«Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска»
рабочая программа по краеведению (8, 9, 10, 11 класс)
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.
В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую
позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов,
собирательской активности, увлечению наукой.
Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями русских традиций, необходимо знакомить, убеждать в ценности хранения знаний и приобщения к истории земли русской.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого края. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, к его истории
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей Протокол № от
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________Суслопарова Л.А. « 30 августа» 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 48» ______________Н. А. Майорова « 1 сентября » 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
краеведческой направленности
«Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации – 2 года
Автор - составитель программы:
Парунина Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования
г. Омск, 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
2.1Учебный план и содержание 1 года обучения.
2.2Учебный план и содержание 2 года обучения.
3.Контрольно-оценочные материалы.
4.Условия реализации программы.
5 Список литературы.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации, поэтому значение краеведения резко повышается. Краеведение выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.
В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую
позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов,
собирательской активности, увлечению наукой.
Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями русских традиций, необходимо знакомить, убеждать в ценности хранения знаний и приобщения к истории земли русской.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого края. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, к его истории.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Программа ориентирована на учащихся 14-17 лет.
1 год обучения - учащиеся 14-15 лет
2 год обучения - учащиеся 16-17 лет
Дети в этом возрасте проявляют большой интерес к истории родного края. Набор детей на обучение осуществляется на основе свободного выбора ребенка и его родителей. Состав детей постоянный. Для успешной реализации программы целесообразен набор в учебные группы численностью не менее 15 человек. Такая численность обусловлена необходимостью индивидуальной учебно-исследовательской работы каждого члена группы
Программа «Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска» предусматривает реализацию в течение двух лет обучения. Общее количество учебных часов на весь период обучения – 216 часа: 1-й и 2-й год обучения по 108 часов
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
История края богата различными событиями , это вызывает огромный интерес не только у взрослый , но и у детей. В городе имеется много музеев, памятных мест, исторических памятников. Изучению своей малой родины и посвящена программа « Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска».
При проведении занятий необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что прошлое ,настоящее , будущее родного края тесно связаны друг с другом, история это интереснейший процесс познания себя и своих предков. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Прошлые поколения оставили для потомков богатое наследство в области экономики, науки , культуры. Занятие способствуют выработке у учащихся научного понимания закономерностей развития общества, роли народных масс, отдельных личностей в создании материальных и духовных ценностей.
Образовательный процесс происходит с учетом возрастных особенностей и специфики деятельности, для чего формируются группы, состоящие из 15 человек.
1 год обучения - учащиеся 14–15 лет
2 год обучения - учащиеся 16–17 лет
При этом обеспечивается преемственность обучения и логика перехода учащихся с одного года обучения на другой для овладения сценическими навыками на более высоком уровне. Набор детей может так же проходить ежегодно при условии личного интереса ребенка и при наличии свободных мест в группе.
Программой предусматривает 3 академических часа групповых занятий в неделю (1 раз по 2 академических часа по 40 минут и 1 раз - 1 академический час – 40 минут) всего 108 часов в год.
Сроки реализации программы Программа «Краеведение в Омске. Прошлое и настоящее города Омска» предусматривает реализацию в течение двух лет обучения. Общее количество учебных часов на весь период обучения –1-й и 2-й год обучения по 216 часов. Соответственно можно выделить два уровня освоения программы:
1. В первый год обучения учащиеся приобретают знания по истории Омского Прииртышья с древнейших времен до начала XX в., через учебные занятия, практикумы, экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке творческих работ и проектов по краеведению.
2. На втором году обучения учащиеся приобретают знания по истории Омского Прииртышья в XX–XXI вв., через учебные занятия, практикумы, экскурсии. Особенное внимание уделяется подготовке коллективных и индивидуальных проектов и исследований по краеведению.
Цель программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному гражданскому поведению в процессе знакомства с историей родного города, самостоятельного участия в проектно-исследовательской деятельности. Задачи: сформировать у учащихся систему краеведческих знаний; изучить основные понятия и логику проектно-исследовательской деятельности; развить проектно-исследовательские умения и навыки; способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: у учащихся будут сформированы: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: Учащиеся научатся: - планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- использовать знаково-символические средства представления информации;
- использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения познавательных задач;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; - строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- слушать собеседника и вести диалог.
Предметные: Учащиеся научатся: - объяснять основные краеведческие понятия;
- понимать особенности этапов проектной деятельности;
- проводить коллективные и индивидуальные проекты по краеведению
- содействовать формированию базовых умений по истории родного края
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения.
Название раздела, темы учебного занятия | Кол-во часов | |
1,2,3 | «Омское Прииртышье в период каменного века» | 3 |
4,5,6,7 | Экскурсия «Археология Омского Прииртышья» | 4 |
8,9,10 | «Омское Прииртышье в период бронзового века» | 3 |
11,12, 13,14 | Экскурсия «Омское Прииртышье в период бронзового века» | 4 |
15,16 17 | «Омское Прииртышье в период железного века» | 3 |
18,19, 20,21 | Экскурсия «Омское Прииртышье в период железного века» | 4 |
22,23 24 | «Омское Прииртышье накануне присоединения к Русскому Государству | 3 |
25,26, 27,28 | Экскурсия в центр «Служивые люди Сибири» | 4 |
29,30 31 | «Присоединение Омского Прииртышья к России» | 3 |
32,33 34,35 | Экскурсия в Омскую крепость | 4 |
36,37 38 | «Первая Омская крепость» | 3 |
39,40 41,42 | «Экскурсия «Первая Омская крепость» | 4 |
43,44 45 | «Вторая Омская крепость» | 3 |
46,47 48,49 | Экскурсия «Две крепости. К истокам омской истории» | 4 |
50,51 52 | Генерал-Губернатор Западной Сибири Степного края | 3 |
53,54 55 | «Омск во второй половине XVIII в.» | 3 |
56,57 58,59 | Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй половины XVIII в.» | 4 |
60,61 62 | Омичи-участники Отечественной войны 1812 года | 3 |
63,64 65 | «Омск во второй половине XVIII в.» | 3 |
66,667 68,69 | Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй половины XVIII в.» | 4 |
70,71 72 | «Ф.М. Достоевского в Омске» | 3 |
73,74 75,76 | Экскурсия «По местам Ф.М. Достоевского в Омске» | 4 |
77,78 79 | «Омск в первой половине XIX в.» | 3 |
80,81 82,83,84 | Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска первой половины XIX в.» | 5 |
85 86, 87,88 | «Омск во второй половине XIX в.» | 4 |
89,90, 91,92,93 | Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй половины XIX в.» | 5 |
94,95 96,97,98 | Конференция «Омское Прииртышье с древнейших времен до начала XX в.» | 5 |
99,100 101,102 103 | Итоговые занятия по курсу | 5 |
104-108 | Резерв | 5 |
2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения.
Название раздела, темы учебного занятия. | Кол-во часов | |
1,2,3 | «Омск на рубеже XIX-XX вв.» | 3 |
4,5,6,7 | Экскурсия «Омск в начале XX в.» | 4 |
8,9,10 | «Революционный взрыв (1914-1922 гг.)» | 3 |
11,12,13 | Экскурсия «Омск – столица Белой России» | 3 |
14,15,16 | «Омск в 1922 -1939 гг.» | 3 |
17,18,19 20 | «Памятники и памятные места Омска 1920-1930-х | 4 |
21,22,23, 24 | "Крестьянская Голгофа" | 4 |
25,26,27 28,29 | «Омск и омичи в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.» | 5 |
30,31,32 33,34 | Экскурсия «Омск в годы Великой Отечественной войны» | 5 |
35,36,37 | «Омск в 1945-1950-х гг.» | 3 |
38,39,40, 41 | Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1945-1950-х гг.» | 4 |
42,43,44 | Тема: «Омск в 1960-1970-х гг.» | 3 |
45,46,47 48 | Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1960-1970-х | 4 |
49,50,51 52 | «Омск в 1980-1990-х гг» | 4 |
53,54,55 56,57 | Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1980-1990-х гг.». | 5 |
58,59,60 61 | «Омск на рубеже тысячелетий» | 4 |
62,63,64 65,66 | Экскурсия «Памятники архитектуры Омска на рубеже тысячелетий» | 5 |
67,68,69 70 | «Омск в первые десятилетия XXI в.» | 4 |
71,72,73, 74,75 | Экскурсия «Современная городская скульптура Омска» | 5 |
76,78,79 80 | «Особо охраняемые природные территории города Омска» | 4 |
81,82,83 84,85,86 | «Памятник природы «Областной дендрологический сад», «Сад Комиссарова», «Птичья гавань» | 6 |
87,88,89 90,91,92 | «Конференция «История моей семьи в истории моего региона» | 6 |
93,94,95 96,97,98 | «Конференция «Омск в XX – начале XXI вв.» | 6 |
99,100, 101,102 | Заключительные занятия | 4 |
103-108 | Резерв. | 6 |
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1 Формы аттестации
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.
Цель итогового контроля – оценить уровень освоения образовательной программы. Формы контроля: педагогическое наблюдение, диагностическое анкетирование, контрольное самостоятельное изготовление эскизов, создание мини проектов, участие в выставках и конкурсах.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования.
4.2. Материально-технические условия реализации программы:
- информационно-техническое оборудование и мультимедийные средства, .
4.3 Учебно-методическое обеспечение.
Основной формой организации является групповое комплексное занятие. Оно включает:
- организационно-мотивационные моменты и постановку целей и задач,
- освоение и закрепление нового материала
- подведение итогов рефлексию само и взаимооценку.
Некоторые элементы ввиду текущих задач могут отсутствовать.
Другими формами занятий являются:
- мастер классы
-экскурсии
- обсуждение-анализ после экскурсий
- социокультурное событие
- дистанционные занятия с использованием интернет-технологий.
Методы организации деятельности учащихся:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе изучаемого материала.
- Наглядный метод используется при показе фото- и видеоматериалов; демонстрации учебного материала.
- Практический метод (мастер классы)
- Основным методом обучения является, в соответствии с возрастом обучающихся – лекция, игра,
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Список используемой литературы для педагога.
- А. М. Лысунов, М.Ю. Гизбрехт, А. В. Шульпин и др. Омский Успенский Кафедральный собор. Омск 2007.
- Н. Изосимов. Краеведение школах Сибири. Омск 1970.
- Краеведение : пособие для учителя. Под редакцией А. В. Даринского, М.,1987
- Улицы города Омска: Справочник. Омск, 2001.
- Поисковая работа старшеклассников в школьных секциях Н.О.У.: Методические рекомендации. Омск, 1990.
- 1000 знаменательных событий из истории Омска 1716-1996, Омск, 1996.
- Омское Прииртышье: вехи истории: Учебно- практическое пособие. Ч. 1, 2 Омск: О.О.И.П.К.Р.О., 2002.
- Омский Успенский кафедральный собор, Омск 2007.
Список используемой литературы для учащихся.
- Ю. П. Бережной, И. А. Городов и др. Их именами названы улицы Омска. Омск, 1988.
- Омская старина. Историко – краеведческий альманах. Второй выпуск. , Омск 1993.
- П.П. Вибе , А. П. Михеев .Омский историко – краеведческий словарь. М, 1994.
- Памятники истории и культуры города Омска. /Составитель и научный руководитель П. П. Вибе/Омск 1995.
- И.Г. Деветьярова. Старый Омск/Почтовая открытка рубежа 19- 20 веков/ Омск 1991.
- М. П. Журавлёв. Путеводитель по Омску, Омск 1992.
- М. П. Журавлёв. Омск : вчера , сегодня ,завтра. Омск 1993.
- А. К. Касьян, И. Н. Новиков, История Омской области, Омск 1978.
- М. К. Юрасова. Омск. Очерки истории города. Омск, 1983.
- Д. И. Карбышев в Омске, Омск , 1990.
- А.Г. Киселев Миней Мариупольский и другие ( 50 Омских капиталистов) ,Омск 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Прошлое и настоящее г. Омска".
Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей направленности. Историческое краеведение является важным звеном ...
Презентация "Храмы города Омска"
В презентации рассказывается об истории возникновения храмов города Омска. Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ и краеведенью....
Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска
Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска в условиях реализации федерального Проекта модернизации образования...
Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»
Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине». Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...
Омск-прошлое и настоящее.
На своих уроках я использую проектную методику. В данном проекте был использован краеведческий материал.Цель проекта:Формирование у учащихся патриотического отношения к своему родному краю.Театральная...
"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".
Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...
Из опыта работы по проектной методике. Проект «Наш родной город Калининск. Из прошлого в настоящее».
В данной статьепредставлен опыт работы над проектом в старших классах....