Портрет комсомольского лидера: А.М. Спекторский
статья по краеведению

Завьялова Александра Арефьевна

Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе: сб. статей участников XVI Региональной науч.-практ. конф., 13 дек. 2018 г. / отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019.Стр. 304-308

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_aa_markina_ea_zavyalova_sv.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 908

ПОРТРЕТ КОМСОМОЛЬСКОГО ЛИДЕРА:

А.М. СПЕКТОРСКИЙ

PORTRAIT OF A KOMSOMOL LEADER:

A.M. SPEKTORSKY

С.В.Завьялова 1, А.А. Завьялова 2, Е.А. Маркина 3

S.V. Zavyalova, A.A. Zavyalova, E.A. Markina

1 Филиал Самарского государственного университета путей сообщения

в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук, преподаватель

603002, г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, д. 5 а

E-mail: zavyalova_sv@mail.ru;

2 МБОУ «Школа № 60» г. Нижнего Новгорода, учитель истории и обществознания высшей категории

603135, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 55 к. 3;

3 МБОУ «Школа № 60» г. Нижнего Новгорода, ученица 11-го класса

Аннотация: В статье рассказывается о комсомольском прошлом Александра Михайловича Спекторского, о его службе в ВМФ СССР, о формировании качеств характера комсомольского лидера и их влиянии на профессиональную деятельность.

Ключевые слова: Александр Михайлович Спекторский; комсомол; Военно-Морской Флот СССР; противолодочный корабль. 

Summary: The article describes Komsomol past of Alexander M. Spektorsky, his service in the Soviet Navy, the formation of the qualities of the character of the Komsomol leader and their impact on professional activities.

Key words: Alexander M. Spektorsky; Komsomol; the Soviet Navy; anti-submarine ship.

2018 г. богат на юбилейные даты, связанные с отечественной историей. Одной из них является 100-летие комсомольской организации. Комсомол в советское время стал настоящей школой жизни, источником формирования мировоззрения, личных и деловых качеств для миллионов молодых людей. К огромной армии комсомольцев принадлежал тогда и Александр Михайлович Спекторский – ныне директор нижегородской школы № 60.

В ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ) А. Спекторский вступил в октябре 1971 г. во время учебы в родной школе № 169 Автозаводского района города Горького, вступил одним из первых среди одноклассников. Александр хорошо учился, проявлял себя в общественной работе, спортивных соревнованиях – по баскетболу, лыжам, легкой атлетике. После окончания школы был призван на службу в Военно-Морской Флот. Служба для него началась в Архангельске в учебном отряде по специальности «радиометрист артиллерийский». Здесь Александр проучился полгода. Перед тем, как попасть на военный корабль, прошел серьезную проверку физических и интеллектуальных возможностей, испытание в барокамере, тестирование. После «учебки» служил в Североморске с 1974 по 1977 год, сначала на большом противолодочном корабле «Доблестный», затем на аналогичном судне «Жаркий». Для этого нового корабля, полученного в Ленинграде, была сформирована новая команда, а через некоторое время Александр Михайлович был избран секретарем комсомольской организации этого корабля [1].

Первый месяц службы изучали устройство корабля, потом сдавали экзамен. В учениях запрещалось подсказывать друг другу, иначе следовало наказание. Чаще всего наказание заключалось в дежурстве с двух часов ночи до шести часов утра. Если дежурный засыпал, то получал очередное взыскание. Так вырабатывались такие черты характера, как выдержка и самообладание, сила воли и мужество.

В отделении на корабле было шесть человек, отвечавшие за стрельбу из двух скорострельных орудий. Нередко участвовали в учениях, сбивали учебные радиоуправляемые самолеты (ЛА-17). На корабле было помещение, в котором находились мониторы; на их экранах высвечивался захват цели и раздавалась команда «Огонь!» Для того, чтобы выстрелить из двух орудий, два человека одновременно нажимали каждый на свою гашетку. Так вырабатывались четкость и синхронность в действиях, ответственность, взаимодействие с другими и сплоченность [1].

Кроме тренировочных стрельб, отрабатывались действия в разных ситуациях. Например, сдавали допуск на случай, если корабль получит пробоину. Это была учеба по борьбе «за живучесть» судна. Трюм во время такой учебы наполняли водой, нужно было быстро закрыть пробоины.

Дважды в неделю на корабле проводились политические занятия, на которых Александр Михайлович часто выступал с сообщениями по материалам съездов КПСС и пленумов ЦК. Для таких выступлений была оформлена специальная красная тетрадь с конспектами лекций по выступлениям государственных и политических деятелей СССР. В соответствии с должностью комсомольского лидера Александр Михайлович не мог оставаться в стороне от современной ему политической ситуации в стране и мире [1].

В семейном архиве Спекторских хранятся письма к родным со службы на флоте. Их автор никогда ни на что не жаловался, описывал только положительное из того, что происходило на корабле. Сын заботился о том, чтобы родные были спокойны. А во время службы случалось разное. После полутора лет службы на флоте Александр Михайлович участвовал в дальнем боевом походе, за который получил соответствующий значок. Начался этот поход в Баренцевом море, в Мурманской области около острова Кильдин. За время похода, продолжавшегося около 2,5 месяцев, корабль прошел все океаны, кроме Тихого. Во время похода заходили на Кубу по плану предварительного ремонта (ППР), там же пополнили запасы свежего питания и воды. В течение боевого похода самолеты блока НАТО часто пролетали низко над палубой корабля, махали крыльями и иногда сбрасывали посторонние предметы, то есть совершали провокационные действия. Однажды стояли в Александрии, в Египте. В то время отношения между СССР и Египтом ухудшились, и на базу советского корабля прорвались «чернорубашечники», кидали «коктейли Молотова». Командование корабля приняло решение покинуть бухту.

В столице Норвегии, городе Осло, провели целую неделю, ходили в увольнение с офицером – капитан-лейтенантом Евгением Кнышем, который заведовал на корабле связью, служил в отделении радиометристов (после службы на флоте он преподавал на военном факультете Горьковского политехнического института).

Во время боевого похода проходили пролив Босфор, при этом для военного корабля был выделен буксир-лоцман, чтобы корабль не сел на мель. Приходилось ходить на корабле при шторме в шесть баллов. У каждого корабля есть успокоитель качки (УК), который создает во время шторма баланс. На каждом столе в столовой имелись специальные приспособления, чтобы тарелки не съезжали во время шторма в сторону. Во время боевых походов выставлялись бумажные мешки с сухариками, чтобы организму было легче переносить качку: бортовую (слева направо) и килевую (с носа корабля набок). Во время шторма ящики для вещей в кубрике закрывались на ключ. У выхода на палубу дежурили старослужащие, чтобы молодые и неопытные матросы не выходили на палубу, чтобы их не снесло ветром или не смыло волнами за борт. Привыкать к штормовым условиям было очень трудно.

На корабле был десантный взвод из двадцати человек, он должен был защищать корабль и команду от возможных провокаций натовских военных. Когда десантники выходили на берег, команда корабля прощалась с ними как в последний раз, но с надеждой на их благополучное возвращение.

В узких проливах нейтральных вод фрегаты блока НАТО выстраивались в ряд. При этом командир нашего корабля приказывал приводить в боевую готовность орудия и ракетно-бомбометные установки (РБУ с 12 ракетами), которые предназначены для уничтожения подводных лодок. Гидроакустики обнаруживали местонахождение подводных лодок. Во время учений РБУ «вспахивали» дно моря на 0,5 гектара, жизнь в этом месте океана останавливалась. Также на корабле находились торпедные аппараты и другое вооружение.

Почему Александра Михайловича на корабле выбрали секретарем комсомольской организации? Он был ответственным, политически грамотным, знал историю, мог доступно донести нужную информацию до своих товарищей-комсомольцев, являлся отличником боевой и политической подготовки. Экипаж корабля составлял около двухсот человек, за поведение комсомольцев секретарь комсомольской организации был в ответе. Необходимо было сплотить коллектив едиными целями, ценностными установками, чтобы каждый чувствовал себя частью единой большой команды. Задача секретаря комсомольской организации корабля заключалась также в следующем: помогать офицерам проводить политические занятия (учебу), настраивать коллектив перед выходом в боевой поход, на боевое дежурство, а также своим поведением быть образцом, примером для других и не теряться в экстремальных ситуациях. А ситуации были разные, в том числе, и конфликтные. В отделении (это восемь человек) были и русские, и украинцы, и эстонцы, киргизы, казахи. А.М. Спекторский и как лидер по натуре, и как секретарь комсомольской организации корабля, улаживал такие ситуации, помогал в трудных случаях жизни на корабле, старался поднять настроение, создать хорошие отношения. На корабле нельзя давать волю страху и панике.

После службы на Северном флоте Александр Михайлович учился в Горьковском педагогическом институте им. М. Горького на естественно-географическом факультете, который окончил в 1984 г. С 1986 по 2003 год работал учителем биологии. Его ученики всегда радовали своими успехами. Многие участвовали в областных и всероссийских олимпиадах, показывали хорошие результаты, поэтому Александр Михайлович два года возглавлял рейтинг лучших учителей Нижнего Новгорода. Область его творческих интересов составляют здоровьесберегающие, личностно-ориентированные педагогические технологии, профилизация в общеобразовательном процессе. А.М. Спекторский – неоднократный участник научно-методических конференций преподавателей вузов, ученых и специалистов, автор публикаций в трудах этих конференций. За творческий труд он неоднократно отмечался грамотами и благодарностями Департамента образования города и области. В 2002 г. ему было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» [2, с. 222].

В июле 2003 г. Александр Михайлович стал директором школы № 60 Нижнего Новгорода, где работает по сей день. За время его руководства школа стала современной, узнаваемой в городе и области. Благодаря успешной реализации программы модернизации образовательных учреждений удалось серьезно преобразовать школу, сделать ее комфортнее и информативнее.

Как директор, Александр Михайлович не останавливается на достигнутом, строит планы на будущее: «В перспективе хотелось бы, чтобы каждый кабинет был оформлен по последнему слову техники, чтобы ученики с легкостью могли пользоваться персональными компьютерами или планшетами. Здание школы должно быть современным. Многое уже сделано, но сделать предстоит еще больше» [3].

Совмещая работу с учебой, Александр Михайлович получил второе высшее образование в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Служба в военно-морском флоте и исполнение обязанностей секретаря комсомольской организации дали многое, научили находить правильные решения в чрезвычайных ситуациях, закалили. К тому же, служба научила лидерству.

Команда корабля – единый организм, от слаженности действий которой зависит успех, от одного зависят все. Навыки комсомольского лидерства пригодились и в педагогической деятельности, в руководстве школой, в которой, подобно кораблю, все должно функционировать слаженно, синхронно, ответственно и эффективно, потому что от умелого руководства зависит успех всех: и учителей, и обучающихся, и родителей.

Источники и литература

1. Интервью с А.М. Спекторским 21.05.2018 г. // Хранится в личном архиве А.А. Завьяловой.

2. Кто есть кто. Нижегородская область / Ред. Л.Г. Гайко. – Н. Новгород, 2007.

3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 60» города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс].  URL: http://60nn.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B/ (дата обращения: 16.10.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

ЭОР к уроку " М. Горбачев. Портрет политического лидера"

ЭОР (электронная презентация) к уроку " М. Горбачев. Портрет политического лидера"...

Исследовательский проект на тему: "Портрет лидера"

Основной метод, используемый в проекте - анкетирование учащихся....

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...

Занятие 6. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.

Цель: исследовать групповой портрет лидера, соответствие его команде.Задачи:• выявить общий портрет лидера, его качества;• соответствие портрета лидера каждому участнику;• из...

Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.

Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....