Краеведение на современном этапе и перспективы его развития (заметка в Инстаграм 2021 г.)
опыты и эксперименты по краеведению
Сейчас в нашей стране ясно осознается потребность в таких качествах личности, как ее духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zametka_v_instagram_2021_g.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Надбитов Р.К., методист РЦДЮТ и К
Краеведение на современном этапе и перспективы его развития
Сейчас в нашей стране ясно осознается потребность в таких качествах личности, как ее духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению.
В современном образовании актуальными остаются вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» с изменениями за 2019 г., одной из важных задач в настоящее время является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Образование должно быть ведущим социальным институтом, удерживающим все более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. В связи с этим необходимо развивать систему мероприятий для поддержки, общения и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста.
Актуальной эта проблема является и для нашего центра, так как республиканские и муниципальные краеведческие мероприятия выявляют большое количество талантливых, неординарных ребят, способных заниматься исследовательской, проектной, экскурсионной деятельностью. Практика краеведческой работы показывает, что наряду с традиционными формами необходимо использовать инновационные, которые позволяют ребенку наиболее ярко раскрыть свою индивидуальность.
Мы понимаем, что к инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Я узнал, что это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Такой опыт был нами накоплен и успешно реализован в ходе проведения «Школы краеведа» для 30 детей из малообеспеченных и многодетных семей.
При этом следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.
Опыт работы БУ ДО РК «РЦДЮТиК» показывает, что в краеведческом образовании по-прежнему используются как традиционные формы работы: конференции, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, однако внедряются и инновационные формы работы такие как: стендовая презентация, очно-заочная краеведческая школа, интерактивные игры с применением ИКТ, разработка проектов. Все это позволяет эффективно организовать исследовательскую и поисковую деятельность учащихся.
В процессе своей работы мы выяснили, что основными факторами развития познавательного интереса обучающихся к краеведению являются:
- эмоциональное воздействие,
- наглядность,
- использование технических средств обучения и информационно-компьютерных технологий.
Исследовательская краеведческая деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования исследовательской деятельности для формирования ключевых компетенций школьников на республиканской конференции «Бичкн Торскм», можно отметить следующие моменты:
- Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы.
- Содержание ее базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов,
- Существует необходимость сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите.
Положительную мотивацию для самообразования создает проектное обучение. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются к различной учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
Но главной базой овладения знаниями по краеведению должен оставаться такой уникальный институт, как школьный музей. Особенно возрастает роль музея в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, Интернет. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. В настоящее время, в связи с активизацией патриотической работы в школах и введением краеведения как регионального компонента в систему общего и дополнительного образования, приоритетным стало возрождение уже имеющихся и создание новых школьных музеев.
Список литературы:
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
- Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
- Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Степанов Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. М., 2006.
- Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сферы туризма и сервиса в Казахстане: современное состояние и перспективы.
В статье рассматриваются основные аспекты развития сферы туризма и сервиса в Казахстане. Оценивается современное состояние и перспективы развития туризма Казахстана....
Современное состояние и перспективы развития регионального туризма
В статье рассказывается о перспективах развития туризма г. Рассказове и Рассказовском районе Тамбовской области....
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".
Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...
ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов XVII Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 15 ноября 2015 г.
ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯсборник материаловXVII Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 15 ноября 2015 г....
Современные технологии и перспективы их развития
конспект урока...
Статья "Предмет обществознание: современные проблемы и перспективы развития"
В статье в доступной форме предлагаются рассуждения молодого педагога о современном состоянии учебного курса "обществознания", освещаются некоторые актуальные проблемы и предлагаются пути их...
Конспект открытого урока по технологии в 7 классе по «Современный транспорт и перспективы его развития», учителя технологии МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»
Тема: Современный транспорт и перспективы его развития.Цель: познакомить с понятиями Министерство транспорта Российской Федерации, транспортная реформа, виды современного транспорта Российской Ф...