ФГОС 5 класс
учебно-методический материал по краеведению (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 1.
Тема. Введение. Кубановедение как предмет. Кубань-многонациональный край.
Предметные задачи:
-формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.
-диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
-формирование интереса и мотивации обучения, уважительного толерантного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Образовательные ресурсы:
-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;
-атлас История Кубани;
-видеофильм «История Кубани»;
-мультимедийное оборудование.
Работа с терминами:
- Основные понятия: археология, орудия труда, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники, национальность, народность.
- Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.
Обязательный минимум содержания: что изучает кубановедение – проблема предназначения исторической краеведческой науки. Из чего складываются исторические знания об истории малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории?
Предварительный просмотр:
Урок 2.
Тема. Древние собиратели и охотники.
Предметные задачи:
- определение и характеристика основных этапов эволюции человека и расселения людей по территории Кубани;
- развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа;
- привитие бережного уважения к труду и историческим открытиям в древности.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Образовательные ресурсы:
-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;
-атлас История Кубани, схемы, таблицы;
- ЭОР(презентация к уроку «Древние собиратели и охотники»);
-мультимедийное оборудование.
Работа с терминами:
- Основные понятия: палеолит, культурный слой, питекантроп, присваивающее хозяйство, родовое устройство, ритуал, религия.
- Выдающиеся личности: В.Е. Щелинский
Обязательный минимум содержания: формирование представлений об этапах каменного века на Кубани, достижения современной науки в изучении типов первобытного человека и его расселении на территории края, своей местности.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, Технология оценивания | ||||
I. Входная диагностика. Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Выполнение заданий № 1,2. Задание № 1 Вставить пропущенные слова Слово археология в переводе с ____________ означает __________________ ____________________________. Это наука, которая изучает _____________ __________ по вещественным ______________________ памятникам. Главным способом таких открытий являются ____________________, а также их подводное изучение -________ _____. Задание № 2 Решить тест 1 .Выбери правильный ответ - жизнь древних людей изучается: а) археологами б) этнографами в) нумизматами -первые люди на Кубани появились: а) более 1 млн лет назад б) более 500 тыс. лет назад в) более 50 тыс. лет назад 2. Оцени утверждение и поставь всоответствующем квадрате значок «+» или «-» -первоначально орудия труда производились из железа, потом из меди и бронзы и, наконец, из камня: ВЕРНО НЕВЕРНО | Познавательные УУД: -анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия; - строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. | ||||
II. Планирование деятельности. III. Поиск решения проблемы --открытие нового знания - проектная деятельность учащихся | 1.Фиксирует на доске тему урока: «Древние собиратели и охотники». 2. Предлагает учащимся ответить на вопросы: -что нам сегодня предстоит выяснить? - что мы уже знаем по этой проблеме из курса истории древнего мира? 3. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации) Рассказ учителя с опорой на схему «История человечества» (см. Приложение № 1), ЭОР (презентация к уроку): -ранний палеолит; - возникновение религиозных верований. 4. Проработка содержания темы: - работа с учебником (п.1 стр. 7-8, работа с терминами: культурный слой, неандерталец). Роль учителя – координатор деятельности учащихся | 1.Формулируют вопрос (учебную задачу) на урок в разных вариантах.
Задание № 3 Дописать смысловой ряд: Задание № 4 Заполнить недостающую информацию:
Сообщения учащихся, работавших с заданиями клуба «Посковичок»: - стоянка «Богатыри»; - Треугольная пещера; - Ильская стоянка. | Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах). -выдвигать версии. Познавательные УУД: -определять понятия; -устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне; -находить в различных источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | ||||
IV. Выражение решения проблемы. | Роль учителя – координатор деятельности учащихся. | Первичное закрепление. Выполнение заданий № 6-7 Задание № 6 работа с контурной картой (атлас История Кубани, карта № 1) Задание № 7 Работа с терминами. Используя текст учебника на стр. 11, вписать в текст недостающие слова В период среднего палеолита возник определённый порядок захоронения – погребальный __________________. У людей возникли представления о __________________ _______________, что свидетельствует о наличии у _______________________ первых зачатков _________________. | Регулятивные УУД: -развитие практико – ориентированных самостоятельных действий при работе с атласом, контурной картой; -работа над понятийным аппаратом. | ||||
V. Применение нового знания. | Информация для учителя. Памятка к проведение словесной игры «Снежный ком» Данная игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. В процессе данной дидактической игры рождается повествование о раннее изученном периоде истории, с многократным повторением последнего предложения вместе с уже ранее сказанными предложениями. «Новый слой» как бы налипает на старую основу и вместе с ней становится основой для более нового слоя. Выигрывает тот, кто сумеет сочинить и повторить как можно больший фрагмент текста - «Скачать самый большой снежный ком». Начинает катать ком учитель. Далее дети дополняют его по желанию. | Проведение игры «Снежный ком» Словесная игра «Снежный ком». Примерный текст. Каменный век на Кубани начался около 600 тысяч лет назад. Он длился до IV тысячелетия до нашей эры. Каменный век делится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Слой земли, который сохранил остатки деятельности человека – культурный слой. Тип человека раннего палеолита – питекантроп. К числу ранних стоянок относятся: Абадзехская, Хаджок и Шаханская. Местами обитания древнейших людей Кубани были естественные гроты и пещеры. | Коммуникативные УУД: - излагать своё мнение (в монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. | ||||
VI. Домашнее задание. | Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению. | 1.Прочитать параграф №1 (стр. 7-11) 2. Ответить на вопросы стр. 11 3.* Письменно ответить на вопрос «Почему очень важно бережно относиться к истории родного края в древности?» (составить 3-4 предложения). | Личностные УУД: -извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок
Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....
Презентация урока математики ФГОС класс
Презентация к уроку математики ФГОС 5 класс...
План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3
В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....
Рабочая программа по Информатики и ИКТ ДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА
Рабочая программа по Информатики и ИКТДЛЯ 7 ФГОС КЛАССА...
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")
Разработка технолоических карт к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....