Сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны в Республике Калмыкия. 2021 г.
статья по краеведению
Предварительный просмотр:
Сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны в Республике Калмыкия
Надбитов Р.К., методист краеведческого отдела БУ ДО РК «РЦДЮТ и К
Восемь десятилетий минуло с тех пор, как началась Великая Отечественная война. Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, была беспрецедентной по масштабам и ожесточённости. Советский народ сумел выдержать небывалый по силе удар врага, сорвать его планы, а затем, разгромив фашистские полчища, одержать всемирно-историческую победу.
В истории нашей страны не было более трагического испытания, чем война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Задуманная как война на истребление, она поставила вопрос о нашем историческом выживании. Эта война изменила судьбу всей страны и каждого в ней живущего.
Время все дальше отодвигает от нас немеркнущие дни, когда советский народ ценой героических усилий и тяжелых жертв одержал всемирно-историческую победу над немецко-фашистскими захватчиками, отстоял честь и независимость Родины, а человечество было избавлено от нацистской угрозы. Все меньше остаётся среди нас участников этих событий – воинов-фронтовиков, партизан и подпольщиков, тружеников тыла. Но беспримерный подвиг народа, сумевшего одолеть сильного и коварного врага, проявленные им невиданная сила духа, патриотизм, преданность Отчизне и высочайшая ответственность за её судьбу, никогда не сотрутся в людской памяти.
На разных фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражались сыны и дочери Калмыкии. История этой войны свидетельствует, что из небольшой республики было мобилизовано и отправлено в ряды действующей армии около 30 тысяч воинов (практически все мужское население дееспособного возраста). Каждый третий уроженец республики из призванных на фронт погиб.
Велик и незабываем подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С первых дней войны на защиту свободы и независимости нашей Родины вместе со всем советским народом встали и жители Калмыкии. Представители нашей республики воевали на всех фронтах Великой Отечественной, защищали Брестскую крепость и Москву, Ленинград и Севастополь, участвовали в Сталинградской и Курской битве, в партизанском движении в Смоленске и Брянске, в Белоруссии и на Украине, в рядах движения антифашистского сопротивления в Европе.
В 1942 г. на Дону совершил свой бессмертный подвиг сержант Эрдни Деликов, имя которого первым числится в списке Героев Советского Союза – уроженцев Калмыкии. Всего же за боевые подвиги в Великой Отечественной войне этой высокой награды удостоены 23 жителя республики. За мужество и отвагу около 30 тысяч воинов из Калмыкии награждены орденами и медалями.
Великая победа была и остаётся для нас мощной духовной опорой, источником гордости за наше славное прошлое; укрепляет чувство национального достоинства и самоуважения. шли далеко прошедшие сороковые-грозовые – за ними ушла целая эпоха. Уходят и люди – участники и свидетели тех событий – живые носители истории. Остается одно – память. Память о войне – это прежде всего память о людях: о тех, кто воевал, кто не вернулся из боя, кто ковал Победу в тылу. Теперь время бесстрастно отсчитывает десятилетия уже от конца Великой Отечественной. Для ветеранов эта война стала и памятью о юности, и самым нестирающимся переживанием за целую жизнь – главным из всего, что было. Не всем участникам этой страшной войны посчастливилось дожить до светлого дня Победы — они навсегда остались на полях сражений. Поэтому необходимо хранить о них Память. Память – это и бережно сохраняемые пожелтевшие фотографии, и треугольники солдатских писем – бесценные документы истории Великой Отечественной войны.
Сегодня одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия является школьное краеведение. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В ходе работы школьных музеев, факультативов, кружков осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно - поисковой деятельности школьников.
Результаты мероприятий с юными краеведами показывают, что учащиеся и педагоги Республики Калмыкия добились высокой результативности, неоднократно представляли учебно-исследовательские работы детей на всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество». Труд молодых исследователей – краеведов и их наставников позволяет проследить славный путь героев – земляков, выявить малоизвестные факты Великой Отечественной войны.
Пока еще не оценен по достоинству тот вклад, который внесли юные краеведы Калмыкии в дело изучения истории войны. Учебно-исследовательские работы детей разных лет хранятся в архиве Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Элисты, являясь объектом внимания со стороны молодых ученых, журналистов и специалистов учреждений культуры и науки республики.
Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения рассматривает школьные музеи как эффективное средство духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания учащихся. Поэтому Центр оказывает им посильную поддержку, привлекает внимание руководства районов с целью выделения музеям помощи. Разработаны методические рекомендации по организации школьных музеев, Положение о создании школьного музея. В фондах школьных музеев республики насчитывается более 16 тысяч музейных предметов, в том числе и периода Великой Отечественной войны. В помощь педагогам изданы и направлены в образовательные учреждения методические сборники и брошюры: «Патриотическое воспитание в современной школе» (обобщение опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»), сборник документов «По следам 28-й армии», «Герои Советского Союза – уроженцы Калмыкии» и др.
Жизнь меняется кардинально, сейчас в школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Поэтому сегодня очень важно использовать методы и средства, имеющие наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Особенно ценны такие формы работы, в которых обеспечивается совместное участие учителей и учащихся.
Средствами краеведческо - исследовательской деятельности создаются условия для эффективного героико-патриотического воспитания детей, утверждается уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны. Навыки поиска информации и эффективного ее использования лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Участники туристско-краеведческого движения учащихся Республики Калмыкия «Бичкн Торскм» проделали большую работу по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Так, старшеклассница из Ики-Бурульского района Бембеева Буйнта принимала участие в работе секции «Военная история» всероссийского конкурса «Отечество». Она посетила экскурсии в Центральном музее Вооруженных сил, работала в Российском комитете ветеранов войны под руководством Шелковина Д.Т. Ее исследовательская работа «Памятник от слова «память»» была посвящена установлению жизненного и боевого пути солдата, чья могильная плита была обнаружена на берегу Чограя во время одного их походов. Ею была организована переписка с родными Фоменко И.Т., которых она нашла через газету «Степные зори» Ипатовского района Ставропольского края, с помощью различных электронных баз данных (ОБД «Мемориал, «Элар.ру», «Солдат.ру», Календарь Победы и др.), электронных архивов, архива ЦАМО, Санкт-Петербургского архива военно-медицинских документов был собран обширный материал о судьбе младшего сержанта.
Буйнта узнала, что Фоменко родился в 1922 г., умер от ран в 1948. Девочка решила найти родственников погибшего солдата. После публикации обращения в газете «Степные зори» пришел ответ от супруги старшего брата Ивана Тимофеевича, Нина Павловна. Прислала фотокарточку солдата, а также фото поселка Зунда Толга 50-х гг.
Пришел ответ из ОБД «Мемориал». Там были данные об отце Ивана - Тимофее Фоменко. Оказалось, что он захоронен на Украине. Кроме того, в Элистинской часовне имени Георгия Победоносца Буйнта нашла имя Тимофея Фоменко в списке тех, кто уходил на войну из Элисты. Позже выяснилось, что он писал письма домой, рассказывал, что их перебрасывают с одного фронта на другой, спрашивал, что там слышно о его сыновьях.
Вот так, усилиями школьницы из Зунды-Толги мы узнали судьбу солдата Ивана Фоменко. В ходе поисков Буйнте открылась другая история. Оказалось, что рядом с ее родным поселком, в балке Хат Сала, существует еврейское захоронение. В те далекие военные годы сюда пригнали еврейские семьи из Ставрополья, красноармейцев, и расстреляли в балке. Но один мальчик выжил. Прячась в высоком бурьяне,он дошел до кузницы. Потом ему помогли добраться до кошары под Арзгиром. На животноводческой стоянке его и приютили. Иван Палагута, бывший полицай, сжалился над еврейским мальчиком, дал ему свое имя,стал приемным отцом ребенка. Настоящее имя спасшегося от расстрела-Валерий.
Сейчас Ивана нет в живых, но один из его сыновей – Алексей - руководит районной администрацией в Ставропольском крае. А Буйнта и те, кто неравнодушен к исследованию, решили установить памятную доску в балке Хат Сала. В память о тех, кто оказался здесь захоронен. На данный момент собраны необходимые документы для установки памятника.
Собранные сведения были переданы родным, также они используются при организации уроков мужества, классных чинов, оформления экспозиции в музее.
В республиканских СМИ исследование Буйнты имело широкий резонанс: прошел сюжет в новостных выпусках, ВГТРК Калмыкии был снят документальный фильм «Ицл» («Надежда») об авторе и истории солдата: публикации в газете. На первую статью Ц.Джалсанова «Бичкн Торскм» открывет исторические факты» откликнулись родственники Энчан Бадмаевой, которая принимала участие в судьбе чудом выжившего еврейского мальчика. Таким образом, поисковая работа получила продолжение. Вскоре юным краеведам удалось собрать документы для установления памятной плиты на месте расстрела его семьи. В итоге работы школьная музейная комната пополнилась экспозицией, посвященной судьбе солдата, а на сайте «Кремник.ру» создана карточка участника Великой отечественной войны Фоменко И.Т. с полными данными о нем. Члены краеведческого кружка стали участниками акции «Мемориал» телепрограммы «Жди меня». В рамках телепроекта «Никто не забыт, ничто не забыть» идет сбор информации о воинских захоронениях по всей России. Отныне во Всероссийском перечне воинских захоронений числится могила нашего земляка.
Ежегодно в Республике Калмыкия проводится республиканская краеведческая конференция «Бичкн Торскм». Жюри конференции представлено известными учеными и специалистами нашего края. В секции «Калмыкия в военной истории России» работы юных исследователей оценивает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Очиров Уташ Борисович. В отчет по конференции он отметил, несмотря на то, что события Великой Отечественной войны все дальше от нас, сохраняется высокий уровень подготовки исследований.
В 2020-21 учебном году образовательные организации Республики Калмыкия продолжают вести активную работу по сохранению памяти об участниках Великой Отечественной войны, проводят внеурочные мероприятия для обучающихся.
Например, в шести образовательных организациях Приютненского района проведены Уроки Победы, организованы мероприятия «Письма Победы», обучающиеся двух школ приняли активное участие в конкурсе «История в биографиях», практически во всех школах проведены акции «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «Гвоздика памяти», «Посылка солдату», в ряде образовательных организаций – флешмоб «Читаем детям о войне», челленджи «Я помню! Я горжусь!», «Поем великую песню «День Победы»».
В школах Яшалтинского района запланирован цикл бесед «Наши земляки-Герои Советского Союза» (о Л.И.Манджиеве, П.А.Турченко, Г.М.Лазареве, А.Г.Митяшкине, Б.М.Хечиеве, Э.Т Деликове, Н.Т Воробьёве). При проведении образовательных мероприятий патриотической направленности учитываются возрастные особенности детей, возможности восприятия ими информации. Для обучающихся 1-4 классов в апреле-мае 2021 г. будут проводиться классные часы на тему «О тех, кто отдал свою жизнь борьбе, чтоб хорошо жилось и мне», для детей среднего школьного возраста беседы и викторины «Помни, что когда-то шли на бой ребята», для старшеклассников – «Подвиг народа в Великой Отечественной войне». Организовываются библиотечные выставки «героические подвиги людей и подростков в годы Великой Отечественной войны». Предусмотрено посещение музейных выставок, конкурсы строевой песни «Статен в строю, силен в бою!», рисунков и чтецов «Строки, рожденные в боях».
В январе 2021 г. в образовательных организациях республики проведены Уроки Мужества, посвященных снятию блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битвам, Дню Победы и празднику 23 февраля. В районах республики планируются и эффективно реализовываются и другие образовательные и воспитательные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание детей. Например, в школах Целинного района в течение года будет реализовывать комплекс занятий «По страницам истории российской армии и ее славных боевых побед» ко Дню воинской славы. Для старшеклассников организовываются встречи с воинами-интернационалистами и выпускниками военных училищ. В январе-феврале 2021 г. проведена военно-спортивная игра «Служба ратная, служба солдатская». Проведены тематические уроки «Подвиг пионеров в Великой Отечественной войне» (в 1-3 классах), «Дети на войне» (4 класс), «Боевые награды Родины» (5 класс), «Знамена Российской армии» (6 класс), «Цена Победы 1945 г.» (9-11 классы). Среди обучающихся школ Целинного района будет проведен конкурс военно-патриотической песни «Поклон тебе, солдат России», организовываются выставки рисунков «Наша армия на защите Родины, «Я славлю армию свою».
Особое значение в деле сохранения исторической памяти о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны уделяется музейной деятельности и экскурсионной работе в школах. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране и регионе как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся активно применяются виртуальные экскурсии в музеи г. Волгограда, Элисты и др. городов. Проводятся музейные уроки и экскурсии по темам «Дорогами Великой Отечественной войны», «У войны нет женского лица», «Солдатский треугольник», «История школы», «История одного экспоната». Большую работу в этом направлении проводят и образовательные организации Яшкульского, Сарпинского и Малодербетовского районов, на территории которых развернулись боевые действия в годы Великой Отечественной войны.
Школьники республики приняли активное участие во всероссийской акции «Была война», Международном творческом конкурсе « Я помню, я горжусь!», Всероссийской акции «Живи и помни!, Всероссийском конкурсе детского творчества «Во имя жизни на земле», Всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу!».
На региональном уровне были проведены конкурсы «Негасимый огонь памяти», республиканскае эстафеты «История солдата», «Мой прадедушка – участник войны», краеведческая конференция «Бичкн Торскм» («Моя малая Родина») с номинациями «Калмыкия в Великой Отечественной войне», «Поиск», республиканская акция «Память на все времена», республиканский конкурс видеороликов «Волна памяти», республиканский дистанционный конкурс чтецов «Нам этот мир завещано беречь!». . Таким образом, только в 2020 г. на региональном уровне проведены семь крупных образовательных мероприятий и конкурсов патриотической направленности среди обучающихся школ республики.
Важную роль в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников играет личное участие детей в мероприятиях, привлечение их к уборке территорий мемориальных комплексов и оказание шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.
Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников ...

"Книга памяти участников Великой Отечественной войны (1941-1945 г.)" - Чижиков Фёдор Тимофеевич
Сведения о прадедушке воспитанницы средней логопедической группы Ксении Б....

"Книга памяти участников Великой Отечественной войны (1941-1945 г.)" - Пахомова Тамара Николаевна
Сведения о прабабушке воспитанницы средней логопедической группы Полины Л....

Мой прадед: участник Великой Отечественной войны "Войну из памяти не вырвать"
Семейные реликвии бережно хранятся в каждом доме. Рассказ поведала наша бабушка.Автор Донских Анастасия...

Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан
Герои земляки. Участники Великой Отечественной войны Мамадышского района Республики Татарстан...

Презентация "Опаленные войной ".посвященное памяти участников Великой отечественной войны.
Вахта памяти "Помню,горжусь" из семейного архива ....