Сценарная разработка разноуровневого занятия, посвященного изучению истории, культуры и современной жизни Санкт-Петербурга.
план-конспект по краеведению

На примере занятия можно познакомиться с  многолетним опытом школьной работы по краеведению, ведущейся  в рамках нескольких школьных курсов, которые изучались  в параллелях 2-4,  8-9, 10-11 классов школы.

Данная публикация может быть полезна учителям истории и культуры Санкт-Петербурга, учителям географии, учителям иностранного языка, организаторам внеклассной работы в школе, педагогам дополнительного образования, занимающимся краеведением.

Кючевые понятия занятия: непрерывное краеведческое образование, практичекая деятельность, внеурочная деятельность, образовательные проекты, исследовательская деятельность, разноуровневые группы учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка разноуровневого занятия, посвященного изучению истории, культуры и современной жизни Санкт-Петербурга.

Автор  -  педагог-организатор, педагог дополнительного образования Чернышева Ольга Ивановна.

 Все  участники урока (от второклассников до учителей и родителей)   объединены общей идеей - рассказать друг другу о том, как они постигают город, в котором они живут. Задания составлены с учетом возрастных особенностей школьников разных параллелей. Особенностью занятия является  то, что старшие ученики и педагоги как бы принимают второклассников в семью петербуржцев, рассказывая им о петербургских традициях школы, сложившихся за десятилетия. Второклассники, в свою очередь, получают первый полезный опыт проектной деятельности, направленной на изучение родного города. В создании образа города большую роль играет видеоряд и музыка, подобранная учителем и учениками.  Старшеклассники рассказывают о своих путешествиях по городу на английском языке, демонстрируя полезные практические навыки, полученные на уроках английского языка. На занятии учителем используются разные формы и методы учебно-исследовательской и  проектной деятельности, школьники всех возрастов учатся презентовать свою работу.

На примере урока можно познакомиться с  многолетним опытом школьной работы по краеведению, ведущейся  в рамках нескольких школьных курсов, которые изучались  в параллелях 2-4,  8-9, 10-11 классов школы.

Данная публикация может быть полезна учителям истории и культуры Санкт-Петербурга, учителям географии, учителям иностранного языка, организаторам внеклассной работы в школе, педагогам дополнительного образования, занимающимся краеведением.

Кючевые понятия занятия: непрерывное краеведческое образование, практичекая деятельность, внеурочная деятельность, образовательные проекты, исследовательская деятельность, разноуровневые группы учащихся

Разноуровневое занятие по краеведению

«Взрослеем вместе с городом»

 Участники- ученики 2, 6, 10 и 11 классов.

 Общее количество участников-до 50 человек.

Место проведения-актовый зал.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, аудиосистема.

Основная идея  занятия заключается в непрерывности краеведческого образования человека, живущего в Санкт-Петербурге.

Цели занятия:

-формирование у всех участников проекта (школьников, родителей, учителей) «чувства города»

-развитие интеллектуальных и творческих способностей с помощью участия в краеведческих проектах

-удовлетворение интересов и запросов всех участников проекта  в изучении родного города

-вовлечение участников проектов в работу группы «Уроки истории и культуры Санкт-Петербурга» «В контакте»

-создание преемственности в изучении города учениками  при переходе из начальной школы в среднюю

-показать практическую необходимость овладения английским языком

Задачи:

-Показать всем участникам проекта возможности непрерывного краеведческого образования посредством общения с городом

-организовать совместную деятельность родителей и учащихся по изучению родного города

-организовать внеурочную деятельность учащихся через систему краеведческих проектов

-показать учащимся возможности взаимодействия школьных предметов (истории города и английского языка) в построении собственных знаний

Ход занятия.

Педагог дополнительного образования Чернышева Ольга Ивановна.

Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, здесь собрались школьники из разных классов, которые также, как и вы изучают историю и культуру Санкт – Петербурга. Конечно, изучаем мы ее по-разному. В начальной школе мы встречаемся на занятиях кружка  «Я и город», ученики 5-8 классов принимают участие в районных краеведческих играх, в 8-9 классах ребята изучают историю города на английском языке, а в 10-11 классах в рамках элективного курса «Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга». С нами сегодня ваши учителя и родители, которые так же, как и вы являются петербуржцами, которые всегда рядом во время прогулок, экскурсий, путешествий по Петербургу. Сегодня мы хотим рассказать друг другу, как же мы изучаем наш город, взрослея вместе с ним.

Учитель начальной школы

Дорогие друзья! В начале этого учебного года в нашем классе проходил проект «Мой Петербург», участвуя в котором ученики  рассказывали о своих любимых местах города, его достопримечательностях, о маршрутах семейных прогулок по Петербургу. Сегодня мы хотим предоставить возможность выступить победителям этого проекта.

Выступления всех участников занятия сопровождаются  мультимедийной презентацией.

Ученик. . 

Я хочу представить вам мой собственный маршрут прогулки по городу. Мне кажется, что любому ученику второго класса будет интересно побывать в этих местах. Объекты моего маршрута: Планетарий, Океанариум, Железнодорожный музей, крейсер Аврора, Военно-Морской музей, Зоологический музей, музей «Мир воды», Цирк, Зоопарк. Я побывал там, конечно, не за один день, Мы с членами моей семьи в течение прошлого года ездили на выходных в эти интересные места. Сначала я покажу вам мои фотографии, сделанные во время этих прогулок. (Федор демонстрирует свои фотографии на фоне перечисленных достопримечательностей). Подробней я хочу рассказать об Океанариуме и Железнодорожном музее.

Океанариум Петербурга-один из самых больших и представительных живых «музеев « подводного мира в Европе», он находится на улице Марата, недалеко от Театра Юного Зрителя. При входе нас встречает страшная-престрашная рыба, в челюсти которой можно сфотографироваться. Вот моя фотография с ней (фото) В первой части океанариума можно увидеть жителей водоемов нашего края, некоторые из них знакомы мне по рыбалке (фото). Больше всего мне понравился зал, где демонстрируется мир побережья океана. Там сделана специальная установка, демонстрирующая морской прибой, которая  срабатывает через каждые 5 минут. Также многим посетителям, да и мне тоже, интересно посмотреть на рыб-пираний, которые на самом деле не такие уж и кровожадные, как про них говорят (фото).

Второй мой самый любимый музей - Железнодорожный (фото). Он находится на Садовой улице, недалеко от Сенной площади. К сожалению, ребята ходят туда нечасто, а зря. Здесь можно увидеть действующие модели разных поездов. Так увлекательно наблюдать за их движением (фото)! Всегда много народа у модели первого русского паровоза, который создали братья Черепановы (фото). А девочкам, думаю, больше понравится модели вагонов транссибирского экспресса, где можно увидеть вагон-кухню, вагон-спальню, вагон-гостиную (фото).

Ребята! Мне кажется, что нам чаще надо ходить в музеи, потому что в нашем городе так много интересного и за всю свою жизнь можно не успеть всего увидеть.

Ученица.

Я хочу рассказать о нашей семейной прогулке в Александровский парк на выставку «Петербург в миниатюре».

Однажды мама рассказала, что она слышала, что в городе открылась выставка, где демонстрируются сделанные из металла уменьшенные модели многих петербургских достопримечательностей. Нам с братом очень захотелось их увидеть. И вот в воскресный день мы  всей семьей отправились на прогулку (фото). Оказалось, что выставка находится прямо у станции метро Горьковская, так что далеко идти не пришлось.  На этой фотографии мы с папой и братом сидим за столом с первыми архитекторами, которые строили наш город. Я знаю, что среди них есть Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли (фото). А на этой фотографии мы с братом Ваней стоим у модели Собора Воскресения Христова , который чаще называют Спасом –на - Крови. После нашей прогулки мы с братом склеили  из картона макет собора, сейчас я вам его покажу (показывает). На следующей фотографии у меня на руке как будто стоит Петропавловский собор (фото) – это моя мама предложила так сфотографировать. Мне очень понравилась наша прогулка, потому что мы гуляли по городу всей семьей и никто никуда не торопился !

Ученица.

Я хочу рассказать о своей прогулке с мамой и папой по набережным нашего города.  Прошлым летом мы специально ходили фотографировать некоторые из них. Это фотографии, сделанные моим папой (фото).

Я узнала, что берега наших петербургских рек специально «одевают» в гранит, чтоб берег не размывала вода. Ведь часто в Петербурге случаются наводнения (фото). Гранит для набережных привозят из Карелии, он может быть розоватого цвета, может быть серым (фото). Мосты через Неву очень длинные и красивые. На занятиях кружка по истории города мы выучили, что их 10. Я могу их назвать.

 Ученица показывает на карте города и называет мосты. Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Железнодорожный, Александра Невского, Большеохтинский, Володарский, Вантовый, Ладожский.

Это фотография Троицкого моста (фото), его легко узнать, потому что фонарь на мосту состоит из трех светильников.

Мы гуляли с родителями белой ночью и видели развод мостов - все жители и гости нашего города должны знать, что ночью мосты через Неву разводятся!

Это очень красиво, когда мосты поднимают, то целые караваны корабликов идут по Неве один за другим, везут грузы. Я совсем не хотела спать, когда мы гуляли, хотя и вернулись домой в 2 часа ночи. Я никогда не забуду эту прогулку по Петербургу с мамой и папой!

 ПДО Чернышева О.И.  Ребята, сейчас перед вами выступят две наши ученицы, они сестры, Аня учится во 2 классе, а Настя в 10. Они хотят рассказать вам о своих любимых местах города.

 Выступление учениц.

Ученица 1.

Маленький Северный рай, Каменные цветы,

Падают все мосты на небо, И на небо падаем мы…

Молчит, не дает ответ, Слезы льет город мой,

Ему уже 300 лет, А он еще молодой…  

Ученица 2.. У каждого из нас, кто родился и вырос здесь, в Санкт-Петербурге, есть СВОЙ город. Мы просто берем фотоаппарат и гуляем по городу и в солнечную погоду, и в хмурые дождливые дни. У каждого  в нашей семье  есть свои любимые места.

Ученица 1. Для меня это тихий уголок Парка Победы и площадь у Планетария, где в любое время года проходят праздники. Для папы -  это центр города. Как архитектору ему интересно изучать строения великих мастеров прошлых столетий. Именно с ним мы поднимались на колоннаду Исаакиевского собора и смотрели на наш город с высоты птичьего полета (фото).

Ученица 2. Для меня родное место города – Стрелка Васильевского острова и акватория Невы у Петропавловской крепости. Здесь я встречаюсь с друзьями или гуляю одна, наслаждаясь стариной. Наша мама выбрала для себя Михайловский сад. Сюда мы обязательно приходим в День Города, на различные международные выставки флористов и концерты (фото).

 Ученица 1. Именно здесь я начала делать мои первые фотографии. Однажды даже “подсматривала”  за женихом и невестой, которые гуляли по саду. В прошлом году нам посчастливилось принять участие в Петровской Ассамблее во двориках Капеллы в День Рождения Петра Первого – 30 мая. Мы с сестрой  танцевали под старинную музыку, слушали указы Петра I. Это было интересно – дамы и кавалеры были одеты в старинные костюмы и говорили длинно, как будто пели. А потом мы вышли на Дворцовую площадь и попробовали сами стать придворными дамами (фото).

Ученица 2.  А удивительную красоту осень мы любим “ловить” в парках Царского Села. Здесь живут наши бабушка и дедушка, поэтому, когда мы приезжаем в гости, обязательно идем на прогулку. Дух захватывает от яркости осенних красок среди красоты дворцов! (фото).

 Ученица 1. У нашей семьи есть традиция – начинать летние каникулы с прогулки в парках Петергофа. Сложилась она еще задолго до моего рождения. Есть фотографии моей сестры,  на которых она, так же как и я сегодня, сидит на каменном льве, бегает под фонтанами-шутихами, любуется Финским заливом (фото).

Ученица 2 А продолжать эту традицию и сегодня нам  очень легко! Наша любимая дача находится всего в 5 км от Петродворца. В живописном месте, рядом с системой озер, которые питают водой фонтаны Петергофа.

Любовь к городу – это желание сохранять его красоту, умение любоваться им в любую погоду и делиться радостью общения!

Учитель английского языка.

В нашей школе предмет история города изучается не только на русском, но и на английском языке (правда, начиная только с восьмого класса). Это очень помогает ученикам в жизни. Когда к нам в школу приезжают иностранные гости, вы можете рассказать им о достопримечательностях нашего города и показать их! Пройдет всего несколько лет, и вы, как и нынешние старшеклассники, сможете сделать это свободно. А пока давайте послушаем десятиклассников. Они расскажут вам о некоторых интересных местах Петербурга, где они побывали вместе с классом.

Чтобы вам все было понятно, ученица 8 класса будет переводить рассказ ребят на русский язык.

На экране проектора появляются фотографии. Десятиклассники комментируют снимки по-английски.

The Summer Garden.

Слайд 1. The Summer Garden is the first park.

Слайд 2. Its alleys are decorated by the sculpture, brought by Peter I from Italy 300 years ago. The various flowers are grown in summer here.

Слайд 3. Now you can see the sculpture «Justice» and our classmate.

Слайд 4.Here our class near the famous railing of the Summer Garden. One of the architects of it was the son oа Peter’s cook. He was sent abroad by the emperor to get knowledge in architecture.

Слайд 5. Как вы думаете, что спрятано в этих ящиках?

Слайд 6.The favourite monument to The fabulist Ivan Krylov is situated in the Summer Garden. The pedestal of the monument is adorned by the heroes of his fables. The sculptor is Peter Klodt.

Слайд 7. There is the oldest oak tree of The Summer Garden. It’s more than 300 years!!!

Saint Peter and Paul Fortress

Слайд 8. It’s our walk, devoted to the birthday of our city.

Учитель английского языка. Дети, кто помнит, когда город празднует свой день рождения? Дети отвечают: 27 мая 1703 года.

The main sights of Saint-Petersburg are behind us.

Десятиклассник указкой показывает на экране по очереди и называет- Исаакиевский собор, Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, Биржа и Нева.

Учитель английского языка. А как называется остров, на котором находится Петропавловская крепость?

Дети отвечают : Заячий.

Десятиклассник повторяет название по-английски - Hare Island.

Слайд 9. It’s the monument to the founder of our city-Peter I. The sculptor is M.Shemyakin.

Tsarskoe Selo

Слайд 10. The most favourite and the nearest suburb is Tsarskoe Selo.

Here you can see us near the monument to the last Russian emperor Nikolay I. The oaks, planted by the tsar himself, are grown here.

Слайд 11. We are on the stairs of the cathedral which was built in honour of the anniversary of Romanov dynasty.

Слайд 12. The gates of the town Fedorovsky resemble Russian ancient temples of Vladimir and Suzdal.

Слайд 13. The artificial mountain with the Chinese summer house is called Big Caprice. The architect is Neelov.

Учитель английского языка..: А теперь, ученики второго класса, давайте вы нам  скажете по-английски,  как называются достопримечательности, о которых мы сегодня говорили.

Дети отвечают хором.

ПДО Чернышева О.И. Дорогие ребята! Спасибо вам всем большое за выступления, за ваши замечательные рассказы. Я хочу познакомить сегодня всех, кто еще не знает с  нашей группой, которая уже несколько лет работает в социальной сети «В контакте», группа называется «Уроки истории и культуры Санкт-Петербурга».

Учитель демонстрирует страницу группы в интернете. http://vk.com/club30650741

Здесь ученики нашей школы, их родители и друзья могут обменяться мнениями о разных событиях в жизни города, создать собственную тему или альбом, связанный с городом. Старшеклассники даже выполняют домашние задания на страницах этой группы. Недавно мы создавали фотоальбом, где ребята и некоторые учителя писали о своих любимых местах в Петербурге.

Собравшиеся просматривают в интернете альбом «Любимые места города», авторы фотографий комментируют свои посты.

ПДО Чернышева О.И. Сегодня мы предлагаем дать старт новому школьному краеведческому проекту. Давайте попробуем сделать общими усилиями фильм о наших прогулках по Петербургу. Это будет семейный проект. Вы выходите семьей на очередную прогулку по городу, выбираете какое-либо понравившееся место, а затем изображаете его любым доступным вам способом. Вы можете сделать рисунок, поделку, вышивку. Главное, чтоб вы самостоятельно создали зримый образ этого места. Затем мы поместим фотографию места и его образ, созданный вами, на одну страницу. Город, таким образом, оживет в ваших работах. Мы соединим все наши работы, подберем к ним музыку и получится фильм о НАШЕМ Петербурге. Для вдохновения я предлагаю посмотреть фильм «Коты Петербурга».

Демонстрация шуточного фильма «Коты Петербурга» http://vk.com/video-30650741_161729836

Учитель математики

Дорогие ребята!  Мы, ваши учителя, тоже очень любим Петербург, мы счастливы жить и работать здесь.. Часто мы все вместе отправляемся в театр, на выставку, в этом году компания наших учителей отмечают 10-летний юбилей совместных походов на концерты летнего штраусовского фестиваля «Большой Вальс» (фото). Ежегодно, в пору начинающихся белых ночей, мы вместе со старшеклассниками отправляемся на так называемую «Прогулку.» Мы собираемся у школы вечером, доезжаем на метро до центра. А затем идем пешком по городу - наш маршрут проходит по Летнему Саду, набережным Невы, Мойки, канала Грибоедова, мимо Новой Голландии, Медного Всадника, Адмиралтейства, мы гуляем по Островам (фото). Возвращаемся к школе на последней электричке метро. Наша школьная компания во время Прогулки может насчитывать до 40 человек. Никому не бывает скучно, мы вспоминаем все хорошее, что было в этом учебном году, разговариваем, поем песни, смотрим закат на Стрелке Елагина острова…Никто не вспоминает, кто из нас Учитель, кто Ученик, кто Родитель. Мы все становимся просто петербуржцами (фото).   Самые отважные старшеклассники и некоторые родители с недавнего времени принимают участие в велосипедной ночной прогулке по городу, мы едем от школы до самого центра, переезжаем на Васильевский остров, затем возвращаемся на левый берег Невы, смотрим развод мостов и к 4 утра возвращаемся к школе (фото). Мы надеемся, что все наши школьные петербургские традиции сохранятся и в будущем!!!

ПДО Чернышева О.И. Дорогие друзья! Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Я от всей души  благодарю всех, кто выступал сегодня, кто внимательно слушал, кому было интересно. Нас ждут новые проекты, надеюсь, что у нас появятся новые участники. Мы очень хотим, чтоб к нам присоединялись  взрослые  - мамы и папы, сестры и братья, бабушки и дедушки. Ведь все мы – петербуржцы, давайте не будем об этом забывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паралимпийский школьный день ШКОЛА N12 с углубленным изучением английского языка. Василеостровского района города Санкт-Петербурга

УПАРАЛИМПИЙСКИЙШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬМетодические рекомендации   Методические рекомендации составлены учителем физической культуры Болдовской Н.С.и педагогическим коллективом ГБОУСОШ №12 с углубленны...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

Авторская методическая разработка по английскому языку «SAINT PETERSBURG FAMOUS BRIDGES» («Знаменитые мосты Санкт-Петербурга»)

Данная учебно-методическая разработка может использоваться на уроках английского языка в 6-9-х классах общеобразовательных школ (в зависимости от подготовленности учеников).Авторская разработка «Знаме...

Презентация "Спортивная жизнь Санкт-Петербурга"

- спортивные сооружения СПб- новые спортивные сооружения- проведение игр в 2018 г.- олимпийские чемпионы СПб...

Особенности проведения индивидуальных занятий по математике обучающихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга.

 Основные особенности обучение учащихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с требованиями  законодательства об образовании в  Российской...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...