Доклад на педсовете БУ ДО РК "РЦДЮТ и К". 2020 г.
опыты и эксперименты по краеведению
В современном образовании актуальными остаются вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. Согласно Федеральному Закону «Об образовании» с изменениями за 2019 г. одной из важных задач в настоящее время является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Образование должно быть ведущим социальным институтом, удерживающим все более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. В связи с этим необходимо развивать систему мероприятий для поддержки, общения и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста.
Актуальной эта проблема является и для нашего центра, так как республиканские и муниципальные краеведческие мероприятия выявляют большое количество талантливых, неординарных ребят, способных заниматься исследовательской, проектной, экскурсионной деятельностью. Практика краеведческой работы показывает, что наряду с традиционными формами необходимо использовать инновационные, которые позволяют ребенку наиболее ярко раскрыть свою индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_rtsdyutik_2020_g.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение на современном этапе и перспективы его развития
Сейчас в нашей стране ясно осознается потребность в таких качествах личности, как ее духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению.
В современном образовании актуальными остаются вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. Согласно Федеральному Закону «Об образовании» с изменениями за 2019 г. одной из важных задач в настоящее время является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Образование должно быть ведущим социальным институтом, удерживающим все более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. В связи с этим необходимо развивать систему мероприятий для поддержки, общения и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста.
Актуальной эта проблема является и для нашего центра, так как республиканские и муниципальные краеведческие мероприятия выявляют большое количество талантливых, неординарных ребят, способных заниматься исследовательской, проектной, экскурсионной деятельностью. Практика краеведческой работы показывает, что наряду с традиционными формами необходимо использовать инновационные, которые позволяют ребенку наиболее ярко раскрыть свою индивидуальность.
Мы понимаем, что к инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Я узнал, что это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Такой опыт был нами накоплен и успешно реализован в ходе проведения «Школы краеведа» для 30 детей из малообеспеченных и многодетных семей.
При этом следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.
Опыт работы БУ ДО РК «РЦДЮТиК» показывает, что в краеведческом образовании по-прежнему используются как традиционные формы работы: конференции, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, однако внедряются и инновационные формы работы такие как: стендовая презентация, очно-заочная краеведческая школа, интерактивные игры с применением ИКТ, разработка проектов. Все это позволяет эффективно организовать исследовательскую и поисковую деятельность учащихся.
В процессе своей работы мы выяснили, что основными факторами развития познавательного интереса обучающихся к краеведению являются:
- эмоциональное воздействие,
- наглядность,
- использование технических средств обучения и информационно-компьютерных технологий.
Исследовательская краеведческая деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования исследовательской деятельности для формирования ключевых компетенций школьников на республиканской конференции «Бичкн Торскм», можно отметить следующие моменты:
- Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы.
- Содержание ее базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов,
- Существует необходимость сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите.
Положительную мотивацию для самообразования создает проектное обучение. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются к различной учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
Но главной базой овладения знаниями по краеведению должен оставаться такой уникальный институт, как школьный музей. Особенно возрастает роль музея в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, Интернет. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. В настоящее время, в связи с активизацией патриотической работы в школах и введением краеведения как регионального компонента в систему общего и дополнительного образования, приоритетным стало возрождение уже имеющихся и создание новых школьных музеев.
Список литературы:
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
- Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
- Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Степанов Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. М., 2006.
- Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Доклад на педсовете "Типология современного урока", 2011
Типология современного урока...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020
Игровые педагогические технологии Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...