Программа внеурочных занятий по краеведению "Моя Самара" Пояснительная записка В связи с внедрением ФГОС второго поколения в начальное образование, краеведение приобретает все большее значение во внеурочной деятельности учащихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Внеурочные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…» Основная задача кружка «Моя Самара» - освоение знаний о родном крае: о его географии, климате, подземных сокровищах, животном и растительном мире, национальных культурах и хозяйственной деятельности людей. Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а, с другой стороны, предоставляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. ЗаЗаЗанятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важннравственных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан забот заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятпамятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окруоокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач.
Цели программы: Образовательные: - знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических особенностях Самарской области; - расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
Метапредметные: - формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность; - развитие умения систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности. Личностные: - привитие детям интереса к истории и культуре родного края, его природе и географии; - выработка дисциплины, усидчивости, умения самостоятельно мыслить, взаимодействовать с другими учащимися и педагогом; - воспитание патриотического отношения к родному краю, а также формирование позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности. Задачи: - формировать у детей интерес к изучению истории, географии, культуре своей семьи, города, края; - учить осмысливать связь времен, попытавшись найти и закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом; - знакомить учащихся с основами вспомогательных исторических и географических дисциплин, с различными видами искусств, развитыми в нашем крае и с видными деятелями науки и культуры; - добиваться широкого охвата учащихся и вызвать интерес к проводимым занятиям; -активизировать деятельность учащихся на проводимых занятиях разнообразными видами; - обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий, поездок, посещения общественных мест. Методы и формы познавательной деятельности учащихся Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; групповые тренинги. Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, Ожидаемые результаты реализации программы: Реализация данной программы предполагает в области познавательных УУД : - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории; - систематизацию краеведческих знаний; в области регулятивных УУД: - принятие и сохранение учебной задачи; - учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
в области личностных УУД: - проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины. - уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры; - проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда; в области коммуникативных УУД: - формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе. - побуждение интереса к самопознанию; - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний; - формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии; - умение задавать вопросы.
Тематическое планирование занятий ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ” (34ч.) Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. | № | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов | 1 | Краеведение- наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 | 2 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой области. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 | 3 | Самарская земля. | Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Экскурсия в зоологический музей. | 4 | 4 | Жемчужины Самарской области. | Легенды Жигулей. Сказки. Памятники природы. Красная книга Самарской области. | 4 | 5 | Топонимика Самарской области. | Понятие о топонимике. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Самарской области. Название районов и некоторых улиц города. Их происхождение. | 3 | 6 | Реки, давшие название и жизнь нашему городу. | Река Самара. Река Волга. Легенды и предания о происхождении названий рек. Стихи о Волге. Волга в произведениях писателей и на картинах художников. Современное состояние реки. Экология. | 4 | 7 | Наш дом родной. | Экскурсия по городу. | 3 | 8 | Откуда пошёл мой род. | Понятие «родословная». Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Презентация работ учащихся. | 3 | 9 | Самарская земля в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с литературными произведениями о Самаре. | 2 | 10 | Самарские писатели и поэты – детям. | Знакомство с произведениями братьев Бондаренко, С.Эйдлина, Ю.Денисова и др., их анализ. | 2 | 11 | Я и мой город. | Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем. | 3 | 12 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. | 2 |
|