Методическая разработка "Акция " Бессмертный полк 20-й школы"
методическая разработка по краеведению
Сценарий мероприятия, посвященного выпускникам и ученикам школы 327 Невского района Санкт-Петербурга - акция памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya_bessmertnyy_polk_20-y_shkoly.docx | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Акция
«Бессмертный полк
20-й школы»
Автор: Антуфьева Оксана Витальевна,
заведующий музеем, педагог ОДОД ГБОУ, учитель географии ГБОУ СОШ №327 Невского района Санкт-Петербурга
Педагогический стаж – 16 лет
Квалификационная категория – высшая
Обоснование выбора темы (актуальность)
Год от года живых свидетелей событий Великой Отечественной войны остается все меньше, поэтому акция памяти «Бессмертный полк» проходит в последние годы по всему земному шару. Данное мероприятие – дань памяти учащимся и учителям нашей школы (накануне войны она носила № 20) – с одной стороны и возможность решения воспитательных задач патриотического направления – с другой.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-11х классов (10-18 лет).
Роль воспитательного мероприятия
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены такие задачи,как формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания. Следуя этому, в план воспитательных мероприятий нашей школы ежегодно включены мероприятия данного направления. Кроме того, школа уже почти со столетней историей, являющаяся памятником архитектуры, размещавшая в годы ВОВ не один десяток военных госпиталей в своих стенах (память увековечена мемориальной доской), воспитавшая Героя СССР В.Ф. Воронова (в советские годы дружина школы называлась его именем), имеет музей «История школы» и сложившиеся десятилетиями традиции. Среди прочих, 8 сентября мы вспоминаем начало блокады Ленинграда и посещаем экскурсии в музей ОУ, возлагаем цветы к мемориальной доске). 31 декабря – день рождения В. Ф. Воронова, поэтому в декабре проходит Декада посвященная В. Ф. Воронову: ребята посещают тематическую экскурсию в музей ОУ, на уроках литературы или русского языка пишут диктанты и сочинения «Ему мы обязаны жизнью», на ИЗО организуется конкурс рисунков). 27 января- День полного освобождения от фашистской блокады,16 февраля-День памяти воинов-интернационалистов, 9 мая – День Победы. Проводится огромная работа по сбору и распространению информации, в том числе о периоде Великой Отечественной войны в жизни учеников и учителей нашей школы. Учащиеся под руководством классных руководителей участвуют в различных проектах, посвященных ВОВ, результатыкоторых отражены в том числе и на сайте музея ОУ. Например, «Книга памяти»
«Письмо с фронта»
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, где гражданин родился и рос, он подразумевает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Поэтому, начатая красными следопытами еще в 60-е годы прошлого столетия работа по увековечиванию памяти о ВОВ, продолжается в настоящее время нынешними учащимися под руководством классных руководителей через организацию мероприятий данного направления.
Цель–воспитание у обучающихся чувства патриотизма и российской идентичности через ознакомление со страницами школьной истории в годы Великой Отечественной войны посредством экспозиции и фондов музея «История школы» ОУ 327.
Задачи:
- Развивать и углублять знания об истории родной школы
- Формировать чувство гордости за героическое прошлое своей школы, родного города и страны в целом (через знакомство с биографией и подвигом выпускника школы Героя Советского Союза Виктора Федоровича Воронова также других выпускников, учителей и учащихся школы)
- Воспитывать у учащихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
Планируемые результаты:
Личностные: проявление чувства любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; демонстрация патриотических чувств на ярких примерах героизма выпускников нашей школы, храбрости и мужества народа, осознание значимости данного мероприятия в собственной жизни – самоопределение
Метапредметные:
коммуникативные УУД: умение вести диалог,строить речевое высказывание в устной и письменной форме
познавательные УУД: осуществление самоконтроля, планирования, прогнозирования;
регулятивные УУД: осуществление волевой саморегуляции, оценки и самооценки, установление причинно-следственных связей.
Предметные: представление о Великой Отечественной войне, как тяжелейшем испытании, выпавшем на долю учащихся, учителей и выпускников 1940-х лет ивсех жителей нашей страны.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Мероприятие проводится в форме историко-литературной композиции. Обоснованием выбора данной формы мероприятия является возможность воздействия на эмоциональную сферу учащихся, возможность познакомить доступным путем с очень важным периодом в жизни нашей школы (период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда) как одной из важных, значимых страниц в истории нашей школы.
Педагогические технологии:
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология критического мышления
Методы воспитания:
- Метод осмысления социального опыта – беседа
- Рассказ
- Пример
Воспитательные приемы:
- Эмоциональное воздействие
- Синквейн
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1.Выбор темы.
2.Определение целей и задач. Определившись с темой, были намечены цели и задачи (см. выше).
3.Выбор формы мероприятия, методов и приемов. Хотелось воссоздать атмосферу ежегодной акции «Бессмертный полк» в нашем музее. Поэтому выбрана такая форма мероприятия и определены соответствующие методы и приемы. Краткие кусочки биографии, сменяющиеся стихотворениями или отрывками стихотворений знаменитых поэтов и нашего выпускника Петра Гультяева на фоне будоражащих сознание мелодий военных песен – это и есть эмоциональное воздействие на сознание учащихся (и дело даже не в возрасте, дело – в душе каждого). Рефлексия мероприятия - синквейн «Война».
4.Определено, кто и в чем может быть задействован (исходя из способностей ребят класса). Ведущими привлечены представители актива школьного музея (старшеклассников и своего класса тоже).
5.Продумано все необходимое для успешного проведения мероприятия.
6. Выяснена возможность участия в мероприятии родственников ребят из класса.
7. Работа над сценарием:
- Определение списка выпускников, которые будут представлены на мероприятии
- Подбор материалов из фондов музея (фото, биографии)
- Подборка стихотворений и музыкального сопровождения для мероприятия
- Логическое построение мероприятия и временной контроль (исключить опасность выйти за рамки урока путем сокращения некоторых стихотворений)
8. Репетиция с учащимися и подготовка штендеров.
9. Проведение мероприятия (пока оно только разработано и к проведению планируется)
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения
Кадровые: классный руководитель, заведующий музеем ОУ и актив музея, библиотекарь ОУ
Методические: материалы фондов музея «История школы», библиотеки ОУ
Материально-технические:
заранее подготовленные штендеры с фотографиями выпускников и учителей - участников ВОВ, проектор, ноутбук, колонки
Информационные: скоростной интернет, свободный доступ к образовательным сайтам сети Интернет, сайт школы (раздел «Школьный музей»).
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данное мероприятие может быть организовано и проведено в ОУ, где есть музей, посвященный его истории, или имеются материалы о выпускниках – участниках ВОВ. Можно провести акцию «Бессмертный полк» с привлечением самих учащихся класса, и тогда участниками «полка» будут родственники учеников, каждый примет участие в подготовке и выступит с рассказом на мероприятии.
Место проведения: музей «История школы» ОУ 327
Оформление: экспозиция музея, презентация на экране, звучащая фоном музыка
Сценарий воспитательного мероприятия
Звучит мелодия из к/ф «Офицеры», заставка – коллаж из фотографий выпускников-фронтовиков школы
Ведущий 1: Добрый день! Мы рады приветствовать уважаемых гостей и учащихся в стенах нашего музея! Сегодня мы проводим акцию памяти учеников, учителей и выпускников нашей, на тот момент, 20-й школы, которые с первых минут войны школьную форму сменили на рабочую одежду, гимнастерки и шинели, а ручки и карандаши – на лопаты, винтовки и гранаты.
Ведущий 2: А что для вас значит Великая Отечественная война? Мы предлагаем составить синквейн «Война»!
Звучит песня О. Газманова «Бессмертный полк».
Учащиеся заполняют полученные листы.
Ведущий 1: Мы вспоминаем Великую Отечественную войну! Мы вспоминаем Блокаду Ленинграда! 1941 год… Успешно сданы экзамены, позади выпускной бал, впереди – счастливое светлое будущее. Никто не ожидал, что утро 22 июня перевернет их жизнь!
Звучит фоном «Священная война»
По радио известили о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину, и уже на следующий день выпускники рыли траншеи на Куракиной даче. Это была их последняя совместная работа, а затем, говоря словами выпускника Петра Гультяева, «По кривым окопам, партизанским тропам нас война из дома увела…».
Ведущий 2: 8 сентября замкнулось кольцо блокады. С сентября по ноябрь 5 раз снижались нормы выдачи хлеба. Голод уносил жизни тысяч ленинградцев. Он забрал и жизнь ученика нашей школы Михаила Глинского.
Ученик1 выносит штендер с фото М. Глинского и читает стихотворение
А. Романова:
Надо мною блокадное небо.
Мне 11 стукнуло лет.
Я гадаю над пайкою хлеба –
До конца съесть ее или нет?
Дом соседний - кирпичная гpyдa.
Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.
Не оставить? Что есть завтра буду?
Не доесть? Вдруг сегодня убьют?
Ведущий 1: 39 школ Ленинграда работали даже в самые тяжелые дни. Наша школа не работала. В здании размещались военные хирургические госпитали, и ученики помогали взрослым: ухаживали за ранеными, читали газеты и книги, писали письма, выступали с концертами – всеми силами старались поддержать выздоравливающих. Александра Иванова – ученица 20-й школы, работала медсестрой в госпитале, а Ирина Вычужанина –санитаркой.
Ученик и ученица выносят штендеры с фото Александры Ивановой и Ирины Вычужаниной и читают стихотворение Ю. Друниной «Бинты».
Ученик:
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Ученица:
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Ведущий 2: Спасением для жителей блокадного города стала Дорога жизни. Она единственная связывала город со страной. На этой дороге работал шофером наш выпускник Сергей Мерзляков. После войны он продолжил военную службу и закончил ее в звании полковника.
Ученик выносит штендер с фото С. Мерзлякова и читает стихотворение:
Дорогой жизни шел к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги!
Ученик выносит штендер с фото Л. Э. Воронковой и рассказывает:
- Учитель русского языка и литературы Людмила Эдуардовна Воронкова эвакуировала голодных и ослабленных детей и взрослых.
Ученик выносит штендер с фото Ю. Морозова и рассказывает:
- Активное участие в обороне Ленинграда принимал выпускник Юрий Морозов. После войны он написал повесть «Встали со взрослыми рядом», в которой описал жизнь детей и взрослых в дни блокады.
Ученик выносит штендер с фото П. Гультяева и рассказывает:
- На Невском пятачке сражался наш выпускник военный врач Петр Гультяев.
Его перу принадлежат строки:
«Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»!
Ученик выносит штендер с фото О. Николаевой и рассказывает:
- Медалью «За оборону Ленинграда» награждена выпускница нашей школы Николаева Ольга. В 1944 году ее направили на разминирование полей у г. Пушкин, где она и погибла…
Ученик выносит штендер с фото Гордона Александра и рассказывает:
- Гордон Александр Семенович – первый пионервожатый нашей школы, сражался на Ленинградском фронте. Награжден Орденом Красного Знамени, медалями.
Ученик выносит штендер с фото Башкова М.И.и рассказывает:
- Башков М.И. – воевал в составе 1-го Украинского фронта, участвовал в штурме Берлина и в освобождении Праги.
Ученик выносит штендер с фото Фадиной В.и рассказывает:
- Фадина Валентина – участница обороны Ленинграда в составе партизанского отряда им. Краснова.
Ученик выносит штендер с фото Старостина В. И рассказывает:
- Старостин Валентин – прошел боевой путь до Берлина. Имеет правительственные награды. Участник Парадов Победы в Москве.
Ведущий 1: Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграл Краснознамённый Балтийский флот. Удивительная история связывает краснофлотца Владимира Иванова, и выпускника нашей школы Юрия Калинина.
Ученик и ученица выносят штендеры с фото Иванова В. В. и Калинина Ю. С.
и рассказывают:
Ученик: Во время Великой Отечественной войны жители Ленинграда отправляли посылки с теплыми вещами и продуктами краснофлотцам. В одной из таких посылок Иванов Владимир получил и рисунок, автором которого был семилетний мальчик Юра Калинин. И балтиец написал Юре ответ. Это письмо Юрий Калинин пронес через всю жизнь!
На экране – письмо от Иванова В.В.
Ученица: Уже в послевоенные годы, прогуливаясь во дворе, разговорились двое мужчин. Оказалось, что эти два человека – Юрий Сергеевич Калинин и Иванов Владимир Васильевич – давно уже знакомы! Связывает их посылка и письмо! А живут они в соседних домах! С тех пор они подружились, стали родными друг другу! Но, к сожалению, годы берут свое. Вот уже несколько лет, как их не стало.
Ведущий 2: А имя этого выпускника носила дружина нашей школы!
Ученик выносит штендер с фото В. Ф. Воронова и рассказывает:
- Воронов Виктор Федорович – Герой Советского Союза, один из первых выпускников нашей школы. На фронте с первых дней войны. Киев, Орел, Тула, Воронеж, Сталинград - это лишь часть тех мест, где воевал Виктор Воронов. Он в совершенстве владел самолетом, при любых погодных условиях выходил на уничтожение противника. Он награжден медалью «Золотая звезда», 2 орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За освобождение Северного Кавказа», «За освобождение Киева».
На экране появляется заставка - фото В. Воронова разных периодов жизни
Ученик продолжает:
- За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 августа 1943 года Виктору Федоровичу Воронову присвоено звание Героя Советского Союза.
Погиб В. Ф. Воронов, освобождая город Зилупе Латвийской ССР в 1944 году. В память об этом подвиге одна из школ этого города носила имя В. Ф. Воронова. Уже после окончания войны прах В. Воронова был перевезен в Куйбышев (ныне Самара). Одна из улиц Самары носит имя В. Воронова.
В год 50-летия Всесоюзной Пионерской организации им. В. И. Ленина было решено увековечить имя Героя Советского Союза воспитанника пионерской и комсомольской организаций школы и именовать пионерскую дружину школы именем Виктора Федоровича Воронова.
Ведущий 1: Сегодня мы не можем не вспомнить еще одного удивительного человека - Базарнову Екатерину Михайловну.
Ученик выносит штендер с фото Е. М. Базарновой и рассказывает:
- Екатерина Михайловна прошла всю Великую Отечественную Войну, от первого до последнего дня, медсестрой. Екатерина Михайловна встретила победу в Берлине, и даже расписалась на Рейхстаге. К нам в школу она пришла уже в послевоенное время учителем истории, почти 20 лет посвятила школьному музею. Под ее началом красные следопыты в 1960-е годы собрали очень ценные фотографии и документы, ставшие основой экспозиции музея, в котором мы сегодня собрались!
Ведущий 1:К нам немного доходит из прошлого мира,
Из минувших столетий – немного имен;
Только редкие души, как луч Альтаира,
Как звезда, нам сияют из бездны времен.
Ведущий 2: Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…
Ведущий 1: Объявляется минута молчания!
На экране заставка: горит вечный огонь.
Ведущий 2: Сегодня у нас в гостях есть живой свидетель тех далеких событий, чьи детские воспоминания до сих пор не дают жить спокойно вот уже более 75 лет. Слово предоставляется (ФИО приглашенного родственника или родственников учащихся класса).
Небольшое выступление гостя мероприятия.
Ведущий 1: Вот и подошла к концу наша акция памяти «Бессмертный полк
20-й школы»! Мы благодарны всем за подготовку и участие в нашей акции! Мы надеемся, что услышанные сегодня истории наших учеников послужат вам примером смелости, мужества, ответственности и ориентиром в нашей непростой современной жизни!
Список используемых источников.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Российская газета. Федеральный выпуск (№122 6693) - rg/ru – 2015 - 8 июня -https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
- Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
- С.И. Заирбек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке.- Москва: «Просвещение», 2011. – 223 с.
- Материалы из фондов музея «История школы» ОУ 327 (Биографии и фото учащихся и учителей школы 1930-1040-х годов)
- Петр Гультяев (выпускник 20-й школы). Сборник стихотворений. 15 стр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бессмертный полк
Презентация о возникновении акции "Бессмертный полк" и участии в ней Алтайского края. Проводился информационный час накануне праздника Победы. Ссылка на материал http://yadi.sk/d/1aYZQITY5Mr3d...
Марафон «Лучшие практики воспитательной и профилактической работы Алтая – 2023». Классный час "Бессмертный полк педагогов Колыванской школы"
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. не просто период истории, точка отсчёта, рубеж, это – незаживающая рана. И если по про...
Сценарий открытия патриотической акции "Бессмертный полк" .
Сценарий открытия патриотической акции "Бессмертный полк" ....
проект 6 в класса "бессмертный полк нашего класса"
реальные судьбы родственников учащихся, участников ВОВ и труженников тыла, сохранившиеся в архивах или найденные на сайте "Мемориал",...
проект 6 в класса "бессмертный полк нашего класса"
реальные судьбы родственников учащихся, участников ВОВ и труженников тыла, сохранившиеся в архивах или найденные на сайте "Мемориал",...
Социально-значимый проект "Бессмертный полк школы №9"
quot;С каждым годом воспоминание о кровавой и жестокой войне уходят в историю. Все меньше в праздничной колонне, на трибунах остается ветеранов. И сегодня для нас важно, чтобы молодое поколение, наши...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государств...