разработка внеклассного мероприятия "Югра-Родина моя"
методическая разработка по краеведению (7 класс)
Представленная разработка урока “Югра-Родина моя ” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках истории, географии, литературы , во внеурочных мероприятиях. В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной ( коллективной) форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у подростков начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.
Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, элементы творческой работы, метод интерпретации. Для включения в работу всех процессов познания учащихся использовались на уроке последовательно аудиальный и визуальный каналы работы с учащимися. Организация учебного процесса была логически выстроена , включала в себя ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний ( рефлексии ). Использование презентаций участников викторины и познавательных заданий на каждом этапе позволяло несколько «оживить» содержание темы и эффективнее воспринимать новый материал.
В ходе этапа рефлексии учащиеся с помощью тестов на интерактивной доске смогли оценить свои знания. В конце урока была проведена рефлексия, в которой учащиеся смогли выразить свое отношение к проведенному занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конструкт | 44.1 КБ |
ключ для жюри | 19.07 КБ |
протокол | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Представленная разработка урока “Югра-Родина моя ” предназначена для изучения детьми истории округа на уроках истории, географии, литературы , во внеурочных мероприятиях. В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной ( коллективной) форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у подростков начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.
Исходя из этого, выбирались и методы работы на уроке: метод стимулирования интереса, элементы творческой работы, метод интерпретации. Для включения в работу всех процессов познания учащихся использовались на уроке последовательно аудиальный и визуальный каналы работы с учащимися. Организация учебного процесса была логически выстроена , включала в себя ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний ( рефлексии ). Использование презентаций участников викторины и познавательных заданий на каждом этапе позволяло несколько «оживить» содержание темы и эффективнее воспринимать новый материал.
В ходе этапа рефлексии учащиеся с помощью тестов на интерактивной доске смогли оценить свои знания. В конце урока была проведена рефлексия, в которой учащиеся смогли выразить свое отношение к проведенному занятию.
Цели квеста :
1) Предметные: Продолжить формировать представление об истории ХМАО.
2) Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли, составлять связный
3) Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его,
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
4) Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Подготовительный этап:
- Подготовка домашнего задания участниками викторины.
- Подготовка информационного проекта «Из глубины седых веков»
- Подготовка заданий викторины.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, конверты с заданиями, протоколы викторины.
Участники :
Ученики 6 – х классов
Технологическая карта
этапы | деятельность педагога | деятельность учащихся |
Актуализация темы | Вводное слово учителя значимости празднования юбилея родного округа. |
|
Постановка проблемы | Учитель предлагает каждой группе составить кластер к следующим словам «семья», «Родина», «Югра». После выполнения работы плакаты с кластерами прикрепляются на доску. | Ученики в течении 2-х минут составляют кластер. Ученики делают вывод о том, что синонимы, которые они привели к предложенным словам по сути одинаковые. |
Информационный этап | Учитель сообщает об этапах становления ХМАО | Слушают рассказ учителя. Делают свои дополнения. |
Викторина | Учитель предлагает ученикам принять участие в викторине | Участвуют в викторине |
Рефлексия | Учитель задает вопрос почему мы не только должны, но и обязаны изучать историю места, где мы живем. | Ученики дают свои ответы. |
Конспект мероприятия
Слайды | Комментарии |
2 | Сегодня мы поговорим о нашей малой Родине – той части России, где мы сейчас живем, где большинство из вас родилось и выросло. Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете. Откуда появились такие интересные названия? Югра, кто такие остяки и вогулы? Что объединяет финнов и угров? Посмотрим ваши домашние заготовки и узнаем это. |
3 | Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. не менее любопытные факты можно выяснить если сравнить территорию нашего округа с некоторыми европейскими странами. |
4 | Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России. Выполняется задание 2 викторины |
5 | Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства. Представим себя в качестве первопроходцев и выполним задание 2. |
6 | Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет. Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их. |
7 | С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. Русские люди столкнулись с местным населением. Волей неволей познакомились с бытом, самобытной культурой, традициями. И каково было их удивление, когда они выяснили, что нас многое объединяет. Например любовь к народной мудрости. В доказательство к этому выполним задание 4. |
8 | Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок. Платить дань они должны были в определенные месяцы. Но как они назывались? Как русские могли определить их? Давайте поможем им определиться. Выполняется задание №5 |
жюри подсчитывает баллы | |
Сегодня ХМАО знают все. Наш округ это не только сырьевая база, но и культурный центр, спортивный центр. А так же проходят международные политические форумы. Все это дает повод гордиться тем, что мы сопричастны к истории Югры. Давайте признаемся в любви нашей Родине. Ребята записывают свои пожелания округу. |
Викторина
Задание 1.
1. Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях?
2. Когда были образованы угорские княжества?
3. Когда был основан русский город Тюмень?
4. В каком году был основан русский город Сургут?
5. Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?
6. В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский ?
Вопросы задаются по скорости ответа. Отвечает тот, кто поднял первым флажок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 2.
Говоря об истории нашего округа, мы часто в своей речи упоминаем такие названия как «Югра», «Остяко - Вогулы», «Фино - угры». Откуда появились эти названия? Об этом вы нам сейчас и расскажите.
Участники викторины демонстрируют домашнее задание.
Оцениваются следующие элементы:
- Правильность оформления презентации – 2 балла
- Достоверность и доступность информации – 2 балла
- Лимит времени 2 минуты – 2 балла
Задание 3.
Представьте себе, что оказались в хантыйском стойбище.
Используя предложенный словарь терминов мансийских расскажите о том, что вы можете увидеть? (составить словестную картину). За каждое использованное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество 10 баллов.
Кутювкал – будка для собак.
Лаппатнэпылыпе – крышка чувала – крышка для закрытия трубы избы.
Мао сопом – короб для хранения мяса.
Няль – слопец – вид давящей ловушки с наживкой и насторожкой для мелких пушных зверей и боровкой дичи.
Няньварнекур - печь для выпечки хлеба.
Ойкатхыньяпал – нары мужские в доме.
Пувас – загон для оленей.
Путкал – летнее кострище.
Ура – священный лобаз для духов.
Чувал – очаг каминного типа, для приготовления пищи в избе.
Задание 4
Народная мудрость одинаково мудра для всех народов. Давайте на примерах попробуем это доказать. Командам необходимо доказать это. Соотнесите пословицы ханты и русские пословицы сходные по смыслу. За каждое верное совпадение команда получает 1 балл. Максимальное количество10 баллов.
Вести чёрные несутся быстрее вьюги чёрной. | Худые вести не лежат на месте Сорока на хвосте принесла |
Если нет ума, то острый нож и топор не помогут. | Ума нет, считай калека. |
Жизнь – загадка: за каждым поворотом таит новую тайну. | Жизнь прожить не поле перейти |
Зло с добром всегда враждуют, как волк с оленем. | Не устоять худу против добра. |
Каждое дело любит сердечность. | Делать с душой. |
Как крикнешь, так и отзовётся. | Как аукнется, так и откликнется |
Лгуну медведь лапой вырвет язык. | Путника настигает темнота, лжеца - разоблачение. |
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем. | Ленивой кошке мышей не поймать. |
Много всего на свете, только отец – один. | Нет такого дружка, как родимая матушка. |
Задание 5
Как вы думаете, о какие названия месяцев у ханты соответствуют названиям наших месяцев. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.
«малые заморозки» или «малый наст» | |
«большие заморозки или» или «вороны прилетели» | |
«гуси – утки прилетели» | |
«Нерест рыбы» или «месяц листьев» | |
«лесные озера» | |
«месяц хода щекура» | |
«замерзают первые ручейки» | |
«осенняя охота» | |
«месяц самых коротких дней» | |
«середина зимы» | |
«середина года» | |
«месяц прилета орла» |
Выдержки из сочинений «Югра – мой дом»
Предварительный просмотр:
Баллировка Познавательная игра «История Югры в истории Росси»
Задание 1 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 6)
1. Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях? (1096г.)
2. Когда были образованы угорские княжества?(12 век)
3. Когда был основан русский город Тюмень? (1586г)
4. В каком году был основан русский город Сургут? (1594)
5. Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси? (1710г.)
6. В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский ? (1940г.)
Задание 2 ( 2 балла за позицию. Максимальное количество баллов 6)
«откуда пошло появилось название Югра»
«почему наш округ назывался Остяко-Вогульский»
«почему наш округ назывался Остяко-Вогульский»
Позиции
- Правильность оформления презентации
- Достоверность и доступность информации
- Лимит времени 2 минуты
Задание 3 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 10)
Кутювкал – будка для собак.
Лаппатнэпылыпе – крышка чувала – крышка для закрытия трубы избы.
Мао сопом – короб для хранения мяса.
Няль – слопец – вид давящей ловушки с наживкой и насторожкой для мелких пушных зверей и боровкой дичи.
Няньварнекур - печь для выпечки хлеба.
Ойкатхыньяпал – нары мужские в доме.
Пувас – загон для оленей.
Путкал – летнее кострище.
Ура – священный лобаз для духов.
Чувал – очаг каминного типа, для приготовления пищи в избе.
Задание 4 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 9)
Вести чёрные несутся быстрее вьюги чёрной. | Худые вести не лежат на месте Сорока на хвосте принесла |
Если нет ума, то острый нож и топор не помогут. | Ума нет, считай калека. |
Жизнь – загадка: за каждым поворотом таит новую тайну. | Жизнь прожить не поле перейти |
Зло с добром всегда враждуют, как волк с оленем. | Не устоять худу против добра. |
Каждое дело любит сердечность. | Делать с душой. |
Как крикнешь, так и отзовётся. | Как аукнется, так и откликнется |
Лгуну медведь лапой вырвет язык. | Путника настигает темнота, лжеца - разоблачение. |
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем. | Ленивой кошке мышей не поймать. |
Много всего на свете, только отец – один. | Нет такого дружка, как родимая матушка. |
Задание 5 ( 1 балл. Максимальное количество баллов - 12)
«малые заморозки» или «малый наст» | март |
«большие заморозки или» или «вороны прилетели» | апрель |
«гуси – утки прилетели» | май |
«Нерест рыбы» или «месяц листьев» | июнь |
Месяц луговых озер | июль |
«лесные озера» | август |
«месяц хода щекура» | сентябрь |
«замерзают первые ручейки» | октябрь |
«осенняя охота» | ноябрь |
«месяц самых коротких дней» | декабрь |
«середина зимы» | январь |
«месяц прилета орла» | февраль |
Предварительный просмотр:
Протокол познавательной игры «история Югры в истории России»
Участники 6 а, б, в класс
3 п.п | этапы | 6а | 6б | 6в |
1 | Блиц-опрос | |||
2 | Защита презентации | |||
3 | Хантыйское стойбище | |||
4 | Народная мудрость | |||
5 | 12 месяцев | |||
итого |
Дата ____________________
Члены жюри _______________________/_______________/
_______________________/_______________/
_______________________/_______________/
_______________________/_______________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.
Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...