте, ребята.  Я хочу познакомить вас с историей пионерии. Кто из вас слышал о пионерах и пионерии?

Когда ваши бабушки и дедушки учились в школе, они все были пионерами.

Кто такие пионеры? Чем жили, к чему стремились? Вы сейчас узнаете.

Основой для образования пионерии стало уже существовавшее в России скаутское движение, образованное еще до революции (1917 г.), цель которого было объединение молодежи и воспитание достойных и ответственных граждан страны.

Пионерская организация многое взяла у скаутов. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра, девиз.

На протяжении 1922 года по всей стране от мелких деревень и до крупных городов стали организовываться пионерские отряды, которые объединились в одну коммунистическую детскую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

Но после смерти Ленина, в 1924 году, было присвоено его имя.

А с марта 1926 г. пионерия получила официальное название – Всесоюзная пионерская организация имени Владимира  Ильича Ленина.

Сразу с 1922 года создается пионерская символика.

Вы уже обратили внимание на мою форму? Так одевались пионерки.

Традиционная пионерская форма совпадала со школьной, но при этом обязательно дополнялась общепринятой символикой – алым галстуком и пионерским значком. Для участия в торжественных мероприятиях на голову надевалась красная пилотка.

 Пионерский галстук -   олицетворял собой часть пионерского знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.

Кроме галстука пионер носил на груди значок.

Пионерский значок выглядел так: В центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Это последний образец значка, принятый в 1962 году. До этого он несколько раз видоизменялся.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз.

На нашей экспозиции представлено два пионерских знамени. Здесь же находятся пионерский горн и барабан. Это не просто музыкальные инструменты.

Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам,

к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Без горна невозможно представить пионерскую жизнь. Он служил для подачи различных сигналов. Должность горниста была очень почетна, на нее назначали самых ответственных и проверенных ребят.

Ребята, давайте послушаем сигнал горна.

Звучат звуки горна.

Барабан второй по значению музыкальный инструмент пионеров. Необходим был во время шествий, походов и парадов. Барабанщик исполнял дробь и марш, а также помогал выполнять основные строевые приемы.

Послушайте барабанную дробь.

Звучит запись барабанной дроби.

Знамя, горн, барабан хранились в пионерской комнате. Там же проходили сборы дружины.

В пионеры принимали детей от 9 до 14 лет. Вступивший в организацию на линейке приносил клятву пионера, затем ему повязывали красный галстук и вручали пионерский значок.

Торжественное обещание, или клятва пионера, заучивалась наизусть. Во время принесения клятвы пионер называл свое имя и клялся, вступая в ряды пионерской организации, «перед лицом своих товарищей» любить свою Родину, жить по заветам Ленина и соблюдать Законы пионерской организации.

В основу которых было заложено все самое лучшее, что хотела бы видеть страна в подрастающем поколении: стремление защищать свою Родину от врага, бороться за мир, стремиться стать комсомольцем и быть примером для малышей, стараться быть хорошим товарищем, с уважением относиться к старшим, и, конечно же, принимать активное участие в жизни пионерской организации.

Пионерский девиз состоял из двух частей: призыва и ответа.

Призыв звучал следующим образом: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» И далее следовал ответ: «Всегда готов». Но в повседневной жизни девиз произносился в сокращенном варианте: «Будь готов!» - «Всегда готов!». При этом сопровождался салютом.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

 На торжественных мероприятиях пионеры исполняли гимн «Марш юных пионеров». Эта песня была написана специально для пионеров в 1922 году поэтом Александром Жаровым и пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным.

Давайте послушаем фрагмент песни.

Прослушиваем один куплет песни

Постепенно пионерская организация стала неотделима от жизни страны.

Когда началась В.О. война, пионеры не отставали от взрослых и помогали бороться с врагом не только в тылу, но и на фронте, в подполье и партизанских отрядах. Пионеры становились юнгами на военных кораблях, разведчиками, помогали скрывать от фашистов раненных солдат.

За военный подвиг, четырем пионерам посмертно присвоено звание Героя Советского Союза: Зине Портновой, Лене Голикову, Вале Котику и Марату Казею. Многие награждены орденами и медалями.

В послевоенное время пионеры помогали восстанавливать страну от разрухи. Дети собирали металлолом и макулатуру, занимались посадкой зеленых насаждений, работали на заводах и в поле, помогали убирать урожай. Везде, где не хватало рук, брали на работу пионеров. Лучшие были награждены различными орденами.

Сейчас подобное кажется негуманным, но в то время пионеры сами хотели помогать. Никто не принуждал детей работать. Многие сами брались за тяжелый труд.

В нашей школе пионерская организация была создана в 1944 году, а прекратила свое существование в 1991 году, когда в нашей стране началась перестройка.

 В сентябре 1991 года Всесоюзная пионерская организация прекратила свое существование. С этого дня 19 мая, день рождения пионерской организации, больше не считался праздником. В стране произошли коренные изменения.

На стенде «История пионерии нашей школы» вы можете увидеть знакомые лица. Многие пионеры с этих фотографий живут в нашем поселке.

Ребята, если в ваших домашних архивах есть документы или фотографии, рассказывающие об истории пионерии, мы будем рады принять их в наш музей.

Наша встреча подошла к концу. Я с вами прощаюсь. До новых встреч.

3.Экскурсия в школьный музей.

Тема: «Детские организации нашей школы  1990-2000-х годов».

Цель: Воспитание гражданской позиции на примере активной деятельности школьников прошлых лет.

- Здравствуйте, ребята. Прошлый раз вы уже познакомились с пионерской организацией. Сейчас мы поговорим, о том, как развивалось детское движение после пионерии.

 В первые годы перестройки прекратила свое существование пионерская организация. Чтобы продолжать воспитательную работу в школе, были созданы три разно уровневые объединения: клуб «Старшеклассник», который объединял учащихся 8-11 классов,  клуб «Подросток», в который входили ребята из 5-7 классов. Учащихся начальной школы объединил «Союз друзей». Так было до 2003 года.

В это время была отменена школьная форма, и ученики ходили на занятия кто в чем хотел. В воспитательном процессе большее внимание уделялось творческому развитию детей. Проводилось много мероприятий с элементами театрализации, появился театральный кружок под руководством Ступак Галины Александровны, кружок вокального и хорового пения, который вел Левкович Сергей Николаевич, «Мягкая игрушка», в котором под руководством Котовой Гильды Готлибовны ребята мастерили  замечательные мягкие игрушки, восполняя дефицит игрушек в магазинах. Вместе с Галиной Алексеевной Прейс  кружковцы выпиливали изделия из дерева, а потом расписывали.

В это время появились традиции: принятие первоклассников и пятиклассников в «Союз друзей» и «клуб «Подросток». Стало традицией, которая сохранилась до наших дней - «Прощание с начальной школой».

Если в этих объединениях ребята привлекались в мероприятия, то в клубе «Старшеклассник» ребята должны были учиться самостоятельно, организовывать и проводить мероприятия, то есть учиться самоуправлению.

Из активных ребят собирался Актив, который состоял из председателей шести секторов: учебного, дисциплинарного, культурно – массового, оформительского, трудового, спортивного.

Работа в самоуправлении не всегда была удачной и поэтому, у старшеклассников пропадало желание что – либо делать, к тому же численность старшеклассников была не большой.

Поэтому было решено создать новую организацию, объединяющую 5-11 классы.

15 сентября 2003 года – день рождения детского объединения «Славяне», куратором которого стала старшая вожатая Ступак Г.А.

Разработана и введена атрибутика: бело- красный флаг и галстук, эмблема «вечевой колокол», девиз: «А – ну, ребята, долой сонливость! Смелей вперед и ввысь! За Родину, добро и справедливость!». В этом же году вступили в ЧАДО (Черепановская Ассоциация Детских Организаций).

Работа ученического самоуправления была построена на коллективных делах и групповой деятельности. Высшим органом являлось «вече» (собрание), которое созывалось один раз в четверть. На первом, в сентябре, проходили выборы в органы самоуправления на добровольной основе, то есть, кто в какую службу хотел, туда и предлагал свою кандидатуру.

«Совет старейшин» (актив) координировал деятельность служб объединения, осуществлял связь учащихся классов с объединением. В совет входили председатели классов, ответственные за службы, кураторы (учителя). Он созывался в понедельник каждую неделю.

Основу объединения составляли коллективы – «службы», сформированные на основе общих интересов. Их было шесть: «Летописная мастерская» - куратор Ступак Г.А., «Дружина»- кураторы менялись, долго никто не работал, «Казна» - куратор Прейс Г.А., «Вожатые» - куратор Ступак Г.А., «Скоморохи»- куратор Ступак Г.А., «УАС» - Соболева Л.Н.  Распределившись по службам, выбрав ответственных за эти службы, ребята начинали планировать свою деятельность на год. Планы служб обсуждались на «совете старейшин». Затем составлялся общий план объединения «Славяне»

Первый год было трудно, ребята делали первые неумелые шаги, но они справились и подали пример другим.

Интересы и стремления у всех разные, поэтому приходилось, первое время, кураторам направлять ребят в выборе деятельности. Ребята, которые любили  сочинять, писать, рисовать шли работать в службу «Летописная мастерская», которая занималась выпуском газеты, оформлением праздников, поздравлением с днем рождения учащихся школы ( поздравления вывешивались в уголке «Славяне»). Ежемесячно эта служба, в период с 2006 по 2009 годы, выпускала компьютерную газету «Глобус», название которой было предложено Дударевым Иваном Константиновичем (первый директор Пятилетской СОШ). Летописцы учились писать в разных журналистских жанрах, они освещали жизнь классов и школы в своих работах. Участвуя в районных конкурсах компьютерных газет,  ежегодно занимали призовые места.

Служба «Скоморохи» занималась подготовкой и проведением праздников, мероприятий, дискотек, составлением сценариев. В этой службе ребята учились быть артистами, сценаристами, режиссерами, ведущими. Старшие ребята, работавшие не первый год в самоуправлении, помогали новичкам. Они уже вполне самостоятельно организовывали и проводили мероприятия не только в школе, но и в районе. По линии самоуправления в 2006 году в школе был проведен КВН между 5-11 классами. Одержали победу «Острые перцы» - команда 8 класса, классный руководитель Ступак Г.А. Эта команда и стала школьной командой КВН.

В этом же году в районном этапе КВН команда заняла 1 место, а в региональных играх 3 место. Команда КВН «Острые перцы», на протяжении трех лет, защищала Черепановский район. В 2007 году заняла 1 место в районе и 2 место в межрегиональных играх КВН Новосибирской области. В 2008 году Команда КВН «Острые перцы» заняла 2 место в районных играх КВН. В апреле участвовали в полуфинале Кубка КВН НСО и заняли 4 место.

Служба «Вожатые» осуществляла шефскую работу с учащимися младших классов: организовывала на переменах игры с малышами, в группе продленного дня проводили познавательные и развлекательные мероприятия. Лучшие вожатые направлялись на учебу в «Школу вожатского мастерства» в детский дом творчества, где получали нужные знания и удостоверения о получении до профессиональных компетенций в области работы с детьми в лагерях дневного пребывания, что позволяло им работать вожатыми в лагере дневного пребывания при нашей школе.

«Казна» занималась финансовыми вопросами.

Ребята из службы «Дружина» перед уроками проводили утреннюю зарядку, в классах отвечали за сбор команды для участия в спортивных мероприятиях, чистили снег у памятника.

В объединении «Славяне» появились свои традиции.

«Славяне» ежегодно участвовали в районном фестивале «Солнечный круг», где награждались грамотами самые активные ребята школьного самоуправления.

В сентябре 2008 года праздновали 5-летний юбилей объединения «Славяне». На него были приглашены школы района, выпускники нашей школы, сделавшие много для развития школьного самоуправления. Были вручены грамоты и памятные значки. Здесь было положено начало вносить имена достойных ребят в Книгу Почета школы.

В настоящее время пытаемся возродить ученическое самоуправление.

До свидания ребята.

4.Экскурсия в школьный музей.

Тема: «История утюга».

Цель:Расширение кругозора учащихся через знакомство с предметами старины.

- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами мы совершим экскурсию в прошлое. Познакомимся с историей происхождения утюга. Как вы думаете, для чего был изобретен утюг?

(Ответы детей)

Но первоначальное назначение утюга не имело ничего общего с разглаживанием мятых после стирки вещей. Наши далекие предки рассматривали утюг, прежде всего, как средство гигиены.

Утюг является неотъемлемой частью нашего обихода. Мы привыкли к современному легкому, изготовленному из пластика, электрическому утюгу. Но раньше утюги были совсем другими.

Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.

А в 4 веке до нашей эры греки изобрели способ плиссировки своих одежд с помощью металлического прута вроде скалки. Спустя два столетия, римляне выбивали морщинки из одежды металлическим молотом, нагретым до высокой температуры.

У нас в России, восемь - девять веков назад одежду вообще не гладили. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это делалось так. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем». «Рубель» - это длинная деревянная плашка с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани и одежда становилась мягкой, комфортной для носки. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» …

Ребята, а вы хотите попробовать? Пожалуйста.

( Дети пробуют гладить рубелем)

Такой принцип до сих пор применяется в некоторых гладильных машинах…

Археологи, находившие утюги многовековой давности утверждают, что за две тысячи лет их форма практически не изменилась.

За последние две тысячи лет изобретено всего семь типов утюгов.

 Самый первый «нагревательный» - литой чугунный. Его раскаляли на открытом огне или в печи. Выглядел он предельно просто: гладкое основание, носик, ручка. Весили такие утюги до 10 килограммов. Самые тяжелые предназначались для грубой ткани, а для проглаживания манжетов и воротничков пользовались маленькими.

(Дети пробуют поднять утюг)

 Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее 30 минут, горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать парными - с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Таким утюг просуществовал не одно столетие, у нас они известны с 17 века, а на Западе еще раньше. Однако он был крайне непрактичным, пачкал вещи… И только в петровские времена люди стали применять новый, «угольный» утюг. Внутрь засыпали раскаленный уголь, который давал тепло для разглаживания белья. Но и этот утюг мало удовлетворял потребности хозяйских домов - глажка белья была настоящей каторгой: дым, грязь, копоть.

 В конце 18 века его сменил «водяной».

Затем в конце 19 в начале 20 века появились так называемые «газовые» и «спиртовые» утюги. К сожалению в нашей музейной комнате нет таких утюгов, но я хочу обратить ваше внимание на фото. Это газовый и спиртовой утюги.

А в 1881 году американец Джон Смит придумал электрический утюг. Электрический утюг хорошо зарекомендовал себя среди домохозяек. Не смотря на то, что он внешне напоминал угольный утюг внутри его корпуса вместо угля находились два угольных электрода. При включении в сеть, возникала электрическая дуга, за счет чего утюг и нагревался.

Облегченный с электро нагревом утюг появился в 1903 году, благодаря изобретателю Эрлу Ричардсону.

Самые развитые страны- производители утюгов: Германия, Польша, Швейцария, Голландия радовали мир полезными изобретениями.

Ребята, а вы знаете, что в Переяславле - Залесском есть музей утюгов, где представлены экземпляры 18-20 веков. Если кто-то из вас захочет побольше узнать об утюгах, то может совершить виртуальную экскурсию в этот музей. Для этого нужно зайти в компьютерный класс и найти на рабочем столе видеофильм «Музей утюга».

А сейчас вы можете подойти по ближе и рассмотреть утюги, имеющиеся в нашей музейной комнате. А потом вы попробуете смастерить из пластилина понравившийся утюг. Так наша экспозиция пополнится новыми экспонатами.

(Дети лепят из пластилина и оформляют выставку поделок)

Какая красота у вас получилась!

Наша встреча подошла к концу. До свидания.

5. История одного экспоната . «Кушак»

Цель: Приобщение к русскому прикладному творчеству через знакомство с отдельным музейным экспонатом.

- В нашей музейной комнате с 2014 года хранится старинная вещь. Предположительно конец 19 – начало 20 века. Это мужской пояс, подаренный нашей музейной комнате жительницей деревни Инская  (ныне покойной) Батенёвой Зоей Дмитриевной. Этот пояс принадлежал ее отцу Токареву Дмитрию Алексеевичу 1898 года рождения. Это всё, что осталось у нее на память об отце, который ушел на войну и пропал без вести.

Длина пояса 180 см, ширина 5 см. Соткан из льняных ниток красного, зеленого, желтого цвета, нитка основы четного цвета. Орнамента нет. Весь рисунок- это цветные продольные полосы. В центральной полосе вытканы слова: «подар» (подарок), «дарю», «Васи». На концах – кисти.

Пояса "со словесами" ткались больше в XIX - XX веках - со словами молитвы, со словами посвящениями на дарственных поясах. На выполненных по заказу - с указанием, кому принадлежит пояс, или с именем мастерицы.

Поэтому мы и предположили, что наш пояс относится к этому времени.

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые - кушаком или опояской; вторые - пояском, покромкой. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Можно сделать вывод, что это поясок, а не кушак, предназначался для повседневной носки поверх рубахи.

Пояс - общеславянский термин. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды.

Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины - поверх рубашки, а женщины - по сарафану.

Длина пояса колеблется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким поясом (2,5 см) . Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.

Пояса или кушаки, на русской земле изготавливали из разных материалов. Чаще всего можно было встретить тканные пояса с разнообразными рисунками.

Мужчины в основном носили кожаные опояски с прикреплёнными к ним маленькими мешочками из кожи. В этих мешочках носили ключи и деньги, а также кисеты с табаком и небольшие ножи,а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута.

У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями.

Завязывали двумя основными способами: под грудью и под животом. Место узла находилось стандартно сбоку.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Новорожденного ребенка подпоясывали в возрасте 40 дней, крестная приносила ему в подарок поясок, крестик и рубашку. Считалось, что если она ребенка не опояшет, то он может умереть.

Пояс применялся в заговорах от различных болезней. Больной лихорадкой, например, шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осинa, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом.

На поясе девушки гадали и о своем будущем суженом: на ночь к нему привязывали висячий замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня».

Не обходилось в прошлом на Руси без поясов и во время сватовства и свадьбы. Если невеста передавала жениху пояс, то уже не имела права изменить свое решение и отказать. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, который охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин.

При вселении в новый дом, вслед за кошкой, первым заходил хозяин и за пояс втягивал через порог всех членов семьи.

Применялся пояс и в погребальных обрядах.

Ныне самотканые пояса канули в Лету, однако на смену им пришел современный ремень. Так что если его сегодня освятить в церкви, он сможет стать для вас таким же оберегом от всевозможных напастей, каким в древности являлся для наших предков пояс…

Таким образом, у пояса очень давняя и богатая история.

6. История одного экспоната. «Штык»

Цель: Воспитание патриотизма через знакомство с историей экспоната.

Среди экспонатов нашей музейной комнаты есть штык. Его нашли и принесли в музейную комнату ребята  деревни Инская, в начале 90-х годов прошлого века.

В настоящее время это  совершенно не острое, покрытое толстым слоем ржавчины, четырехгранное металлическое приспособление для винтовки, с которым солдаты когда-то шли в рукопашный бой.

Это русский четырёхгранный игольчатый штык — холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу винтовок Бердана  и Мосина.

История четырехгранного штыка начинается с 1870 года.   Уже в 1891 году эта модель штыка была принятА на вооружение российской армии совместно с винтовкой Мосина.

Общая длина штыка этого образца составляет 500 мм. Игольчатый клинок штыка отличается четырехгранной формой с долами во всех гранях. Длина клинка – 430 мм, ширина – 17,7 мм. Острие клинка имело форму отвертки, что позволяло использовать его для разборки винтовки и иных целей.

Но мы видим, что этот штык на много короче чем должен быть. Длина нашего клинка 260 миллиметров. Это говорит о том, что он был сломан и наконечник вручную заточен.

Штыки данного образца производились на Тульском оружейном заводе или Ижевском машиностроительном заводе, о чём свидетельствуют соответствующие клЕйма на основании клинка.

Основание нашего клинка сильно повреждено, поэтому клеймА не видно, и мы не смогли определить его место изготовления.

Пик популярности штыка к винтовке Мосина пришелся на период революции и Гражданской войны.

Как же мог оказаться штык на нашей земле?

Оказывается, летом 1918 года в Сибири произошёл новый политический переворот: власть захватили вооружённые отряды белочехов – бывших военнопленных русской армии            

За короткое время советская власть была свергнута почти во всех сибирских городах. ОдноврЕменно действовали белогвардейские формирования.

Верховным правителем России был провозглашён адмирал А. В. Колчак.

В то время силы большевиков в Сибири были слишком слабы.

 В 2013 году, когда юные музееведы писали историю деревни Инская, они встречались со старожилом Батенёвым, который упомянул в своем рассказе о том, что мальчишкой не однократно слушал рассказы своей тётки, жительницы Карасево, о том, как власть переходила из рук-в руки то красным, то белым. Как жестоко расправлялись с партизанами, их семьями и жителями, которые помогали красноармейцам.

В августе 1919 года против войск белочехов и колчАковских отрядов местное население открыло вооружённую партизанскую борьбу.  Крестьянские восстания охватили всю территорию нынешнего Черепановского района. Особенно активно работали подпольщики в Верх-Каракане, Шурыгино, Шипуново, Карасёво,

Верх-Мильтюшах.

Но винтовок не было. Крестьяне добывали их в бою. Например в Карасёво создали отряд в 17 человек, командир М. Богданов. Ночью в деревне Иня они напали на белогвардейские посты, разоружили и захватили у них 9 винтовок и патроны. В следующую ночь отряд карасёвских партизан уничтожил боевое охранение чехов, и, захватив 5 винтовок, отошёл в поселок Свободный (Черепаново).

В поселке Свободном партизаны организовали свою базу под вывеской «Мастерская по ремонту сельскохозяйственных машин», и там тайно отливали из свинца пули, ковали шашки, штыки, кинжалы.

В декабре 1919 года к Черепаново подошли части Красной армии, и советская власть восстановилась.

Вот такова история нашего экспоната - участника гражданской войны на территории нашего района.

Спасибо за внимание.

7. Экскурсия в школьный музей.

Тема: «Думая о будущим, помни о прошлом!»

Цель: Воспитание чувства гордости, бережного отношения к героическому прошлому наших земляков.

Беседа у экспозиционного стенда «Думая о будущим, помни о прошлом!»

- Добрый день, ребята.

Прошло 75 лет  после Великой Отечественной войны, но мы бережно храним память о героях и их подвигах. 12 Героев Советского Союза, три полных Кавалера Орденов Славы и сотни других заслуженных солдат и офицеров дала черепановская земля отечеству. (Перечисляются Герои СССР)

Всего за годы войны в действующей армии находилось 17 357 жителей нашего района. Более 5 тысяч не вернулось обратно. Из них 25 человек из наших поселков Пятилетка и Инской. Их фотографий вы не увидите на этом стенде, они не сохранились до нашего времени. Но здесь размещены фотографии  ветеранов той далекой  войны. Они жили и работали в наших поселках, поднимали сельское хозяйство, строили дома и фермы, растили детей и внуков. Это наши с вами прадедушки и прабабушки.  Многие из вас найдут здесь родные лица (назвать несколько имен).

Имена всех защитников Родины занесены в памятные списки. Вот они. Всего 185 имен. Надпись гласит: «Вечная память».

Спустя десятилетия после Великой Отечественной войны в мирную жизнь нашего народа снова ворвалась война. Война на чужой земле, но с участием  наших солдат. Афганская война 1979–1989 гг.  За неполные десять лет, она  унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело - больных молодых людей.

Эту войну прошли наши парни, солдаты срочной службы (назвать имена воинов  - афганцев)

Конец 20-го, начало 21-го века... Чечня... Кровавая, страшная война, в которой погибли тысячи российских солдат, сотни пропали без вести, десятки тысяч вернулись с ранениями. Ранены были не только тела, но и души.

Официально события в Чеченской республике войной не называют, их трактуют как вооруженные события или конфликт. Но как не назови, а за этим стоят человеческие судьбы.

Не оказались в стороне от этой войны и наши земляки…( назвать имена)

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжают жить в душах тех, кто в них участвовал.

Так уж вышло, что история России – это история военного подвига. Ни одно государство мира не вынесло столько войн, сколько довелось испытать России.  Память - вот, что остаётся нам на века и наш долг-жить достойно этой памяти

Наша встреча подошла к концу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"

Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....

экскурсия по школьному музею

материалы для проведения экскурсии...

Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...

«Экскурсия в школьный музей»

«Экскурсия в школьный музей»...

Презентация "Экскурсия в школьный музей"

Файл представляет собой презентацию экспозиций школьного музея "Память" с их описанием...

Экскурсия в школьный музей.

Отчёт о экскурсии, посвящённой Афганской войне....