проект "Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста"
проект по краеведению

Яковлева Татьяна Анатольевна

"Без традиции нет культуры,

Без культуры нет воспитания

Без воспитания нет личности,

Без личности нет народа".

Г.Н. Волков

(Чувашский этнопедагог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chuvvvvv.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»

Ибресинского района Чувашской Республики

Проект на тему:

Этнокультурное воспитание и образование

детей дошкольного возраста

воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны

Ибреси, 2020 г.

 

«Без традиций нет культуры,

Без культуры нет воспитания,

Без воспитания нет личности,

Без личности нет народа».

Г.Н. Волков

(чувашский этнопедагог)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.  

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
  • Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.  Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей русскому языку, краеведению, истории и традициям народа, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:  

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.  

Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.  

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей.

То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим родного края.
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
  4. Воспитывать положительное, толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.
  5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.  
  6. Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями чувашской культуры, повышать педагогическую культуру родителей.
  7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОУ.

Сроки: 3 года (средняя – подготовительные группы).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко».

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОУ и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:

 Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность  

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению.

Народное искусство  способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить, как жили люди.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

  1. Образовательные:  знакомит с жизнью и бытом, самобытной

культурой, изделиями прикладного искусства чувашского народа;

  1. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
  2. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции         одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

         Метод проектов 

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений: 

  • анализировать ситуацию;
  • обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
  • предлагать пути её решения;
  • работать в команде;
  • давать экспертную оценку;
  • выявить результативность;  

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

  • требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
  • проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
  • широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
  • реализация проектов способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.  

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).  

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

         Технология сетевых и партнерских взаимодействий 

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с учреждениями культуры.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап подготовительный (организационный):

Задачи:

  1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.  
  3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.
  4. Составление перспективного плана работы.
  5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.
  6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.
  7. Формирование развивающей среды по этнокультурному и нравственно патриотическому воспитанию.  
  8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (продуктивный) Задачи:

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
  2. Создание условий для успешного овладения детьми этнокультуры средствами разнообразной деятельности: декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  3. Проведение выставок детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.
  4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
  5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний)

III этап (заключительный): 

Задачи:

  1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.  
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.  
  3. Выявление   недостатков, трудностей и проблем в работе.  
  4. Описание полученного опыта.
  5. Проектирование программы дальнейшей деятельности.

Формы реализации проекта 

  1. Проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, истоками народной культуры.
  2. Организация проектной деятельности
  3. Ознакомление детей с фольклорными традициями народа (проведение народных праздников).
  1. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: мини-уголок «краеведение», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  2. Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства народа через организацию экскурсий в музей.
  3. Участие детей в праздниках, дидактических, подвижных играх на основе традиционной культуры родного края.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта: 

  • Тематические беседы.
  • Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация).
  • Рассматривание изделий чувашского народного искусства, иллюстраций, альбомов.
  • Заучивание стихов,  народных песен на чувашском языке.
  • Чтение детской чувашской художественной литературы, стихотворений, сказок.
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые.
  • Экспериментирование с различными художественными материалами.
  • Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду).
  • Конкурс рисунков совместно с родителями «Декоративно-прикладное искусство народов родного края».
  • Экскурсии в музей.
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.  
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Организация тематических вечеров.
  • Участие в оформлении «Уголка краеведения» в группе.

Формы работа с родителями по реализации проекта: 

  • Консультирование родителей.
  • Участие в сборе предметов народного творчества и быта.
  • Беседы.
  • Мастер — класс для педагогов по изготовлению куклы в чувашском национальном костюме.
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов.
  • Участие в оформлении «Уголка краеведения» в группе.
  • Выпуск папок-передвижек по ознакомлению детей с бытом, декоративно прикладным искусством и традициями народов родного края.

Формы работы с педагогами по реализации проекта: 

  • Проведение консультаций.
  • Проведение мастер-классов.
  • Методическое обеспечение педагогической работы.
  • Дидактическое обеспечение педагогической работы.
  • Организация самообразования.
  • Участие в конкурсах педагогического мастерства.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Мероприятия  

Сроки

Ответственные

 

1 этап. Организационный

 

2

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению 

сентябрь

воспитатель

3

Изучение теоретических вопросов по темам самообразования 

сентябрь

воспитатели

5

Разработка планов         работы

(перспективный, тематический, план работы с родителями) 

октябрь

воспитатель,      воспитатели

6

Определение ответственных за

реализацию направлений работы

октябрь

воспитатель

7

Определение ресурсного обеспечения 

октябрь

воспитатель

8

Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей)

октябрь

воспитатель

 

2 этап. Продуктивный

2

Разработка         конспектов занятий по

ноябрь-

воспитатели

образовательным темам рабочих программ  

апрель

3

Реализация плана-графика ООД 

ноябрь-

апрель

воспитатели

4

Реализация работы с родителями по проекту 

ноябрь-

апрель

воспитатели

5

Организация образовательного этнокультурного пространства в ДОУ

(мини-музей «Чувашская изба»,

этнокультурный уголок в группе)

октябрь-

ноябрь

воспитатель, воспитатели

6

Наработка практического материала для педагогов

ноябрь-

апрель

воспитатель

8

Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами  

ноябрь-

апрель

воспитатель

 

3 этап. Итоговый  

1

Проведение итогового мероприятия

май

воспитатель, воспитатели

2

Составление отчета по результатам проекта

май

воспитатель

3

Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете

май

воспитатель

 

 

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:  

➢ Мини-музей  «Чувашская  изба»

Цель: создание представлений об образе жизни, организации быта народа.  

Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства чувашской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, посудной утвари, элементы народного декоративно прикладного искусства.

Условия организации развивающей среды в группе:  

  • наличие дидактических и развивающих игр;  
  • разработка таблиц с элементами народных узоров;  
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
  • наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;
  • альбомы о Чувашии;
  • художественная литература;
  • альбомы о знаменитых земляках;
  • государственные символы России и Чувашской Республики.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (чувашской), и региональной.  
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа, умения различать изделия  народных промыслов.  
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре русского народа.
  • Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами.  
  • Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Форма подведения итогов – педагогическая диагностика детей по направлениям реализации проекта, для которой разработаны контрольные и индивидуальные беседы, критерии оценки.

Методы педагогической диагностики: 

  • беседы с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:

Ежегодно проводится педагогическая диагностика на основе методики, разработанной Новицкой М.Ю. Педагогическая диагностика проводится в два этапа. На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.  

Система оценки качества этнокультурных представлений детей: Знания и умения детей дошкольного возраста оцениваются по следующим параметрам:

  • Знание обрядов и праздников русского народа.
  • Знание элементарных народоведческих и этнографических знаний.
  • Владение речью, сценические навыки.
  • Умение         двигаться         в         хороводе,         владеть         основными         элементами фольклорной хореографии.
  • Умение организовывать народные игры в детском коллективе.
  • Умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество           звучания.

Знания и умения детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению оцениваются по следующим параметрам:

  • Знание характерных особенностей народного декоративно – прикладного искусства.
  • Знание элементов орнамента.
  • Умение выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно прикладного искусства, использовать разнообразные приемы и элементы создания узора.
  • Умение создавать изображения по мотивам чувашского орнамента.

Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводятся 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). Результат оценивается по трем уровням (высокий, средний, низкий). В течение года проводятся отчетные концерты в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА 

Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников. 

Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:  

  • положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;
  • пополнена предметно-развивающая среда дошкольного учреждения;
  • создана система воспитательно-образовательной работы, в которой определены условия для целостного развития личности ребенка через реализацию проекта этнокультурной направленности.

При всей результативности реализации проекта, создании этнокультурной образовательной среды, у нас имеются определённые трудности:

  • недостаточная сформированность этнокультурной компетентности у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей;
  • недостаточное         оснащение         предметно-пространственной среды, методической литературы;  
  • недостаточной совершенство сетевого взаимодействия с социумом в плане этнокультурного образования.

В связи с этим намечены следующие пути решения проблем:

  • формирование этнокультурной компетентности педагогов в области этнокультурного воспитания и обучения через обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению,
  • продолжить обогащение предметно-пространственной среды, методической литературы через расширение партнёрских взаимоотношений с учреждениями социума, родителями,
  • расширение сетевого взаимодействия по этнокультурному воспитанию детей на уровне городских и республиканских организаций.

Для оценки уровня этнокультурного образования дошкольников применялась авторская методика «Психолого-педагогическая диагностика этнокультурного образования» Бабуновой Е.С.

Оценка сформированности этнокультурной образованности детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и анализа продуктивной деятельности. Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.  

 

 

Учебный год

Сформированность этнокультурной образованности детей

Познавательный

Эстетический

Коммуникативный  и социализация

Среднее значение компонентов

 

 

Таким образом, в ходе проведения оценки качества была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурного образования воспитанников посредством реализации проекта. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной образованности детей имеет положительный результат. Не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.  
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
  3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21.
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
  5. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е.  Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А.

Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.

  1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ.  М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
  2. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
  3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
  4. Комратова, Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С.92-97.
  5. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
  6. Лаврова         Л.Н.         Проектная         деятельность         с         дошкольниками         по краеведению: учебно-методическое пособие / Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва. – 2-е изд. – Липецк: ЛИРО, 2014. – 154с.
  1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
  1. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
  2. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
  3. Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. –  №1. – С. 23-30.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.

Электронные информационные ресурсы:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 
  2. Концепция этнокультурного образования в РФ. Режим доступа: http://www.akc.ru/rucont/itm/192126/ 
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской         Федерации         на         2016-2020         годы».         Режим         доступа:

http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.  Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Виды прогулок, их компоненты. Организация проведения прогулок с дошкольниками....

Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Виды прогулок, их компоненты. Организация проведения прогулок с дошкольниками....

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", 2018г.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРА...

Всероссийская научно-практическая конференция "Современные тенденции в воспитании и образовании детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Предметно-практическая деятельность как одно из эффективных направлений обучения детей-инофонов русскому языку"...