Классный час "Свобода выражается в творчестве"
классный час по краеведению (7 класс)
Классный час о судьбе и творчестве Коршункова П.С. - художник, поэт, учасник ВОВ, узник немецких концлагерей 1942-1945 гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx | 157.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МБОУ"Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им.Шелковникова К.М.
Методическая разработка
открытого классного часа, посвященного
75– летию Победы в Великой Отечественной войне.
Тема: «Свобода выражается в творчестве»
Разработали: преподаватель истории Усть-Баргузинской СОШ Лахтюк Н.Н, руководитель школьного музея Гаськова О.Н.
Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие данные о участниках и героях ВОВ п.Усть-Баргузин, О жизненном пути участника ВОВ, узнике концлагеря «Гросс Розен», Германия -Коршункове Петре Стефановиче
Цели мероприятия:
- Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое
- Уважение к участникам Великой Отечественной войны
- Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, об опасности повторения холокоста, войны, преступлений против человеческой жизни.
- Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
- Задачи мероприятия:
- Образовательные:
- Погрузить детей в атмосферу военного времени.
- Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
- Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
- Воспитательные
- Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
- Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
- Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
- Воспитание честности, благородства, сострадания
- Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины
- содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
- Развивающие
- Развивать интерес к изучению истории.
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
- Форма организации деятельности детей – классный час в виде лекции – семинара.
- Актуальность выбранной темы для школьников:
- Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.
Место мероприятия в системе воспитательной работы:
- Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формы воспитательной работы:
- Этическая беседа.
- Хроника важнейших событий ВОВ
- Наглядная агитация (тематические стенды, специальная литература,
- работы Коршункова П.С)
- Оформление и оборудование:
- - Экспозиция школьного музея, стенды с фотографиями военных лет
- - ММ презентация,.
- - Компьютер, ММ-проектор, программу Point 3D с ноутбуками hp
- Методы и формы контроля качества мероприятия:
- Беседа с учащимися
- Практическая работа
Эпиграф к уроку:
"На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после ожога, и остается в человеке ядро" А.Толстой
Ход мероприятия:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы находимся в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час хочется начать стихотворением нашего земляка
Народного поэта Бурятии Константина Соболева
Смертями плавилась война
И пеплом улетали жизни
И в боли корчилась страна
И плачем заходились тризны
И каждый день - был целый год
С трудом немыслимым и славой,
Но, выжил, выстоял народ
И снова выстроил державу
Сегодня мучит меня стыд
перед святыми стариками
А совесть сердцу говорит
О них храните вечно память
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сегодня мы поговорим о событиях тех лет, о наших земляках принимавших участие в ВОВ и о празднике, который всегда встречают со слезами на глазах.
Из нашего поселка призваны в действующую армию за время ВОВ 760 человек.
На фронтах боев погибли 168 человек.
Без вести пропали 39 человек.
Живыми вернулись 553.
Мы знаем героев , земляков, которые внесли в дело победы свой вклад.
Это - Оцимик Константин Владимирович - командир батареи истребительно-противотанкового артиллерийского полка, старший лейтенант, которому в 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий присвоено звание Героя Советского Союза.
Гончиков Даши Гончикович, Вульфович Иосиф Самуилович, Гаськов Дмитрий Андриянович, Грудин Георгий Иванович, Гузенко Георгий Петрович, наши земляки, герои - орденоносцы
Но мы сегодня предлагаем вам окунуться в события войны, увидеть ее глазами участника - узника немецкого концентрационного лагеря Коршункова Петра Стефановича.
Рассказ ученика - экскурсовод 1.
Коршунков Петр Стефанович родился 20 июня 1919 г в селе Александрия Ставропольского края в обычной крестьянской семье, он был старшим ребенком. Родители были боговерующими , строго соблюдали все посты и законы церкви ,к чему приучали своих детей.
Школу Пётр посещал от случая к случаю - не было одежды, еды, денег. Штаны и рубаха были в заплатах ,обувь тоже прохудившаяся или вовсе не было. Под влиянием деда Архипа и тётки Домны , работавшей библиотекарем ,у Петра Стефановича проснулась тяга к книгам . Книги он приносил тайком домой и прятал под подушкой на печи-лежанке ,а ночью при лучине ,когда родители спали, читал. Бывало, отец находил эти книги ,и Петру сильно доставалось - отец бил сына розгами или ремнем ,или ставил в угол на всю ночь на колени на рассыпанный горох. А потом заставлял читать только библию. В семье ,кроме Петра, было много детей.
Рассказ ученика - экскурсовод 2.
Родители уходили работать в соседний хутор(село).Работали в поле, сеяли, жали снопы, косили сено или хлеба, работали на току –перекидывали зерно из одной кучи в другую. Вставали они с рассветом, а возвращались домой с закатом. Зарабатывали родители очень мало, еды в доме никогда не хватало.
Подростком Петр работал вместе с родителями на полях, а также на различных других работах.
Из-за того, что родители постоянно старались приобщить детей к вере в Бога и постоянному чтению библии , Пётр решил уйти из дома, когда ему было 16 лет .
После ухода из дома Пётр Стефанович жил в общежитии , работал на различных работах.
Постепенно добрался до Москвы, устроился в городе Ступино на закрытый военный авиазавод слесарем. Делал винты самолетам. Там и встретил войну.
С завода он и был призван на военную службу в 1942г. Через 3 месяца их увезли в город Смоленск и отправили на фронт . В первом же бою Пётр Стефанович попал в немецкий плен.
"Если сравнить с тем, что пришлось пережить человеку, попавшему в плен к фашистам, так действительно лучше умереть на поле брани. "
Все три года он пробыл в лагерях на территории Германии, Свои воспоминания он отразил в своих стихах.
Задание для учащихся. Через его стихи предлагаем вам прочувствовать весь тот ужас, который испытали на себе узники концлагерей. Используя программу Point 3D, предлагаем выполнить рисунок и отразить в нем пережитые чувства, переживания, сцены лагерной жизни. (Учащиеся выполняют творческую работу)
1 группа:
Слово ЭСС - шипит, как змея
Змеем таращится свастика
В цепи закована воля моя
Жизнь, как у черта гимнастика,
Утром горланят капо - "апель!"
Спеши тарахтеть пантофелем
Иначе получишь кровавый капель
И вспучится нос картофелем
День наступает, значит "арбайт!"
Из лагеря в лагерь , камни носи
Не можешь ходить - "швайнерат!"
Так значит и жрать не проси.
К вечеру в стельку измученный "люмп"
Палкою весь искалеченный
Хлеба желаешь "руссише думп"
Получишь в гробу заколоченном
2 группа:
То была осень, день прекрасный
А нас погнали на расстрел
Нас гнали долго черным лесом
И я сбежать в лесу сумел.
Шумели кроны надо мною
И корни преграждали бег.
Зажав испугом сердца бой,
В груди шумел кузнечный мех
А там за лесом парни пали
В глубокой яме из песка
Да эхом крики прозвучали,
Но гложет совесть и тоска:
Зачем с ними не упал я?
Не так прожить бы я хотел
Не разделил родные с вами
Друзьями павшими, удел
3 группа:
Гросс - Розен, лагерь смерти
Визг да крик, что пляшут черти
Мицен ауф, мицен ап!
И ружейный слышен залп
На воротах транспарант
Помни, люмпен арестант!
Тут секретов не тая,
Доля каждому своя.
Если русский коммунист,
Значит, пулей подавись.
Если лодырь, дебошир?
Помирать ложись в ревир.
А полякам - наказанье
За Варшавской восстание
Эшелоны привозили
В душевые завозили
Вместо вшей, давили газом
Малых, старых, вместе разом!
День и ночь дымили печи
Туком сыпали на плечи
4 группа:
В загон загнали из жердей
Избытых люто шесть парней,
Зияет рот, где были зубы,
В крови запекшиеся губы.
Но ненависть в глазах пылает,
Подбитый глаз силком сияет,
Никто из них не стонет
Пусть хоть на плаху всех погонят.
Абдул, Иван, Кузьма, Хусейн,
На ночь поставили в бассейн.
Петро, Кирилл и Азамат,
В мотках из проволок стоят.
Нам утро снова пытка, тоже
Семь зуботычин дали в рожу
И целый день, не в похвальбу
Таскать семь бревен на горбу.
Святой Апостол на Хусейн,
Загнали снова всех в бассейн
О, боже! Помоги беде
В холодной выстоять воде
Отчет - выступление групп.
Учитель:
Сцены лагерной жизни Петр Стефанович тоже отразил в своих рисунках. Мы отправляемся с вами в виртуальную экскурсию школьного краеведческого музея п. Усть - Баргузин. в котором представлены экспонаты, выполненные им.
Показ презентации "Свобода выражается в творчестве" по работам Коршункова П.С. Комментарии учащихся - экскурсоводов.
Учитель: Мирное небо лучше войны. Пережив ужасы войны, лагеря, Петр Стефанович "вторую" - послевоенную жизнь посвятил творчеству, в котором раскрылся талант художника, скульптора и поэта. Все это сделано, прочувствовано после трудного , голодного детства, не менее трудной юности, войны, немецкого плена, побега, истязаний, лагерей. Какую силу духа надо иметь, чтобы начать новую жизнь, завести новую семью, родить детей, вырастить их и любить, любить и еще раз любить жизнь во всех ее проявлениях..... Любить беззаветно природу, рисовать картины, в которых нашло отражение экзотичность байкальской природы, ее щедрость и разнообразие.
Вот такой жизненный путь нашего земляка, ветерана войны, человека с большой буквы - Коршункова Петра Стефановича
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Эдуард Асадов
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
Цыренов, Д.М. Герои Бурятии- Улан-Удэ, 2014 год
Соболев К.М. Усть-Баргузин.- Иркутск, 2018
Интернет-ресурсы:
selorodnoe.ru›vid/show/id3632510/
baikal-raduga.ru›rest/exhibition/korshunkov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Жизнь и творчество В.В.Каменского".
Тематический классный час по краеведению об очень интересной и необычной судьбе поэта, актера, художника, авиатора. Классный час можно провести как внеклассное мероприятие, когда по литературе из...
Классный час "Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма"
Цель: Патриотическое воспитание школьников. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России....
Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"
Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть? Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию... Читает записку от родителей…...
Презентация к классному часу на тему "Творчество Айвазовского"
Презентация к классному часу на тему "Творчество Айвазовского"...
Классный час "Жизнь и творчество народного писателя Салчака Калбакхорековича Тока"
Классный час представляет собой беседу, знакомство с творчеством народного писателя Тувы Салчака Калбакхорековича Тока...
Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. Творческая работа №8. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н. Заболоцкого
Маршрутный лист дистанционного урока по творчеству Н. Заболоцкого...