Юван Шесталов " Земля моя..."
проект по краеведению
Юван Шесталов - мансийский поэт. Знаковая фигура в культуре северных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu._shestalov.docx | 164.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования " Районный центр творчества и детей "Спектр"
Юван Шесталов
"Земля моя!..."
Выполонил:
Дубинин Дмитрий (9 лет)
Ученик 3 А класса
МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
Творческое объединение:
« ЮнЭк(юные экологи)»
Руководитель: Дубинина Е.В.
Новоаганск, 2020
Оглавление
I Ведение
II Биографический очерк из жизни поэта.
III Основные мотивы в творчестве Ювана Шесталова.
3.1 Природа родного края.
3.2 Тема экологии в творчестве Ю.Шесталова.
IV Смерть поэта
V Список литературы
I Ведение
—Земля моя! Какая у тебя песня?
Тайная моя! Какая у тебя сказка?
—Песня моя — нефть. Сказка моя — газ.
Загадка моя — это я сама, — ответила тайга....
«Языческая поэма»
Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины и простирается на 900 километров с севера на юг и на 1400 километров с запада на восток. Это суровый край с долгой снежной зимой и коротким летом.
Природа северного края. Она изменчива, скромна и неповторима. Кажется, далеко северным березкам или кедрам до роскошных южных пальм и цветущих магнолий. Но и здесь дух захватывает, когда увидишь осыпанные снегом ели или ярко-алый брусничник с окружающей нежной зеленью.
Все труднее природе сохранять свою первозданную чистоту в краю, где идет интенсивная добыча нефти, где радужные пятна, а поверхности рек и озер становятся непременной частью пейзажа. И тем острее ощущается вечная красота дрожащей на кончике росинки, похожей на сверкающий бриллиант, разноголосого пения лесных птиц, умиротворяющего душу…
Стихами о Югорской природе пестрят сборники поэтов, живущих в разных уголках Ханты-Мансийского округа. Одним из поэтов, который осветил в своем творчестве красоту родного края , является Юван Шесталов.
Юван Николаевич обогатил родную поэзию новыми жанрами, выработал свою манеру письма, свой стиль. Стихи, поэмы, повести, публицистические очерки, эссе писателя представляют не только высокое мастерство самого автора, но и показывают возросший уровень развития мансийской литературы и обозначают его новые ориентиры.
Цель: изучить тему природы родного края и экологии в творчестве Ювана Шесталова.
Задачи:
- познакомиться с биографией поэта
- рассмотреть основные мотивы в творчестве писателя
- выявить проблему экологии в природе современного мира.
Объект: творчество Шесталова
Предмет: природа и экология в лирических произведениях поэта
Методы исследования: поисковый, исследовательский, наглядно-иллюстративный.
II Биографический очерк из жизни поэта
Лишь светлый вечер синевою
Коснется улиц на ходу —
Я, как мальчишка, над Невою
Салюта праздничного жду.
Юван Шесталов "Саолют над Невой
22 июня россияне со скорбью отмечают день начала Великой Отечественной войны. А для жителей Югры она знаменательна еще и по другим причинам.
В 1937 году этот день в календаре ознаменовался рождением Ювана Николаевича Шесталова – первого манси в мировой литературе, профессионального поэта и прозаика.
Шесталов - профессиональный поэт народа манси, лауреат Государственной премии имени А.М. Горького. Член Союза писателей СССР (1962), член Союза писателей Венгрии (1997), член Международного сообщества писательских союзов. Лауреат Государственной премии РСФСР (1981), заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (1997), Кавалер орденов Дружбы народов (1984), Трудового Красного Знамени (1987), почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2000). Также он известен как один из основателей этнографического музея «Торум Маа».
Дата рождения поэта даже для него самого остается неразгаданной загадкой: " Я не уверен, что родился в 1937 году, потому что подозреваю, что родился немного раньше, где - то в 1935.Мое сомнение основано на нескольких причинах. Когда все мои сверстники-дети, с кем я рос с детства, пошли в школу-я тоже хотел идти в школу. А мне говорят: "Рано тебе"." Как это рано?"- думаю. И все равно иду. Спрячусь под парту и слушаю. В школу меня так и не взяли, но и даром время не пропало, видя мое стремление учиться, дядя Сергей поговорил с дедушкой, чтобы он со мной позанимался. И я уехал в другую деревню, где целый год проходил "дедушкину школу" - постигал понимание природы. В будущем мне это очень сильно помогло. Став постарше, я размышлял - у моей мамы я был один ребенок. Но до меня она рожала братика - он умер. А после меня, возможно ,что как раз в 37 году, мама родила сестренку, но она тоже умерла. А я в то время маленький еще был-припал к материнской груди. А когда с района приехали люди-документы оформлять, то родители вполне вероятно решили, что я один у них, маленький еще...пусть-думают-подольше с родителями побудет и вместо сестренки записали, что я родился в 37 году".
Родился Юван в «День большого солнца» — когда продолжительность светового дня достигает максимума. Год рождения Шесталова – 1937-й – знаковый в истории России: это и год столетия со дня смерти Пушкина, и пик репрессий, и появление на свет многих творцов отечественной литературы: Бэллы Ахмадулиной, Андрея Битова, Александра Вампилова, Валентина Распутина, Эдуарда Успенского.
Вот и на уральском Севере, в деревне Камратка Берёзовского района, у председателя колхоза и дочери шамана родился будущий основоположник литературы обских угров. Селение находилось на берегу «колдовской» реки, называемой Пори-посал, в переводе с мансийского — «против течения», во времена «большой воды» она могла течь в обратную сторону.
Дед был шаманом, то есть по верованиям манси умел общаться с духами, лечить болезни, хорошо знал обряды и обычаи, легенды и былины. Долгими зимними вечерами у чувала маленький Юван слушал и запоминал сказки, песни. Отец его был председателем колхоза, мать — рядовой труженицей. Детские годы будущего писателя совпали с Великой Отечественной войной. Отец ушел на фронт, а для жителей поселка начались трудовые полуголодные будни... Первые жизненные уроки мальчик получил в родном таежном крае: он понял, что лес и река — источники жизни, а значит, их нужно беречь и хранить как жизнь. С самого раннего детства он учился у родителей держать лук на охоте, тянуть невод с рыбой. Все это было необходимо в те тяжелые годы.
Шесталов рано потерял дедушку, бабушку, мать и с 8 лет жил в новой семье отца в хантыйском поселке Теги.
Вместе с ровесниками Юван посещал школу-интернат.
Характер Шесталова словно вобрал в себя речное колдовство, и судьба литератора нередко круто менялась. С двенадцати лет писал он стихи. Не захотел остаться в колхозе, и добыча полезных ископаемых не поманила его, как других, — хотя в Березове он стал свидетелем открытия первого газового фонтана, оставившего впечатление на всю жизнь. Решил Шесталов следовать за своим призванием, нести миру историю и культуру своего народа, красоту и мощь родной земли. Поэтому сначала учится он в Тюменском педагогическом институте, затем по рекомендации окрисполкома совершенствуется в филологии в Ленинградском пединституте им. Герцена. «Только в Ленинграде, далеко от родных мест, я научился понимать и чувствовать красоту и возможности языка моего маленького народа. Вероятно, этого не произошло бы, если бы не было животворного воздействия русского языка», вспоминал он позднее с благодарностью.
В двадцать лет молодой поэт публикуется впервые, и в это же самое время, на заре литературной карьеры обозначает свою позицию, официально сменив «паспортное» имя «Иван» на родное и традиционное. Под именем «Юван Шесталов» издаются все его произведения, в том числе повесть «Синий ветер каслания» (каслать — кочевать по тундре вместе с оленями, прим. ) и «Языческая поэма», за которую поэт был удостоен в 1978 году Государственной премии РСФСР им. Горького.
Сестра писателя, филолог и редактор мансийской словесности Альбина Мехнина рассказывает: «Вспоминаю, как во время жизни в Ванзетуре к нашей семье пришел в гости пожилой манси. В разговоре с отцом он спросил, чем занимается его сын Юван. Тот не знал, как объяснить понятнее, и сказал: „Сын пишет для мансийского народа мансийские песни, но он их не поет, а читает, и их печатают в книгах“. Отец поначалу не понимал слова „поэт“, говорил, что это несерьезно, что лучше бы Юван был рыбаком или охотником, а еще лучше возглавил бы колхоз и обеспечил свою семью. Но когда в 1958 году вышла первая книга „Макемат“ ( «Запах родины»), ему очень нравилось слушать ее зимними вечерами. Особенно любил он стихи о Миснэ — лесной фее, помогающей хорошим людям: Дремлет лес, легко дыша,
В нем живет, я знаю,
Миснэ — добрая душа,
Женщина лесная.
Ходит, веточки стройней,
Где-то в снежной дали,
Шубка вышита на ней Птичьими следами.
Бисер искрится огнем,
Весь в лучистых блестках —
Так сияет ясным днем
Иней на березках.
Пусть ни солнца, ни лучей,
Воет вьюга злая,
А у Миснэ из очей
Льется ласка мая»… (в переводе)
III Основные мотивы в творчестве Ювана Шесталова
Ю. Шесталов автор нескольких десятков книг прозы и стихов (на русском и мансийском языках), изданных в Москве, Ленинграде, Свердловске, Тюмени. Проза и публицистика Ювана Николаевича Шесталова переводилась на венгерский, казахский, латышский, литовский, словацкий, тувинский, украинский, финский, чукотский, эстонский и другие языки. Ю.Н. Шесталов являлся основателем и главным редактор международного издательства «Стерх» («Белый журавль»).
Проблематику книг мансийского писателя в значительной степени определили его детские и юношеские годы, когда зарождались личностные, психологические проблемы, формировались нравственные и духовные принципы. Отметим некоторые моменты жизненного пути писателя более подробно, повлиявшие на формирование его мировоззрения до обращения к литературному творчеству.
Детство поэта прошло в таежной мансийской деревушке Квайк-я. Как ранее было отмечено, Юван рано потерял близких людей: дедушку, бабушку, мать. С восьмилетнего возраста Шесталов живет в новой семье отца в хантыйском поселке Теги. В годы учебы в школе обучение велось на русском языке. Первое стихотворение сложил в двенадцатилетнем возрасте. В старших классах обучается в школе-интернате поселка Березово. Этот период жизни для будущего поэта знаменателен тем, что он стал свидетелем открытия первого газового фонтана в Сибири; событие стало переломным не только в жизни родного края, но и в самом сознании Шесталова:
«В ту сентябрьскую ночь вздрогнула земля. Взревела. О, что тут стало! Страшным нам показалось небо. За нашей каменной школой, на краю поселка, там, где вчера железной лестницей в небо стояла буровая, теперь в ночи полыхал огонь. Грозный огонь, которому суждено было встряхнуть край, обновить его. Наше ребяческое внимание скоро привлекла профессия геолога».
Возможно, после окончания школы Шесталов мог бы избрать себе путь геолога (газовика, нефтяника), но по рекомендации окрисполкома поступает в Ленинградский пединститут. Там он встречает наставников, убедивших талантливого студента обратиться к литературному творчеству. Это были преподаватель мансийского языка Алексей Николаевич Баландин и преподаватель литературы народов Севера Михаил Григорьевич Воскобойников. Ученым принадлежит определяющая роль в осознании необходимости поэтом создания нового типа национально-поэтической культуры.
3.1 Природа родного края.
Несомненно, Юван Шесталов – поэт широкого диапазона, глубокой мысли, яркого и щедрого таланта.
Доминантой творчества Ювана Шесталова является тема родины. Корни нравственной чистоты начинаются, прежде всего, с родной земли, и духовное богатство определяется тем, как человек относится к окружающему миру. Интересно то обстоятельство, что писатель, выросший на своей маленькой родине, с ее девственным миром тайги, рек, озер,колоритного быта создавал свои произведения в другой среде– в громадном сложном мире города, цивилизации,искусства. Важным для него был именно творческий поиск.
Так, в 1950–60-е годы поэт радостно и искренне выражает патриотические чувства, гражданскую позицию, раскрывает любовь к родному краю, народу. Для него, только-только оставившего семью, дом, поселок, край, тема родины является актуальной и закономерной. Он живет и учится в громадном Ленинграде, а дышит еще воздухом своего таежного уголка.В 1970-х годах восторженные стихотворения о родине приобретают у Ювана Шесталова глубокий эмоциональный накал и высокий гражданский пафос. В них появляется философское звучание. Писатель видит вокруг себя все, что происходит на его родной сибирской земле, которая дорога и близка ему до каждого глухого уголка. Поэтизируя труд покорителей природы, он видит и то, к чему невозможно относиться равнодушно. «Думы глухаря» – священной птицы на священном дереве, «Песня соболя», «Плач осетра» несут в себе раздумья и тревогу: «Так никто еще не грабил хрустальный дом». Страдает природа , и виновники плача животного мира – «юноши с железными и хмурыми глазами». В годы создания «Языческой поэмы» Юван Шесталов вторжение в природу и ее разрушение еще не рассматривает как приближающуюся экологическую катастрофу, он считает это недостатком системы воспитания.
В его поэзии, напоенной тонким лиризмом, слышится «дыхание родной земли»: ароматы тайги, тихие всплески волн на Оби, пьянящие запахи лугов…Поэт преисполнен чувства своей нерасторжимой связи с родным краем, любви к его природе и людям:
«В морозной свежести земля,
И шубы в бисере на ней.
Зима спешит, снежком пыля,
Под стук копыт, под скрип саней.
В пушистом инее леса
Сверкают золотом насквозь.
Костром в кустах мелькнет лиса,
В снегу по грудь проходит лось.
Пушистый снег, морозный день
Зовут меня, мансийца, в лес,
По следу твоему, олень,
Спешу с ружьем наперевес.
Зима спешит, снежком пыля,
И сердце с ней и счастье с ней.
Люблю тебя, моя земля,
И стук копыт, и скрип саней!»
Юван Николаевич называет свой край “юной красавицей”, “краем дивным, родным”.
«Где-то там в заморской дали, шепчутся лукаво,
Называя Зауралье ведьмою костлявой.
Мол, туземец желтокожий в ледяной пещере
Рысьим рыком алчно гложет человечий череп.
И такою будет вечно нечисть узкоглазая,
Желтая старуха ведьма – Северная Азия…
Вы, кто с тупостью бараньей верите доныне,
Будто все мы, северяне, люди ледяные,
Приходите, спорьте с нами!
Спорить мы охотники,
Мудрость русских книг познали рыбаки-охотники.
Не сломили нас недуги, не страшны метели.
В наших душах чувства-вьюги песней зазвенели!
Мы для вас, как в снежной сказке снежные паяцы,
Людоеды в дикой пляске – люди нас боятся.
Мы в снегу, но с кровью южной, кружим в легком танце.
Так чего ж от нас вам нужно, злые иностранцы.
Мы рожденные природой, мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды, горы на рассвете…
И скрывать мы не умеем наши мысли, чувства.
И бледнеем, и краснеем, плачем, если грустно.
Глянь же, гость, душою зоркой на просторы эти.
И, как Миснэ, встав на зорьке, край мой свеж и светел.
Надышись кедровой смолью, травами лесными.
Если болен - тотчас боль как рукою снимет.
Если в сердце горе-льдина, всю растопит враз ее.
Край мой дивный, край родимый, Северная Азия!
От медвежьих снов воспряла юная красавица,
Из-за древнего Урала миру улыбается!»
Юван Николаевич в своем стихотворении стремится разрушить то старое историческое преставление о Сибири и ее людях. Коренное население любит свой край, свою родину, они рождены природой, они - ее дети, в их душах – “чувства-вьюги”. Народ Севера не искушен достижениями прогресса цивилизации, его мысли, жизнь – открытая книга для всех. Он живет в полной гармонии с природой, просит у матери – природы помощи, пользуется ее дарами и благодарит ее исполнением ритуальных танцев.
Такое благодарное поклонение природе, любовь к ней вряд ли можно увидеть у других народов нашей Земли. Главная задача поэта – открыть широкому читательскому миру поэтическую красоту мансийского края.
Любовь к своей Земле Юван Шесталов связал с ритмом движения. Его стих словно гонит оленью упряжку, в его строках мечется пурга, бежит лисица, даже снежинки и морозный воздух он не оставляет в покое – все перемещается в пространство, и само перемещение это не безгласно, а многозвучно.
Всюду снег – как белый,
Пусть в долинах наших
Белый мех песцовый,
Волком рыщет ветер,-
И река надела
Мне мой край всех краше,
Чистый плат пуховый.
Всех родней на свете!
Звезды спят глубоко
Землю тронет солнце
На снегу морозном,
Золотой рукою, -
Лишь сиянье окон
Край мой засмеется
Льется светом звездным.
Северной весною.
Здесь мой край родимый!
Я свой край, подруга,
Пусть земля сурова, -
В песнях воспеваю -
Здесь Москвы любимой
И на солнце юга
Раздается слово.
Ввек не променяю!
3.3 Тема экологии в творчестве Ювана Шесталова
Сейчас мы понимаем, что безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий множество проблем.
Шесталов обеспокоен будущей судьбой коренных народов Севера: «Неужели людям грядущего не будет сниться зеленый сон, неужели в моих
потомках не шевельнется душа рыбака и к трепету рыб они останутся равнодушными?».
В творчестве Ювана Николаевича очень и очень важная проблема – охрана окружающей среды. Вот он XX век у Ювана Шесталова:
Мой Бог,
Мое Небо,
Мой Космос,
Моя Природа.
Гармония.
Мое “я”
сливается с Природой,
С Миром,
С Человечеством.
И, осознав свое
собственное “я” как “Я”,
“я” лишаюсь “Я”,
Овладевая величайшей тайной. (“Языческая поэма”)
“Языческая поэма” – это крик о помощи, призыв Природы, ее обращение к нам …
«Земля моя! Я хочу видеть твой снег всегда искристым.
Хочу слышать его хруст. И пусть дети и внуки мои играют в снежки.
Земля моя, верю, что всегда в тайге будут стоять твои кедры могучие,
не переведутся звери пушистые, не иссякнут реки рыбистые.
Пусть все живет и умирает, но родиться опять, и так вечно …»
Цивилизация наступает на Югорский край. Продолжается вырубка и выжигание лесов, опустошаются целые лесные массивы:
«Тайга съежилась. Верхушки кедров стали корявыми скелетами.
Брусника почернела. Под седым пеплом грибы склонили головы.
Будто они задумались, расти им, или не расти. На этой опушке леса
звенели и наши голоса. Их оглушила своим криком проснувшаяся земля.
На живье задумалась. У каждого зрела своя мысль… (“Языческая поэма”)
Истребляется животный мир, и опять в каждой строке боль Ю. Шесталова:
По тайге летают сказки, по тайге легенды бродят,
Как охотники медведя, встретив, хитростью” низводят”.
В деревнях расскажут манси, как медведя “опускают”.
Но никто сказать не смеет, что медведя – убивают.
Низведен” медведь, “опущен” – он поддался ненароком, –
голова его большая на столе сидит широком.
И тогда его мужчины как героя восхваляют,
духом леса называют …
Особой близостью к могучим истокам народного творчества отмечена «Языческая поэма». Она подкупает своей свежестью и непосредственностью восприятий. Деревья и травы, звери, птицы, даже камни одухотворены у Шесталова. Они живут, поют и говорят. «Языческая поэма взывает к читателю охранять красоту природы, беречь сказки и песни, «лелеять Медведя-Духа Лесного», лелеять лебедей, охранять реки и озера, каждую травку на земле, завещанной отцами. В 1978 году Юван Шесталов за «Языческую поэму» удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького.
Поэт продолжает прославлять «героический» труд нефтяников и газовиков, но его многие строки вписываются в общий процесс «экологизации» общественного сознания на фоне грозящей человечеству техногенной катастрофы. В стихотворении «Я – Человек» человек видится «не беспомощным дитем» перед лицом Природы, а она сама – беспомощное дитя перед ним. Думы поэта об уязвимости, хрупкости, незащищенности планеты Земля, судьба которой зависит от Человечества. Поэт с горечью пишет: «Я – Человек. / Захочу – и отныне / Станет Земля… молчаливой пустыней...». В стихотворении «Песня последнего лебедя» он призывает людей беречь «белые озера», «небо», «ночи», т.к. без белых лебедей они почернеют, и тогда проступит «черная пустошь».
В «Языческой поэме» сопоставляется современность и древность, объединенные космической тематикой. В стихотворении «Таежная дума» поэт – «сказочный доктор Земли». Он «смело шагает с каменных стен в Космос», где пытается открыть тайны мансийских древних легенд. В полночь любуюсь на звездный зенит. Лебедь мансийский на струнах звенит. Дедов легенда – торжественный звон – Сказку рождает для новых времён.
Спасение, считал Юван Шесталов, может дать та же родная земля, если прислушиваться к ее голосу, сохранять народные традиции:
«…Не жестокость — только твердость
Отдал нам мороз трескучий.
Нас искусству жизни учит
Север — наш надёжный дом.
Рады мы помочь друг другу
В испытаниях суровых.
Как тепло, мы ценим слово,
Честь, как крылья, бережём».
IV Смерть поэта
Умер мансийский поэт Юван Шесталов, который являлся знаковой фигурой в культуре северных народов
Юван Николаевич прославился как талантливый писатель, мансийский поэт и член Союза писателей СССР. Примечательно, что именно Шесталов был одним из инициаторов открытия музея под открытым небом.
Скульптура с изображением поэта сделана из гранита и бронзы. Также под бюстом выгравировано его известное стихотворение о стерхе, а в верхнем углу памятника изображен взлетающий в небо журавль.
Сам Юван Шесталов был уверен в том, что после смерти он превратится в журавля, — еще с первых строк стихотворения писатель символизировал себя этой священной птицей.
Автором памятника является ханты-мансийский скульптор Володя Саргсян. Право на возможность соорудить монумент Саргсян выиграл в 2012 году на окружном конкурсе лучших проектов памятника Ювана Шесталова.
Так же в Ханты-Мансийске состоялось торжественное открытие мемориальной доски Ювану Николаевичу Шесталову.
Ранее доска была установлена на доме по улице Лопарева 12, однако, по просьбе родственников, была перенесена. Теперь она располагается по адресу Чехова, 19 - именно там жил великий югорский поэт и прозаик.
«Юван Шесталов жил в этом доме, затем на Лопарева. Ему нравился этот район, потому что рядом находилась его работа – Югорский государственный университет, и его любимый парк им. Бориса Лосева, где он любил гулять. Юван мне всегда говорил: если тебе плохо, сходи в парк, выбери дерево, прислонись к нему спиной и попроси у него хорошего для себя, а дерево заберет у тебя все плохое», - поделилась сестра поэта, сотрудник мемориального кабинета музея Ювана Шесталова Альбина Шесталова.
Юван Шесталов - ровесник мансийской письменности, популярный мансийский стихотворец и прозаик, но все-таки больше - стихотворец. Он родился 22 июня 1937 года в деревне Камрадка Березовского района. Отец Шесталова был одним из первых коммунистов, организатором и председателем колхоза, дед же - шаманом.
Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия.
«Решение о переносе и восстановлении мемориальной доски – это правильно. Зная Ювана Николаевича, я думаю, что он сейчас искренне радуется, поддерживает это решение. Здесь многие, кто знал его лично. Они всегда будут понимать, что в одном человеке сложилась вся философия, вся мудрость, все знания целого народа. Мы верим, что знания, которые получили его студенты и ученики, будут являться важнейшим фактом становления человека – большого мансийского человека. Благодарю организаторов, друзей, коллег, всех тех, кто помнит его как одного из лучших представителей мансийского народа», - обратился к собравшимся депутат Думы Югры 6 созыва Александр Новьюхов.
Юван Шесталов первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен. До него никто из писателей не пытался обрабатывать, вводить их в нынешний стих. Надо было вдохнуть в древние легенды "душу живу", совершить так, чтобы в современной поэме они не выглядели наподобие застывших музейных этнографических экспонатов, потому что поэзия - не музей, а сама жизнь. Надо было, чтобы легенды и песни, не теряя своей древней седой истории, звучали современно, помогая познанию бытия, познанию нравственных, философских, социальных проблем нашего времени. Весь жизненный путь Ювана Николаевича – это служение своему народу.
«Это знаменательное событие для обско-угорского сообщества - своего рода праздник. На литературном творчестве Ювана Шесталова построены репертуары самодеятельных коллективов округа. В театральных и сценических постановках можно услышать отрывки из его знаменитых произведений. Наша задача, а также общественников, работников культуры и образования заключается в передаче его интеллектуального и культурного наследия следующим поколениям. Юван Шесталов – один из немногих, кто через знание родного языка передал нам, живущим в Югре, знания и мудрость целого народа», - высказала мнение вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Надежда Костылева.
В заключение торжественной церемонии открытия мемориальной доски Альбина Шесталова прочитала одно из последних стихотворений брата «Югра – мой рай». Оно посвящено округу, который он любил всем сердцем.
Нужно отметить, что Юван Николаевич Шесталов – заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, почетный гражданин автономного округа, кавалер ордена Дружбы народов и кавалер ордена Трудового Красного Знамени, член Союза писателей СССР, известный общественный деятель, один из основателей Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Он умер 5 ноября 2011 года. Похоронен в Ханты-Мансийске.
В 2012 году в Югре учреждена премия имени Ю. Шесталова за вклад в сохранение и развитие традиционных видов деятельности, культуры и спорта коренных малочисленных народов Севера. В июне 2014 года при входе в музей «Торум Маа» состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной мансийскому поэту. Важным фактом признания его заслуг также стало создание в октябре 2014 года первого литературного музея в регионе – Мемориального кабинета-музея Ювана Шесталова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ионин Г. Н. Новый Шесталов // Шеста-лов Ю. Избранное. Москва, 2007. С. 3-16.
2. Калиев Ю. А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. ун-та, 2003. 216 с.
3. Лебедев В. Д. Моя любовь и страсть. Вместо обзора // Мансийская литература / сост. В. В. Огрызко. Москва, 2003. С. 2946.
4. Малзурова С. Д.-Н. Мифо-фольклорные истоки прозы народов Сибири и Севера 60-80-х гг. XX века. URL: http://www.dsHb. net/literatura-rosii/mifo-folklomye-istoki-prozy-narodov-sibiri-i-severa-60-80-h-gg-xx-veka.html / Библиотека диссертаций dslib. net (дата обращения: 28.01.2017).
5. Пошатаева А. В. Литературы наро-дов Севера. Роль духовного наследия в художественном опыте современно -
сти // Диссертации по гуманитарным наукам. URL: http://cheloveknauka.com/ literatury-narodov-severa-rol-duhovnogo-naslediya-v-hudozhestvennom-opyte-sovremennosti#ixzz4SdFkBRVQ .
6. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Северный дом, 1993. 207 с.
7. Соляр О. Изменение действительно -сти // Мансийская литература / сост. В. В. Огрызко. Москва, 2003. С. 47-61.
8. Хазанкович Ю. Г. Концепция мира и человека в прозе народов Севера // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com/ content/kontseptsiya-mira-i-cheloveka-v-
proze-narodov-severa#ixzz4Wy67W9af http:// www.dissercat.com/content/kontseptsiya-mira-i-cheloveka-v-proze-narodov-severa (дата обращения: 15.08.2016).
9. Шесталов Ю. Откровение Крылатого Пастора // Избранное. Москва, 2007. С. 17108.
10. Шесталов Ю. Синий ветер каслания // Собрание сочинений. Санкт-Петербург; Ханты-Мансийск, 1997. Т. 1. С. 309-459.
11. Шесталов Ю. Сначала была сказка // Собрание сочинений. Санкт-Петербург; Ханты-Мансийск, 1997. Т. 4. С. 49-225.
12. Штанько В. И. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественно-научных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. 292 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".
План- конспект урока по географии 7 класс, на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.
Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....
Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".
Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...
Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...
ЗЕМЛЯ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ. ФОРМА, РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ, ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ
Презентация к разделу:Земля - планета Солнечной системы....