Образовательный проект «Село Денисово в годы Великой Отечественной Войны»
проект по краеведению
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне в муниципальном казённом образовательном учреждении «Денисовская средняя общеобразовательная школа» Ясногорского района Тульской области реализуется образовательный проект «Село Денисово в годы Великой Отечественной Войны». Проект включен в план мероприятий учреждения по празднованию годовщины Великой Победы и реализуется учащимися 5-8 классов, под руководством Максимовой Марии Александровны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 24.49 КБ |
obrazovatelnyy_proekt.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2015»
Образовательный проект «Село Денисово в годы
Великой Отечественной Войны»
Прошло уже 69 лет с дня окончания Великой Отечественной войны, 69 лет с того времени, как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришел на нашу землю мир, выстраданный, оплаченный высокой ценой человеческой жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов и участников той войны. Но остается память... Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не дает померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне в муниципальном казённом образовательном учреждении «Денисовская средняя общеобразовательная школа» Ясногорского района Тульской области реализуется образовательный проект «Село Денисово в годы Великой Отечественной Войны». Проект включен в план мероприятий учреждения по празднованию годовщины Великой Победы и реализуется учащимися 5-8 классов, под руководством Максимовой Марии Александровны.
Целью данного проекта является – сохранение памяти о Великой Отечественной Войне, о подвиге народа, об односельчанах, которые отдали свои жизни для благополучия будущих поколений.
Новизна предлагаемого проекта в систематизации разрозненных данных, обобщении информации и передачи результатов в школьный музей.
Так как Война оставила свой след непосредственно на территории Ясногорского района, то перед нами были поставлены следующие задачи:
- сбор материала о боевых действиях на территории поселка Лаптево и села Денисово;
- сбор информации об односельчанах, участниках Великой Отечественной Войны;
- сбор информации о памятниках, посвящённых войне, на территории села;
- оформление результатов и представление их на внутришкольном мероприятии в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания.
- пополнение фонда школьного музея.
Основные методы, используемые в работе над проектом: сбор, анализ и классификация информации из музеев и библиотеки, встречи с жителями села и оформление результатов.
Данные задачи нашли отражение в направлениях работы групп учащихся (группы по 5-6 человек). На данном этапе работают три группы: «Поселок Лаптево и село Денисово в годы ВОВ», «Герои нашего села», «Эхо Войны».
В настоящее время работа над проектом еще ведется, продолжается сбор информации, поэтому в презентации представлены материалы, найденные учащимися в период с сентября по октябрь 2014 года. В полном объеме собран материал раздела «Эхо Войны», рассказывающий о памятниках и обелисках, посвященных Войне, на территории села и соседних деревень. Разделы «Поселок Лаптево и село Денисово в годы ВОВ» и «Герои нашего села» находятся в разработке, но уже найдено немало материалов, посвящённых данным темам (информация о Иване Алексеевиче Бородине). Мы планируем подробно изучить жизнь односельчан, найти воспоминания жителей села, личные предметы участников боевых действий, узнать, чем они занимались до войны, их увлечения и как их судьба сложилась после.
Весной будущего года планируется посадка аллеи славы на пришкольном участке.
При создании проекта происходит сотрудничество с МУЧ «Ясногорская библиотека им. В.В. Вересаева» и МБУК «Ясногорский районный художественно-краеведческий музей», а так же с Краеведческим музеем «Родная земля» (школьный музей).
Работа над образовательным проектом:
- Способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного задания, его самореализации и рефлексии. Учащиеся на деле чувствуют себя значимым, нужным, успешным, способными преодолевать различные проблемные ситуации.
- Развивает у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности.
- Развивает исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать, делать выводы.
- Знакомит с историей Войны, заставляет задуматься, какой ценой ковалась Победа, благодаря кому мы живем.
- Развивает чувство гордости за нашу страну.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Максимова Мария Александровна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование проекта Прошло уже 69 лет с дня окончания Великой Отечественной войны, 69 лет с того времени, как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришел на нашу землю мир, выстраданный, оплаченный высокой ценой человеческой жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов и участников той войны. Но остается память... Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не дает померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом. Поэтому необходимо помнить о этой страшной Войне, о великом подвиге народа и ценить то мирное время, в котором мы сейчас живем. Новизна предлагаемого проекта в систематизации разрозненных данных, обобщении информации и передачи результатов в школьный музей.
Цель, задачи и методы, используемые при работе над проектом проекта Цель – сохранение памяти о Великой Отечественной Войне, о подвиге народа, об односельчанах, которые отдали свои жизни для благополучия будущих поколений. Задачи: сбор материала о боевых действиях на территории поселка Лаптево и села Денисово ; сбор информации об односельчанах, участниках Великой Отечественной Войны; сбор информации о памятниках, посвящённых войне, на территории села; оформление результатов и представление их на внутришкольном мероприятии в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания. пополнение фонда школьного музея Основные методы: сбор, анализ и классификация информации из музеев и библиотеки, встречи с жителями села и оформление результатов .
Взаимодействия при работе над проектом
Направления работы учащихся
Поселок Лаптево и Денисово в годы ВОВ В зале Боевой Славы школы представлена информация о боевых действиях во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проходившей на территории Тульской области и нашего района, а также о жителях нашего села, принимавших участие в этой войне. Но существует много пробелов, нестыковок в информации о боевых действиях в Ясногорском районе и селе Денисово и мы надеемся в результате работы над проектом хоть немного заполнить эти страницы истории. Карта боевых действий 50-оц Армии, выполненная Аношиным Игорем Павловичем. На ней подробно дан план сражения под поселком Ревякино, которое произошло в период с 30 октября по 8 декабря 1941года. Макет окопа, который изготовили выпускник нашей школы Ефанов Константин и учитель труда Федосеев А.Б.
Хронология боев на Лаптевском направлении 26 ноября немецкие танки перерезали железную дорогу и шоссе Тула- Москва. 27 ноября немецко-фашистские войска предприняли сильные атаки на Лаптевском направлении, так как «поселок Лаптево - это узел дорог, крупный опорный пункт». Вокруг поселка Лаптево был создан боевой участок начальником этого участка был назначен командир 510-го стрелкового полка майор Гордиенко. Теперь именем майора Гордиенко названа одна из улиц города Ясногорска. В начале декабря защитники Тулы переживали самый опасный и тяжелый момент. Враг стремился захватить шоссе Москва-Тула, окружить войска 50 – ой армии и овладеть Тулой. 2 декабря фашисты предприняли наступление на д. Руднево и станцию Ревякино. Фашисты подходили к поселку Лаптево. 3 декабря фашисты захватили д. Малахово , Кострово , Клейменово , вышли на шоссе Москва – Тула. В районе ст. Ревякино перерезали Железную дорогу Серпухов – Тула. Прекратилось снабжение Тулы продовольствием, боеприпасами. 4 декабря началось освобождение нашего района от фашистов.
Поселок Лаптево и Денисово в годы ВОВ Об ожесточенности боев говорят братские могилы на территории нашего района: в пос. Желыбино , в д. Бараново , в пос. Иваньково . В городе Ясногорске также находится братская могила воинов погибших при освобождении нашей земли. Туда был перенесен их прах из разных мест захоронений нашего района. На этом стенде фамилии односельчан, не вернувшихся домой. Перечисление одинаковых фамилий: Бычковы, Наумовы, Зверевы, Федоровы, Луконины, Князевы говорит о том, что на полях сражений остались целые семьи. Братская могила г. Ясногорск
Герои нашего села Гринюк Нина Петровна – работала в санитарном поезде, дошла до Берлина. Иконников Николай Михайлович – принимал участие в Курской битве (одной из шести великий битв Великой Отечественной войны), награжден боевым орденом Красной звезды. Князев Василий Михайлович – в 19 лет добровольцем ушел на фронт, участвовал в битве под Сталинградом. Имеет 6 медалей за боевые заслуги. Зверев Федор Дмитриевич – уроженец с. Денисова. Погиб 30 апреля 1945 г. в Берлине, за 8 дней до окончания войны. Стенд, посвященный участникам Войны
Герои нашего села Стенд, посвященный участникам Войны
Герои нашего села В июле 1941 года на трудовой фронт – сооружение противотанковых рвов и других заграждений из г.Тулы было отправлено до 20 тысяч студентов и школьников. Их руками на подступах к Москве были вырыты многие километры противотанковых рвов. На этом трудовом фронте принимали участие многие наши односельчане, чьи фотографии, документы и награды представлены на этом стенде. Бурдукова Прасковья Григорьевна . Родилась в с.Денисово в 1926 году. В декабре 1941 года, когда ей было 15 лет её и сотни других юношей и девушек направили на трудовой фронт. Под Щекино в селе Волынцево она, как и тысячи молодых туляков, должна была копать окопы. Норма была 6 м в сутки. Скидок не делали даже 15-летним. Кормили один раз в сутки – на работе. Кроме рытья окопов обслуживали еще аэродром (таскали песок, щебень). Забирали на 2 недели, а домой вернулась только в 1942 году, когда фашисты начали отступать. Стенд, посвященный участникам Войны
Герои нашего села Участниками трудового фронта были: Михеева Татьяна Степановна, Слепова Валентина Ивановна . Оказалась на оккупированной врагом территории в Белевском районе и Вера Федоровна Киселева . Ей пришлось во время оккупации прятать в сарае четырех пленных советских солдат. Когда фашисты узнали об этом, ее жестоко избили, но пленным удалось уйти. Она потом удивлялась, как осталась жива. Бабенковой Ксении Ивановне пришлось жить на территории, оккупированной немцами, сражаться с фашистами в партизанском соединении в Брянских лесах.
Герой соседнего села Исследовательская работа Мокиной Ирины ученицы 7 класса. В нашей школе с 2009 года действует музей «Родная земля», где есть экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Там мое внимание привлекла старая пожелтевшая фотография молодого человека в военной форме, под которой была надпись Иван Алексеевич Бородин, уроженец деревни Бураково . Меня очень заинтересовало, как фотография человека из соседнего села попала в наш музей. Все оказалось очень просто. Раньше школа с полным средним образованием была только в селе Денисово , где учились дети со всех близ лежащих сел и деревень. Дочь Ивана Алексеевича-Людмила тоже училась здесь. Это было в далеком 1953 году. Когда она узнала от учителя нашей школы, жительницы д.Бураково , Пашковой Галины Александровны о том, что в Денисовской школе начал работу музей боевой славы, то попросила передать сюда документы своего отца, чтобы сохранить о нем память на долгие годы. Она и сама приезжала сюда и выступала перед учащимися школы. Рассказывала о боевом пути своего отца. Я этого не помню, потому что училась тогда в начальных классах, а школьники старших классов эту встречу хорошо помнят. Вот о чем рассказала нашим ребятам Людмила Филипповна Чуканова 1941 года рождения, дочь Ивана Алексеевича Бородина. И.А. Бородин в начале Войны
Герой соседнего села Из воспоминаний Людмилы Филипповны Чукановой , дочери Ивана Алексеевича Бородина. Родился мой отец в деревне Бураково Лаптевского района в 1918 году. Как и все дети того времени испытал на себе все трудности становления нового социалистического государства. Ему было двадцать, когда в октябре 1938 года он был призван в армию. Служил в артиллерийском полку разведчиком. Освобождал Бессарабию и Западную Украину. Когда началась война с Финляндией, бесстрашно дрался с белофиннами на Карельском перешейке. Весной 1941 года старший сержант Бородин, отслужив свой срок, вернулся домой в свою родную деревню. Но не долгим было его пребывание в родных пенатах. Война с фашисткой Германией вновь заставила Ивана Алексеевича надеть военную форму. Он был направлен на Волховский фронт и назначен командиром взвода 45мм пушек. В боях за Волхов он был тяжело ранен, больше года пролежал в госпиталях. А когда поправился, это был уже июль 1943 года, Иван Алексеевич Бородин вновь отправлен на фронт. На этот раз Брянский……. Потом Северный Кавказ, упорные бои за Новороссийск, где враг сосредоточил крупные силы людей и техники. За героизм, проявленный в тяжелых боях, командир Бородин награждается орденом Красной Звезды. И.А. Бородин в начале Войны
Герой соседнего села Из воспоминаний Людмилы Филипповны Чукановой , дочери Ивана Алексеевича Бородина. …..Война продолжается. Иван Алексеевич назначается командиром батареи 2-го Украинского фронта и участвует в боях за освобождение Киева, Житомира, Бердичева, Винницы и других городов. За доблесть и мужество представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени. Когда фашистские захватчики были изгнаны с территории нашей страны, ему немало пришлось пройти дорогами войны по странам Европы. Он участвовал в боях за освобождение Польши, Австрии, Чехословакии. В 1945 году награжден медалями «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». Имеет медаль за взятие г.Праги , которая выдана правительством Чехословакии в 1964 году. Войну Иван Алексеевич закончил в Берлине. Покончив с фашисткой Германией, капитан Бородин И.А. приказом командование отправлен на восток, воевать с Японскими милитаристами. Там, на Дальнем Востоке, он и закончил свой боевой путь. Ему не один раз объявляли благодарности за отличные боевые действия в боях. В 1947 году он награжден медалью «За Победу над Японией » И.А. Бородин 1945 год
Герой соседнего села И.А. Бородин на митинге в д. Бураково Из воспоминаний Людмилы Филипповны Чукановой , дочери Ивана Алексеевича Бородина. Вернувшись на Родину он, как и все стал налаживать мирную жизнь. Женился, родились дети. Работал и у себя в деревне и в селе Денисово , где три года был председателем сельского Совета. Таковы скупые строки из большой биографии отважного воина и скромного труженика коммуниста Ивана Алексеевича Бородина. Этими строками заканчивалась статья в газете «Ленинский путь» от 23 января 1968 года. Умер Иван Алексеевич Бородин в 1996 году.
Эхо Войны Установлен в 1969 году в честь 40- летия со Дня Победы. Выполнен по эскизу памятника солдату Батурину. На небольшой забетонированной площадке, на высоком постаменте в центре фигура солдата в каске, плащ-палатке и автоматом в руках. На заднем плане расположены две тумбы с надписями 1941-1945г.г. На переднем плане две тумбы с перечисленными фамилиями погибших в годы В.О.В. В стороне с левой стороны от входа ранее стояла плита с надписью «Ни кто не забыт, ни что не забыто». Со временем плита разрушилась и восстановлению не подлежит, при проведении ремонта ее остатки убрали совсем. На месте памятника захоронений нет. Расположен памятник в парковой зоне, за пределами жилых домов. с.Денисово - ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ ОДНОСЕЛЬЧАНАМ
Эхо Войны По воспоминаниям жителей на территории села на третий день, после ухода немцев, было проведено захоронение жертв, расстрелянных фашистами, в одной братской могиле на том месте, где сгорела школа. В 1949 году состоялось перезахоронение останков погибших в селе Квашнино в братскую могилу г.Ясногорска . Обелиск в память о расстрелянных односельчанах, открыт в 1975 году по инициативе бывшего парторга совхоза «Лесной» Князева А.В., и выполнен по чертежам директора совхоза Васелевского Ю.И. и Князева А.В.. Изготовлен на народные средства. В центре небольшой деревянной оградке стояла металлическая доска с нарисованной красной звездой в левом верхнем углу, по центру надпись сделанная рукой бывшего библиотекаря села Квашнино Нины Ивановны Колгановой. Перед доской лежал небольшой белый камень четырехугольной формы, куда возлагались цветы. с.Квашнино – ОБЕЛИСК В ПАМЯТЬ О РАССТРЕЛЯННЫХ ОДНОСЕЛЬЧАНАХ
Работа над образовательным проектом: Способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного задания, его самореализации и рефлексии. Учащиеся на деле чувствуют себя значимым, нужным, успешным, способными преодолевать различные проблемные ситуации. Развивает у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности. Развивает исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать, делать выводы. Знакомит с историей Войны, заставляет задуматься, какой ценой ковалась Победа, благодаря кому мы живем. Развивает чувство гордости за нашу страну.
Заключение Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."
Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...
конкурсная работа - проект "Аткарчане в годы Великой Отечественной войны"
Работа учащегося 8 класса посвящена участию земляков в Великой Отечественной войне...
Проект" Моя семья и Великая Отечественная война"
Участница проекта Мишина Полина в своем сочинении рассказывает о том, какой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесла ее семья....
Образовательный проект на тему: "Герои Великой Отечественной войны".
Данный проект ориентирован на детей среднего школьного звена. Он направлен на расширение кругозора и круга общения детей. Проект имеет большое значение в деле формирования личн...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы Номинация : «Мою семью не обошла война»
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства....
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...