Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
статья по краеведению
Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга).
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 84
имени дважды Героя Советского Союза П.А.Покрышева
Петроградского района Санкт-Петербурга
ул.Б.Монетная, д.2, литер А, Санкт-Петербург, 197101, тел./факс (812) 232-05-01
E-mail : shc84@list.ru http ://www.spb-school-84.ucoz.ru
Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Автор-разработчик:
Обухович В.В.,
методист,
учитель МХК и ОДНКНР
Санкт-Петербург
Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга).
Актуальность обусловлена необходимостью нравственного воспитания личности и важностью приобщения учащихся к духовно-нравственной культуре родного страны.
Сегодня изучение духовно-нравственной культуры народов России особенно актуально в связи с рядом проблем: существует большое количество детей, которые не знают культуру своей Родины или не смогли изучить её в должной степени в связи с занятостью родителей или по иным причинам. Без прошлого нет будущего, поэтому важно возрождать утраченные традиции: приобщать учащихся к духовно-нравственным традициям народов России и воспитывать на примерах исторических героев (в том числе на примере Александра Невского). Олимпиады направлены на формирование таких ценностей, как патриотизм и любовь к родной стране.
Концептуальный подход состоит в развитии личности, формировании творческой индивидуальности на основе изучения основ духовно-нравственной культуры народов России, их особенностей и ценностей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Одной из основных тем различных олимпиад и конкурсов предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (а также ряда историко-краеведческих конкурсов) является Александр Невский, его воинский и духовный подвиг, а также храмы, посвящённые святому князю (центральное место из которых занимает Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра)
Важнейшим условием подготовки к олимпиадам и конкурсам является установка на целостное осмысление культуры России и обнаружение взаимосвязей между различными её феноменами. В этой связи особо важен культурологический системный подход, а также необходимость учета синергетической составляющей, позволяющей увидеть культуру в развитии. Не погружая учащихся в особенности системно-синергетического подхода, но опираясь на него, важно научить их не только узнавать феномены духовно-нравственной культуры, но и увидеть их как элементы единого организма (культуры России), обладающего своими качествами, в совокупности обеспечивающими неповторимость и уникальность отечественной культуры, носителями которой являются и сами учащиеся.
В этой связи особую актуальность приобретает взаимная интеграция ОДНКНР и других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга). Указанные предметы составляют между собой своеобразный треугольник: при изучении одного из них школьники не всегда, но часто получают знания и по двум другим (например, при изучении Александро-Невской Лавры мы познаём и духовно-нравственную культуру России, и культуру нашего города, и мировую художественную культуру). Таким образом, взаимная интеграция ОДНКНР, ИК СПб и МХК является одним из путей подготовки к олимпиадам и конкурсам.
Также важным является участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах не только предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и иных. Этот опыт позволяет учащимся не только расширить общий кругозор, но и принять участие в решении заданий олимпиад и конкурсов, которые зачастую отличаются от тех, к которым ребята привыкли на уроках.
Цель – обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся посредством приобщения к духовно-нравственной культуре народов России.
Задачи:
Обучающие:
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности появились, хранятся и передаются от поколения к поколению;
- формировать представление об основных традициях и духовно-нравственных ценностях народов России;
- способствовать пониманию учащимися духовно-нравственных мотивов, которые определяют культуру народов России и подвиги исторических героев (в том числе Александра Невского);
Развивающие:
- развивать общие интеллектуальные способности (логическое и аналитическое мышление, памяти и внимания);
- способствовать осознанию учащимися себя как творца и носителя духовно-нравственной культуры;
- способствовать осознанию учащимися себя как наследников подвигов исторических героев России (военных, религиозных, трудовых и т.д., в том числе подвигов Александра Невского);
- способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в ходе знакомства с произведениями художественной культуры (картинами и памятниками, храмами и иконами);
- развивать интерес к истории и культуре народов России;
- развивать умение запоминать и анализировать культурологическую информацию, а также работать с источниками информации.
Воспитательные
Способствовать повышению:
- духовно-нравственной культуры учащихся;
- познавательной активности и работоспособности;
- уважительного отношения к истории и культуре России;
- уважительного отношения к национальным и религиозным культурам России;
- осознания собственной нравственной ответственности за сохранение и развитие культуры России и Санкт-Петербурга.
Планируемые результаты
Личностные результаты. Участие в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» повлияет на культурно-нравственное становление детей, формирование их гражданской позиции:
- произойдёт осознание и принятие таких общечеловеческих культурных ценностей, как патриотизм и толерантность;
- разовьётся любознательность, наблюдательность, внимание, уважением к истории и культуре России и Санкт-Петербурга;
- повысится познавательная активность;
- появится собственной нравственной ответственности за сохранение и развитие культуры России и Санкт-Петербурга.
- разовьётся навык работы с информацией.
Предметные результаты
Под влиянием участия в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» у учащихся сформируются представления
- о том, что общечеловеческие ценности появились, хранятся и передаются от поколения к поколению;
- об основных традициях и духовно-нравственных ценностях народов России;
- о духовно-нравственных мотивах, которые определяют культуру народов России и подвиги исторических героев (в том числе Александра Невского);
Метапредметные результаты: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать
Коммуникативные УУД: умения оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией и различными источниками
Материально-техническое оснащение: кабинет, оборудованный столами и стульями, доска, при необходимости компьютер и мультимедийный проектор
Методы подготовки к олимпиадам и конкурсам
Методы в основе которых лежит способ организации:
- словесный (беседа, рассказ, обсуждение)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, фильмов)
- практический (работа в группах, выполнение практических заданий, тренировочное решение заданий олимпиад прошлых лет).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Используемые технологии:
- игровая
- технология сотрудничества
- дискуссия
- ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...
«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.
Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...