«Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска»
рабочая программа по краеведению (8, 9, 10, 11 класс)

Парунина Лариса Владимировна

Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.

В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую
позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.

Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов,
собирательской активности, увлечению наукой.

Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями русских традиций, необходимо знакомить, убеждать в ценности хранения знаний и приобщения к истории земли русской.

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.  Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого края. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, к его истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48»

РАССМОТРЕНО                  

на заседании

МО классных руководителей

Протокол №  от

 

СОГЛАСОВАНО       Заместитель директора _________Суслопарова  Л.А.    «    30 августа» 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ      

Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 48»        

______________Н. А. Майорова

«  1 сентября »     2021 г.        

                                                                        

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

краеведческой направленности

 «Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска»

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации – 2 года

Автор - составитель программы:

Парунина Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования                          

г. Омск, 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Пояснительная записка.

2.Содержание программы.

     2.1Учебный план и содержание  1 года обучения.

2.2Учебный план  и содержание  2 года обучения.

3.Контрольно-оценочные материалы.

4.Условия реализации программы.

5 Список литературы.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, и ориентация в этом отношении падает на субъекты федерации, поэтому значение краеведения резко повышается. Краеведение выступает как средство конкретизации общеисторического, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке.

В настоящее время остро ощущается необходимость поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую
позицию, развитое чувство любви к малой Родине. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.

Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов,
собирательской активности, увлечению наукой.

Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями русских традиций, необходимо знакомить, убеждать в ценности хранения знаний и приобщения к истории земли русской.

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.  Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого края. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, к его истории.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Программа ориентирована на учащихся 14-17 лет.

1 год обучения - учащиеся 14-15 лет

2 год обучения - учащиеся 16-17 лет

Дети в этом возрасте проявляют большой интерес к истории родного края. Набор детей на обучение осуществляется на основе свободного выбора ребенка и его родителей. Состав детей постоянный.  Для успешной реализации программы целесообразен набор в учебные группы численностью не менее 15 человек. Такая численность обусловлена необходимостью индивидуальной учебно-исследовательской работы каждого члена группы

Программа «Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска» предусматривает реализацию в течение двух лет обучения. Общее количество учебных часов на весь период обучения – 216 часа: 1-й и 2-й год обучения по 108 часов

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

История края богата различными событиями , это вызывает огромный интерес не только у взрослый , но и у детей. В городе имеется много музеев, памятных мест, исторических памятников. Изучению своей малой родины и посвящена программа « Краеведение в школе. Прошлое и настоящее   города Омска».

При проведении занятий необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что прошлое ,настоящее , будущее родного края тесно связаны друг с другом, история это интереснейший процесс познания себя и своих предков. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Прошлые поколения оставили для потомков богатое наследство в области экономики, науки , культуры. Занятие способствуют выработке у учащихся научного понимания закономерностей развития общества, роли народных масс, отдельных личностей  в создании материальных и духовных ценностей.

Образовательный процесс происходит с учетом возрастных особенностей и специфики деятельности, для чего формируются группы, состоящие из 15  человек.

1 год обучения - учащиеся 14–15 лет

2 год обучения - учащиеся 16–17 лет

 При этом обеспечивается преемственность обучения и логика перехода учащихся с одного года обучения на другой для овладения сценическими навыками на более высоком уровне. Набор детей может так же проходить ежегодно при условии личного интереса ребенка и при наличии свободных мест в группе.

Программой предусматривает  3 академических часа групповых занятий  в неделю (1 раз  по 2 академических часа по 40 минут и 1 раз -  1 академический  час – 40 минут) всего 108 часов в год.

Сроки реализации программы Программа «Краеведение в Омске. Прошлое и настоящее города Омска» предусматривает реализацию в течение двух лет обучения. Общее количество учебных часов на весь период обучения –1-й и 2-й год обучения по 216 часов. Соответственно можно выделить два уровня освоения программы:

1. В первый год обучения учащиеся приобретают знания по истории Омского Прииртышья с древнейших времен до начала XX в., через учебные занятия, практикумы, экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке творческих работ и проектов по краеведению.

2. На втором году обучения учащиеся приобретают знания по истории Омского Прииртышья в XX–XXI вв., через учебные занятия, практикумы, экскурсии. Особенное внимание уделяется подготовке коллективных и индивидуальных проектов и исследований по краеведению.

Цель программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному гражданскому поведению в процессе знакомства с историей родного города, самостоятельного участия в проектно-исследовательской деятельности. Задачи: сформировать у учащихся систему краеведческих знаний; изучить основные понятия и логику проектно-исследовательской деятельности; развить проектно-исследовательские умения и навыки; способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: у учащихся будут сформированы: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: Учащиеся научатся: - планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 - использовать знаково-символические средства представления информации;

- использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения познавательных задач;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; - строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

 - логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- слушать собеседника и вести диалог.

 Предметные: Учащиеся научатся: - объяснять основные краеведческие понятия;

 - понимать особенности этапов проектной деятельности;

 - проводить коллективные и индивидуальные проекты по краеведению

            - содействовать формированию базовых умений по истории родного края

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения.

Название раздела, темы учебного занятия

Кол-во часов

1,2,3

 «Омское Прииртышье в период каменного века»

3

4,5,6,7

Экскурсия «Археология Омского Прииртышья»

4

8,9,10

 «Омское Прииртышье в период бронзового века»

3

11,12,

13,14

Экскурсия «Омское Прииртышье в период бронзового века»

4

15,16

17

«Омское Прииртышье в период железного века»

3

18,19,

20,21

 Экскурсия «Омское Прииртышье в период железного века»

4

22,23

24

«Омское Прииртышье накануне присоединения к Русскому

Государству

3

25,26,

27,28

Экскурсия в центр «Служивые люди Сибири»

4

29,30

31

«Присоединение Омского Прииртышья к России»

3

32,33

34,35

Экскурсия в Омскую крепость

4

36,37

38

 «Первая Омская крепость»

3

39,40

41,42

«Экскурсия «Первая Омская крепость»

4

43,44

45

«Вторая Омская крепость»

3

46,47

48,49

Экскурсия «Две крепости. К истокам омской истории»

4

50,51

52

Генерал-Губернатор Западной Сибири Степного края

3

53,54

55

«Омск во второй половине XVIII в.»

3

56,57

58,59

Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй

половины XVIII в.»

4

60,61

62

Омичи-участники Отечественной войны 1812 года

3

63,64

65

«Омск во второй половине XVIII в.»

3

66,667

68,69

Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй

половины XVIII в.»

4

70,71

72

«Ф.М. Достоевского в Омске»

3

73,74

75,76

Экскурсия «По местам Ф.М. Достоевского в Омске»

4

77,78

79

 «Омск в первой половине XIX в.»

3

80,81

82,83,84

Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска первой

половины XIX в.»

5

85 86,

87,88

«Омск во второй половине XIX в.»

4

89,90,

91,92,93

 Экскурсия «Памятники архитектуры города Омска второй половины XIX в.»

5

94,95

96,97,98

 Конференция «Омское Прииртышье с древнейших времен до начала XX в.»

5

99,100

101,102

103

Итоговые занятия по курсу

5

104-108

Резерв

5

2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения.

Название раздела, темы учебного занятия.

Кол-во часов

1,2,3

 «Омск на рубеже XIX-XX вв.»

3

4,5,6,7

Экскурсия «Омск в начале XX в.»

4

8,9,10

 «Революционный взрыв (1914-1922 гг.)»

3

11,12,13

Экскурсия «Омск – столица Белой России»

3

14,15,16

«Омск в 1922 -1939 гг.»

3

17,18,19

20

 «Памятники и памятные места Омска 1920-1930-х

4

21,22,23,

24

"Крестьянская Голгофа"

4

25,26,27

28,29

«Омск и омичи в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.»

5

30,31,32

33,34

Экскурсия «Омск в годы Великой Отечественной войны»

5

35,36,37

 «Омск в 1945-1950-х гг.»

3

38,39,40,

41

Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1945-1950-х гг.»

4

42,43,44

Тема: «Омск в 1960-1970-х гг.»

3

45,46,47

48

Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1960-1970-х

4

49,50,51

52

 «Омск в 1980-1990-х гг»

4

53,54,55

56,57

Экскурсия «Памятники и памятные места Омска 1980-1990-х гг.».

5

58,59,60

61

«Омск на рубеже тысячелетий»

4

62,63,64

65,66

 Экскурсия «Памятники архитектуры Омска на рубеже тысячелетий»

5

67,68,69

70

«Омск в первые десятилетия XXI в.»

4

71,72,73,

74,75

Экскурсия «Современная городская скульптура Омска»

5

76,78,79

80

 «Особо охраняемые природные территории города Омска»

4

81,82,83

84,85,86

 «Памятник природы «Областной дендрологический сад», «Сад Комиссарова», «Птичья гавань»

6

87,88,89

90,91,92

«Конференция «История моей семьи в истории моего региона»

6

93,94,95

96,97,98

«Конференция «Омск в XX – начале XXI вв.»

6

99,100,

101,102

Заключительные занятия

4

103-108

Резерв.

6

3.  КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1 Формы аттестации

Для оценки результативности образовательной программы применяется входной и итоговый контроль.

Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.

Цель итогового контроля – оценить уровень освоения образовательной программы. Формы контроля: педагогическое наблюдение, диагностическое анкетирование, контрольное самостоятельное изготовление эскизов, создание мини проектов, участие в выставках и конкурсах.  

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Кадровое обеспечение

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования.

4.2. Материально-технические условия реализации программы:

  • информационно-техническое оборудование и мультимедийные средства, .

4.3 Учебно-методическое обеспечение.

Основной формой организации является групповое комплексное занятие. Оно включает:

  • организационно-мотивационные моменты и постановку целей и задач,
  • освоение и закрепление нового материала
  • подведение итогов рефлексию само и взаимооценку.

Некоторые элементы ввиду текущих задач могут отсутствовать.

Другими формами занятий являются:

        - мастер классы

       -экскурсии

  • обсуждение-анализ после экскурсий
  • социокультурное событие
  • дистанционные занятия с использованием интернет-технологий.

Методы организации деятельности учащихся:

  1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе изучаемого материала.
  2. Наглядный метод используется при показе фото- и видеоматериалов; демонстрации учебного материала.
  3. Практический метод (мастер классы)
  4. Основным методом обучения является, в соответствии с возрастом обучающихся – лекция, игра,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Список используемой литературы для педагога.

  1. А. М. Лысунов, М.Ю. Гизбрехт, А. В. Шульпин и др. Омский  Успенский Кафедральный собор. Омск 2007.
  2. Н. Изосимов. Краеведение  школах Сибири. Омск 1970.
  3. Краеведение : пособие  для учителя. Под редакцией А. В. Даринского, М.,1987
  4. Улицы города Омска: Справочник. Омск, 2001.
  5. Поисковая работа старшеклассников в школьных секциях Н.О.У.: Методические рекомендации.  Омск, 1990.
  6. 1000 знаменательных событий из истории Омска 1716-1996, Омск, 1996.
  7. Омское Прииртышье: вехи истории: Учебно- практическое пособие. Ч. 1, 2 Омск: О.О.И.П.К.Р.О., 2002.
  8. Омский Успенский кафедральный собор, Омск 2007.

Список используемой литературы для учащихся.

  1. Ю. П.  Бережной, И. А. Городов и др. Их именами названы улицы Омска. Омск, 1988.
  2. Омская старина. Историко  – краеведческий альманах. Второй выпуск. , Омск 1993.
  3. П.П. Вибе , А. П. Михеев .Омский историко  – краеведческий словарь.  М, 1994.
  4. Памятники истории и культуры города Омска. /Составитель и научный руководитель П. П. Вибе/Омск 1995.
  5. И.Г. Деветьярова. Старый Омск/Почтовая открытка рубежа 19- 20 веков/ Омск 1991.
  6. М. П. Журавлёв. Путеводитель по  Омску, Омск 1992.
  7. М. П. Журавлёв. Омск : вчера , сегодня ,завтра. Омск 1993.
  8. А. К. Касьян, И. Н. Новиков, История Омской области, Омск 1978.
  9. М. К. Юрасова. Омск. Очерки истории города. Омск, 1983.
  10. Д. И. Карбышев в Омске, Омск , 1990.
  11. А.Г. Киселев Миней Мариупольский и другие ( 50 Омских капиталистов) ,Омск 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Прошлое и настоящее г. Омска".

Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей  направленности. Историческое краеведение является важным звеном ...

Презентация "Храмы города Омска"

В презентации рассказывается об истории возникновения храмов города Омска. Материал можно использовать на уроках ОРКСЭ и краеведенью....

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска

Анализ организации инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Омска в условиях реализации федерального Проекта модернизации образования...

Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине».  Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...

Омск-прошлое и настоящее.

На своих уроках я использую проектную методику. В данном проекте был использован краеведческий материал.Цель проекта:Формирование у учащихся патриотического отношения к своему родному краю.Театральная...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Из опыта работы по проектной методике. Проект «Наш родной город Калининск. Из прошлого в настоящее».

В данной статьепредставлен опыт работы над проектом в старших классах....