Развитие сферы туризма и сервиса в Казахстане: современное состояние и перспективы.
статья по географии по теме

В статье рассматриваются основные аспекты развития сферы туризма и сервиса в Казахстане.  Оценивается современное состояние и перспективы развития туризма Казахстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sfery_turizma_i_servisa_v_kazahstane.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сферы туризма и сервиса в Казахстане: современное состояние и перспективы 

Кажена Рысалды Куатовна

ГУ «Гимназия №1», г. Караганда, преподаватель географии

      Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. По прогнозам, ближайшие 10 лет  туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов.

      С экономической точки зрения привлекательность туризма, как составной части услуг – более быстрой  окупаемости вложенных средств и получение доходов. На долю туризма приходится около 6 % мирового ВНП, 7 % капитальных суммарных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений.

      Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности. В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад ВНП которых составляет 15 – 35 %.

      Несмотря на продолжающийся туристский бум в РК, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживаемости в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Казахстан приходится менее 1 % мирового туристского потока.

      По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях, важнейшей статьей валового национального дохода Казахстана.

      Несмотря на улучающуюся ситуацию в туристской отрасли страны, остается еще не мало проблем. В частности, необходимо перестройка всей инфраструктуры, так как она не соответствует современным требованиям, предъявляемым курортам. Необходимо так же стимулировать деятельность  турфирм в деле реализации путевок конечному потребителю и организации их перевозки. Основная проблема развития туризма и санаторно-курортного дела видится в том, что регион отстает в определении правового и экономического механизма взаимоотношений административных органов и хозяйствующих субъектов с туристскими организациями. Это влечет потерю выгоды для местного бюджета.

      Существующая статистика туристкой деятельности не в полной мере охватывает весь спектр туристских услуг. Работа по совершенствованию учета туристских  показателей проводилась в соответствии с рекомендациями Всемирной туристкой организации. В этих целях ежегодно пересматривались формы статистической отчетности, и в настоящее время вводятся новые бланки обследования. Туризм представляет собой пример межотраслевой деятельности, что требует внедрения вспомогательного счета.          

      В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 года « Об утверждении плана мероприятий по формированию туристского  имиджа Казахстана на 2000-2003 г.» собран материал о туристских возможностях. Данный рекламно- информационный материал передан в цифровых носителях в Агентство РК по туризму и спорту для создания альбома « Казахстан - новый уникальный туристический объект» Специалистами Агенства РК по туризму и спорту проводится комплексные работы по изучению туристско-рекреационного потенциала областей с участием заинтересованных служб. Проводится совместная с ВУЗами работа по подготовке кадров в сфере туризма. Практически в каждом ВУЗе областных центров имеется факультет туризма. Проводятся обучающие семинары с руководителями менеджерами, организаторами туристско-экскурсионного обслуживания, санаторно-оздоровительного учреждения туристских фирм по вопросам развития внутреннего туризма. Анализ статистических данных показывает, что колебания объема туристских услуг связаны с качественной перестройкой рынка туристских услуг и социальными явлениями. Значительное уменьшение потока выезжающих за рубеж на постоянное место жительство, уменьшение числа выезжающих в шоп туры и перенацеливание туристских фирм на въездной и внутренний туризм привели к естественным колебаниям показателей деятельности туристских организаций, так как услуги по выездному туризму стоят дороже услуг внутреннего туризма. К тому же известно зарубежные туристке центры не требуют особых затрат на их рекламу со стороны туристских фирм. В то время как реклама услуг по внутреннему туризму требует существенных затрат. Введение лицензирование туристкой деятельности способствовало более быстрому росту отчислений в бюджет в виде налогов и других платежей за счет ужесточения требований со стороны лицензиара субъектом туристкой деятельности. Очень важное значение имеет для развития внутреннего туризма как грамотный маркетинг, так и продвижение туристского продукта. В этом направлении необходимо усмотреть следующее:

  1. меры по развитию межрегионального сотрудничества с области туризма;
  2. организация туристских  ярмарок и других мероприятий;
  3. внедрение унифицированных стандартов в продаже турпродуктов;
  4. обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения;
  5. максимальное  удовлетворение потребности в туристских услугах;
  6. разработка планов развития  специализированных видов туризма;
  7. рекламно- информационное обеспечение.

            Говоря о развитии сферы сервиса в Казахстане, можно выделить ресторанный сервис Казахстана. Ресторанный бизнес Казахстана оценивается не менее, чем в треть миллиарда долларов США годового оборота, ежегодный рост составляет в последние годы около 20%. В 2008 году темпы роста заметно снизились под влиянием кризисных явлений, охвативших многие отрасли экономики. Но именно снижение деловой активности делает клиента более требовательным и заставляет заведения бороться за каждого гостя.

      Ресторанный рынок Казахстана делится на несколько сегментов: рестораны высокой кухни (fine dining), демократичные рестораны полного обслуживания (casual dining) — до 80% рынка; предприятия быстрого обслуживания (quick service restaurants), представленные сетевыми компаниями, местными заведениями, а также турецкими суррогатами мировых брендов без авторского права и оригинального названия; столовые и кафетерии (fast casual).

В обществе сложилась устойчивая традиция питания дома. Модель потребительского поведения, основанная на публичном питании стала расширяться только в последние годы. Если средний американец тратит в год до 1500 тыс. дол. на рестораны, немец — около 500 дол., россиянин — до 10 дол., то житель Казахстана — около 25 дол.

      В потребительской модели поведения клиентов сформирован поликоньсьюмеризм — выбор одновременно различных и даже взаимоисключающих потребительских ценностей. По видам кухни на первом месте стоит кухня-микс, включающая блюда разного
происхождения в один прием пищи (до 40% заказов), европейская кухня составляет 13%, национальная (азиатская, казахская, уйгурская) — 10%, юго-восточная (корейская, китайская) — 17%, итальянская — 10%.

      Предприятия вынуждены вести не менее двух-трех национальных направлений, что составляет дополнительные материальные
и кадровые затраты. Инновации содержания продукта состоят в изменении традиционных меню. Помимо изначальной ориентации на несколько национальных кухонь, заведение ежегодно обновляет подбор блюд в меню каждой кухни до 60% и вводит как минимум одно новое направление. В 90-ые годы обязательной была кавказская кухня, в 2000-ые — мексиканская и американская, сегодня мода на японскую и юго-восточную. Осваивая новые направления, предприятие должно вкладывать дополнительные средства в обучение персонала, маркетинговую проработку, товарные остатки. Обновление меню затрагивает если не 100%, то 70-80% заведений питания всех категорий.

      Инновации по содержанию продукта означают изменения в технологии приготовления блюд. Сегодня только четверть заведений применяют новые технологии. Эти инновации приносят значительную прибыль (рентабельность в 2-3 раза выше), но требуют особой квалификации, высоких стандартов качества продуктов и общей культуры заведения. Новые технологические линии, оборудование для залов, баров и, конечно, кухонь самая активно развиваемая инновация. В 2007 году началось массовое техническое перевооружение предприятий питания. Доля затрат на оборудование достигла 25-30% при общих инвестициях 1,5 тыс. дол. на квадратный метр (исследования автора).

      Автоматизированные системы учета — одна из самых успешных инноваций в секторе питания. Единые программы позволяют отслеживать полный цикл от принятия заказа в зале до передачи его на кухню и одновременного списания остатков продуктов. Существуют различные программные системы и техническое обеспечение, средняя стоимость которых колеблется в районе 10-20 тыс. дол.

      Новые технологии обслуживания также базируются на новых возможностях коммуникации, IT-технологий, способности управления спросом с использованием методов виртуализации. Рестораны не просто выдают персональные карты лояльным клиентам, но ведут многотысячные картотеки с помощью CRM-систем, организуют собственные сайты, создают социальные сети, принимают заказы и устраивают виртуальные вечеринки.

      В Казахстане новые технологии в обслуживании применяют уже до 15-20% заведений. Основной проблемой перехода к современным системам обслуживания, маркетинга и продвижения является несоответствие принятой системы управления и подготовки кадров новым вызовам рынка.

      Казахстанские рестораны и кафе организуются и управляются по традиционной функционально"иерархической системе. Подбор персонала проводится по квалификационным признакам с проверкой личностных качеств (коммуникабельность, честность, лояльность). Оплата труда работников сдельная (проценты от заказа) или сдельно"повременная (оклад и доплаты в зависимости от оборотов, статуса и особых условий). Сложившиеся модели можно назвать производственными, поскольку они хорошо работают на поточном обслуживании при небольшом ассортименте продукции. Лучшие результаты получают сетевые рестораны, имеющие максимальную степень формализации всех процессов. Но и в таких ресторанах текучесть кадров далеко превышает пороговые 15%, после которых начинает снижаться качество обслуживания, и достигает 30% среди всего состава.

      Текучесть кадров в среднем казахстанском ресторане достигает 40% в год, а по категории официантов доходит до 80 и даже 100%.

      Таким образом, современное состояние внутреннего туризма Республики Казахстан требует работы по совершенствованию, именно для этого на уровне Президента и Правительства РК принимаются законодательные акты, и в настоящее время мы наблюдаем существенное улучшение положения во внутреннем туризме в сравнении с 90 годами.

      Индустрия общественного питания нуждается в инновациях, способных создать уровень услуг в соответствии с растущими запросами потребителей. Но внедрение инноваций затруднено существующим дефицитом кадров, их низкой квалификации и слабой мотивацией. Рестораны Казахстана применяют новые подходы в управлении бизнесом и подготовке кадров на основе концепции экономики впечатлений.

Литература:

  1. Журнал «Эксперт Казахстан» №27 (175) от 07.06.2008 г.
  2. «Все гениальное просто». Дина Караджаева. Журнал «National Business» №3 (41), март-апрель 2007 г.
  3. «Индустрия производства. Заметки на салфетках»; Каусария Ишангали. Журнал «National Business» №1 (27), январь-февраль 2006 г.
  4. Винокуров Б.Л., Леонов В.А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты. – Алматы, 1998.
  5. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
  6. Закон РК « О туристской деятельности»
  7. Концепция  развития туризма в Республике Казахстан
  8. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы

Резюме

Мақалада Қазақстандағы  туризмнің және сервистің шеңберлі дамуының негізгі аспекттері  көрсетілген , Қазақстандағы туризмнің дамуының негізгі мәселелері  және  болашақтары тағайындалған.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние и перспективы развития регионального туризма

В статье рассказывается о перспективах развития туризма г. Рассказове и Рассказовском районе Тамбовской области....

Филологическое образование в Казахстане: состояние и перспективы

Обновление всех сфер педагогической деятельности, ориентация на национальные ценности, интеграция в мировое образовательное пространство обязывает нас, педагогов, ориентируясь на основные направления ...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В работе представлены проблемы преподавания и освоения обучающимися русского языка как родного. Рассмотрены современные УМК по русскомй языку. Выделены задачи преподавания русского языка в свете требо...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

“Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.Материалы Всероссийской научно-пр...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...