Конспект урока
план-конспект урока по краеведению (9 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

урок 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_uchastie_kubantsev_v_krymskoy_voyne.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

К – 9                                                    У № 10                                               Дата: _____________

Тема: Участие кубанцев в Крымской войне.

Цель: сформировать представление об участие кубанцев в Крымской войне.

Задачи:

УУД:

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Проблема 1: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу» П.С. Нахимов.

 - Объясните смысл высказывания.

(Мы родились в нашем Отечестве (РОССИИ), и только мы можем защитить его. Удальство - это лихая смелость, часто не обдуманная, а значит и не стабильная. Истинная храбрость она не лихая, она тверда как сталь и только такое качество может принести настоящую защиту и пользу своей Родине).

  1. Целеполагание. (На доске фото памятника)

В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок – символ славы. Он поставлен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В севастопольской бухте на глазах плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам и тем самым спасти город.

           В марте 2021 г. исполнится 165 года со дня окончания Крымской войны.

  1. Изучение нового. (Слайд ) 

Свой вклад в оборону Севастополя внесли и черноморские казаки. Прежде всего - пешие казаки  кубанского войска из особой команды, несшие сторожевую и разведочную службу во время боевых действий.

Название появилось еще во времена  Запорожской Сечи. Это были искусные стрелки, и разведчики. По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись, с окружающей местностью, и вести наблюдения.  (Пластуны).

 Вывод:  Мы познакомились с высказыванием П.С. Нихимова, узнали годы Крымской войны, прослушали информацию о памятнике затопленным русским кораблям, вспомнили про пластунов.

  - Какую тему мы будем изучать?  ( «Участие кубанцев в Крымской войне»)

 - Какую цель поставим?

4. Знакомство планом работы на уроке и запись Д/З в дневник.

              Д/З. § 9,  3 вопрос «Бои за Таманский полуостров» (конспект) - «3»

или задание 4, стр. 47  - «5» (Напишите историческое сочинение об обороне Севастополя от лица кубанца – участника событий).

 - Любой конфликт начинается с причины. Давайте познакомимся с причинами Крымской войны. (

Задание: (Проблемно – поисковое) ??? – Найдите и  напишите, какие страны были участниками военных действий. (Страны – участницы:  Россия – с одной стороны; Турция – с другой стороны).

- Какие европейские державы поддерживали Турцию в этой войне?  (Англия, Франция).

  1. Овеянные славой пластуны.     (Самостоятельная работа)

Задание: Найдите ответы на вопросы и напишите ответ в тетради:        

  1. Кто возглавил 2 пеших батальона, направленных на защиту Севастополя?
  2. Когда прибыли пластуны на место боевых действий?
  3. Кто встретил их у въезда в Севастополь?
  4. Во что были одеты черноморские казаки?
  5. Как встретили пластунов в Севастополе?
  6. Какие качества пластунов ценились выше всего? (Взаимопроверка по слайду.)

2)Участие черноморцев в обороне Севастополя.

(Стихотворение читают обучающиеся)

Крымская война

Не веселую, братцы, вам песню спою,

Не могучую песню победы,

Что певали отцы в Бородинском бою,

Что певали в Очакове деды.

Я спою вам о том, как от южных полей

Поднималося облако пыли,

Как сходили враги без числа с кораблей,

И пришли к нам, и нас победили.

А и так победили, что долго потом

Не совались к нам с дерзким вопросом;

А и так победили, что с кислым лицом

И с разбитым отчалили носом.

Я спою, как росла богатырская рать,

Шли бойцы из железа и стали

И как знали они, что идут умирать,

И как свято они умирали!

И одиннадцать месяцев длилась резня,

И одиннадцать месяцев целых

Чудотворная крепость, Россию храня,

Хоронила сынов ее смелых…        Л. Апухтин

Задание: Внимательно слушайте сообщение напишите в тетради 1 вопрос выступающему.

1 . Сообщение обучающегося.

 - Кто такие  конные егеря?  (Отборный отряд французской кавалерии).

2. Сообщение обучающегося.

 - Кто придумал план уничтожения неприятельской батареи? ( В.В. Головинский).

- Кто же руководил обороной города?

Петр Семёнович  Нахимов

Владимир Алексеевич  Корнилов (Сообщение).

               Сообщения про героев обороны Севастополя.

  1. Матрос Петр Маркович  Кошка.
  2. Сестра милосердия Дарья Севастопольская.
  3. Хирург Николай Иванович  Пирогов.

5. Первичное закрепление. ДА или НЕТ. (Взаимопроверка) 

  1. Пластуны – это отряд кавалеристов. (Нет. Пехота. )
  2. Пластунов в Севастополе встретил А.С. Меньшиков. (нет. В.А. Корнилов)
  3. С высоко поднятыми саблями вихрем летели пешие вины на егерей. (Нет. Конные егеря на пеших воинов.)
  4. «Бирьючие логовые» - ямы выкопанные в каменистом грунте и покрытых сверху досками. (Да).
  5. А.С. Меньшиков – голавнокомандующий русской артиллерии прибыл к казакам для совместной вылазки по уничтожению артиллерийской батареи. (Нет. Для обсуждения плана действий по уничтожению батареи).

6.        Подведение итогов (Выставление отметок).

Проблема 2: Истории казачества можно предпослать эпиграф – девиз:

«В боях за Россию, во славу Кубани!» .

   -  Насколько оправдывали его казаки?

  1. Рефлексия.

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Всем спасибо за активную работу!

Дайте ответ на утверждение: ДА или НЕТ.

  1. Пластуны – это отряд кавалеристов.
  2. Пластунов в Севастополе встретил А.С. Меньшиков.  
  3. С высоко поднятыми саблями вихрем летели пешие вины на егерей. 
  4.  «Бирьючие логовые» - ямы выкопанные в каменистом грунте и покрытых сверху досками.
  5. А. С. Меньшиков – голавнокомандующий русской артиллерии прибыл к казакам для совместной вылазки по уничтожению артиллерийской батареи. 

Дайте ответ на утверждение: ДА или НЕТ.

1.        Пластуны – это отряд кавалеристов.

2.        Пластунов в Севастополе встретил А.С. Меньшиков.  

3.        С высоко поднятыми саблями вихрем летели пешие вины на егерей.

4.         «Бирьючие логовые» - ямы выкопанные в каменистом грунте и покрытых сверху досками.

5.        А. С. Меньшиков – голавнокомандующий русской артиллерии прибыл к казакам для совместной вылазки по уничтожению артиллерийской батареи.

Дайте ответ на утверждение: ДА или НЕТ.

  1. Пластуны – это отряд кавалеристов.
  2. Пластунов в Севастополе встретил А.С. Меньшиков.  
  3. С высоко поднятыми саблями вихрем летели пешие вины на егерей. 
  4.  «Бирьючие логовые» - ямы выкопанные в каменистом грунте и покрытых сверху досками.
  5. А. С. Меньшиков – голавнокомандующий русской артиллерии прибыл к казакам для совместной вылазки по уничтожению артиллерийской батареи. 

        

Дайте ответ на утверждение: ДА или НЕТ.

  1. Пластуны – это отряд кавалеристов.
  2. Пластунов в Севастополе встретил А.С. Меньшиков.  
  3. С высоко поднятыми саблями вихрем летели пешие вины на егерей. 
  4.  «Бирьючие логовые» - ямы выкопанные в каменистом грунте и покрытых сверху досками.
  5. А. С. Меньшиков – голавнокомандующий русской артиллерии прибыл к казакам для совместной вылазки по уничтожению артиллерийской батареи. 

Задание: Читайте § 9.  Стр. 44 – 47. Найдите и напишите ответы на вопросы:

1)        Кто возглавил 2 пеших батальона, направленных на защиту Севастополя?

2)        Когда прибыли пластуны на место боевых действий?

3)        Кто встретил их у въезда в Севастополь?

4)        Как встретили пластунов в Севастополе?

5)        Какие качества пластунов ценились выше всего?

Задание: Читайте § 9.  Стр. 44 – 47. Найдите и напишите ответы на вопросы:

1)        Кто возглавил 2 пеших батальона, направленных на защиту Севастополя?

2)        Когда прибыли пластуны на место боевых действий?

3)        Кто встретил их у въезда в Севастополь?

4)        Как встретили пластунов в Севастополе?

5)        Какие качества пластунов ценились выше всего?

Задание: Читайте § 9.  Стр. 44 – 47. Найдите и напишите ответы на вопросы:

1)        Кто возглавил 2 пеших батальона, направленных на защиту Севастополя?

2)        Когда прибыли пластуны на место боевых действий?

3)        Кто встретил их у въезда в Севастополь?

4)        Как встретили пластунов в Севастополе?

5)        Какие качества пластунов ценились выше всего?

Задание: Читайте § 9.  Стр. 44 – 47. Найдите и напишите ответы на вопросы:

1)        Кто возглавил 2 пеших батальона, направленных на защиту Севастополя?

2)        Когда прибыли пластуны на место боевых действий?

3)        Кто встретил их у въезда в Севастополь?

4)        Как встретили пластунов в Севастополе?

5)        Какие качества пластунов ценились выше всего?

Мы родились в нашем Отечестве (РОССИИ), и только мы можем защитить его.

Удальство - это  смелость.

Истинная храбрость она не лихая, она тверда как сталь и только такое качество может принести настоящую защиту и пользу своей Родине).

- Кто такие  конные егеря?  (Отборный отряд французской кавалерии).

- Кто придумал план уничтожения неприятельской батареи? (В.В. Головинский)

Матрос Петр Кошка

         Во время обороны Севастополя Петр находился в команде, которая ночами разрушали неприятельские траншеи и захватывала пленных. Выдающейся храбростью, военной смекалкой он отличался на вылазках в тыл врага, захвате языков и разрушению траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч неизвестных героев, участников обороны Севастополя.

      Герой обороны Севастополя, Петр Кошка обрел легендарную известность своей беззаветной храбростью, один раз он спас адмирала Корнилова, схватив бомбу, упавшую под ноги адмирала и погасив ее, отправив в котел с кашей. Когда Корнилов его похвалил, Петр Маркович ответил: "Доброе слово и Кошке приятно". Так возникла эта известная поговорка. А, однажды, увел вражеского коня.

Дарья Севастопольская

        Особо прославилась своим самоотверженным, бескорыстным служением раненым Даша Севастопольская (Александрова). Семнадцатилетняя девушка отправилась на фронт. Она оказывала помощь раненым во время кровопролитного сражения в Севастополе. По указанию Николая I Дарья была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 руб. серебром.

Николай Иванович Пирогов

     Русский хирург и анатомист, естествоиспытатель и педагог.

      Во время обороны Севастополя Пирогов произвел революцию в военно-полевой медицине. Он ввел сортировку пациентов.

     Николай Иванович Пирогов -  хирург, впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии. В Севастополе им было произведено около 400 операций под наркозом. Ему принадлежит инициатива развертывания временных госпиталей для защитников Севастополя.

         Во время сражений наиболее опытный врач стал производить первоначальный осмотр поступающих раненых. Тех, кому помощь требовалась немедленно, оперировали или перевязывали тут же, а безнадежных и тех, кто мог подождать, относили в два разных госпиталя. В то время еще не было известно о причинах нагноения ран, но Пирогов то ли интуитивно чувствовал, то ли по опыту понимал необходимость строгих гигиенических правил. Он требовал их соблюдения, не обращая внимания на усмешки полковых фельдшеров. Одно это спасло десятки тысяч — от заражений и от гангрены. Тяжелобольных стали отделять от выздоравливающих, а госпитальные помещения обрабатывали ждановской (дезинфицирующей) жидкостью.
       До Севастополя руки - ноги солдатам отрезали при малейшем ранении, Пирогов же установил сберегательный принцип хирургии, стараясь по возможности обходиться без ампутаций, чтобы кормильцы не возвращались с войны инвалидами. Раненым накладывали гипсовые повязки.
        С участием Пирогова была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия. До этого считалось, что на войне женщины могут быть только обузой. Но прибывшие в Севастополь сестры с крестами на одеждах исполнили даже больше, чем ожидалось. Пирогов был главным организатором и вдохновителем их деятельности. Один вид спокойных, опрятно одетых женщин посреди ужаса и грязи войны был утешителен для гибнущих солдат и матросов. Сестры перевязывали раненых на голых высотах, стоя на коленях в лужах. В дни штурмов сутками помогали хирургам в операционных, где полы были «на полвершка пропитаны кровью», а после сопровождали транспорты с ранеными. По словам Пирогова, они «перевернули госпитали вверх дном» (до этого больше похожие на огромные морги), поили, кормили раненых и больных, мыли полы, резали, катали бинты, переменяли постели. Кроме того, положение сестер вне армейской иерархии позволило им успешно противостоять злоупотреблениям военной администрации.
     Пирогов на своем примере показал, что военный врач не должен ограничиваться раздачей порошков и ампутацией конечностей. Он сам искал по складам одеяла для раненых, выбивал дрова для госпиталей, проверял аптекарские отчеты и запечатывал котлы с супом, чтобы из них по пути к бойцам интенданты не воровали кур.

Кроссворд по теме «Участие кубанцев в Крымской войне»

1. П

А

П

А

Х

А

2.К

О

Р

Н

И

Л

О

В

3. Я

М

А

4.Х

И

Т

Р

О

С

Т

Ь

5.Б

А

С

Т

И

О

Н

6.К

У

Р

Г

А

Н

7.З

Н

А

М

Я

  1. Головной убор казака.
  2. Вице – адмирал, организатор обороны Севастополя, погиб пр и защите Севастополя .
  3. «Бирьючя  логовая».
  4. Одно из качеств пластунов.
  5. Военное укрепление с земляным валом и рвом.
  6. Стратегически важная высота в Севастополе – Малахов …
  7. Награда пластунов за оборону Севастополя.

Главное слово:  Искустный стралок и разведчик Черноморского войска.

Кроссворд по теме «Участие кубанцев в Крымской войне»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Головной убор казака.
  2. Вице – адмирал, организатор обороны Севастополя, .
  3. «Бирьючя  логовая».
  4. Одно из качеств пластунов.
  5. Военное укрепление с земляным валом и рвом.
  6. Стратегически важная высота в Севастополе – Малахов …
  7. Награда пластунов за оборону Севастополя.

Главное слово:  Искустный стралок и разведчик Черноморского войска.

Кроссворд по теме «Участие кубанцев в Крымской войне»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Головной убор казака.
  2. Вице – адмирал, организатор обороны Севастополя, .
  3. «Бирьючя  логовая».
  4. Одно из качеств пластунов.
  5. Военное укрепление с земляным валом и рвом.
  6. Стратегически важная высота в Севастополе – Малахов …
  7. Награда пластунов за оборону Севастополя.

Главное слово:  Искустный стралок и разведчик Черноморского войска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...