Классный час "Свобода выражается в творчестве"
классный час по краеведению (7 класс)

Классный час о судьбе и творчестве Коршункова П.С.  - художник, поэт, учасник ВОВ, узник немецких концлагерей 1942-1945 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx157.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МБОУ"Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им.Шелковникова К.М.

Методическая разработка

открытого классного часа, посвященного

75– летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: «Свобода выражается в творчестве»

Разработали: преподаватель истории Усть-Баргузинской СОШ Лахтюк Н.Н, руководитель школьного музея Гаськова О.Н.

Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие данные о участниках и героях ВОВ п.Усть-Баргузин, О жизненном пути участника  ВОВ, узнике концлагеря «Гросс Розен», Германия  -Коршункове Петре Стефановиче

E:\2019\003.jpg

Цели мероприятия:

  • Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое
  • Уважение к участникам Великой Отечественной войны
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война,  об опасности повторения холокоста, войны, преступлений против человеческой жизни.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
  • Задачи мероприятия:

  • Образовательные:
  • Погрузить детей в атмосферу военного времени.
  • Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

  • Воспитательные
  • Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
  • Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
  • Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
  • Воспитание честности, благородства, сострадания
  • Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины
  • содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

  • Развивающие 
  • Развивать интерес к изучению истории.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
  • Форма организации деятельности детей – классный час в виде лекции – семинара.
  • Актуальность выбранной темы для школьников:
  • Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

  • Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формы воспитательной работы:

  • Этическая беседа.
  • Хроника  важнейших событий  ВОВ
  • Наглядная агитация (тематические стенды, специальная литература,
  • работы Коршункова П.С)
  • Оформление и оборудование:
  • - Экспозиция школьного музея, стенды с фотографиями военных лет
  • - ММ презентация,.
  • - Компьютер, ММ-проектор, программу Point 3D с ноутбуками hp
  • Методы и формы контроля качества мероприятия:
  • Беседа с учащимися
  • Практическая работа

Эпиграф к уроку:

"На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после ожога, и остается в человеке ядро" А.Толстой

Ход мероприятия:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы находимся в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час  хочется начать стихотворением нашего земляка

 Народного поэта Бурятии Константина Соболева

Смертями плавилась война

И пеплом улетали жизни

И в боли корчилась страна

И плачем заходились тризны

И каждый день - был целый год

С трудом немыслимым и славой,

Но, выжил, выстоял народ

И снова выстроил державу

Сегодня мучит меня стыд

перед святыми стариками

А совесть сердцу говорит

О них храните вечно память

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сегодня мы поговорим о событиях тех лет, о наших земляках принимавших участие в ВОВ и о празднике, который всегда встречают со слезами на глазах.

Из нашего поселка призваны в действующую армию за время ВОВ  760 человек.

На фронтах боев погибли 168 человек.

Без вести пропали 39 человек.

Живыми вернулись 553.

Мы знаем героев , земляков, которые внесли в дело победы свой вклад.

Это - Оцимик Константин Владимирович - командир батареи истребительно-противотанкового артиллерийского полка, старший лейтенант, которому  в 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий присвоено звание Героя Советского Союза.

Гончиков Даши Гончикович, Вульфович Иосиф Самуилович, Гаськов Дмитрий Андриянович, Грудин Георгий Иванович, Гузенко Георгий Петрович, наши земляки, герои - орденоносцы

Но мы сегодня предлагаем вам окунуться  в события войны, увидеть  ее глазами участника  - узника немецкого концентрационного лагеря Коршункова Петра Стефановича.

Рассказ ученика - экскурсовод 1. 

Коршунков Петр Стефанович родился 20 июня 1919 г в селе Александрия Ставропольского края в обычной  крестьянской семье, он был старшим ребенком. Родители были боговерующими , строго соблюдали все посты и законы церкви ,к чему приучали своих детей.

Школу Пётр посещал от случая к случаю - не было одежды, еды, денег. Штаны и рубаха  были в заплатах ,обувь тоже прохудившаяся или вовсе не было. Под влиянием  деда  Архипа  и  тётки  Домны , работавшей  библиотекарем ,у  Петра  Стефановича  проснулась тяга  к  книгам  . Книги он приносил  тайком домой  и прятал под подушкой  на печи-лежанке  ,а  ночью  при  лучине  ,когда  родители спали, читал. Бывало, отец находил эти книги ,и Петру сильно доставалось - отец бил сына розгами или ремнем ,или ставил в угол на всю ночь на колени на рассыпанный горох. А потом заставлял читать только библию. В семье ,кроме Петра, было много детей.

Рассказ ученика - экскурсовод 2. 

Родители уходили работать в соседний хутор(село).Работали в поле, сеяли, жали снопы, косили сено или хлеба, работали на току –перекидывали зерно из одной кучи в другую. Вставали они с рассветом, а возвращались домой с закатом. Зарабатывали  родители очень мало, еды в доме никогда не хватало.

Подростком Петр работал вместе с родителями на полях, а также на различных других работах.

Из-за того, что родители постоянно старались приобщить детей к вере в Бога и постоянному чтению библии , Пётр решил уйти из дома, когда ему было 16 лет .

После ухода из дома Пётр Стефанович  жил в общежитии , работал на различных  работах.

Постепенно добрался до Москвы, устроился в городе Ступино на закрытый военный авиазавод слесарем. Делал винты самолетам. Там и встретил войну.

С завода он и был призван на военную службу в 1942г. Через 3 месяца их увезли в город Смоленск и отправили на фронт . В первом же бою  Пётр Стефанович попал в немецкий плен.

"Если сравнить с тем, что пришлось пережить человеку, попавшему в плен к фашистам, так действительно лучше умереть на поле брани. "

Все три года он пробыл в лагерях на территории Германии, Свои воспоминания он отразил в своих стихах.

Задание для учащихся. Через его стихи предлагаем вам прочувствовать  весь тот ужас, который испытали на себе узники концлагерей.  Используя программу Point 3D, предлагаем выполнить рисунок и отразить в нем пережитые чувства, переживания, сцены лагерной жизни. (Учащиеся выполняют творческую работу)

 1 группа: 

Слово ЭСС - шипит, как змея

Змеем таращится свастика

В цепи закована воля моя

Жизнь, как у черта гимнастика,

Утром горланят капо - "апель!"

Спеши тарахтеть пантофелем

Иначе получишь кровавый капель

И вспучится нос картофелем

День наступает, значит "арбайт!"

Из лагеря в лагерь , камни носи

Не можешь ходить - "швайнерат!"

Так значит и жрать не проси.

К вечеру в стельку измученный "люмп"

Палкою весь искалеченный

Хлеба желаешь "руссише думп"

Получишь в гробу заколоченном

2 группа:

То была осень, день прекрасный

А нас погнали на расстрел

Нас гнали долго черным лесом

И я сбежать в лесу сумел.

Шумели кроны надо мною

И корни преграждали бег.

Зажав испугом сердца бой,

В груди шумел кузнечный мех

А там за лесом парни пали

В глубокой яме из песка

Да эхом крики прозвучали,

Но гложет совесть и тоска:

Зачем с ними не упал я?

Не так прожить бы я хотел

Не разделил родные с вами

Друзьями павшими, удел

3 группа:

Гросс - Розен, лагерь смерти

Визг да крик, что пляшут черти

Мицен ауф, мицен ап!

И ружейный слышен залп

На воротах транспарант

Помни, люмпен арестант!

Тут секретов  не тая,

Доля каждому своя.

Если русский коммунист,

Значит, пулей подавись.

Если лодырь, дебошир?

Помирать ложись в ревир.

А полякам  - наказанье

За Варшавской восстание

Эшелоны привозили

В душевые завозили

Вместо вшей, давили газом

Малых, старых, вместе разом!

День и ночь дымили печи

Туком  сыпали на плечи

4 группа:

В загон загнали из жердей

Избытых люто шесть парней,

Зияет рот, где были зубы,

В крови запекшиеся губы.

Но ненависть в глазах пылает,

Подбитый глаз силком сияет,

Никто из них не стонет

Пусть хоть на плаху всех погонят.

Абдул, Иван, Кузьма, Хусейн,

На ночь поставили в бассейн.

Петро, Кирилл и Азамат,

В мотках из проволок стоят.

Нам утро снова пытка, тоже

Семь зуботычин дали в рожу

И целый день, не в похвальбу

Таскать семь бревен на горбу.

Святой Апостол на Хусейн,

Загнали снова всех в бассейн

О, боже! Помоги беде

В холодной выстоять воде

Отчет - выступление групп.

Учитель:

Сцены лагерной жизни Петр Стефанович тоже  отразил в своих рисунках. Мы отправляемся с вами в виртуальную экскурсию школьного краеведческого музея п. Усть - Баргузин. в котором представлены экспонаты, выполненные им.

Показ презентации "Свобода выражается в творчестве"  по работам Коршункова П.С. Комментарии учащихся - экскурсоводов.

Учитель: Мирное небо лучше войны. Пережив ужасы войны, лагеря, Петр Стефанович "вторую" - послевоенную жизнь посвятил творчеству, в котором  раскрылся талант художника, скульптора и поэта. Все это сделано, прочувствовано после трудного , голодного детства, не менее трудной юности, войны, немецкого плена, побега, истязаний, лагерей. Какую силу духа надо иметь, чтобы начать новую жизнь, завести новую семью, родить детей, вырастить их и любить, любить и еще раз любить жизнь во всех ее проявлениях..... Любить беззаветно природу, рисовать картины, в которых нашло отражение экзотичность байкальской природы, ее  щедрость и разнообразие.

Вот такой жизненный путь нашего земляка, ветерана войны, человека с большой буквы  - Коршункова Петра Стефановича

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Эдуард Асадов

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

Цыренов, Д.М. Герои Бурятии- Улан-Удэ, 2014 год

Соболев К.М. Усть-Баргузин.- Иркутск, 2018

Интернет-ресурсы:

selorodnoe.ruvid/show/id3632510/

baikal-raduga.rurest/exhibition/korshunkov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизнь и творчество В.В.Каменского".

Тематический классный час по краеведению об очень интересной и необычной судьбе поэта, актера, художника, авиатора. Классный час можно провести как внеклассное мероприятие, когда по литературе из...

Классный час "Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма"

Цель: Патриотическое воспитание школьников.            Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России....

Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"

Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть? Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию... Читает записку от родителей…...

Презентация к классному часу на тему "Творчество Айвазовского"

Презентация к классному часу на тему "Творчество Айвазовского"...

Классный час "Жизнь и творчество народного писателя Салчака Калбакхорековича Тока"

Классный час представляет собой беседу, знакомство с творчеством народного писателя Тувы Салчака Калбакхорековича Тока...